особенности внимания младших школьников: проблема изучения и развития.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 19.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности развития внимания у младших школьников 6
1.1 Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические особенности развития внимания младших школьников 11
2. Экспериментальное исследование развития внимания у детей младшего школьного возраста 16
2.1 Корректурная проба Бурдона (Буквенная) 16
2.2 Анализ итогов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Протокол исследования устойчивости вниманияДата _____________________-Класс _____________________Учащийся _________________Возраст _____________________Пол ________________________ПоказателиИтогиКоличество просмотренных за 10 минут буквКоличество правильно вычеркнутых буквКоличество букв, которые необходимо было вычеркнутьТочность выполнения задания, %Оценка точности, баллыОценка продуктивности, баллыОценка устойчивости, мобилизуемости, баллыРассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность вычисления по формуле:К = m:n * 100%,Где К – точность, n – численность букв, которые необходимо вычеркнуть, m –количество правильно вычеркнутых букв во время работы.ТаблицаУровниПродуктивностьТочностьзнакибаллыЗнаки %БаллыНизкийМенее 10101010-117513Менее 4040-5913Средний1176-13401341-15051506-167057860-6970-7980-89578высокий1671-18351836-200091090-99100910Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А=В+С, где В и С – балльные оценки точности и продуктивности соответственно.Перед проведением исследования был проведен анализ состава группы учащихся. Все дети, которые учувствовали в эксперименте, примерно одного возраста.Таблица 1 Список учащихся№ п/пИмя, фамилия учащихся1Андрей К.2Вика З.3Ефим П.4Катя М.5Настя К.6Настя Ф.7Оля Б.8Саша Р.9Сережа Б.10Таня Б.Анализ итогов исследованияИспытуемые правильно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но нужно также подчеркнуть, что в самом начале опыта у детей наблюдалась интенсивность, а далее у них повышался интерес к исполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.Подсчитаем итоги обследования:При обработке всех итогов экспериментатор описывает численность символов, просмотренных ребенком за все 10 минут, в течение которых длился психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, которые допущены им в ходе работы. Точность внимания ребенка определяются по формуле:К=m:n* 100%где К – точность, ;n - количество букв, которые необходимо вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.Устойчивость (А) внимания определяется по формуле: А=В+С, где В и С – балльные оценки точности и продуктивности соответственно.ТаблицаПоказатели устойчивости, продуктивности, точности внимания№Имя, фамилияПродуктивностьТочность (К)Устойчивость(А)знакибаллыЗнаки,%баллыбаллы1Андрей К.1168387.38122Вика З.1235586.18133Ефим П.1040368.2584Катя М.1700982.48175Настя К.1300593.89146Настя Ф.1625884.28167Оля Б.1495771.27178Саша Р.1755993.59189Сережа Б.19501082.681810Таня Б.1495764.3512Построили также сводный график устойчивости внимания:По приобретенным общим итогам представлены последующие характеристики продуктивности и стойкости внимания:Андрей К.: маленький уровень продуктивности, обычный уровень точности внимания, устойчивость – 17 баллов.Ефим П.: низкий уровень продуктивности, средний уровень точности, устойчивость внимания – 8 баллов. По характеру кривой, изображенной на графике следовательно, что интерес испытуемого было неуравновешенным. С 1 минуты к 3 , с 7 к 8 внимание мобилизуется (на это указывают крутые спуски). Однако на протяжении всего исполнения работы наблюдаются спад и взлёт графика (то возрастает, то миниатюризируется численность ошибок).Вика З.: средний уровень развития точности, продуктивности и устойчивости внимания. График перемещает плавный характер.Катя М.: высочайший уровень развития устойчивости и продуктивности внимания (линия графика неизменна), но немало ошибок при исполнении задания.Саша Р.: высокий уровень развития устойчивости (наблюдается фактически прямая построения графика, с 6 минуты идет снижение ошибок), пунктуальность и продуктивность внимания выполнения задания на высочайшем уровне.Сережа Б.: Высокий уровень развития устойчивости и продуктивности внимания (график плавный, только в середине выполнения задания наблюдается маленькое повышение ошибок), точность – 8 баллов, что подходит среднему уровню.Настя К.: средний уровень устойчивости и продуктивности внимания (кривая имеет соответствующие спады и взлёты), на высоком уровне точность выполнения задания.Настя Ф.: средние показатели развития устойчивости и продуктивности внимания. Ошибок незначительно, но, наблюдается неустойчивость внимания на протяжении выполнения работы.Оля Б. и Таня Б. : средние показатели развития продуктивности и устойчивости внимания. Графики устойчивости внимания имеют характерные подъемы и спады, что показывает на не достаточную устойчивость внимания испытуемых во время выполнения задания.По показателю устойчивости внимания всех учащихся можно поделить на 3 группы: 1 группа с высочайшим уровнем развития устойчивости внимания – выше 17 баллов, 2 группа – средний уровень развития устойчивости внимания – 11-16 баллов, 3 группа – низкий уровень развития внимания – до 10 баллов. Группу с высоким уровнем развития устойчивости внимания составило 3 человека (Катя М., Саша Р., Сережа Б.), во 2 группу вошло 6 человек (Настя К., Андрей К., Настя Ф., Вика З., Оля Б., Таня Б.) и очень низкий показатель устойчивости внимания у 1 учащегося.Была проведена беседа с преподавателями, и они отметили, что высочайшие показатели успеваемости у Кати М., Саши Р., Сережи Б., эти дети постоянно внимательны на упражнениях к объясняемому материалу и к самому преподавателю, они много запоминают, у их высокий познавательный интерес. Было зафиксировано, что у Ефима П. него плохая усидчивость и он не внимателен, нередко на занятиях он не замечает даже самого главного, успеваемость у этого ребенка средняя. Оля Б., Таня Б. достаточно хорошо успевают на занятиях, они могут обхватить много предметов, чрезвычайно любознательны, но им тяжело концентрироваться длительное время на одном предмете, довольно неусидчивы. Настя Ф., Вика З., Настя К. характеризуются как дети со средней успеваемостью, они любят узнавать находящийся вокруг мир, без труда концентрируются на предмете и просто исполняют монотонную работу, вызывающая у остальных недовольство.