Образ Сталинских реперессий в художественной литературе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 24 24 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 21.01.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Исторический фон эпохи репрессий в СССР 5
1.1 Усиление внутриполитической борьбы в СССР 5
1.2 Роль литературы в создании тоталитарного режима в СССР 9
Глава 2. Художественная литература эпохи реабилитации 13
2.1 Особенности лагерной прозы 13
2.2 «Дети Арбата» как обобщенный образ репрессий 18
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Они помогают насаждать в народе страх, покорность. А страх рождается тогда, когда нет уверенности в собственной безопасности.
Рыбаков показывает в своем романе, что система страха держится на молчаливом непротивлении злу многих людей. Вот описание незаконного исключения из партии заместителя директора института Криворучко: «Стараясь не глядеть на Криворучко, члены бюро проголосовали за исключение его из партии». Все понимают, что совершается подлость, но никто не протестует.
Приведу и другой пример: не протестует против ареста Саши Панкратова дядя Марк. Во время разговора со Сталиным он совершает еще одно предательство - сообщает про «прямой провод» от Орджоникидзе к Ломинадзе.
Возникает внутренняя близость Рязанова с кремлевским диктатором. « Они стали внутренне близки, и это высоко вознесло Марка Александровича... Теперь Марком Александровичем руководил один Сталин».
Однако образ дяди Марка не лишен некоторой привлекательности. Рязанов - талантливый организатор. Главное дело его жизни - создание крупнейшего в мире металлургического комбината. Куда примитивнее и проще жизненные идеалы семейства Марасевичей или Юрия Шарока!
В романе «Дети Арбата» мы встречаемся с образами кровавых палачей, работников НКВД, верных исполнителей воли Сталина. Перед нами предстают реальные исторические фигуры (Ягода, Вышинский, Ежов, Поскребышев) и фигуры вымышленные (Юрий Шарок, Баулин, Дьяксв, Баранов). Довольно подробно описывается восхождение к высотам власти «тихого человека с фиалковыми глазами» - Ежова: работа в 1927 году в ЦК, руководящий пост в Казахстане, умелое проведение сталинской кадровой политики.
Страшно то, что фактический руководитель НКВД «свободен от всякого нравственного тормоза, от этических условностей». Под стать шефу НКВД и следователь Дьяков, который верит «не в действительную виновность людей, а в общую версию виновности».
Понятно, что суть следствия сводится к тому, чтобы «общую версию...умело применить к данному лицу и создать версию конкретную». Подследственный для Дьякова - всего лишь единица, необходимая для протокола. Протокол же нужен для вынесения приговора.
Внутренне близок Дьякову подлец и предатель Юрий Шарок. Путь в «органы» лежит через отречение от родного брата, от Лены Будягиной и Саши Панкратова. Именно в НКВД молодой карьерист ощущает себя в безопасности: «Там его никто не тронет, они сами всех трогают». В Юрии Шароке в полной мере проявляются задатки приспособленца и изощренного палача.
Подобные качества быстро находят себе применение в НКВД. «Юра сразу привился в новых условиях, подошел этому учреждению...»
В “Детях Арбата” А. Рыбаков пытается раскрыть психологию Сталина. Мы видим те объяснения и оправдания, которые позволяли с легкостью обречь на смерть и страдания миллионы людей. Он считал, что только страдания вызывают величайшую энергию. А значит, можно было заставить народ голодать, трудиться через силу, посадить в лагерь. Народ надо было заставить пойти на жертвы. Для этого необходима сильная власть, способная внушать страх. А страх надо было поддерживать любыми средствами. Этими средствами являлись НКВД и ГУЛАГ.
Также особенно хороша была теория незатухающей классовой борьбы. В стране появились тысячи людей, подчиняющихся Сталину. В «Детях Арбата» показано несколько из них.
Следователь Дьяков «верил в не действительную виновность, а в общую версию виновности». Он запугивает Сашу Панкратова, играет на его честности. Он действует угрозами, уговорами, пытками, чем угодно. Пытается заставить Сашу подписать признание о несуществующих преступлениях.
У А. Рыбакова на примере одноклассника Саши Ю. Шарока мы видим, как люди становились моральными уродами. Это люди, стремящиеся к неограниченной власти, готовые на все, чтобы эту власть получить.
Они отказывались от чести, родных и любимых. И это страшно. «Нет невиноватых!» — вот лозунг этой чудовищной системы. Саша Панкратов не был преступником, наоборот, он был предан революции. Но его, как и тысячи других честных людей, погубило то, что он был самостоятельным человеком, высказывал собственные суждения, имел свое мнение.
В такой истории человек вынужден сделать выбор в пользу одной из сторон, потому что третьего ему не дано, и, по мнению Ю. Домбровского, именно так создается история. Делая свой выбор, каждый человек вносит свой вклад в историю и приобщается к этому вечному процессу. Согласно авторской концепции выстроена и система персонажей. Для подтверждения вечности исторического процесса автор представляет два промежутка исторического времени (Древний Рим и 30-е годы ХХ века), между которыми разница более чем в две тысячи лет и в каждом из которых существуют свои герои, но тем не менее они делают одинаковый выбор и представляют собой четыре варианта самоопределения в истории.
На разных этапах истории всегда воспроизводится четыре основных действующих лица: свободная личность (Христос, Зыбин), представитель социального зла (Сталин, Понтий Пилат, Нейман), предатель (Иуда, Корнилов, Куторга) и художник, творец, запечатлевающий для потомков это вечное противостояние (евангелисты, художник Калмыков). Для того чтобы правильно самоопределиться в истории, свободный человек, по Ю. Домбровскому, должен опираться на культурную память, в которой запечатлены все предыдущие версии этого вечного столкновения. Культурно-историческая память оказывается связующим звеном между современностью и историей.











