Виды использования земли и их правовое содержание
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 17.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1. Правовые аспекты охраны и использования земель на современном этапе 5
1.2. Мониторинг как систематическое наблюдение за использованием земель 8
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 11
2.1. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта 11
2.2. Проблемы предоставления земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах) 15
2.3. Вопросы предоставления земельных участков в собственность или аренду без торгов и без предварительного согласования мест размещения объекта 17
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
3.1. Право постоянного (бессрочного) пользования 21
3.2. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Последний вывод обусловливает повторяющаяся ежегодно ситуация с лесными пожарами, в результате которых выгорают целые деревни. Государство предоставляет погорельцам новые земельные участки и бесплатно строит там новые жилые дома, однако данная (упрощенная) процедура прямо не закреплена в федеральном земельном законодательстве. Таким образом, возникновение правоотношений по использованию земель автоматически означает прекращение или изменение прежних (абсолютных или обязательственных) и появление новых правоотношений (собственности или аренды). При этом право государственной (муниципальной) собственности на земельный участок может прекращаться (например, в случае, если гражданин или юридическое лицо получили по итогам торгов участок в собственность) или измениться (если получили их в аренду).ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ3.1. Право постоянного (бессрочного) пользованияПраво постоянного (бессрочного) пользования земельным участком имеет следующие отличительные черты:– более широкий круг субъектов данного вида правоотношений, поскольку законом прямо указывается, что в круг этих субъектов могут входить не только граждане, но и организации, обладающие правами юридического лица (ч. 1 ст. 268 ГК РФ и ст. 20 ЗК РФ);– более узкий круг оснований приобретения данного вещного права. В частности, таковым является решение государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование (ч. 1 ст. 268 ГК РФ).Право же пожизненного владения на этот участок может быть приобретено и на основании завещания прежнего владельца, сделанного в установленном законом порядке;– наличие производной связи между правом на земельный участок и правом на недвижимость, расположенную на данном участке. Так, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон (ст. 273 ГК РФ). При прекращении же права пользования земельным участком, если стоимость недвижимости явно превышает стоимость участка, находившегося в пользовании собственника недвижимости, суд может установить условия пользования земельным участком на новый срок (ч. 2 ст. 272 ГК РФ).Такой производности не наблюдается в правоотношениях владения землей на праве пожизненного наследуемого владения, поскольку возникновение права собственности на недвижимость не может повлечь за собой возникновение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором расположено это строение;– относительно меньшая стабильность отношений землепользования. Во-первых, право постоянного землепользования может быть прекращено по тем же основаниям, по которым оно возникло, – на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа, принятого в установленном законом порядке; во-вторых, право землепользования может быть и временным, устанавливаемым на определенный срок. Например, предоставление временно неиспользуемых под строительство земель под посадку картофеля гражданам или под огороды.В силу закона (гл. 17 ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав – граждане владеют и пользуются такими участками, но не могут ими распоряжаться, в том числе и завещать. При переходе права собственности на строение вместе с ним переходит и право пользования земельным участком. В случае перехода права собственности на строение к нескольким лицам, к ним же переходит и указанное право на земельный участок. При определении порядка пользования общим участком учитываются доли сторон в праве собственности на строение или сложившийся порядок пользования земельным участком (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).3.2. Право безвозмездного срочного пользования земельным участкомПо договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природоресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.Безвозмездный характер землепользования является отличительной чертой данного договора.Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принадлежит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками. Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов: государственные и муниципальные учреждения; федеральные казенные предприятия; органы государственной власти и местного самоуправления.Кроме того, согласно ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:– из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;– из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 Кодекса.Максимальный срок, на который земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование не должен превышать один год. При предоставлении земельных участков на этом праве из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, срок определяется договором.