Землеустроительная экспертиза как инструмент разрешения земельных споров
Заказать уникальный реферат- 32 32 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 28.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 5
1.1. Федеральные орган исполнительной власти в сфере регулирования экспертизы землеустроительной документации 5
1.2. Порядок проведения государственной экспертизы землеустроительной документации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 8
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 10
2.1. Земельные споры: понятие и классификация 10
2.2. Способы разрешения земельных споров 13
2.3. Принципы разрешения земельных споров 15
2.4. Правоприменительная практика по земельным спорам 17
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 21
3.1. Стадии землеустроительного процесса 21
3.2. Практические аспекты проведения землеустроительной экспертизы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 1 31
Приложение 2 32
После обсуждения рекомендаций соответствующего органа и внесения необходимых поправок проект переносится в натуру.4. Перенесение проекта в натуру (на местность). Заключается в установке на землеустраиваемых территориях специальных межевых знаков (столбов) установленных образцов. Совершение этих действий возлагается на соответствующие землеустроительные органы. Исполнение землеустроительного проекта происходит при обязательном участии заинтересованных пользователей земли. землеустроительный процесс проект утверждение5. Оформление и выдача землеустроительных материалов и документов. Включает в себя освидетельствование (проверку) плана и проектных документов в установленном порядке, изготовление проектной документации для выдачи заказчику, составление необходимого числа копий графической и текстовой частей проекта, сверку копий плана, чертежей и документов с подлинными и исправление обнаруженных при сверке неточностей.Этап считают завершенным при наличии проверенного и исправленного проектного плана и других графических элементов проекта, полностью оформленный текстовой документации, сброшюрованной и переплетенной в особое дело; установленного числа копий с графической частью и текстовой документацией проекта, корректурного листа проверки плана, документации и копий с нее с пометкой об исправлении ошибок и неточностей, заверенной подписью проверяющего, и актом сдачи-приемки проектной документации заказчику.6. Осуществление авторского надзора за выполнением землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами. Он является завершающим этапом землеустроительного процесса и включает проверку полноты и качества осуществляемых мероприятий; дополнительные расчеты и уточнение проектных решений, если это необходимо; оказание методической и технической помощи землевладельцам; выявление и устранение недостатков проекта.Этап считают завершенным, когда проект полностью осуществлен, выполнено специальное задание на авторский надзор;Внесены все необходимые изменения в графическую и расчетную части проекта, оформлен журнал авторского надзора.Один экземпляр материалов землеустроительного дела обязательно хранят в архиве землеустроительной организации.3.2. Практические аспекты проведения землеустроительной экспертизыЗемлеустроительная экспертиза— это анализ, исследование специалистами в области геодезии и кадастра объектов недвижимости (кадастровые инженеры) материалов землеустройства, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок с фактическим землепользованием.Землеустроительная экспертиза (земельная экспертиза) может быть судебная либо досудебная (рис. 1).Рис. 1. Виды землеустроительной экспертизыСудебная землеустроительная экспертиза назначается по определению судьи, в котором указываются месторасположение земельного участка, вопросы поставленные перед экспертом, сроки выполнения экспертизы, вознаграждение эксперта.Досудебная землеустроительная экспертиза выполняется на основании договора, заключенного между экспертной организацией и землепользователем. Условия и экспертизы так же определяются договором.При проведении судебной землеустроительной экспертизы возможна постановка следующих вопросов: Определить фактическую площадь земельного участка, расположенного по адресу? Соответствует ли фактическая площадь указанного земельного участка правоустанавливающим документам? Определить фактические границы земельного участка, расположенного по адресу:? Где должны проходить межевые границы земельного участка согласно правоустанавливающих документов? Есть ли смещение межевых границ? Какова динамика их изменения? Определить возможные варианты порядка пользования земельным участком, расположенным по адресу: (указать адрес), исходя из долей сторон в праве собственности на домовладение. Совпадают ли полностью или частично границы земельных участков, расположенных в садовом товариществе «» общей площадью кв.