Образ Сталинских реперессий в художественной литературе
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 21.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Исторический фон эпохи репрессий в СССР 5
1.1 Усиление внутриполитической борьбы в СССР 5
1.2 Роль литературы в создании тоталитарного режима в СССР 9
Глава 2. Художественная литература эпохи реабилитации 13
2.1 Особенности лагерной прозы 13
2.2 «Дети Арбата» как обобщенный образ репрессий 18
Заключение 22
Список литературы 24
Они помогают насаждать в народе страх, покорность. А страх рождается тогда, когда нет уверенности в собственной безопасности.
Рыбаков показывает в своем романе, что система страха держится на молчаливом непротивлении злу многих людей. Вот описание незаконного исключения из партии заместителя директора института Криворучко: «Стараясь не глядеть на Криворучко, члены бюро проголосовали за исключение его из партии». Все понимают, что совершается подлость, но никто не протестует.
Приведу и другой пример: не протестует против ареста Саши Панкратова дядя Марк. Во время разговора со Сталиным он совершает еще одно предательство - сообщает про «прямой провод» от Орджоникидзе к Ломинадзе.
Возникает внутренняя близость Рязанова с кремлевским диктатором. « Они стали внутренне близки, и это высоко вознесло Марка Александровича... Теперь Марком Александровичем руководил один Сталин».
Однако образ дяди Марка не лишен некоторой привлекательности. Рязанов - талантливый организатор. Главное дело его жизни - создание крупнейшего в мире металлургического комбината. Куда примитивнее и проще жизненные идеалы семейства Марасевичей или Юрия Шарока!
В романе «Дети Арбата» мы встречаемся с образами кровавых палачей, работников НКВД, верных исполнителей воли Сталина. Перед нами предстают реальные исторические фигуры (Ягода, Вышинский, Ежов, Поскребышев) и фигуры вымышленные (Юрий Шарок, Баулин, Дьяксв, Баранов). Довольно подробно описывается восхождение к высотам власти «тихого человека с фиалковыми глазами» - Ежова: работа в 1927 году в ЦК, руководящий пост в Казахстане, умелое проведение сталинской кадровой политики.
Страшно то, что фактический руководитель НКВД «свободен от всякого нравственного тормоза, от этических условностей». Под стать шефу НКВД и следователь Дьяков, который верит «не в действительную виновность людей, а в общую версию виновности».
Понятно, что суть следствия сводится к тому, чтобы «общую версию...умело применить к данному лицу и создать версию конкретную». Подследственный для Дьякова - всего лишь единица, необходимая для протокола. Протокол же нужен для вынесения приговора.
Внутренне близок Дьякову подлец и предатель Юрий Шарок. Путь в «органы» лежит через отречение от родного брата, от Лены Будягиной и Саши Панкратова. Именно в НКВД молодой карьерист ощущает себя в безопасности: «Там его никто не тронет, они сами всех трогают». В Юрии Шароке в полной мере проявляются задатки приспособленца и изощренного палача.
Подобные качества быстро находят себе применение в НКВД. «Юра сразу привился в новых условиях, подошел этому учреждению...»
В “Детях Арбата” А. Рыбаков пытается раскрыть психологию Сталина. Мы видим те объяснения и оправдания, которые позволяли с легкостью обречь на смерть и страдания миллионы людей. Он считал, что только страдания вызывают величайшую энергию. А значит, можно было заставить народ голодать, трудиться через силу, посадить в лагерь. Народ надо было заставить пойти на жертвы. Для этого необходима сильная власть, способная внушать страх. А страх надо было поддерживать любыми средствами. Этими средствами являлись НКВД и ГУЛАГ.
Также особенно хороша была теория незатухающей классовой борьбы. В стране появились тысячи людей, подчиняющихся Сталину. В «Детях Арбата» показано несколько из них.
Следователь Дьяков «верил в не действительную виновность, а в общую версию виновности». Он запугивает Сашу Панкратова, играет на его честности. Он действует угрозами, уговорами, пытками, чем угодно. Пытается заставить Сашу подписать признание о несуществующих преступлениях.
У А. Рыбакова на примере одноклассника Саши Ю. Шарока мы видим, как люди становились моральными уродами. Это люди, стремящиеся к неограниченной власти, готовые на все, чтобы эту власть получить.
