Происхождение и распространенность химических элементов.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 09.01.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Образование химических элементов 4
2. Распространенность химических элементов 7
3. Круговорот химических элементов 9
3.1. Геологический круговорот веществ в природе 9
3.2. Биологический круговорот веществ в природе 11
3.2.1. Круговорот углерода 11
3.2.2. Круговорот азота 12
3.2.3. Круговорот кислорода 13
3.2.4. Круговорот фосфора 14
Заключение 15
Литература 16
Фрагмент для ознакомления

Участие живых существ в круговорот азота подчинено строгой иерархии: только установленные категории организмов могут проявлять воздействие на отдельные этапы этого цикла. Газообразный азот постоянно попадает в атмосферу в следствии деятельности отдельных бактерий, тогда как другие бактерии – фиксаторы (вместе с сине-зелёными водорослями) непрерывно поглощают его, преобразовывая в нитраты. Неорганическим путём нитраты организуются и в атмосфере в итоге электрических разрядов во время гроз.
Самые активные потребители азота – бактерии на корневой системе растений семейства бобовых. Любому виду этих растений свойственны свои особые бактерии, которые оборачивают азот в нитраты. В процессе биологического цикла нитрат-ионы (NO3-) и ионы аммония (NH4+), поглощаемы растениями из почвенной влаги, реорганизуются в белки, нуклеиновые кислоты и т.д. Далее сформируются отходы в виде погибших организмов, являющихся объектами жизнедеятельности других бактерий и грибов, преобразующих их в аммиак. Так начинается новый цикл круговорота. Существуют организмы, способные превращать аммиак в нитриты, нитраты и в газообразный азот.
Биологическая активность организмов дополняется промышленными способами получения азотосодержащих органических и неорганических веществ, многие из которых употребляются в качестве удобрений для увеличения продуктивности и повышения растений. [4]
3.2.3. Круговорот кислорода
В количественном взаимоотношении основной частью живой природы является кислород, круговорот которого осложнён его способностью вступать в разнообразные химические реакции, преимущественно в реакции окисления. В результате возникает масса локальных циклов, проистекающих между атмосферой, гидросферой и литосферой.
Кислород, входящий в состав воздуха, и в поверхностных минералах (осадочные кальциты, железные руды), имеет биогенное происхождение и должен рассматриваться как продукт фотосинтеза. Этот процесс противопоставлен процессу употребления кислорода при дыхании, который сопутствует разрушение органических молекул, взаимодействие кислорода с водородом (отщеплённым от субстрата) и образование воды. В некотором отношении круговорот кислорода имеет сходство обратный круговорот углекислого газа. Главным образом он происходит между атмосферой и живыми организмами. [1]
Употребление атмосферного кислорода и его компенсация растениями в процессе фотосинтеза осуществляется довольно быстро. Расчёты показывают, что для полного обновления всего атмосферного кислорода требуется около двух тысяч лет. С другой стороны, для того, чтобы все молекулы воды гидросферы были подвергнуты фотолизу и вновь синтезированы живыми организмами, необходимо два миллиона лет.
Заметим, что, начиная с установленной концентрации, кислород чрезвычайно токсичен для клеток и тканей (даже у аэробных организмов). А живой анаэробный организм не может перенести (это было доказано ещё в прошлом веке Л. Пастером) концентрацию кислорода, превосходящую атмосферную на 1%.
3.2.4. Круговорот фосфора
Фосфор заключается в горных породах, сформировавшихся в минувшие геологические эпохи. В биогеохимический круговорот он сможет включиться в случае подъема этих пород из глубины земной коры на поверхность суши, в зону выветривания. Эрозионными процессами он выносится в море в виде широко известного минерала – апатита.
Общий круговорот фосфора можно разбить на две части – водную и наземную. В водных экосистемах он усваивается фитопланктоном и передается по трофической цепи вплоть до консументов третьего порядка – морских птиц. Их экскременты (гуано) вновь оказываются в море и вступают в круговорот, либо скапливаются на берегу и сносятся в море. Из отмирающих морских животных, фосфор снова попадает в море и в круговорот, но часть скелетов рыб достигает больших глубин и заключенный в них фосфор снова оказывается в осадочных породах.
В наземных экосистемах фосфор извлекают растения из почв, и далее он распространяется по трофической сети. Поступает в почву после отмирания животных и растений. Пропадает фосфор из почв в следствии их водной эрозии. Увеличенное содержание фосфора на водных путях его переноса возбуждает бурное повышение биомассы водных растений, цветение водоемов и их эвтрофикацию. Большая же часть фосфора безвозвратно переносится в море.
Основной формой воздействия человека на круговорот фосфора является производство и употребление фосфорных удобрений и детергентов (синтетических моющих средств). Избыток фосфорных удобрений смывается в водоемы и исключается из круговорота.
Заключение
В данной работе не только дано представление о теориях химических элементов на Земле, раскрыта сущность их распространения, приведена возможность их круговорота. Дана оценка роли человека в процессе круговорота химических элементов.
Особое внимание уделено изучению распространенности химических элементов. По литературным данным подробнее изучены круговороты некоторых элементов.
Все вещества на земном шаре находятся в процессе непрерывного круговорота. Выделяют два цикличных круговорота: большой (геологический) и малый (биотический).
Литература
1. Шилов И. А. Экология : учебник для вузов / И. А. Шилов. – 4 изд. стер. – М. : Высшая школа, 2005. - 128 с.
2. Фащук Д. Я. Мировой океан. История. География. Природа. – М.: Академкнига, 2005. - 281 с.
3. Реймерс Н. Ф.Охрана природы и окружающей человека Среды:  Словрь-справочник. - М.: Просвещение, 2002 - 320 с.
4. Захаров Е.И., Качурин Н.М., Панферова И.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. - Тула: ТулГТУ, 2002. - 96 с.
5. Земля – уникальная планета! [Электронный ресурс] - http://o-planete.ru/obolotchki-zemli. (дата обращения: 05.10.2014 г.)
6. Происхождение химических элементов [Электронный ресурс] - http://treeofknowledge.narod.ru/ (дата обращения: 08.12.2014 г.)
7. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 488
8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.