м. (кадастровый номер ), принадлежащего на праве собственности (ФИО) и № общей площадью (кадастровый номер ), принадлежащего на праве собственности (ФИО)? Соответствуют ли материалам инвентаризации (межевания) земель СТ «» количество земельных участков по проезду № ? Если нет, то за счет чего и когда произошло изменение их количества? ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав землеустроительную экспертизу как инструмент разрешения земельных споров можно сделать следующие выводы.Проанализировав законодательство РФ, выявлено, что к полномочиям Министерства экономического развития РФ относится порядок осуществления государственной экспертизы землеустроительной документации.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии при Минэкономразвития РФ проводит государственную экспертизу землеустроительной документации.Обозначено, что Земельный кодекс РФ не закрепляет понятия земельного спора. С нашей точки зрения, «земельные споры» означают споры, возникающие из земельных и связанных с ними гражданско-правовых правоотношений. Выделены три категории земельных споров: конфликты, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан и юридических лиц на землю, включая права по владению, пользованию и распоряжению землей; земельно-имущественные споры; споры, которые охватывают имущественные конфликты, возникающие из земельных отношений, в которых отсутствует спор по поводу пользования, владения или распоряжения землей. Среди принципов разрешения споров обозначены: принцип допустимости (неизбежности) исходящего с соседней недвижимости воздействия; принцип презумпции разумности и добросовестности при осуществлении соседских прав; принцип запрета злоупотребления правом при осуществлении соседских прав; принцип «старшинства собственности». Проанализировав судебную практику, наиболее частые причины земельных споров являются:определение и фактическое расположение границ земельного участка и его площади в соответствии с правоустанавливающими документами и сведениями из государственного кадастра недвижимости;наложение границ смежных земельных участков друг на друга; соответствие/несоответствие расположения и площади участков с правоустанавливающими документам и сведениями из государственного кадастра недвижимости.Землеустроительная экспертиза – это анализ, исследование специалистами в области геодезии и кадастра объектов недвижимости (кадастровые инженеры) материалов землеустройства, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок с фактическим землепользованием.Землеустроительная экспертиза (земельная экспертиза) может быть судебная либо досудебная.Стадии землеустроительного процесса: подготовительные работы, составление проекта, Рассмотрение и утверждение проектной документации; перенесение проекта в натуру (на местность); исполнение землеустроительного проекта происходит при обязательном участии заинтересованных пользователей земли. землеустроительный процесс проект утверждение; оформление и выдача землеустроительных материалов и документов; осуществление авторского надзора за выполнением землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные правовые акты РСФСРЗемельный кодекс РСФСР : утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1 : офиц. текст по состоянию на 24.12.1993 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 30.05.1991. – № 22. – Ст. 768. Утратил силу.Нормативные правовые акты РФО землеустройстве : федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ : офиц. текст по состоянию на 18.07.2011 // СЗ РФ. – 25.06.2001. – № 26. – Ст. 2582.Земельный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 25.10.2001 № 136 : офиц. текст по состоянию на 21.07.2014 // СЗ РФ. – 29.10.2001. – № 44. – Ст. 4147.О третейских судах в Российской Федерации : федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ : офиц. текст по состоянию на : 21.11.2011 // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – Ст. 3019.Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 16.10.2001 № 1230 : офиц. текст по состоянию на от 15.01.2013 // СЗ РФ. – 22.10.2001. – № 43. – Ст. 4071.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 : офиц. текст по состоянию на 22.06.2010 // СЗ РФ. – № 11. – 15.03.2004. – Ст. 945.Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 : офиц. текст по состоянию на 25.08.2010 // СЗ РФ. – 24.05.2004. – № 21. – Ст. 2023.Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 : офиц. текст по состоянию на 21.05.2012 // СЗ РФ. – 01.10.2007. – № 40. – Ст. 4717.Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 : офиц. текст по состоянию на 10.09.2014 // СЗ РФ. – 19.05.2008. – № 20. – Ст. 2290.О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 : офиц. текст по состоянию на 08.09.2014 // СЗ РФ. – 28.05.2012. – № 22. – Ст. 2754.О Министерстве экономического развития Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 : офиц. текст по состоянию на19.12.2014 // СЗ РФ. – 16.06.2008. – № 24. – Ст. 2867.О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии(вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») : Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 // СЗ РФ. – 22.06.2009. – № 25. – Ст. 3052.