Они отказывались от чести, родных и любимых. И это страшно. «Нет невиноватых!» — вот лозунг этой чудовищной системы. Саша Панкратов не был преступником, наоборот, он был предан революции. Но его, как и тысячи других честных людей, погубило то, что он был самостоятельным человеком, высказывал собственные суждения, имел свое мнение.
В такой истории человек вынужден сделать выбор в пользу одной из сторон, потому что третьего ему не дано, и, по мнению Ю. Домбровского, именно так создается история. Делая свой выбор, каждый человек вносит свой вклад в историю и приобщается к этому вечному процессу. Согласно авторской концепции выстроена и система персонажей. Для подтверждения вечности исторического процесса автор представляет два промежутка исторического времени (Древний Рим и 30-е годы ХХ века), между которыми разница более чем в две тысячи лет и в каждом из которых существуют свои герои, но тем не менее они делают одинаковый выбор и представляют собой четыре варианта самоопределения в истории.
На разных этапах истории всегда воспроизводится четыре основных действующих лица: свободная личность (Христос, Зыбин), представитель социального зла (Сталин, Понтий Пилат, Нейман), предатель (Иуда, Корнилов, Куторга) и художник, творец, запечатлевающий для потомков это вечное противостояние (евангелисты, художник Калмыков). Для того чтобы правильно самоопределиться в истории, свободный человек, по Ю. Домбровскому, должен опираться на культурную память, в которой запечатлены все предыдущие версии этого вечного столкновения. Культурно-историческая память оказывается связующим звеном между современностью и историей.
Заключение
Литература ХХ века выработала в своем развитии несколько понятий культуры:
- Культура как сила, одухотворяющая бытие.
- Культура как вечная драма.
- Культура как вечное противоборство добра и зла.
Примечательно, что во всех трех этих концепциях власть как источник давления, в двух последних концепциях как источник зла, отсюда столкновение, и острое противостояние человека и государства как вечных противостояний человеческого, то есть жизни, и нечеловеческого, что выражается в стремлении к прабащению.
Основа жизни в литературе 60-х годов – это свобода, только на этой основе могут существовать такие человеческие ценности, как культура, любовь, дружба, носителем которых и выступает человек.
Противостояние человека и государства в этой литературе изначально, носит онтологический характер, так как человек направлен на преодоление узких государственных рамок, он непосредственно устремлен к существованию именно «по ту сторону» государства, он тянется к другому человеку, а именно к истории и культуре, и, следовательно, этой своей устремленностью он выходит за пределы системы и подрывает основы этой системы, построенной по древнему принципу «разделяй и властвуй».
Задача государства в этой связи состоит в том, чтобы ликвидировать этот онтологический порыв. Государству необходимы рабы, а не творцы, которые тоже видят, они мыслят, они понимают и даже оценивают мир, но только исключительно в рамках, которые указаны государством. Если государство в этой связи подавляет человека - то закономерна и гибель всего человечества, так как тогда сам человек служит только силе.
Движение антисталинской темы в художественной литературе состоит в движении от непосредственного обличения сталинизма – к размышлению над тем, что именно могло произойти с народом, которого заставили и который согласился принять ложь за правду.
Образ жизни в «системе» хорошо показан в культуре как официальной в 30-е годы, так и разоблачается в литературе описывающей другую сторону жизни в этот период.
Появление литературы, разоблачающей репрессивный характер тоталитаризма показывает, как система довлеет над человеком. Отсюда и вытекает проблема острой социальной разобщенности, которую тоталитарная система насадила в умах людей.
Несмотря на то, что лагеря ГУЛАГА полсе 1953 года постепенно прекратили своё существование, однако люди, отбывавшие, в них заключение и уже находящиеся на свободе воспринимаются «зеками».
Задача авторов, которые описали оборотную сторону тоталитаризма была в том, чтобы показать конфликт между человеком (человеческим началом в нем) и выстроенной машиной уничтожения, созданной в годы тоталитаризма. Система в этих произведениях обретает отчетливые, жесткие формы, воссоздавая обстановку духовного рабства, в котором человек не волен поступать в соответствии со своими человеческими желаниями и свойствами, так как он находится в подчинении у законов и норм, которые лежат в основании лагерной жизни.
Список литературы
1. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии // Отечественная история. 1995. № 1. С. 135—146
2. Баберовский Й. Красный террор: история сталинизма. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 37. — 278 с
3. Берютти М. Экзистенциалистские позиции в лагерной прозе Варлама Шаламова// IV Международные Шаламовские чтения. Москва, 18—19 июня 1997 г.: Тезисы докладов и сообщений. — М.: Республика, 1997. — С. 53-66.
