Системный анализ проблемы занятости (безработица)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономико-математическое моделирование
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.01.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Социально-экономическое моделирование. 4
1.1 Модель: сущность и свойства. 5
1.2 Понятие моделирования 6
2. Проблемы занятости (безработица). Теоретические аспекты. 9
2.1 Причины безработицы и её формы 9
1.2 Безработица, как социально-экономическое явление 11
2.3 Виды безработицы и государственная политика занятости 12
2.4 Пути снижения безработицы 14
3Системный анализ безработицы 17
3.1 Методы, используемые для измерения состояния безработицы 17
3.2 Системный подход как научный метод 19
3.3 Системный анализ безработицы с использованием системы МРriority 20
3.4 Модель устранения проблем безработицы 24
Заключение 30
Список литературы 32





Фрагмент для ознакомления

В итоге рыночная ставка процента трансформируется во внутреннюю переменную, и ее равновесное значение освещает тенденцию экономических процессов, которые прогрессируют не только на денежном, но и на товарном рынках.
Модель IS-LM (инвестиции- сбережения, предпочтение ликвидности - деньги) - модель товарно-денежного равновесия, которая дает возможность осветить экономические показатели, отражающие функцию совокупного спроса. Модель дает возможность отыскать такие совокупности рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых параллельно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM считается детализацией модели AD-AS.
Основные уравнения модели IS-LM:
1) Y=C+I+G+Xn - основное макроэкономическое тождество.
2) C=a+b(Y-T) - функция потребления, где T=Ta+tY.
3) l=e-dR - функция инвестиций.