Правоприменительная практикаРешение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 17.10.2012[Электронныйресурс] // РосПравосудие [сайт]. URL :https://rospravosudie.com/court-borisoglebskij-gorodskoj-sud-voronezhskaya-oblast-s/act-106853808 (дата обращения: 26.12.2014).Кассационное определение Волгоградского областного суда Волгоградской области от 28.12.2011 [Электронныйресурс] // РосПравосудие [сайт]. URL :https://rospravosudie.com/court-volgogradskij-oblastnoj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-105002317 (дата обращения: 26.12.2014).Апелляционное определение Рязанского областного суда Рязанской области от 06.06.2012 [Электронныйресурс] // РосПравосудие [сайт]. URL :https://rospravosudie.com/court-ryazanskij-oblastnoj-sud-ryazanskaya-oblast-s/act-104779683 (дата обращения: 26.12.2014).Научная и учебная литератураВолков, А. В. Возникновение проблемы злоупотребления правом в древнеримской цивилистике / А. В. Волков // История государства и права. – 2010. – № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Маслов, Д. В. Методы и модели менеджмента качества в сфере государственного и муниципального управления в Российской Федерации / Д. В. Маслов // Реформы и право. – 2008. – № 3.Нестеров, А .В. О качестве государственного и муниципального управления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 1.Старилов, Ю. Н. Административная реформа: к перспективе «нового государственного управления» и «эффективного государства» / Ю. Н. Старилов // Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сомнения. – Воронеж, 2010. Харламова, О. А. Земельные споры. Теория и практика разрешения / О. А. Харламова // Известия оренбургского государственного аграрного университета. – 2009. – Т. 4. – № 24-1.Чубаров, В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости / В.В. Чубаров. – М.: Статут, 2006. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Шубин, Ю. П. Соседские земельные споры: способы защиты прав и принципы разрешения / Ю. П. Шубин // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2014. – Т. 23. – № 2.Приложение 1Основные направления деятельности федеральных органов исполнительной властиПриложение 2
Нормативные правовые акты РСФСР
1. Земельный кодекс РСФСР : утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1 : офиц. текст по состоянию на 24.12.1993 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 30.05.1991. – № 22. – Ст. 768. Утратил силу.
Нормативные правовые акты РФ
2. О землеустройстве : федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ : офиц. текст по состоянию на 18.07.2011 // СЗ РФ. – 25.06.2001. – № 26. – Ст. 2582.
3. Земельный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 25.10.2001 № 136 : офиц. текст по состоянию на 21.07.2014 // СЗ РФ. – 29.10.2001. – № 44. – Ст. 4147.
4. О третейских судах в Российской Федерации : федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ : офиц. текст по состоянию на : 21.11.2011 // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – Ст. 3019.
5. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 16.10.2001 № 1230 : офиц. текст по состоянию на от 15.01.2013 // СЗ РФ. – 22.10.2001. – № 43. – Ст. 4071.
6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 : офиц. текст по состоянию на 22.06.2010 // СЗ РФ. – № 11. – 15.03.2004. – Ст. 945.
7. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 : офиц. текст по состоянию на 25.08.2010 // СЗ РФ. – 24.05.2004. – № 21. – Ст. 2023.
8. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 : офиц. текст по состоянию на 21.05.2012 // СЗ РФ. – 01.10.2007. – № 40. – Ст. 4717.
9. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 : офиц. текст по состоянию на 10.09.2014 // СЗ РФ. – 19.05.2008. – № 20. – Ст. 2290.
10. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 : офиц. текст по состоянию на 08.09.2014 // СЗ РФ. – 28.05.2012. – № 22. – Ст. 2754.
11. О Министерстве экономического развития Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 : офиц. текст по состоянию на19.12.2014 // СЗ РФ. – 16.06.2008. – № 24. – Ст. 2867.
12. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии(вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») : Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 // СЗ РФ. – 22.06.2009. – № 25. – Ст. 3052.
Правоприменительная практика
13. Решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 17.10.2012[Электронныйресурс] // РосПравосудие [сайт]. URL :https://rospravosudie.com/court-borisoglebskij-gorodskoj-sud-voronezhskaya-oblast-s/act-106853808 (дата обращения: 26.12.2014).
14. Кассационное определение Волгоградского областного суда Волгоградской области от 28.12.2011 [Электронныйресурс] // РосПравосудие [сайт]. URL :https://rospravosudie.com/court-volgogradskij-oblastnoj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-105002317 (дата обращения: 26.12.2014).
