Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 11.09.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Предпосылки возникновения университетов
Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья
Последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени
Заключение
Список использованной литературы
Богословие средневековой Европы в поисках нового объяснения мира стала впервые ориентироваться не на простое воспроизведение уже известного знания, а на созидание новых концептуальных схем, которые смогли бы объединить столь разные, практически несоединимые системы знания. В конце концов это привело к возникновению новой парадигмы мышления — форм, процедур, установок, представлений, оценок, с помощью которых участники обсуждений добиваются взаимопонимания. М. К. Петров назвал эту новую парадигму дисциплинарной. Он показал, что средневековая западноевропейская теология обрела все характерные черты будущих научных дисциплин. В их числе — «основной набор дисциплинарных правил, процедур, требований к завершенному продукту, способов воспроизводства дисциплинарных кадров». Вершиной этих способов воспроизводства кадров и стал университет, система, в которой все перечисленные находки расцветают и работают. Университет как принцип, как специализированную организацию можно считать величайшим изобретением Средневековья.
Средневековая культура была институционализирована в школах, а в дальнейшем в университетах. Ее идеологией было христианство, ее доктриной схоластика.
Эпоха Средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры. Именно в средние века сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.
Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассматриваемый период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Вместе с тем, уже в XIV веке в культурной жизни европейских стран возникают новые тенденции, проявляющиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс.
Средневековое традиционное общество, где формой трансляции информации были слухи, постепенно начинает использовать письменное слово. Увеличивается число писаных законов, феодальное право, подобно римскому, оформляется в договорах.
Происходит процесс десакрализации книги, сопровождавшийся рационализацией методов интеллектуальной работы. Рационализируются ментальные механизмы, формируется схоластический метод.
Его формирование – длительный исторический процесс. Все началось с университетов, затем с лекций, с переходом от лекций к вопросам, а от вопросов к диспутам. Сами эти процедуры не были абсолютно новыми: практика вопросов и ответов раньше применялось для толкования Библии. Схоласты расширили границы такой практики. Сначала разрабатывалась проблематика, она предполагала диспут, и новизна состояла в том, что в противовес аргументированию ссылками на авторитет, все большее значение приобрела практика логического обоснования аргумента. Такие диспуты были практикой учебных занятий в университетах. За диспутом следовало заключение преподавателя. Этот вывод зависел от того, кто его произносил.
Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре научной и культурной жизни Европы. В них концентрировалась развитие науки того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии культуры. Они способствовали интернациональному культурному общению.
Университетская среда, построенная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формирования нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.
Со временем университет был намного более гибкой и приспособленной к жизни структурой. Дело в том, что университет работал на открытом рынке образования.
С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое. А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты.
В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды общества.
Заключение
В заключении можно сказать, что наука всегда существовала и развивалась в системе общественных отношений, в тесном взаимодействии с другими сферами общественной жизни – с экономикой, политикой, культурой. По мере развития общества изменялась и роль науки, характер ее отношений с другими формами социальной деятельности и представляющими их социальными общностями, социально – профессиональными группами людей.
Говоря об организации университетов в Средние века, не стоит забывать, что с точки зрения права того времени, университет был особой корпораций. В состав университета входили не только преподаватели и ученики, но и обслуживающий персонал, начиная с уборщиков и включая лиц которые та или иначе обслуживали студентов, вплоть до того, что частью университета иногда считались и трактирщики, которые обслуживали студентов. Все они пользовались правами членов университета.
Средневековье — это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и XV века. Культура европейского средневековья возникла на руинах Римской империи. Ослабление и распад центральной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере всеобщей неразберихи
решалась судьба европейской культуры.
Для человека окончившего университет важнейшей привилегией было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы о своим выпускникам: академии, различные школы и т.д.. Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране.
В эпоху Средневековья были сделаны первые шаги вперед от того рубежа, на котором остановились античные мыслители, но наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы; естествознание – в его нынешнем понимании – еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки», «пронауки». Вместе с тем следует признать, что решающий переход из Средневековья в Новое время европейцы совершили, когда начали открываться университеты, а затем академии наук.
С развитием экономической жизни и просвещения влияние католической церкви и сфера действия ее права постепенно ограничиваются. Реформация и влияние гуманизма освобождают в дальнейшем университеты от опеки богословия. Римское право становится главным предметом на юридических факультетах.