ЗАКЛЮЧЕНИЕРассмотрев правовой режим охраны и использования земель можно сделать следующие выводы.Процесс правовой глобализации оказывают непосредственное давление на формирование правотворческой политики в сфере охраны и использования земель. При анализе принятых нормативно-правовых актов, а также рассмотрении тенденций развития законодательства можно соотнести процессы глобализации и обеспечения охраны земель. Процесс правовой глобализации оказывает в некоторых случаях негативное влияние на национальную правотворческую политику России. Многими исследователями отмечена тенденция, заключающаяся в том, что в рамках познавательной составляющей законотворчества наблюдается отказ от собственных политико-правовых традиций в пользу зарубежных институтов.Возникновение правоотношений по использованию земель автоматически означает прекращение или изменение прежних (абсолютных или обязательственных) и появление новых правоотношений (собственности или аренды). При этом право государственной (муниципальной) собственности на земельный участок может прекращаться (например, в случае, если гражданин или юридическое лицо получили по итогам торгов участок в собственность) или измениться (если получили их в аренду).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные правовые акты РФКонституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ[Текст] // Собрание законодательства РФ. – 03.03.2014. – № 9. – Ст. 851.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ : в ред. от 05.05.2014 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.О мелиорации земель : федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ : в ред. от 14.10.2014 [Текст] // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 142.О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ : в ред. от 28.12.2013 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 20.07.1998. – № 29. – Ст. 3399.О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ : в ред. от 23.06.2014 [Текст] // СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.Земельный кодекс Российской Федерации : Федер. закон Рос. Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ : ред. от 23.07.2013 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. от 12.03.2014 [Текст] // Российская газета. – № 6. – 12.01.2002.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 : ред. от 22.06.2010[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») : Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 02.11.2013) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 22.06.2009. – № 25. – Ст. 3052.Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании : Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, в ред. от 15.09.2005 [Текст] // СЗ РФ. – 2000. – № 31. – Ст. 3295.Учебная и научная литератураБлищенко, В.И. Глобализация и международное право[Текст] / В. И. Блищенко // Глобализация, государство, право, XXI век. Московский юридический форум: по материалам выступлений. – М., 2004. Боголюбов, С.А. Актуальные проблемы экологического права[Текст] : учебник для магистров. – М.: Юрайт, 2011. – 607 с.Демин, А. А. Административное право Российской Федерации[Текст] / А. А. Демин : учебное пособие. – М. : Зерцало-М, 2002. – 384 с.Лукьянова, Е.Г. Глобализация и правовая система России : основные направления развития[Текст] / Е. Г. Лукьянова. – М. : Норма, 2006. – 112 с.Мазуренко, А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность[Текст] / А. П. Мазуренко. – М.: Юрист, 2010. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – 392 с.Поленина, С.В. Правотворчество в условиях глобализации: традиции и новаторство [Текст] / С. В. Поленина, О. А. Гаврилова, Н. П. Колдаева // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей / Под ред. С.В. Полениной, В.М. Баранова, Е.В. Скурко. – М.; Н. Новгород, 2007. – С. 111 – 118.Приложение 1Основные направления деятельности федеральных органов исполнительной властиПриложение 2
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 03.03.2014. – № 9. – Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ : в ред. от 05.05.2014 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. О мелиорации земель : федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ : в ред. от 14.10.2014 [Текст] // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 142.
4. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения : федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ : в ред. от 28.12.2013 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 20.07.1998. – № 29. – Ст. 3399.
5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ : в ред. от 23.06.2014 [Текст] // СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.
6. Земельный кодекс Российской Федерации : Федер. закон Рос. Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ : ред. от 23.07.2013 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
7. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. от 12.03.2014 [Текст] // Российская газета. – № 6. – 12.01.2002.
8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 : ред. от 22.06.2010 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») : Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 02.11.2013) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 22.06.2009. – № 25. – Ст. 3052.
10. Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании : Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, в ред. от 15.09.2005 [Текст] // СЗ РФ. – 2000. – № 31. – Ст. 3295.