Заключение

Литература ХХ века выработала в своем развитии несколько понятий культуры:
- Культура как сила, одухотворяющая бытие.
- Культура как вечная драма.
- Культура как вечное противоборство добра и зла.
Примечательно, что во всех трех этих концепциях власть как источник давления, в двух последних концепциях как источник зла, отсюда столкновение, и острое противостояние человека и государства как вечных противостояний человеческого, то есть жизни, и нечеловеческого, что выражается в стремлении к прабащению.
Основа жизни в литературе 60-х годов – это свобода, только на этой основе могут существовать такие человеческие ценности, как культура, любовь, дружба, носителем которых и выступает человек.
Противостояние человека и государства в этой литературе изначально, носит онтологический характер, так как человек направлен на преодоление узких государственных рамок, он непосредственно устремлен к существованию именно «по ту сторону» государства, он тянется к другому человеку, а именно к истории и культуре, и, следовательно, этой своей устремленностью он выходит за пределы системы и подрывает основы этой системы, построенной по древнему принципу «разделяй и властвуй».
Задача государства в этой связи состоит в том, чтобы ликвидировать этот онтологический порыв. Государству необходимы рабы, а не творцы, которые тоже видят, они мыслят, они понимают и даже оценивают мир, но только исключительно в рамках, которые указаны государством. Если государство в этой связи подавляет человека - то закономерна и гибель всего человечества, так как тогда сам человек служит только силе.
Движение антисталинской темы в художественной литературе состоит в движении от непосредственного обличения сталинизма – к размышлению над тем, что именно могло произойти с народом, которого заставили и который согласился принять ложь за правду.
Образ жизни в «системе» хорошо показан в культуре как официальной в 30-е годы, так и разоблачается в литературе описывающей другую сторону жизни в этот период.
Появление литературы, разоблачающей репрессивный характер тоталитаризма показывает, как система довлеет над человеком. Отсюда и вытекает проблема острой социальной разобщенности, которую тоталитарная система насадила в умах людей.
Несмотря на то, что лагеря ГУЛАГА полсе 1953 года постепенно прекратили своё существование, однако люди, отбывавшие, в них заключение и уже находящиеся на свободе воспринимаются «зеками».
Задача авторов, которые описали оборотную сторону тоталитаризма была в том, чтобы показать конфликт между человеком (человеческим началом в нем) и выстроенной машиной уничтожения, созданной в годы тоталитаризма. Система в этих произведениях обретает отчетливые, жесткие формы, воссоздавая обстановку духовного рабства, в котором человек не волен поступать в соответствии со своими человеческими желаниями и свойствами, так как он находится в подчинении у законов и норм, которые лежат в основании лагерной жизни.









