Сходство и различие онтологии Платона и Аристотеля.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 01.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ У ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ И ЕГО КРИТИКА АРИСТОТЕЛЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Платон объясняет, что когда ряд предметов имеет общее название, они имеют также общую идею. Сколько бы подобных предметов ни существовало, идея для них существует лишь одна. Так же как стол, отражающийся в зеркале, будет не реальным, а только видимым, так и отдельные столы нереальны, а являются лишь копиями идеи, которая единственная реальностью обладает. Именно об идеальном столе и возможно знание, в то время как обо всех сделанных человеком столах существуют только мнения. Философа должна интересовать только идея вещи, но не сами отдельные вещи чувственного мира. Именно поэтому настоящий философ, как считал Платон, испытывает некоторое равнодушие ко всем мирским делам.Прибегая к ярким метафорам и образам, Платон описывает различие интеллектуального созерцания и созерцания чувственного по аналогии со зрительным восприятием. Зрение требует наличие не только глаза и предмета, но еще и третьего фактора - света, делающее процесс возможным. Ясно мы видим те предметы, которые хорошо освещены, в сумерках же мы видим значительно хуже, а в темноте - совсем ничего. Мир идей - это то, что мы видим при свете, а преходящий мир вещей представляется нам будто в неясном, сумеречном свете. Глаз подобен душе, а источник света - благу. Идеи созерцает душа до своего соединения с телом, и благодаря ее пребыванию в мире идей для человека возможно познание в его земной жизни (знание как воспоминание). Земную жизнь человека Платон сравнивает с пребыванием в пещере, описывая этот образ вседьмой книге диалога «Государство». Людей он уподобляет узникам пещеры, скованным по ногам и шее так, чтобы видеть можно было лишь то, что находится впереди. Перед ними находится стена, а сзади них - источник света. Таким образом, люди видят лишь собственные тени и тени предметов, находящихся сзади них. Разумеется, люди неизбежно принимают эти тени за истинные предметы, ибо у них нет никакого представления о реальных предметах, находящихся вокруг них. Если же одному человеку удалось бы сбежать и узнать истину об этих предметах, то никогда не сможет объяснить другим этот обман. Роль этого беглеца Платон сравнивает с ролью философа. Высшей идеей Платон называет идею Блага. Понятие Блага никак не связано с пользой или удовольствием. Также невозможно описать его как исключительно этическую категорию. Благо- это высший объект познания и означает скорее онтологическое совершенство. Знание и истина подобны благу, но его следует ставить выше. Оно есть «благо само по себе». Именно благо является тем светом, который является причиной и возможностью познания.На первый взгляд кажется, что Аристотель действительно резко критикует теорию идей своего учителя и выдвигает совершенно иную концепцию. «Говорить, что идеи это - образцы и что все остальное им причастно, это значит произносить пустые слова и выражаться поэтическими метафорами». Однако при более подробном рассмотрении становится ясно, что его взгляды отличны лишь в некоторых, но очень принципиальных моментах. Аристотель предлагает альтернативную платоновской концепцию универсалий. Против теории идей он выдвигает несколько аргументов, включая так называемый аргумент «третьего человека», который описывается Б.Расселом следующим образом: «Если человек является человеком, потому что он похож на идеального человека, то должен быть еще более идеальный человек, на которого похожи и обыкновенный человек и идеальный человек. Сократ одновременно является человеком и животным и возникает вопрос, является ли идеальный человек идеальным животным; если да, то должно быть столько же идеальных животных сколько имеется видов животных». Взамен этому Аристотель выдвигает свою теорию. В языке имена собственные обозначают вещи или лиц, которые являются единственными в своем роде. Однако большинство слов применяются ко множеству различных вещей и индивидов: «человек», «кошка», «собака» и т.д. Именно с такими словами связана проблема универсалий, а также с прилагательными, обозначающими свойства, например, «белый», «мягкий», «квадратный». Общим у Аристотеля названо то, что может говориться о множестве различных вещей, а единичным- только об одном предмете. То, что обозначается именем собственным, есть сущность, или субстанция. Универсалиями, или общими понятиями по Аристотелю являются названия класса предметов и прилагательные. Сущность есть «это», универсалия – «такое», ибо указывает на род вещи, а не на нее саму. Здесь Аристотель действительно принципиально расходится с Платоном, т.к. у Платона общие понятия (идеи) существуют именно как «это». Другими словами, Аристотель придает общим понятиям иной онтологический статус, «спускает» их с той высоты, на которую воздвигнул их Платон. Платоновские идеи существовали сами по себе, будучи независимыми ни от человека, ни от вещей. Аристотель говорит обратное- сущность вещи есть то, что свойственно только ей, универсалия же является общей, ибо принадлежит многим вещам. Потому общее понятие не может быть именем какой-либо сущности. По Платону, например, красное само по себе предшествует всем красным вещам в мире. По Аристотелю, напротив, красное само по себе существует постольку, поскольку в мире есть хотя бы одна (или множество) красных вещей. Кроме того, свойство, которое обозначается прилагательным, в своем бытии зависит от того, что обозначается именем собственным. Предмет, являющийся красным, может быть, например, перекрашен в зеленый. Или же красное от гнева лицо человека может в другой ситуации побледнеть от испуга или приобрести обычный свой цвет. В завершение необходимо упомянуть о понятии сверхчувственной субстанции в философии Аристотеля.