Особенности звукового повтора в поэзии Осипа Мандельштама
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 19.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I «Поэзия как образ бытия» 5
1.1.Художественные особенности лирики Мандельштама 5
1.2.Звукопись как одна из отличительных сторон поэтики Мандельштама 8
Глава II Звукообразная лексика в поэтической концепции Мандельштама 12
2.1. Повтор согласных 12
2.2. Повтор гласных 17
Заключение 20
Литература 22
С помощью звуковых повторов поэт создаёт живописные образы, звуковые образы, неповторимую стилистику своих стихотворений. Звуковые повторы часто участвуют в композиции стихотворений, усиливая кульминацию и логически завершая стихотворение.2.2. Повтор гласныхАнализ поэзии Мандельштама демонстрирует такое явление как внутристиховые ассонансы:нЕдУгИ – нЕдрУгИдрУгИх невскрытых дУгОсобый тип звукового повтора, к которому прибегает Мандельштам, – это ударение на все гласные «о» в строке:В Огромной кОмнате над чЁрноюНевОй.Бывает, что повторяющаяся в строке гласная не вся ударная, но от этого эффект не теряется, а, напротив, увеличивается, и образы, запечатлённые в фразе, становятся ещё более объёмными:«Она отмечена среди подруг повязкою на лбу»«Когда огонь в акрополе горит…»Благодаря повторяющимся «о» и «а» возникает некое подобие священнодействия, который задаёт и образ героини, представляющейся скорее жрицей, чем обычной женщиной.В отношении гласных существует у Мандельштама и ещё один приём – приём единоначатия – одинаковые ударяемые гласные, стоящие первыми:Кому зима, арак и пунш голубоглазый,Кому душистое с корицею вино,Кому жестоких звезд солёные приказыВ избушку дымную перенести даноНе случаен многократный повтор гласного «у» в следующих строках:Слух чуткий парус напрягает,Расширенный пустеет взор,И тишину переплываетПолночных птиц незвучный хорЗдесь мы видим следующую картину: в первой строчке три повторяющиеся «у», две из которых – ударные; во второй – одна неударная; в третьей, как и в четвёртой, – одна ударная.Этот звуковой ряд будто удлиняет звучание, акцентируя внимание на нескончаемом пространстве, в центре которого находится потерянный герой: слух – «напряжён», взор – «расширен и пуст».Нельзя не отметить на то, что почти все слова, в которых отмечен звук «у», относятся к одному концептуальному ряду, ядро которого связано со звуком или его отсутствием: «слух», «чуткий», «тишину», «незвучный». Это не случайно, ведь в данном стихотворении предстаёт своеобразная картина мира, отличительной особенностью которой является пустота. Как мы видим, в слове пустота так же присутствует звук «у». Благодаря его тягучести и однотонности и создаётся эффект «пустого мира», творимогоМальденштамом.Уместно будет обратиться и к одному из самых известных стихотворений поэта – «Silentium». Оно имеет явную тематическую и образную перекличку со стихотворением, приведённым выше, поскольку silentium(молчание) имеет родственную связь с неким «пустым» и безмолвным миром, где царит тишина и даже «хор полночных птиц» – беззвучен.Общеизвестно, что это стихотворение Мандельштама – интерпретация тютчевского шедевра с одноимённым названием:Молчи, скрывайся и таиИ чувства и мечты свои —Пускай в душевной глубинеВстают и заходят онеБезмолвно, как звезды в ночи, —Любуйся ими — и молчи.У Мандельштама всё по-другому:Она ещё не родилась,Онаи музыка и слово,И потому всего живогоНенарушаемая связь.Здесь мы видим не только звуковой повтор, но и словесный. Впрочем, он лишь усиливает ряд повторяющихся гласных «о», «а», «и». Как было очевидно из предыдущего стихотворения, для Мандельштама тишина (даже «ещё не родившаяся), состоит не только из образа, но и звуков, которые, как это ни парадоксально, должны подчеркнуть её особое беззвучие. Но это беззвучие, по восприятию поэта, вполне ощутимо. Для передачи этого ощущения Мандельштам и создаёт специфический звуковой ряд своих стихотворений.Вывод: мы видим, что в звуковых повторах гласных поэт использует такие приёмы как ассонанс, ударение на все первые слоги, частичное ударение. Часто Мандельштам создаёт звуковой ряд, состоящих из множества гласных «у». Звуковой повтор гласных необходим поэту для усиления образности и особой музыкальности стиха.ЗаключениеДанная работа была посвящена исследованию звуковых повторов в поэзии одного из самых одарённых и оригинальных поэтов ХХ века О. Э. Мандельштама.На основе изученной литературы мы выявили некоторые черты его поэтики и мышления: символическое начало; эстетико-философское созерцание;восприятие искусства как преобразующей силы;активное музыкальное начало;акмеистическая трактовка слова;архитектурность строения мира (и поэзии);медитативность;недосказанность;синтактическая неправильность;усложнённость;звуковая образность.