Список литературы

1. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии // Отечественная история. 1995. № 1. С. 135—146
2. Баберовский Й. Красный террор: история сталинизма. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 37. — 278 с
3. Берютти М. Экзистенциалистские позиции в лагерной прозе Варлама Шаламова// IV Международные Шаламовские чтения. Москва, 18—19 июня 1997 г.: Тезисы докладов и сообщений. — М.: Республика, 1997. — С. 53-66.
4. Владимов Г. Возвращение к реализму / Г.Владимов // Вопросы литературы. - 2001. - №9-10. - С. 222-248.
5. Блюм А. В. Советская цензура эпохи большого террора // Индекс/Досье на цензуру : журнал. — 1997. — № 2.
6. Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011.
7. Кваша А. Цена побед / А. Кваша // СССР: демографический диагноз / сост. В. И. Мукомель. М.: Прогресс, 1990. С. 241—251
8. Красный террор // Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — 1-е. — Москва: Терра, 2008. — Т. 3.
9. Мартиросян А. Б. 200 мифов о Сталине. Т.2: Сталин и репрессии 1920-х — 1930-х годов. — М.: Вече, 2008.
10. Рыбаков А. Дети Арбата. М. 1992
11. «Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления» Институт всеобщей истории РАН, 1996, стр. 37
12. Шрейдер Ю. Ему удалось не сломаться // Сов. библиография. 1988. № 3. С. 65.
13. Шаламов В. Колымские рассказы. М.: Сов. Россия, 1992. Т. 1. С. 265.
14. Хайек Ф. Дорога к рабству. М. 2005., с. 25
15. Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. — Москва: РОССПЭН, 1996.
16. Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010.








Хайек Ф. Дорога к рабству. М. 2005., с. 25
Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010 г., с. 66
«Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления» Институт всеобщей истории РАН, 1996, с. 37
Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010 г., с. 72
Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010 г., с. 85
Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011., с. 52
Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011., с. 53
Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011, с. 55
Рыбаков А. Дети Арбата. М. 1992












9

Список литературы

1. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии // Отечественная история. 1995. № 1. С. 135—146
2. Баберовский Й. Красный террор: история сталинизма. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 37. — 278 с
3. Берютти М. Экзистенциалистские позиции в лагерной прозе Варлама Шаламова// IV Международные Шаламовские чтения. Москва, 18—19 июня 1997 г.: Тезисы докладов и сообщений. — М.: Республика, 1997. — С. 53-66.
4. Владимов Г. Возвращение к реализму / Г.Владимов // Вопросы литературы. - 2001. - №9-10. - С. 222-248.
5. Блюм А. В. Советская цензура эпохи большого террора // Индекс/Досье на цензуру : журнал. — 1997. — № 2.
6. Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011.
7. Кваша А. Цена побед / А. Кваша // СССР: демографический диагноз / сост. В. И. Мукомель. М.: Прогресс, 1990. С. 241—251
8. Красный террор // Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — 1-е. — Москва: Терра, 2008. — Т. 3.
9. Мартиросян А. Б. 200 мифов о Сталине. Т.2: Сталин и репрессии 1920-х — 1930-х годов. — М.: Вече, 2008.
10. Рыбаков А. Дети Арбата. М. 1992
11. «Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления» Институт всеобщей истории РАН, 1996, стр. 37
12. Шрейдер Ю. Ему удалось не сломаться // Сов. библиография. 1988. № 3. С. 65.
13. Шаламов В. Колымские рассказы. М.: Сов. Россия, 1992. Т. 1. С. 265.
14. Хайек Ф. Дорога к рабству. М. 2005., с. 25
15. Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. — Москва: РОССПЭН, 1996.
16. Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010.

Вопрос-ответ:

Какие роли сыграли литература и искусство в формировании тоталитарного режима в СССР?

Литература и искусство играли ключевую роль в формировании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Они использовались для пропаганды и идеологической манипуляции, а также для создания образа Сталина и его политики. Литература служила инструментом контроля над мыслями и эмоциями людей, а также для насаждения страха и покорности. С помощью литературы была создана идеализированная картина общества, которая скрывала тоталитарную реальность и призывала к приверженности идеалам партии.

Какое место занимала лагерная проза в художественной литературе эпохи реабилитации?

Лагерная проза занимала особое место в художественной литературе эпохи реабилитации. Она была одним из способов возвращения в общество истории репрессированных людей и раскрытия темы сталинских репрессий. Лагерная проза позволяла описывать жизнь в лагерях, страдания и судьбы людей, ставших жертвами репрессий. Она помогала пролить свет на советскую историю и разрушала иллюзии о справедливости и героизме тоталитарного режима.