Таким образом, мы видим, что вправду есть индивидуальности внимания: внимание младших школьников различается в пределах группы, имеются в том числе личные особенности. И совместно с тем, в главном средние показатели продуктивности и устойчивости внимания, отмечены случаи низких характеристик данных характеристик.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ предоставленной работе был изучен вопрос особенностей внимания младших школьников.В ходе работы получилось решить установленные задачи: изучить индивидуальности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе;Практически изучить особенности внимания младших школьников. Подтвердилась гипотеза исследования:внимание младших школьников обладает чертами: сравнительно низкой устойчивостью и продуктивностью.В заключение конечно в первую очередь хочется подметить, что в задачу формирования внимания вступает не лишь его формирование как единичного психологического процесса, но и формирование таковых черт личности, облегчающие переход случайного внимания в послепроизвольное. Это подключает в себя формирование ощущения ответственности за исполняемую работу, мотивации удачного исполнения деятельности, развитие интереса, точная организация исполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание подходящих критерий для функциональной самостоятельной работы. Пока человек занят серьезным занятием, ему не нужно напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге \"Работа актера над собой\" целую главу предназначил вниманию, заявлял, что внимание к объекту вызывает естественную надобность что-то сделать с ним. Действие же еще наиболее сосредотачивает внимание на объеме, то есть внимание, сливаясь с действием и обоюдно переплетаясь, формирует сильную ассоциация с объектом. Внимание неразделимо соединено с деятельностью и волей человека. Несмотря на то, что исследования внимания порождают бессчетные неразрешенные и трудные вопросы, они, непременно, чрезвычайно могут быть полезны, так как человеку нужно знать приемы и методы, которые позволяют ему выучиться акцентировать свое внимание для успешной профессиональной либо учебной деятельности.Несмотря на то, что изучения внимания порождают многочисленные трудные и неразрешённые вопросы, они, непременно, очень полезны, так как человеку нужно знать методы и приёмы, которые позволяют ему выучиться акцентировать свое внимание для удачной профессиональной либо учебной деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. «Развитие памяти и внимания». Автор: Волкова, Т. Н., 2007 год.2. «Экспериментальная психология». Автор: Вудвортс, Р., 2009 год.3. «Общая психология». Автор: Маклаков, А.Г., 2008 год.4. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии». Авторы: А.А.Крылова, С.А. Маничева., 2008 год.5. «Психология внимания. Хрестоматия по психологии». Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова., 2009 год.6. «Основы общей психологии». Автор: Рубинштейн, С.Л., 2007 год.7. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Автор: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., 2008 год.8. «Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте». Автор: Венгер Л, Мухина В.9. «Детская психология в вопросах и ответах». Автор: Волков Б.С, Волкова Н.В., 2008 год.10. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». Автор: Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., 2008 год.11. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии». Автор: А.А.Крылова, С.А. Маничева., 2009 год.12. «Практическая психология образования». Автор: И.В. Дубровиной., 2007 год.13. «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей». Автор: Эльконин Д.Б.
1. «Развитие памяти и внимания». Автор: Волкова, Т. Н., 2007 год.
2. «Экспериментальная психология». Автор: Вудвортс, Р., 2009 год.
3. «Общая психология». Автор: Маклаков, А.Г., 2008 год.
4. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии». Авторы: А.А.Крылова, С.А. Маничева., 2008 год.
5. «Психология внимания. Хрестоматия по психологии». Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова., 2009 год.
6. «Основы общей психологии». Автор: Рубинштейн, С.Л., 2007 год.
7. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Автор: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., 2008 год.
8. «Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте». Автор: Венгер Л, Мухина В.
9. «Детская психология в вопросах и ответах». Автор: Волков Б.С, Волкова Н.В., 2008 год.
10. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». Автор: Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., 2008 год.
11. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии». Автор: А.А.Крылова, С.А. Маничева., 2009 год.
12. «Практическая психология образования». Автор: И.В. Дубровиной., 2007 год.
13. «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей». Автор: Эльконин Д.Б.
Опубликовано
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
образования
"АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ФГБОУ ВПО "АмГПГУ")
ИНСТИТУТ заочного И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсы
в частности, в психологии
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ младшего ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Специальность: 050700.62 "Специальное (дефектологическое) образование"
профиль "Специальная психология"
Березовская Наталья Евгеньевна
Комсомольск-на-Амуре, 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема изучения внимания у умственно отсталых детей в психолого-педагогической литературе
1.1 Внимание как психический процесс
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.3 Особенности внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Вывод
библиография
Впервые в отечественной педагогике и психологии проблема формирования внимания детей была актуализирована К. Д. Ушинским в 1868 году.
Н. Ф. Добрынин, изучение различных аспектов внимания, рассматривал внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Он подчеркнул, что внимание, в первую очередь, характеризуется тем, что обращается на раздражители, затрагивающие жизненно важные интересы личности [10, С. 21].