  4) Xn=g-m'-Y~n-R - функция чистого экспорта.
5) М/Р = k-Y-h•R- функция спроса на деньги. Р
Внутренние переменные модели: Y (доход), С (потребление), / (инвестиции), Хп (чистый экспорт), R (ставка процента).
Внешние переменные модели: С (государственные расходы), ms (предложение денег), t (налоговая ставка).
Практические коэффициенты (а, Ь, е, d, g, т , п, k, h) положительны и постоянны.
В краткосрочном периоде, когда экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов, уровень цен Р фиксирован (предопределен), а величины ставки процента R и совокупного дохода Y подвижны. Поскольку Р = const, ведь номинальные и реальные показатели всех переменных соотносятся.
В долгосрочном периоде, когда экономика формируется в состоянии полной занятости ресурсов (Y=Y*), уровень цен Р подвижен. В этом случае переменная ms (предложение денег) считается номинальной величиной, а другие переменные модели - реальными.
Кривая IS - кривая равновесия на товарном рынке. Она характеризуется как геометрическое место точек, которые формируют все комбинации Y и R, удовлетворяющие одновременно тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой IS учитывается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS освещает это равенство (Investment — Savings).
Аналогичные выводы могут быть получены с использованием модели Кейнсианского креста.
Уравнение кривой IS может быть сформировано за счет подстановки уравнений 2, 3 и 4 в основное макроэкономическое тождество и его решения относительно R и Y.
Кривая IS считается более пологой при условии, если:
1) чувствительность инвестиций (d) и чистого экспорта (п) к динамике ставки процента велика;
2) предельная склонность к потреблению (b) велика;
3) предельная ставка налогообложения (t) невелика;
4) предельная склонность к импортированию (т’) невелика;
Под воздействием повышения государственных расходов G или уменьшения налогов Т кривая IS смещается вправо. Динамика налоговых ставок t меняет также и угол ее наклона. В долгосрочной перспективе угол наклона IS также может быть изменен с помощью управления доходами, так как у высокообеспеченных семей предельная склонность к потреблению относительно ниже, чем у малообеспеченных. Остальные параметры (d, n и т') практически не подвержены воздействию макроэкономической политики и преимущественно считаются внешними факторами, которые освещают ее эффективность.
Кривая LM - кривая равновесия на денежная рынке. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения Ms. Во всех точках кривой LM спрос на деныи ранен их предложению. Термин LM отражает это равенство (Liquidity Preference ~ Money Supply).
Рост дохода от У1 до У2 увеличивает спрос на деньги и, следовательно, повышает ставку процента от R1 до R2 , т.е. чем выше уровень дохода , тем выше ставка процента.
Уравнение кривой LM может быть получено путем решения уравнения 5 модели относительно R и У. Уравнение кривой LM имеет вид:
R= k Y – 1 * M Относительно R h h P
Y= 1 * M * h *R Относительно Y k P k Коэффициент h/k характеризует угол наклона кривой LM относительно оси У, который, аналогично углу наклона кривой IS, определяет сравнительную эффективность фискальной и монетарной политики.
Кривая LM является относительно пологой при условии, если:
1) чувствительность спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента велика;
2) чувствительность спроса на деньги к динамике ВНП невелика.
Увеличение предложения денег М s или снижение уровня цен Р сдвигает кривую LM вправо.
Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM.
При фиксированном уровне цен Р равновесное значение У будет единственным. Равновесное значение процентной ставки R может быть найдено путем подстановки равновесного значения Y в уравнение IS или LM и решения его относительно R.
Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики.
Если госрасходы С увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход Y, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги MD, так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Хn. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.
Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (Y0Y2). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет только (Y0Y).
Увеличение предложения денег позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого экспорта.
Увеличение денежной массы Ms сопровождается снижением процентных ставок R, так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций I. В итоге совокупные расходы и доход У увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хп оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Хп зависит от величин изменений К и Л, а также от значений предельной склонности к импортированию т'к коэффициента п.
Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики определяется в зависимости от:
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффиценты d и п);
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффицент h).
Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики определяется величиной эффекта вытеснения. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.
Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:
1) если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к повышению процентных ставок на денежном рынке, то есть если коэффициенты чувствительности d и и относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение R вызовет лишь небольшое вытеснение / и Хп, и поэтому общий прирост Y будет существенным. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой IS. Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение.
2) Если спрос на деньги высокочувствителен к повышению процентных ставок и достаточно незначительного увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал (даже при отноительно высоких коэффициентах чувствительности I и Хп к динамике R). Графически эта ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM. Наклон кривой IS имеет в данном случае второстепенное значение.
Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM. В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и п очень малы. Общий прирост У составляет величину (Y0Yi).
Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска.


Заключение

Таким образом, формируется совокупность выводов о том, что безработица считается одним из составляющих рыночной экономики. Она является некой системой социальных взаимодействий в нахождении общих интересов работодателей и работников.
Теоретический аспект безработицы заключается в том, что это вполне обычное экономическое явление, раскрывающее структурные неравенства на рынке труда, а стало быть, должна быть ограничена определенными показателями, в пределах которых формируется среда эффективного роста и состояние рыночной стагнации.
Наличие безработицы в стране, его прогнозирование, выступает важной составляющей создания рыночного механизма. Законодательство должно быть направлено на распространение современных сфер трудовой деятельности, на увеличение его производительности. В центре внимание в наше время должны быть переквалификация и социальная защита безработных, но только в тандеме с переподготовкой.
Безработными все в большей мере становятся мужчины, наряду с женщинами. Данная обстановка формирует определенную психологическую картину, при которой ребенок не видит родителей работающими и у него создается определенный стереотип.
Увеличивается количество компаний, приносящих убытки. Это дает развитие для формирования в будущем “залпового” выброса трудовых ресурсов. К числу “выдавленных” сотрудников также учитываются выпускники учебных заведений. Требования, которые работодатель выставляет к претендентам на действующие вакансии (стаж работы, высокая квалификация), не дают возможности выпускникам техникумов, училищ занять данные должности в большей мере.
Проблема существует, и это реальность. Но государство ведет активную борьбу с ними, формируя различные меры и пути по ее преодолению.
Государственная программа уже принята и дает свои плоды. Но она еще не достаточно разработана и реализована, также нуждается в активной поддержке страны. Установленный курс нововведений направлен в основном на молодежь. Ведь именно ей, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно решать уже в настоящее время важные и животрепещущие проблемы.
Забота государства о снижении безработицы в стране как важной общественной гарантии для экономически активного населения считается важнейшим показателем государственной поддержки рынка трудовых ресурсов, механизм создания которого будет постоянно обновляться применительно к изменяющимся со временем условиям развития многопрофильной экономики, переоснащения производства, создания эффективной общественной политики.
Но, все-таки, без поддержки малого и большого бизнеса, без развития предпринимательства, без принятия новых программ по занятости населения, и пока нынешняя политика страны имеет паллиативный характер, государство не способно решить проблему безработицы на 100%.
Список литературы