Какие особенности можно выделить в романе "Дети Арбата" как обобщенном образе репрессий?

В романе "Дети Арбата" можно выделить несколько особенностей как обобщенного образа репрессий. Во-первых, автор показывает разнообразие судеб людей, оказавшихся под влиянием репрессий. В романе представлены разные профессии, возрасты и истории героев, что позволяет понять масштабность репрессий и их влияние на общество. Во-вторых, "Дети Арбата" освещает тему морального выбора в условиях репрессивного режима. Герои сталкиваются с дилеммой между собственными убеждениями и необходимостью выживания, и их истории показывают разные способы реагирования на политическую реальность.

Какую роль играла литература в формировании тоталитарного режима в СССР?

Литература играла важную роль в формировании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Она была использована в качестве пропагандистского инструмента, помогая насаждать в народе страх и покорность. Путем создания определенных образов и идеологических концепций, литература способствовала поддержанию и укреплению власти Сталина и его политического режима.

Какие особенности присутствуют в лагерной прозе эпохи реабилитации?

Лагерная проза эпохи реабилитации имеет свои особенности. Во-первых, она отражает жизнь и страдания людей, попавших в лагеря. Во-вторых, такая литература помогает передать атмосферу тоталитарного режима и показать его гуманитарные проблемы. В-третьих, лагерная проза является своеобразным свидетельством истории, она позволяет понять масштабы репрессий и их влияние на жизнь людей.

Какой образ репрессий представлен в романе "Дети Арбата"?

Роман "Дети Арбата" является обобщенным образом репрессий в СССР. В нем автор воссоздает атмосферу сталинской эпохи, показывая на примере главных героев масштабы политических репрессий и их влияние на судьбы людей. В романе автор задает важные вопросы о справедливости и человеческих ценностях, рисуя картину ужаса и страданий, вызванных репрессиями.

Какие события влияли на усиление внутриполитической борьбы в СССР?

Внутриполитическая борьба в СССР усилилась под влиянием ряда событий. Одним из таких событий была смерть Ленина и борьба за власть после его ухода. Также влияние на борьбу оказали экономические проблемы, нарастание социальных и политических протестов, а также международные факторы. В результате этих событий в СССР произошло ужесточение политической системы и начал период сталинских репрессий.

Какие роли литература играла в создании тоталитарного режима в СССР?

Литература играла важную роль в создании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Она использовалась как инструмент пропаганды, чтобы насаждать в народе страх и покорность. Литературные произведения служили для укрепления культа личности Сталина, глядела на идеологические принципы партии и пропагандировала коллективизацию и индустриализацию. Это позволяло контролировать информацию и массовое сознание общества, формируя нужные взгляды и чувства у читателей.

Какие особенности лагерной прозы были характерны для периода реабилитации?

Лагерная проза, возникшая в период реабилитации, имела свои особенности. Она была направлена на выявление и осуждение преступлений, совершенных во время сталинских репрессий. Авторы лагерной прозы использовали свои личные опыты и повествовали о тюремной жизни, жестокости лагерного режима и лишения свободы. Такая литература была своеобразным голосом жертв репрессий и способствовала общественному осуждению сталинских преступлений.

Какая роль литературы в создании тоталитарного режима в СССР?

Литература играла огромную роль в создании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Она использовалась как средство пропаганды, чтобы формировать нужные взгляды и чувства у населения. Литературные произведения пропагандировали идеологические принципы партии, культа личности Сталина, коллективизацию и индустриализацию. Благодаря литературе жители СССР были подвержены массовому воздействию, которое помогало режиму контролировать их информационное и массовое сознание.

Какие особенности лагерной прозы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности лагерной прозы, которые были характерны для эпохи реабилитации. Автор обращается к вопросу о том, каким образом литература отразила жизнь в лагерях, внутреннюю психологию заключенных и их отношение к существующей власти.

Какую роль литература играла в создании тоталитарного режима в СССР?

В статье отмечается, что литература имела огромное значение в создании и утверждении тоталитарного режима в СССР. Она служила инструментом пропаганды и идеологического воздействия на население. Литературные произведения активно использовались для формирования желаемых образцов поведения, идеологических установок и мировоззрения.