сущность и содержание переселенческой политики и причины ее краха

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 25 25 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 14.01.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Переселенческое дело и цели правительства 5
Водворение переселенцев 9
Подготовка участков для крестьян 11
Организация переселенческой политики 16
Причины краха переселенческой политики 20
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Главная роль переселенческого управления состоит в справочных книжках, выходе в свет которых широко рекламировали в газетах: «Переселенческим управлением издана справочная книжка для ходоков-переселенцев на 1909 год с путевой при ней картой Азиатской России». Сначала эти книги оказывали объективное впечатление, поскольку в них описывалось и хорошее, и плохое. Но, перечисление трудностей нужно было для того, чтобы сдерживать самовольных переселяющих. Этой же цели придерживались и статьи в газетах. Так, в газете «Россия» напечатали следующую заметку «Переселенческое дело», где говорилось следующее: «Взгляд правительства на переселенческий вопрос в настоящее время может быть сформулирован следующим образом: правительство никого не приглашает переселяться, и открыто заявляет о трудности этого способа улучшения хозяйства, но считает своей обязанностью оказывать возможное содействие переселенцам и давать им самые подробные данные обо всех имеющихся свободных для переселенцев землях». Газета «Русское знамя» одновременно с перечислением трудностей выражала призыв к заселению трудных территорий: «Бог в помощь вам русские люди, идущие в жгучую степь и выжимающие из ее недр своим потом струю богатства. Идите в нее скорее и заселяйте из конца в конец… По мере заселения и культивировки степи исчезнут комары и лихорадка».Практические предложения по переселению были следующие:отводить наделы старожилам и переселенцам Сибири в собственность;проводить начало покровительства незначительной единоличной собственности на участок;вовремя осуществлять продажу участков переселенцам;разработать и развить агрономическую помощь переселяющим;наряду с мелкими крестьянскими землями необходимо предоставить образование Уралом частной собственности.После 1905 года царское правительство начинает всячески помогать переселению. Государство принимало указания во множестве своих писем и циркуляр. Так, например, Столыпин циркуляром по Министерству внутренних дел 13 февраля 1908 года № 17 предложил «губернаторам иметь в особенности внимательное наблюдение за организацией всего переселенческого дела, особенно «за выдачей необходимых для передвижения переселенцев путевых документов».Однако, несмотря на наличие данных указаний, выдачу документов сопровождали различными формальностями. Также переселенческую политику проводили достаточно неорганизованно, со значительными трудностями для переселявшихся крестьян. Совет Министров издал 4 марта 1911 года Положение в соответствие, с которым “пользование содействием правительства при переселении предоставляется всем желающим без всяких ограничений”. Но основное количество крестьян всё-таки продолжало переселяться без необходимых документов. Как поясняло Министерство внутренних дел, причиной этому является небрежность в оформлении документов, поскольку это затрудняло переселение.Помимо этого, на железной дороге для переселяющих установили пониженный тариф.Многие представители крестьянства не могли получить необходимые документы на переселение, либо совсем не брали проходных свидетельств, перебирались за Урал за собственный счёт и старались самостоятельно основаться на новом месте.Подобное печальное состояние обстояло и с кредитами, предоставлявшиеся на переселенческую необходимость. Газета «Россия» в 1907 году издавала, что «переселенческим управлением разработано, для внедрения в Совет министров, представления об усилении кредита на выдачу ссуд переселенцам», министр финансов категорически был против повышения кредитов на 1907 год. Помимо этого он говорил, что в Европейской части России «… в ближайшем будущем нельзя ожидать переселения в очень больших размерах и предлагал сократить «намеченный на 1907 год кредит на переселение с 19,2 до 7,5 млн. рублей».Таким образом, в 1907 году размер выданных кредитов примерно равнялся 50-60 рублей на семью. В данном году израсходовали на переселение примерно 13,5 млн. рублей, это в 2,4 раза меньше, чем в 1906 году, хотя количество переселенцев повысилось сравнительно с минувшим годом.Немало противоречий имелось и между Переселенческим управлением и чинами лесного ведомства при проведении переселенческой политики. А. И. Комаров отмечал, что «уже в конце 1907 года появились признаки того, что в Сибири «с землицей не все обстоит благополучно». С данного времени начинаются первые, в то время ещё не особенно явные прения между переселенческими чинами и чиновниками лесного ведомства.Таким образом, образование переселений могло обеспечить достоверное и чёткое взаимодействия разных частей переселенческого механизма. Прежде всего, страдали от этого именно переселенцы, которым и должны были помочь осуществляемые государством мероприятия. Однако, это не сбылось, а, наоборот, работа, проводимая под воздействием множества различных инструкций, распоряжений, приказов, и циркуляров, препятствовала переселению крестьян, о чём свидетельствует значительное количество самовольных переселений. Чиновники, в компетенции которых было переселение на места выезда крестьян, не смогли преодолеть размах переселенческого движения.Причины краха переселенческой политикиПри проведении революции и гражданской войны общинное землевладение одерживает решительную победу. Но проходит десятилетие, в конце 20-х годов, снова происходит острое противоречие между крестьянской общиной и правительством. Результатом этого явилось уничтожение общины.Однако внешние обстоятельства (смерть Столыпина, начало войны) остановили столыпинскую реформу, в том числе и переселенческую политику. Большинству столыпинских реформ не удалось сбыться, вследствие смерти их основатели, поскольку многие введения основывались на энтузиазме Столыпина, который принимал попытки совершенствования политической или экономической структуры России.Всего 8 лет осуществлялась аграрная реформа, а с началом войны она весьма осложнилась, и как впоследствии оказалось, навсегда. Как считал Столыпин для полного реформирования ему необходимо 20 лет покоя, однако 8 лет были совсем неспокойными. Несмотря на это, причиной краха явились не кратность времени, и не смерть основателя, который был убит в 1911 году агентом охранки в киевском театре. Основные цели не удалось выполнить. Переселение крестьян на окраины не получилось организовать в том размере, который смог бы значительно повлиять на устранение земельной тесноты в центре страны. Это предвещало крах переселенческой политики ещё до войны, правда её костер продолжал тлеть, а затем и поддерживался существенным чиновничьим аппаратом во главе с инициативным приемником Столыпина – главным управляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным.Рассмотрим причины краха переселенческой политики:Столыпин начал осуществление своих реформ со значительным опозданием (не в 1861 году, а только в 1906 году);переход от натурального типа экономики к рыночному при административно-командной системе возможен, в первую очередь, на основе активном функционировании правительства. При этом особенная роль отводилась финансово-кредитная деятельности государства. Примером можно привести государство, сумеющее достаточно быстро и с размахом переориентировать сильнейший бюрократический аппарат империи на энергичное функционирование. При этом «локальная экономико-хозяйственная рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм»;при господствовании административных принципов управления экономикой и уравнительных методов распределения, всегда будет наблюдаться сильная оппозиция изменений. Значит, необходимо иметь социальную поддержку в виде энергичных и квалифицированных слоев населения.Крах переселенческой политики вовсе не значит, что она не имела серьёзного значения. Она являлась существенным шагом вперёд по капиталистическому пути, способствовала в определённой мере повышению использования машин, удобрений, росту товарности сельского хозяйства.ЗаключениеУсиление аграрного вопроса в центре России государство пыталось решить путём колонизации собственных окраин переселением крестьянства. Как считали исследователи, крестьянская колонизация осуществлялась в четыре этапа: 1960 – 1980 годы. В этот период край был официально закрыт для переселения, поскольку «освобождения» крепостных крестьян российские помещики не хотели отпускать от себя крестьян, ведь им была необходима дешёвая рабочая сила. Поэтому для этого этапа характерным является самовольное заселение края.1890 –1905 годы. Происходит резкое повышение переселенческого движения, связанное со строительством Транссибирской магистрали, неурожаем и голодом 1891 – 1892 годов в стране. 1906 – 1909 годы. Наиболее предприимчивый этап крестьянского переселения. Здесь государство всячески способствует крестьянской колонизации. 1910 – 1914 годы. Здесь государство поставило новые задачи в землеустройстве русского крестьянина, то есть распространения на территории Казахстана и Сибири основных положений Указа от 9 ноября 1906 года. По этому Указу каждый крестьянин мог получить право закрепления своего надела в частную собственность, а также выхода из сельской общины. При попытке разрядить недовольство крестьян, ослабления остроты аграрной реформы в центральных губерниях России, связанную с поддержкой помещичьего землевладения, царское правительство способствует массовому переселению русского крестьянства в Казахстан и на Дальний Восток. Приток, переселяющихся в Казахстан, особенно повысился после формирования столыпинской аграрной реформы.Список литературыЗахаревич А.В.История Отечества. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 776 с.История России; Издательство МГУ - Москва, 2013. - 560 c.Ключевский В. О. Курс русской истории. Том 3; Директмедиа Паблишинг - , 2010. - 797 c.Морозов С. Д. История России. Краткий курс. За три дня до экзамена; Феникс - Москва, 2010. - 192 c.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Норма, 2009. – 752 с.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.Сёмин В.П. Отечественная история. – М: Академический проект, 2010. – 739 с.forum.istorichka.ruhistory-forum.ru