Согласно учению Стагирита, существует Первоначало, или абсолютная причина всего. Оно вечно и неподвижно и является причиной всего изменяющегося. Аргументация его несложна: все, что подвижно, движется чем-то иным. Например, брошенный камень приведен в движение рукой, а рука - человеком. Значит, для объяснения любого движения есть некое Первоначало, дает движение всему универсуму именно потому, что само является абсолютно неподвижным. «Должно быть такое начало, существо которого- в деятельности. А кроме того у сущностей этих не должно быть материи: ведь они должны быть вечными, если только есть еще хоть что-нибудь вечное». В противном случае, наши рассуждения о причинах просто ушли бы в бесконечность. Этот Перводвигатель выступает не как действующая причина (как, например, ремесленник, работающий с деревом), но как целевая, к которой все движется.ЗаключениеВ античной философии четко видна преемственность мысли от первых натурфилософов до школ эллинистической эпохи. Эту связь можно увидеть и между двумя величайшими философами античности. Мы рассмотрели основные сходства и различия онтологии и образа философствования Платона и Аристотеля. С одной стороны, относительно предшествующей философии, и платоновской в частности, Аристотель выдвигает много нового. В том числе оригинальным является его философия по форме изложения. Учение Платона изобилует элементами мистицизма, яркими художественными образами, метафорами и излагается в форме диалога, где мысль развивается по спирали. Учение Аристотеля же предстает перед нами совсем в иной форме, напоминающей скорее естественнонаучные трактаты, нежели теологические труды. Содержательно он многое наследовал у учителя, но часто рассматривал не только в других терминах, но и под иным углом зрения. Учение об идеях Платона сильно трансформируется в аристотелевской мысли. В то же время, Аристотель не согласен с учителем в нескольких ключевых моментах. В частности, он отказывается от онтологизации истины, характерной для философии Платона. Также он меняет статус универсалий, или эйдосов, ставя их в зависимость от индивидуального. В свою очередь, Платон понимает идивидуальное как «неудачную» копию всеобщего, а потому знание о нем невозможно- лишь мнение. Аристотель, сохраняя в некоторой степени расслоение бытия на подлинное и видимое, все же оставляет для чувственного мира куда более значимую роль. Он не отвергает практическую деятельность и пользу от познание окружающего мира, хотя и признает куда более важное значение теоретизирования. Несмотря на расхождения, оба мыслителя сыграли исключительно важную роль в развитии европейской философии. Возможно, именно благодаря различиям и расхождениям, и Платону и Аристотеля удалось занять определенные места в истории философии и способствовать развитию разнообразных идей и концепций.Список литературыАристотель Метафизика. М.: «Эксмо», 2006.- 608 с.Платон Избранное. М.: «АСТ», 2004.- 492 с.Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 992 с.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб: «Петрополис», 1994. - 336 с.
1.Аристотель Метафизика. М.: «Эксмо», 2006.- 608 с.
2.Платон Избранное. М.: «АСТ», 2004.- 492 с.
3.Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 992 с.
4.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб: «Петрополис», 1994. - 336 с.
Вопрос-ответ:
Какие есть различия между онтологией Платона и Аристотеля?
Различия между онтологией Платона и Аристотеля заключаются в их подходах к пониманию сущности и реальности. Платон придерживался идеалистического взгляда, считая, что идеи (или формы) являются основными реальными сущностями, в то время как материальный мир является отражением идей. Аристотель, напротив, был реалистом и считал, что реальность существует в материальном мире и вещах самих по себе, без необходимости прибегать к идеям.
В чем заключаются сходства между онтологией Платона и Аристотеля?
Сходства между онтологией Платона и Аристотеля заключаются в их представлении о существовании идей или форм. Оба философа признают, что существуют универсальные понятия, которые являются основой для отдельных вещей. Они также согласны, что для выражения общего названия необходимо наличие общей идеи.
Какова концепция истины у Платона и Аристотеля?
Концепция истины у Платона и Аристотеля отличается. Платон считал, что истина находится в мире идей, а материальный мир является лишь отражением идеальных форм. Аристотель полагал, что истина находится в самых вещах, в их природе и сущности.
Как Платон объясняет свое учение об идеях, и как его критикует Аристотель?
Платон объясняет свое учение об идеях тем, что существуют универсальные идеи, которые являются реальными сущностями, а материальный мир является только отражением этих идей. Аристотель же критикует учение Платона, указывая на противоречия и недостатки в его теории идей. Например, Аристотель отмечает, что идеи Платона не могут быть применимыми к особенностям конкретных вещей, и они не объясняют изменчивости и противоречия в мире.
В чем заключается сходство и различие онтологии Платона и Аристотеля?
Сходство между онтологией Платона и Аристотеля заключается в том, что оба философа полагали, что существуют некие объективные идеи или формы, которые являются реальными и независимыми от физического мира. Однако, в то время как Платон утверждал, что идеи являются основой для существования мира и обладают более высокой степенью реальности, Аристотель считал идеи лишь абстрактными образованиями, производными от конкретных объектов.
Какие философские идеи выделяются у Платона и Аристотеля?
У Платона основной идеей является учение о мире идей, где существуют абсолютные идеи, которые являются основой реальности и источником знания. Аристотель, в свою очередь, выделял идею о формах и материи, считая, что реальность состоит из объединения материального и формального аспектов.
Как отличаются концепции истины у Платона и Аристотеля?
У Платона истина связана с познанием идей, которые являются абсолютными и объективными. Аристотель же считал, что истина есть соответствие между знанием и реальностью, но эта истина относительна и зависит от конкретных ситуаций и контекста.
Как Платон и Аристотель относятся к учению о идеях?
Платон полагает, что идеи являются основой для существования мира и обладают более высокой степенью реальности, в то время как Аристотель считает идеи лишь абстрактными образованиями, производными от конкретных объектов. При этом Аристотель критикует учение Платона, утверждая, что идеи не могут существовать независимо от объектов.