Учебная и научная литература
11. Блищенко, В. И. Глобализация и международное право [Текст] / В. И. Блищенко // Глобализация, государство, право, XXI век. Московский юридический форум: по материалам выступлений. – М., 2004.
12. Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст] : учебник для магистров. – М. : Юрайт, 2011. – 607 с.
13. Демин, А. А. Административное право Российской Федерации [Текст] / А. А. Демин : учебное пособие. – М. : Зерцало-М, 2002. – 384 с.
14. Лукьянова, Е. Г. Глобализация и правовая система России : основные направления развития [Текст] / Е. Г. Лукьянова. – М. : Норма, 2006. – 112 с.
15. Мазуренко, А. П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность [Текст] / А. П. Мазуренко. – М.: Юрист, 2010. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – 392 с.
16. Поленина, С. В. Правотворчество в условиях глобализации: традиции и новаторство [Текст] / С. В. Поленина, О. А. Гаврилова, Н. П. Колдаева // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей / Под ред. С.В. Полениной, В.М. Баранова, Е.В. Скурко. – М.; Н. Новгород, 2007. – С. 111 – 118.
Вопрос-ответ:
Какие правовые аспекты связаны с охраной и использованием земель на современном этапе?
На современном этапе, правовые аспекты связанные с охраной и использованием земель включают в себя следующие моменты: определение категории земель, установление правил использования земель, фиксация права собственности, предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов и другие.
Что такое мониторинг в контексте использования земель?
Мониторинг в контексте использования земель - это систематическое наблюдение за процессами использования земель, с целью оценки состояния и эффективности их использования. Мониторинг позволяет контролировать соблюдение правил и нормативов использования земель, а также выявлять возможные нарушения и проблемы в этой сфере.
Как происходит предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта?
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта происходит следующим образом: существующие регламенты и процедуры разработанные органами власти для предоставления земельных участков направляются заявителем в соответствующий орган. Заявка рассматривается, а затем принимается решение о предоставлении участка или отказе. В случае согласия, заключается договор аренды или иной договор на использование земли.
Какие проблемы могут возникать при предоставлении земельных участков?
При предоставлении земельных участков могут возникать следующие проблемы: сложности с выбором и согласованием места размещения объекта, отличающиеся интересы и требования разных заинтересованных сторон, бюрократические процедуры и длительные сроки получения разрешений и документов, нарушение правил и нормативов использования земель.
Какие виды использования земли существуют?
Существуют различные виды использования земли, включающие в себя: сельскохозяйственное использование земель, промышленное использование земель, жилищное использование земель, коммерческое использование земель, рекреационное использование земель, охрана природных территорий и другие.
Какие правовые аспекты регулируют охрану и использование земель на современном этапе?
На современном этапе охрана и использование земель регулируются различными правовыми аспектами. Это включает в себя законы и нормативные акты, которые определяют права и обязанности субъектов в отношении земельного участка. Также существуют специализированные органы и учреждения, ответственные за контроль за использованием земель. Охрана и использование земель также подразумевают соблюдение экологических и природоохранных требований при осуществлении неселективных действий на земельном участке.
Что представляет собой мониторинг использования земель?
Мониторинг использования земель является систематическим наблюдением и контролем за использованием земельных участков. Он включает в себя регулярное сбор и анализ информации о состоянии и изменениях в использовании земель, а также о соответствии этого использования установленным нормам и требованиям. Мониторинг позволяет контролировать эффективность использования земель, выявлять нарушения и принимать меры по их предотвращению и устранению.
Какие проблемы связаны с предоставлением земельных участков?
Предоставление земельных участков сопряжено с определенными проблемами. В частности, одной из проблем является сложность согласования мест размещения объектов на земельном участке. Это может быть связано с противоречиями между различными интересами и требованиями разных субъектов. Также проблемой может являться недостаточная прозрачность и эффективность процесса предоставления земельных участков, что может создавать условия для коррупции и неправомерного использования земельных ресурсов.