Специфика памяти школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 08.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти студентов 5
1.1. Понятие памяти и ее виды 5
1.2. Механизмы запоминания 11
Глава 2. Исследование памяти у студентов КФУ 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Анализ полученных результатов 19
Заключение 27
Список литературы 28
Как правило, показатели здесь 1-2 балла. 5 уровень. В 0 баллов (очень низкий уровень) - такие показатели характерны, когда испытуемый совсем не справился с заданием, либо отказался от его выполнения. Для того, чтобы дать качественную характеристику, в данной работе были задействованы критерии, предложенные Л. М. Шипициной. 1 уровень — отражает большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.2 уровень — отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.3 уровень — отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.4 уровень — отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.5 уровень — отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.Основной упор делается на качество припоминания - дети не только должны припомнить слова, но и правильно воспроизвести их без ошибок. Проявления показателя:• ошибки отсутствуют;• встречаются единичные случаи искажения слов;• встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен;• преобладают искаженные слова и смысловые замены.По итогам исследования делались выводы относительно слухоречевой памяти.2.2. Анализ полученных результатовИсследование осуществлялось на сопоставлении результатов двух групп. В первую из них входили испытуемые 1 курса университета, во вторую - испытуемые 3 курса. Результаты исследования по первой методике представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1. Результаты методики "10 слов" на 1 курсе№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень1Вацлав Н1300Очень низкий2Алина К. 0322Низкий3Эля К. 1222Низкий4Ваня Д. 2134Средний5Марина Ч. 2044СреднийТаблица 2. Результаты методики "10 слов" на третьем курсе университета№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень1Катя С. 0144Средний2Паша Г.1222Низкий 3 Кирилл Н 2044Средний 4Саша К1222Низкий5Алена В1222НизкийВ результате исследования мы получили достаточно низкие показатели в обоих группах испытуемых. В результате мы получили 15 % очень низкого уровня развития памяти, 50 % низкого уровня и 35 % среднего уровня. Высокий уровень выявлен не был.визуально это можно представить следующим образом (рис. 1 и рис. 2).рис. 1. Количественная характеристика по методике "10 слов"рис. 2. Количественная характеристика по методике "10 слов"Второй методикой стала методика исследования долговременной памяти, результаты методики распределились следующим образом (таблица 3. и Таблица 4).Таблица 3. Результаты исследования долговременной памяти на 1 курсе№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКол-во запом. словКоэффициентУровень1Вацлав Н12550Средний2Алина К. 01870высокий3Эля К. 01810высокий4Ваня Д. 10220Очень низкий5Марина Ч. 00660среднийТаблица 4Результаты исследования долговременной памяти на 3 курсе№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКол-во запом. словКоэффициентУровень1Катя С. 00550средний2Паша Г.00330низкий3 Кирилл Н 10770высокий4Саша К00660средний5Алена В00440низкийВ результате исследования обнаружилось, что долговременная память у испытуемых развита неравномерно, однако, показатели у третьего курса несколько выше, чем у первого. Результаты по обеим группам представлены на рис. 3 и рис. 4.Рис. 3. Характеристика долговременной памяти у студентов 1 курсаРис. 4. Характеристика долговременной памяти у студентов 3 курсаТретьей методикой становится исследование кратковременной памяти по методике Лурье. Результаты исследования кратковременной памяти представлены в таблицах 5 и 6.Таблица 5.показатели кратковременной памяти у студентов 1 курса№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень1Вацлав Н1300Очень низкий2Алина К. 0322Низкий3Эля К. 1222Низкий4Ваня Д. 2134Средний5Марина Ч. 2044СреднийТаблица 6.показатели кратковременной памяти у студентов 3 курса№Ф.ИмяИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень1Катя С. 0144Средний2Паша Г.0044Средний3 Кирилл Н 0144Средний4Саша К1044Средний5Алена В0058ВысокийВ результате исследованиябыло обнаружено, что кратковременная память развита у испытуемых несколько лучше, нежели долговременная память. У Алены В. наблюдается даже высокий показатель. Впрочем, есть и очень низкий уровень - у Вацлава. Отметим, что показатели у этого испытуемого по всем характеристикам могут быть отмечены как низкие.Очевидно, что показатели памяти по всем методикам не превышает уровня среднего. Развитие слухоречевой памяти таким образом может быть представлено следующим образом - очень низкий уровень - 15 %, низкий уровень - 55 % и средний уровень - 30 %. Итоговые результаты могут быть представлены на рис. 5.Рис. 5. Общие результаты по всем методикамДля определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция. Корреляционный анализ позволил установить, что- уровень развития смысловой памяти влияет на уровень развития кратковременной памяти (rs = 0,9, при р ≤0,01) и уровень развития долговременной памяти (rs = 0,89, при р ≤0,01);ЗаключениеПамять - это познавательный психический процесс, сущность которого в запечатлении, хранении и воспроизведении информации, в том числе, образов-представлений, составляющих генетический и приобретенный опыт человека .Отдельные виды памяти следует рассматривать в зависимости от трех критериев, на которых определенный вид зиждится:- в том случае, если за основание мы будем брать активность, которая лежит в основе определенного вида памяти, то следует выделять памятьдвигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; - в зависимости от цели, которую ставит перед собой запоминающий человек, следует выделять память произвольную, которая реализуется тогда, когда человек стремится запомнить материал и память непроизвольную, когда материал запоминается просто потому, что человеку интересно; - если в основе лежит время хранения в памяти материала, то приходится выделять также два вида (на кратковременную и долговременную).