15. Апелляционное определение Рязанского областного суда Рязанской области от 06.06.2012 [Электронныйресурс] // РосПравосудие [сайт]. URL :https://rospravosudie.com/court-ryazanskij-oblastnoj-sud-ryazanskaya-oblast-s/act-104779683 (дата обращения: 26.12.2014).
Научная и учебная литература
16. Волков, А. В. Возникновение проблемы злоупотребления правом в древнеримской цивилистике / А. В. Волков // История государства и права. – 2010. – № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Маслов, Д. В. Методы и модели менеджмента качества в сфере государственного и муниципального управления в Российской Федерации / Д. В. Маслов // Реформы и право. – 2008. – № 3.
18. Нестеров, А .В. О качестве государственного и муниципального управления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 1.
19. Старилов, Ю. Н. Административная реформа: к перспективе «нового государственного управления» и «эффективного государства» / Ю. Н. Старилов // Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сомнения. – Воронеж, 2010.
20. Харламова, О. А. Земельные споры. Теория и практика разрешения / О. А. Харламова // Известия оренбургского государственного аграрного университета. – 2009. – Т. 4. – № 24-1.
21. Чубаров, В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости / В.В. Чубаров. – М.: Статут, 2006. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Шубин, Ю. П. Соседские земельные споры: способы защиты прав и принципы разрешения / Ю. П. Шубин // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2014. – Т. 23. – № 2.
Вопрос-ответ:
Какая нормативно-правовая и методическая документация регулирует проведение землеустроительной экспертизы?
Нормативно-правовая и методическая документация, регулирующая проведение землеустроительной экспертизы, включает федеральные документы, такие как Постановление Правительства РФ № 971 от 9 ноября 2021 года и приказы Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Эти документы содержат инструкции и правила, которыми руководствуются специалисты при проведении землеустроительной экспертизы.
Какие федеральные органы исполнительной власти в сфере регулирования экспертизы землеустроительной документации?
В сфере регулирования экспертизы землеустроительной документации основными федеральными органами исполнительной власти являются Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, Росреестр и Росстандарт. Эти органы разрабатывают и утверждают нормативно-правовые и методические документы, а также осуществляют контроль за проведением экспертизы.
Какой порядок проведения государственной экспертизы землеустроительной документации?
Порядок проведения государственной экспертизы землеустроительной документации устанавливается Постановлением Правительства РФ № 971 от 9 ноября 2021 года. Согласно этому порядку, экспертиза проводится Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии и включает в себя оценку соответствия землеустроительной документации требованиям законодательства, техническим нормам и правилам, а также проверку достоверности и полноты предоставленных данных и документов.
Какие причины могут вызвать земельные споры, которые могут разрешаться с помощью землеустроительной экспертизы?
Земельные споры могут возникать по разным причинам, таким как неправильная граница земельного участка, споры о праве пользования землей, несоответствие землеустроительной документации требованиям законодательства и техническим нормам, конфликт между соседями и др. Все эти споры могут быть разрешены с помощью проведения землеустроительной экспертизы, которая позволяет определить правомерность и законность землепользования и установить фактические границы земельных участков.
Что такое землеустроительная экспертиза?
Землеустроительная экспертиза - это процедура, которая проводится для разрешения земельных споров и конфликтов. Она включает в себя оценку землеустроительной документации, а также анализ и вынесение экспертного заключения по спорным вопросам.
Какие нормативно-правовые и методические документы регулируют проведение землеустроительной экспертизы?
Основными документами, которые регулируют проведение землеустроительной экспертизы, являются: федеральные органы исполнительной власти в сфере регулирования экспертизы землеустроительной документации и порядок проведения государственной экспертизы землеустроительной документации Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии.
Какой орган проводит государственную экспертизу землеустроительной документации?
Государственную экспертизу землеустроительной документации проводит Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.
Какие причины могут вызвать земельные споры, разрешение которых требует проведения землеустроительной экспертизы?
Земельные споры могут возникать по различным причинам, например: неправильное использование земельного участка, нарушение границ земельного участка, споры о праве собственности на земельный участок, споры об аренде или пользовании землей и другие.