1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2013 – нач. 2014 гг. // «РЭО Вестник», №3381, 2014г.
2. Баскакова М. Е. Современные тенденции положения женщин в сфере занятости и на рынке труда // Материалы конференции "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития", 2009. С. 65-69.
3. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М.,2011 г., с 315.
4. Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2010 году. // Человек и труд, №4, 2012г.
5. Головачев В. По России бродит призрак безработицы. // Труд, 2010г., 15 февраля.
6. Закон от 19 апреля 1991 года «О занятости населения Российской Федерации». Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план. // Человек и труд, №12, 2011г.
7. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. Москва, МАКС Пресс, 2001.
8. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 2011г., с.238.
9. Приказ №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о
финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан за счет средств федерального бюджета».
10. Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек и труд, 2010г., №8, с.73-77
11. Покровская Н. Мама хочет на работу. // Московская правда, 2012г., 10 февраля
12. Труд и занятость в России. – М, 2011г, с.534.
13. У безработных – женское лицо. // Омская газета, 1012г., 4 апреля.
14. Указ от 23 марта 2006г. №768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2010 – 2011 гг.».
15. Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, №12, 2012г., с.42-46.
16. Ширяева Л. Важно быстрее вернуть человека к труду. // Человек и труд, №10, 2012г.
Труд и занятость в России. – М, 2011г, с.534.
Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М.,2011 г., с 315.
Головачев В. По России бродит призрак безработицы. // Труд, 2010г., 15 февраля.
Ширяева Л. Важно быстрее вернуть человека к труду. // Человек и труд, №10, 2012г.
Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, №12, 2012г., с.42-46.
Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. Москва, МАКС Пресс, 2001.











29


1



1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2013 – нач. 2014 гг. // «РЭО Вестник», №3381, 2014г.
2. Баскакова М. Е. Современные тенденции положения женщин в сфере занятости и на рынке труда // Материалы конференции "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития", 2009. С. 65-69.
3. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М.,2011 г., с 315.
4. Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2010 году. // Человек и труд, №4, 2012г.
5. Головачев В. По России бродит призрак безработицы. // Труд, 2010г., 15 февраля.
6. Закон от 19 апреля 1991 года «О занятости населения Российской Федерации». Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план. // Человек и труд, №12, 2011г.
7. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. Москва, МАКС Пресс, 2001.
8. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 2011г., с.238.
9. Приказ №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о
финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан за счет средств федерального бюджета».
10. Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек и труд, 2010г., №8, с.73-77
11. Покровская Н. Мама хочет на работу. // Московская правда, 2012г., 10 февраля
12. Труд и занятость в России. – М, 2011г, с.534.
13. У безработных – женское лицо. // Омская газета, 1012г., 4 апреля.
14. Указ от 23 марта 2006г. №768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2010 – 2011 гг.».
15. Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, №12, 2012г., с.42-46.
16. Ширяева Л. Важно быстрее вернуть человека к труду. // Человек и труд, №10, 2012г.

Вопрос-ответ:

Какие причины вызывают безработицу?