4. Владимов Г. Возвращение к реализму / Г.Владимов // Вопросы литературы. - 2001. - №9-10. - С. 222-248.
5. Блюм А. В. Советская цензура эпохи большого террора // Индекс/Досье на цензуру : журнал. — 1997. — № 2.
6. Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011.
7. Кваша А. Цена побед / А. Кваша // СССР: демографический диагноз / сост. В. И. Мукомель. М.: Прогресс, 1990. С. 241—251
8. Красный террор // Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — 1-е. — Москва: Терра, 2008. — Т. 3.
9. Мартиросян А. Б. 200 мифов о Сталине. Т.2: Сталин и репрессии 1920-х — 1930-х годов. — М.: Вече, 2008.
10. Рыбаков А. Дети Арбата. М. 1992
11. «Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления» Институт всеобщей истории РАН, 1996, стр. 37
12. Шрейдер Ю. Ему удалось не сломаться // Сов. библиография. 1988. № 3. С. 65.
13. Шаламов В. Колымские рассказы. М.: Сов. Россия, 1992. Т. 1. С. 265.
14. Хайек Ф. Дорога к рабству. М. 2005., с. 25
15. Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. — Москва: РОССПЭН, 1996.
16. Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010.
Хайек Ф. Дорога к рабству. М. 2005., с. 25
Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010 г., с. 66
«Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления» Институт всеобщей истории РАН, 1996, с. 37
Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010 г., с. 72
Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010 г., с. 85
Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011., с. 52
Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011., с. 53
Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011, с. 55
Рыбаков А. Дети Арбата. М. 1992
9
1. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии // Отечественная история. 1995. № 1. С. 135—146
2. Баберовский Й. Красный террор: история сталинизма. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 37. — 278 с
3. Берютти М. Экзистенциалистские позиции в лагерной прозе Варлама Шаламова// IV Международные Шаламовские чтения. Москва, 18—19 июня 1997 г.: Тезисы докладов и сообщений. — М.: Республика, 1997. — С. 53-66.
4. Владимов Г. Возвращение к реализму / Г.Владимов // Вопросы литературы. - 2001. - №9-10. - С. 222-248.
5. Блюм А. В. Советская цензура эпохи большого террора // Индекс/Досье на цензуру : журнал. — 1997. — № 2.
6. Домбровский Ю. Факультет не нужных вещей. М. АСТ : Астрель. 2011.
7. Кваша А. Цена побед / А. Кваша // СССР: демографический диагноз / сост. В. И. Мукомель. М.: Прогресс, 1990. С. 241—251
8. Красный террор // Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — 1-е. — Москва: Терра, 2008. — Т. 3.
9. Мартиросян А. Б. 200 мифов о Сталине. Т.2: Сталин и репрессии 1920-х — 1930-х годов. — М.: Вече, 2008.
10. Рыбаков А. Дети Арбата. М. 1992
11. «Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления» Институт всеобщей истории РАН, 1996, стр. 37
12. Шрейдер Ю. Ему удалось не сломаться // Сов. библиография. 1988. № 3. С. 65.
13. Шаламов В. Колымские рассказы. М.: Сов. Россия, 1992. Т. 1. С. 265.
14. Хайек Ф. Дорога к рабству. М. 2005., с. 25
15. Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. — Москва: РОССПЭН, 1996.
16. Хлевнюк О.В. - Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010.
Вопрос-ответ:
Какие роли сыграли литература и искусство в формировании тоталитарного режима в СССР?
Литература и искусство играли ключевую роль в формировании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Они использовались для пропаганды и идеологической манипуляции, а также для создания образа Сталина и его политики. Литература служила инструментом контроля над мыслями и эмоциями людей, а также для насаждения страха и покорности. С помощью литературы была создана идеализированная картина общества, которая скрывала тоталитарную реальность и призывала к приверженности идеалам партии.
Какое место занимала лагерная проза в художественной литературе эпохи реабилитации?
Лагерная проза занимала особое место в художественной литературе эпохи реабилитации. Она была одним из способов возвращения в общество истории репрессированных людей и раскрытия темы сталинских репрессий. Лагерная проза позволяла описывать жизнь в лагерях, страдания и судьбы людей, ставших жертвами репрессий. Она помогала пролить свет на советскую историю и разрушала иллюзии о справедливости и героизме тоталитарного режима.