15


16

Литература
1. Шилов И. А. Экология : учебник для вузов / И. А. Шилов. – 4 изд. стер. – М. : Высшая школа, 2005. - 128 с.
2. Фащук Д. Я. Мировой океан. История. География. Природа. – М.: Академкнига, 2005. - 281 с.
3. Реймерс Н. Ф.Охрана природы и окружающей человека Среды: Словрь-справочник. - М.: Просвещение, 2002 - 320 с.
4. Захаров Е.И., Качурин Н.М., Панферова И.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. - Тула: ТулГТУ, 2002. - 96 с.
5. Земля – уникальная планета! [Электронный ресурс] - http://o-planete.ru/obolotchki-zemli. (дата обращения: 05.10.2014 г.)
6. Происхождение химических элементов [Электронный ресурс] - http://treeofknowledge.narod.ru/ (дата обращения: 08.12.2014 г.)
7. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 488
8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.

Вопрос-ответ:

Как происходит образование химических элементов?

Образование химических элементов происходит в результате ядерных реакций в звездах. Внутри звезды происходят термоядерные реакции, в результате которых происходит синтез новых элементов. Например, элементы легких ядер формируются в звездах малой и средней массы, а более тяжелые элементы образуются в результате взрывов сверхновых звезд.

Как распространены химические элементы на Земле?

Химические элементы распространены на Земле в различных количественных концентрациях. Некоторые элементы, такие как кислород, кремний и алюминий, являются основными составляющими земной коры и практически повсюду присутствуют. Другие элементы, такие как золото и платина, встречаются в небольших количествах и распределены неравномерно по земной поверхности.

Какие круговороты веществ существуют в природе?

В природе существуют геологический и биологический круговороты веществ. Геологический круговорот включает циклы перемещений веществ воздуха, воды и океанов, а также геологические процессы, такие как вулканическая активность и эрозия. Биологический круговорот включает передвижение веществ через биосферу, обмен веществ в организмах живых существ и повторное использование органических веществ.

В чем состоит круговорот углерода?

Круговорот углерода представляет собой перемещение углерода между различными компартментами и его участие в различных химических реакциях. Углерод находится в атмосфере в виде углекислого газа, который захватывается растениями в процессе фотосинтеза. Растения используют углерод для синтеза органических молекул, которые затем переходят к животным через пищу. При дыхании и разложении органических веществ углерод возвращается в атмосферу в виде углекислого газа.

Каким образом образуются химические элементы?

Химические элементы образуются в результате ядерных реакций в звездах, особенно во время взрыва сверхновых. Эти реакции происходят при высоких температурах и давлениях, когда легкие элементы соединяются и образуют более тяжелые элементы.

Какие химические элементы наиболее распространены в природе?

Наиболее распространенными химическими элементами в природе являются кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, натрий, калий и магний. Они составляют в значительном количестве земную кору, океаны и атмосферу.

Как происходит круговорот химических элементов в природе?

Круговорот химических элементов в природе происходит через геологический и биологический круговорот. В геологическом круговороте элементы осаждается из атмосферы и воды на поверхность Земли, затем они перемещаются через различные геологические процессы внутрь Земли. В биологическом круговороте элементы переходят через живые организмы, затем через пищевые цепи и в конечном итоге возвращаются в окружающую среду через отходы и разложение.

Какова роль живых существ в круговороте азота?

Живые существа играют важную роль в круговороте азота. Растения поглощают азот из почвы и используют его для синтеза белков. Животные получают азот из растительной пищи, а затем распадающиеся органические остатки животных и растений возвращают азот в почву. Бактерии, обитающие в почве и корнях растений, а также водных экосистемах, фиксируют атмосферный азот и превращают его в доступную форму для растений и животных.

Как происходит круговорот фосфора?

В круговороте фосфора основную роль играют горные породы, растения и животные. Фосфор содержится в горных породах и постепенно вымывается под воздействием воды. Растения поглощают фосфор из почвы и используют его для роста. Животные получают фосфор из растительной пищи, а затем выделяют его в виде отходов. Фосфор также возвращается в почву через разложение органических материалов.

Как образуются химические элементы?

Химические элементы образуются в результате ядерных реакций внутри звезд. В процессе ядерного синтеза, тяжелые элементы образуются из легких элементов при очень высоких температурах и давлении. Когда звезда взрывается, она выбрасывает свои внутренние слои, включая образовавшиеся элементы, в межзвездное пространство.

Какие химические элементы наиболее распространены?

Самым распространенным элементом во Вселенной является водород. На втором месте по распространенности находится гелий. Они составляют около 98% всех атомов во Вселенной. Остальные элементы, включая тяжелые, составляют оставшиеся 2%.