Безработица может быть вызвана различными причинами, такими как экономические кризисы, изменения в структуре экономики, снижение спроса на определенные товары и услуги, недостаток квалифицированного персонала, сезонность, изменения в технологиях производства и т.д.

Какие виды безработицы существуют и какое влияние они оказывают на государственную политику занятости?

Существует несколько видов безработицы, таких как структурная, циклическая, сезонная, скрытая и т.д. Каждый вид безработицы имеет свои особенности и оказывает свое влияние на государственную политику занятости. Например, циклическая безработица связана с колебаниями экономического цикла, а структурная безработица требует реформ и изменений в структуре экономики для ее снижения.

Какие методы используются для измерения состояния безработицы?

Для измерения состояния безработицы используются различные методы. Наиболее распространенным методом является использование опросов и статистических данных, собранных у населения. Также используются данные о количестве заявок на поиск работы, уровне заработной платы, продолжительности безработицы и других показателях.

Что означает понятие моделирования?

Моделирование - это процесс создания упрощенной и абстрактной модели, которая представляет собой математическое описание реальных явлений или систем. Моделирование позволяет исследовать причинно-следственные связи, проводить эксперименты и прогнозировать результаты воздействия на систему.

Какими способами можно снизить уровень безработицы?

Существует несколько способов снижения уровня безработицы, включая изменение государственной политики занятости, создание новых рабочих мест, поддержку предпринимательства, обучение и переквалификацию безработных, стимулирование экономического роста и развития отраслей с высокими темпами занятости и другие меры.

Каковы основные причины безработицы?

Основные причины безработицы могут быть различными и зависят от конкретной страны и ее экономической ситуации. Некоторые из них включают изменения в экономике (например, сокращение отрасли или переход к новым технологиям), демографические факторы (например, рост населения или изменение состава населения), образование и квалификацию работников, а также государственную политику в области занятости.

Каковы виды безработицы?

Виды безработицы могут варьироваться в зависимости от того, как она определяется и какие критерии используются для ее классификации. В общем виде могут выделяться такие виды безработицы, как структурная, циклическая, сезонная и скрытая безработица. Структурная безработица связана с изменениями в структуре экономики и потребностей рынка труда. Циклическая безработица возникает в периоды экономического спада. Сезонная безработица связана с периодическими колебаниями в некоторых отраслях, например, сельском хозяйстве или туризме. Скрытая безработица относится к тем, кто желает работать, но по разным причинам не ищет активно работу.

Что такое государственная политика занятости и как она связана с проблемой безработицы?

Государственная политика занятости включает в себя набор мер и программ, разработанных государством с целью стимулирования занятости и снижения безработицы в экономике. Она может включать такие инструменты, как создание рабочих мест, обучение и переквалификация безработных, финансовую поддержку для предпринимателей и малого бизнеса, содействие мобильности рабочей силы и другие меры. Государственная политика занятости направлена на решение проблемы безработицы путем создания условий для увеличения занятости и сокращения безработицы.

Что такое системный анализ проблемы занятости и безработицы?

Системный анализ проблемы занятости и безработицы — это подход, основанный на изучении и моделировании взаимосвязанных элементов, факторов и процессов, которые влияют на занятость и безработицу. Он позволяет увидеть проблему в целостности, определить ее причины и направить усилия на ее решение.

Какие методы используются для измерения безработицы?

Для измерения безработицы используются различные методы и инструменты, такие как опросы населения, регистрация безработных в государственных службах занятости, анализ данных о занятости в различных отраслях экономики и т. д. Эти методы позволяют определить масштабы безработицы, ее характеристики и динамику во времени.

Какие причины безработицы существуют и какие формы она обычно принимает?

Причины безработицы могут быть разнообразными: экономический спад, структурные изменения в экономике, демографические факторы, недостаточная профессиональная подготовка населения и другие. Она может принимать форму низкой занятости, временной безработицы, скрытой безработицы и др. В каждой стране и регионе ситуация с безработицей может отличаться.