Какие особенности можно выделить в романе "Дети Арбата" как обобщенном образе репрессий?
В романе "Дети Арбата" можно выделить несколько особенностей как обобщенного образа репрессий. Во-первых, автор показывает разнообразие судеб людей, оказавшихся под влиянием репрессий. В романе представлены разные профессии, возрасты и истории героев, что позволяет понять масштабность репрессий и их влияние на общество. Во-вторых, "Дети Арбата" освещает тему морального выбора в условиях репрессивного режима. Герои сталкиваются с дилеммой между собственными убеждениями и необходимостью выживания, и их истории показывают разные способы реагирования на политическую реальность.
Какую роль играла литература в формировании тоталитарного режима в СССР?
Литература играла важную роль в формировании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Она была использована в качестве пропагандистского инструмента, помогая насаждать в народе страх и покорность. Путем создания определенных образов и идеологических концепций, литература способствовала поддержанию и укреплению власти Сталина и его политического режима.
Какие особенности присутствуют в лагерной прозе эпохи реабилитации?
Лагерная проза эпохи реабилитации имеет свои особенности. Во-первых, она отражает жизнь и страдания людей, попавших в лагеря. Во-вторых, такая литература помогает передать атмосферу тоталитарного режима и показать его гуманитарные проблемы. В-третьих, лагерная проза является своеобразным свидетельством истории, она позволяет понять масштабы репрессий и их влияние на жизнь людей.
Какой образ репрессий представлен в романе "Дети Арбата"?
Роман "Дети Арбата" является обобщенным образом репрессий в СССР. В нем автор воссоздает атмосферу сталинской эпохи, показывая на примере главных героев масштабы политических репрессий и их влияние на судьбы людей. В романе автор задает важные вопросы о справедливости и человеческих ценностях, рисуя картину ужаса и страданий, вызванных репрессиями.
Какие события влияли на усиление внутриполитической борьбы в СССР?
Внутриполитическая борьба в СССР усилилась под влиянием ряда событий. Одним из таких событий была смерть Ленина и борьба за власть после его ухода. Также влияние на борьбу оказали экономические проблемы, нарастание социальных и политических протестов, а также международные факторы. В результате этих событий в СССР произошло ужесточение политической системы и начал период сталинских репрессий.
Какие роли литература играла в создании тоталитарного режима в СССР?
Литература играла важную роль в создании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Она использовалась как инструмент пропаганды, чтобы насаждать в народе страх и покорность. Литературные произведения служили для укрепления культа личности Сталина, глядела на идеологические принципы партии и пропагандировала коллективизацию и индустриализацию. Это позволяло контролировать информацию и массовое сознание общества, формируя нужные взгляды и чувства у читателей.
Какие особенности лагерной прозы были характерны для периода реабилитации?
Лагерная проза, возникшая в период реабилитации, имела свои особенности. Она была направлена на выявление и осуждение преступлений, совершенных во время сталинских репрессий. Авторы лагерной прозы использовали свои личные опыты и повествовали о тюремной жизни, жестокости лагерного режима и лишения свободы. Такая литература была своеобразным голосом жертв репрессий и способствовала общественному осуждению сталинских преступлений.
Какая роль литературы в создании тоталитарного режима в СССР?
Литература играла огромную роль в создании и поддержке тоталитарного режима в СССР. Она использовалась как средство пропаганды, чтобы формировать нужные взгляды и чувства у населения. Литературные произведения пропагандировали идеологические принципы партии, культа личности Сталина, коллективизацию и индустриализацию. Благодаря литературе жители СССР были подвержены массовому воздействию, которое помогало режиму контролировать их информационное и массовое сознание.
Какие особенности лагерной прозы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности лагерной прозы, которые были характерны для эпохи реабилитации. Автор обращается к вопросу о том, каким образом литература отразила жизнь в лагерях, внутреннюю психологию заключенных и их отношение к существующей власти.
Какую роль литература играла в создании тоталитарного режима в СССР?
В статье отмечается, что литература имела огромное значение в создании и утверждении тоталитарного режима в СССР. Она служила инструментом пропаганды и идеологического воздействия на население. Литературные произведения активно использовались для формирования желаемых образцов поведения, идеологических установок и мировоззрения.