Список использованной литературы
Борисова Г.В. Культурология. Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2002.- 178 с.
Зимин А.И. Концепции современного естествознания: Вопросы и ответы - Москва: Юриспруденция, 2007.- 280 с.
Кармин С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 928 с.
Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII—XIX веков. Истоки, развитие, формирование методологий. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2009.- 352 с.
Никитич Л.А. История и философия науки. Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 335 с.
Островский Э.В. История и философия науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 160 с.
Никитич Л.А. История и философия науки. Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 133 с.
Кармин С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2003 – 87 с
Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII—XIX веков. Истоки, развитие, формирование методологий. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2009.- 205 с.
Зимин А.И. Концепции современного естествознания: Вопросы и ответы - Москва: Юриспруденция, 2007.- 114 с.
Островский Э.В. История и философия науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 59 с.
Борисова Г.В. Культурология. Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2002, с. 101
15
1.Борисова Г.В. Культурология. Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2002.- 178 с.
2.Зимин А.И. Концепции современного естествознания: Вопросы и ответы - Москва: Юриспруденция, 2007.- 280 с.
3.Кармин С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 928 с.
4.Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII—XIX веков. Истоки, развитие, формирование методологий. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2009.- 352 с.
5.Никитич Л.А. История и философия науки. Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 335 с.
6.Островский Э.В. История и философия науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 160 с.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки привели к возникновению университетов в западноевропейском средневековье?
Возникновение университетов в средневековой Западной Европе обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это была потребность в образовании, которое было необходимо для развития государства и церкви. Во-вторых, рост городов и бурное развитие торговли и ремесленничества создали потребность в образованных специалистах. В-третьих, влияние классической античной культуры, особенно философии и логики, послужило основой для создания университетов.
Какое место занимали университеты в культуре западноевропейского средневековья?
Университеты играли важную роль в культуре западноевропейского средневековья. Они были центрами образования и интеллектуальной жизни, привлекавшими студентов и ученых со всей Европы. Университеты несут заслугу в сохранении и распространении классического наследия античности, а также в развитии новых научных и философских идей. Они создали особую интеллектуальную среду, которая способствовала росту знаний и новаторства.
Какую роль играли университеты в культуре западноевропейского средневековья?
Университеты имели несколько ролей в культуре западноевропейского средневековья. Во-первых, они выпускали образованных людей, которые занимали важные посты в Церкви, государстве и обществе. Во-вторых, университеты были центрами трансляции знаний и идей, они способствовали распространению новых философских и научных концепций. В-третьих, университеты были местом дискуссий и споров, где формировались и развивались новые идеи и теории.
Какие предпосылки привели к возникновению университетов в западноевропейском средневековье?
Предпосылки к возникновению университетов в западноевропейском средневековье были связаны с распространением христианства, развитием городов и торговли, появлением потребности в образовании и формированием новых профессий.
Какую роль университеты играли в культуре западноевропейского средневековья?
Университеты в западноевропейском средневековье играли важную роль в сохранении и передаче знаний, распространении учености, развитии науки и культуры, а также формировании интеллектуального сообщества.
Какие последствия привело открытие западноевропейских университетов в средневековье?
Открытие западноевропейских университетов в средневековье привело к распространению образования, повышению грамотности, развитию науки, расширению кругозора людей и формированию новых профессий.
Какую роль играли университеты в культуре западноевропейского средневековья?
Университеты играли важную роль в культуре западноевропейского средневековья, они были центрами интеллектуальной жизни, местами обмена знаниями и идеями, формирования новых концептуальных схем, развития науки и культуры.
Как изменилось богословие средневековой Европы после открытия университетов?
После открытия университетов богословие средневековой Европы стало ориентироваться на созидание новых концептуальных схем, в поисках нового объяснения мира. Оно перестало просто воспроизводить уже известное знание и стало развиваться и расширять свои границы.
Какие предпосылки привели к возникновению университетов в западноевропейском средневековье?
Одной из главных предпосылок создания университетов было развитие городской культуры и коммерции, а также появление новых видов знаний, требующих специфической подготовки и обучения.
Какую роль университеты играли в культуре западноевропейского средневековья?
Университеты были основными центрами образования и исследований, где собирались ученые, студенты и преподаватели из разных стран. Они играли ключевую роль в распространении знаний, сохранении и развитии культуры того времени.