Перечисленные особенности не являются исчерпывающими, т.к. поэзия Мандельштама очень сложна, многоаспектна и разнообразна.Мы обратились и к особенностям звукописи Мандельштама, поскольку звуковые повторы являются частью этого аспекта поэзии Мандельштама.Мы выявили, что фонетика его стихотворений неразрывно связана с семантикой. Отсюда ощутимая и почти осязаемая образность мандельштамовских стихотворений.Нами так же было выявлено, что в качестве звуковых повторов согласных Мандельштам использует такие приёмы как аллитерация, звуковая перекличка, повтор шипящих и свистящих, скрытая фонетика.С помощью звуковых повторов поэт создаёт живописные образы, звуковые образы, неповторимую стилистику своих стихотворений. Звуковые повторы часто участвуют в композиции стихотворений, усиливая кульминацию и логически завершая стихотворение.В звуковых повторах гласных поэт использует такие приёмы как ассонанс, ударение на все первые слоги, частичное ударение. Часто Мандельштам создаёт звуковой ряд, состоящих из множества гласных «у». Звуковой повтор гласных необходим поэту для усиления образности и особой музыкальности стиха. Можно с уверенностью заявить, что в поэзии Мандельштама существует своеобразная фонетическая композиция, связанная собщей композицией стихотворения.ЛитератураАдамович Г. В. Несколько слов о Мандельштаме// Воздушные пути, 1961, №2Амелин Г. Г., Мордерер В. Я. Миры и столкновения Осипа Мандельштама. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 320 с.Большая Российская энциклопедия. – М.: РАН, 1999. – 999 с.Бушман И. Поэтическое искусство Мандельштама. – Мюнхен. 1976. – 450 сГаспаров М. Поэт и культура. Три поэтики Мандельштама//Мандельштам О. Полное собрание стихотворений. – СПб.: Академический проект, 1997. – 720 сГумилёв Н. С. Сочинения в трёх томах. Т. 3. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 785 с.Дёмина А. С. Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама. – Нижний Новгород, 2006. – 185 с.Иванов Вяч. По звёздам//Иванов Вяч. Статьи и афоризмы. – СПб.: Лань, 2002. – 389.Ельмицкая Л. М. «Камень» О. Мандельштама// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с.Кацура А. Три Иосифа//Независимая газета, 1996. 19 сентябряКихней Л. Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. – М.: Наука, 1997. – 380 сЛекманов О. Осип Мандельштам. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 255 с.Мандельштам О. Э. Полное собрание стихотворений. – СПб.: Академический проект, 1997. – 720 с.Мандельштам Н. Я. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1999. – 589 с.Мейлах Б. М. «Внутри горы бездействует кумир…» К сталинской теме в поэзии Мандельштама//Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. – Издательство Воронежского университета, 1990. – 543 сМусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. – К.: Ника-Центр, Эльга-Н, 2000. – 560 с.Потебня А. А. Мысль и язык// Потебня А.А. Слово и миф. – М.: Правда», 1989. – 680 сРусова Н. Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов. – М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 200 с.Тютчев Ф. И. Silentium//Тютчев Ф. И. Избранная лирика. – М.: Художественная литература, 1999. – 536 с.
Литература
1. Адамович Г. В. Несколько слов о Мандельштаме// Воздушные пути, 1961, №2
2. Амелин Г. Г., Мордерер В. Я. Миры и столкновения Осипа Мандельштама. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 320 с.
3. Большая Российская энциклопедия. – М.: РАН, 1999. – 999 с.
4. Бушман И. Поэтическое искусство Мандельштама. – Мюнхен. 1976. – 450 с
5. Гаспаров М. Поэт и культура. Три поэтики Мандельштама//Мандельштам О. Полное собрание стихотворений. – СПб.: Академический проект, 1997. – 720 с
6. Гумилёв Н. С. Сочинения в трёх томах. Т. 3. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 785 с.
7. Дёмина А. С. Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама. – Нижний Новгород, 2006. – 185 с.
8. Иванов Вяч. По звёздам//Иванов Вяч. Статьи и афоризмы. – СПб.: Лань, 2002. – 389.
9. Ельмицкая Л. М. «Камень» О. Мандельштама// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с.
10. Кацура А. Три Иосифа//Независимая газета, 1996. 19 сентября
11. Кихней Л. Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. – М.: Наука, 1997. – 380 с
12. Лекманов О. Осип Мандельштам. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 255 с.
13. Мандельштам О. Э. Полное собрание стихотворений. – СПб.: Академический проект, 1997. – 720 с.
14. Мандельштам Н. Я. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1999. – 589 с.