В результате исследованиябыло обнаружено, что кратковременная память развита у испытуемых несколько лучше, нежели долговременная память. У Алены В. наблюдается даже высокий показатель. Впрочем, есть и очень низкий уровень - у Вацлава. Отметим, что показатели у этого испытуемого по всем характеристикам могут быть отмечены как низкие.Список литературыАнаньев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2 -287 с.Аркин Е.А. Родителям о воспитании.- М.: Учпедгиз, 1957. - 346 с.Артемова Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в игровых группах// Новые исследования в психологии.- 1986. - N2.-С. 49-55.Артемова Л.Ф. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.- Киев :Выща школа, 1988. - 159 с.Арутюнова Л.Д., Булыгина Т.В., Кибрик A.A. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис.- М.: Наука, 1992. - 821 с.Ахутина Т.В. Порождение речи.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.Балли III. Французская стилистика,- М.: Изд-во ин.лит-ры, 1961. - 394 с.БиблерB.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.БодалевA.A. Личность и общение // Избран, психол. труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.БодалевA.A. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика.-1990. - N 5. - С. 77-81.БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. - 426 с.БолдыреваТ.А., Болдырева М.А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации,- М, 1998. - С. 28-29.БолдыреваН.К., Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международногосипозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 29-30.ВасиленкоТ. А., Кольцова Т.И. Некоторые лексические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Сб. науч. Трудов. – Саратов.,1970. -251 с.ВинокурГ.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 356 с.ВоробьеваВ.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 1989.- N 4. - С. 40-47.ВоробьеваВ.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности,- М.: Межвуз. сб. науч. трудов, 1983. - 134 с.ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.ВыготскийЛ.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии., 1966.- N 6. - С. 62-76.ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. -Т.6.- 374 с.
2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании.- М.: Учпедгиз, 1957. - 346 с.
3. Артемова Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в игровых группах// Новые исследования в психологии.- 1986. - N2.-С. 49-55.
4. Артемова Л.Ф. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.- Киев :Выща школа, 1988. - 159 с.
5. Арутюнова Л.Д., Булыгина Т.В., Кибрик A.A. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис.- М.: Наука, 1992. - 821 с.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
7. Балли III. Французская стилистика,- М.: Изд-во ин.лит-ры, 1961. - 394 с.
8. Библер B.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
9. Бодалев A.A. Личность и общение // Избран, психол. труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика.-1990. - N 5. - С. 77-81.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. - 426 с.
12. Болдырева Т.А., Болдырева М.А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации,- М, 1998. - С. 28-29.
13. Болдырева Н.К., Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международногосипозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 29-30.
14. Василенко Т. А., Кольцова Т.И. Некоторые лексические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Сб. науч. Трудов. – Саратов.,1970. -251 с.
15. Винокур Г.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 356 с.
16. Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 1989.- N 4. - С. 40-47.
17. Воробьева В.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности,- М.: Межвуз. сб. науч. трудов, 1983. - 134 с.
18. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии., 1966.- N 6. - С. 62-76.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. -Т.6.- 374 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные виды памяти существуют у школьников?
Основные виды памяти у школьников - это зрительная память, слуховая память и оперативная память.
Какие механизмы отвечают за запоминание у школьников?
Запоминание у школьников осуществляется с помощью таких механизмов, как ассоциация, повторение, интерес, эмоциональная окраска и активность.
Как организовано исследование памяти у студентов КФУ?
Исследование памяти у студентов КФУ организовано с помощью проведения психологических тестов и экспериментов, а также анализа полученных результатов.
Какие результаты были получены в ходе исследования памяти у студентов КФУ?
Результаты исследования памяти у студентов КФУ показали, что большинство студентов имеют средний уровень памяти, но есть также некоторые студенты с высоким уровнем памяти и низким уровнем памяти.
Какие показатели характерны для низкого уровня памяти у школьников?
Для низкого уровня памяти у школьников характерны такие показатели, как невозможность выполнения задания, совсем несоответствующие требуемому уровню.
Какие основные виды памяти существуют?
Основными видами памяти являются сенсорная память, краткосрочная память и долгосрочная память.
Какие механизмы используются при запоминании информации?
При запоминании информации используются такие механизмы, как повторение, ассоциация, кодирование и сохранение информации в сознании.
Какие показатели характерны для очень низкого уровня памяти?
Очень низкий уровень памяти характеризуется показателями в 0 баллов, когда испытуемый совсем не справился с заданием или отказался от его выполнения.
Как проводилось исследование памяти у студентов КФУ?
Исследование памяти у студентов КФУ проводилось с помощью организации специального эксперимента, в ходе которого изучалась работа памяти при выполнении определенных заданий.