1. Захаревич А.В.История Отечества. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 776 с.
2. История России; Издательство МГУ - Москва, 2013. - 560 c.
3. Ключевский В. О. Курс русской истории. Том 3; Директмедиа Паблишинг - , 2010. - 797 c.
4. Морозов С. Д. История России. Краткий курс. За три дня до экзамена; Феникс - Москва, 2010. - 192 c.
5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Норма, 2009. – 752 с.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.
7. Сёмин В.П. Отечественная история. – М: Академический проект, 2010. – 739 с.
8. forum.istorichka.ru
9. history-forum.ru

Министерство образования и науки Республики Крым

"Крымский агротехнологический университет"

Факультет землеустройства и геодезии

Кафедра землеустройства и кадастра

Реферат

Столыпинская аграрная реформа

выполнил: студент 3 курса, группы К-31.1

Дьячук Алексей Антонович

Проверено:

кандидат географических наук, доцент

Сирик Владимир Федорович

Симферополь 2014

Содержание

Введение

Основные задачи реформы

Историческая необходимость реформ

Вывод

Источники

Введение

Столыпинская аграрная реформа -- обобщенное название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, осуществляемые правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906. Основные направления реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, отмена постепенная сельской общины как коллективного собственника земли широко кредитования крестьян, покупки помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, организация территории, которая позволяет оптимизировать крестьянского хозяйства путем ликвидации чересполосицы.

Основные задачи реформы

передача надельных земель в собственность крестьян;

постепенный отказ от сельской общины как коллективного собственника земли;

широко кредитования крестьян;

покупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;

организация территории, которая позволяет оптимизировать крестьянского хозяйства путем ликвидации чересполосицы.

Реформы положили как краткосрочные, так и долгосрочные.

Краткосрочные: решение "проблемы аграрной" как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений).

Долгосрочные: прочный и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Цель аграрной реформы

Аграрная реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России (все провинции, за исключением трех провинций Остзейского края); не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.