15. Мейлах Б. М. «Внутри горы бездействует кумир…» К сталинской теме в поэзии Мандельштама//Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. – Издательство Воронежского университета, 1990. – 543 с
16. Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. – К.: Ника-Центр, Эльга-Н, 2000. – 560 с.
17. Потебня А. А. Мысль и язык// Потебня А.А. Слово и миф. – М.: Правда», 1989. – 680 с
18. Русова Н. Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов. – М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 200 с.
19. Тютчев Ф. И. Silentium//Тютчев Ф. И. Избранная лирика. – М.: Художественная литература, 1999. – 536 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности звукового повтора присутствуют в поэзии Осипа Мандельштама?
В поэзии Осипа Мандельштама присутствуют различные особенности звукового повтора. Он использует повтор согласных и гласных звуков, которые помогают создавать живописные образы и уникальную стилистику его стихотворений.
Какую роль играет звуковая повторяемость в поэзии Осипа Мандельштама?
Звуковая повторяемость в поэзии Осипа Мандельштама играет важную роль. Она помогает создавать музыкальность и ритмичность его стихов, а также усиливает эмоциональную и выразительную силу его слов.
Какое значение имеет повтор согласных звуков в поэзии Мандельштама?
Повтор согласных звуков в поэзии Мандельштама имеет определенное значение. Он создает ритм и музыкальность стихотворений, а также помогает передать особое настроение и эмоции, которые художник хотел выразить.
Какие эффекты достигаются с помощью повтора гласных звуков в поэзии Осипа Мандельштама?
С помощью повтора гласных звуков в поэзии Осипа Мандельштама достигаются различные эффекты. Например, он может создавать музыкальность и ритмичность стихотворений, а также усиливать выразительность и эмоциональную проникновенность слов.
В чем заключается особая стилистика стихотворений Мандельштама, связанная с звуковым повтором?
Особая стилистика стихотворений Мандельштама, связанная с звуковым повтором, заключается в создании живописных образов и уникальной атмосферы с помощью сложных ритмических конструкций и звукописных приемов.
Чем отличается звуковой повтор в поэзии Осипа Мандельштама от повтора звуков в других поэтических текстах?
В поэзии Осипа Мандельштама звуковой повтор играет особенно важную роль. Он не просто украшает стихотворение и создает музыкальность, как в других поэтических текстах, но также является средством передачи содержания и создания образов. Мандельштам использует звуки, чтобы вызывать определенные ассоциации и настроения у читателя, и создает неповторимую стилистику своих стихотворений.
Какую роль играет звукопись в поэтике Осипа Мандельштама?
Звукопись является одной из отличительных сторон поэтики Осипа Мандельштама. Поэт обращает особое внимание на звуковой аспект своих стихотворений и использует звуки, ритм и музыкальность, чтобы передать свои мысли и чувства. Разнообразные звуковые повторы, рифмы и ритмические схемы помогают создать особый музыкальный характер его поэзии и усиливают эмоциональное воздействие на читателя.
Какие звуковые повторы использует Осип Мандельштам в своих стихотворениях?
Осип Мандельштам использует разнообразные звуковые повторы, чтобы создать особый звуковой образ своих стихотворений. Он повторяет согласные и гласные звуки, создавая ритм и мелодию текста. Также он часто использует аллитерацию и ассонанс - повторение звуков в начале или в середине слов. Эти повторы помогают создать живописные образы и особый характер его поэзии.
Какой эффект создает повтор согласных звуков в стихотворениях Мандельштама?
Повтор согласных звуков в стихотворениях Осипа Мандельштама создает особый музыкальный эффект. Это может быть повторение согласных звуков в начале слов, такое явление называется аллитерацией, или повторение согласных звуков в середине слов, называемое консонансом. Такой повтор создает ритм и мелодию текста, придает стихам особую музыкальность и помогает передать настроение и эмоции, которые хотел выразить поэт.
Какие особенности звукового повтора присутствуют в поэзии Осипа Мандельштама?
В поэзии Осипа Мандельштама присутствуют различные особенности звукового повтора, которые помогают создать особую мелодику и ритм его стихотворений. Например, Мандельштам часто использует повтор согласных звуков для создания музыкальности и гармонии в тексте. Также он активно использует повтор гласных звуков, что придает его стихам экспрессивность и эмоциональность.
Какую роль играет звукопись в поэтической концепции Мандельштама?
Звукопись является одной из отличительных сторон поэтики Осипа Мандельштама. Он осознанно использует звуковые повторы, чтобы создать особую стилистику своих стихотворений. Звуковые образы позволяют ему передать настроение, эмоции и образы, делая его тексты яркими и запоминающимися. Это помогает читателю еще глубже войти в мир поэзии Мандельштама и позволяет почувствовать его истинное значение и смысл.