Правовая политика временного правительства
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 09.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. История создания и работы Временного Правительства 5
1.1. Создание Временного правительства и его основные полномочия 5
1.2. От февраля к октябрю 10
Глава 2. Правовая политика Временного правительства 19
2.1. Основные черты правовой политики Временного правительства 19
2.2. Законодательство Временного правительства 24
Заключение 32
Список источников и литературы 33
Одним из первых законодательных актов, принятых Временным правительством, стало Положение «О регистрации товариществ, обществ и союзов», который дополнил Устав гражданского судопроизводства, и определило упрощенный порядок регистрации обществ. Еще раньше 20 марта 1917 года Временным правительством принимается Постановление «О кооперативных товариществах и их союзах». В соответствии с данным нормативно-правовым актом Временного правительства в полномочия Министра Финансов стали входить обязанности по составлению законопроектов об установлении экономических признаков кредитнокооперативных учреждений, о пересмотре законов в отношении обществ взаимного кредита и об установлении общих начал порядка выпуска облигаций и закладных листов. Кроме того Положение определило новый порядок утверждения уставов. Закон «О рабочих комитетах в промышленных заведениях» был принят в апреле того же года. В соответствии с указанным нормативно-правовым актом рабочие комитеты создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих, занятых в них. В обязанности фабрично-заводских комитетов входило:- занятие культурно-просветительской деятельностью;- рассмотрение споров рабочих с предпринимателями;- представление рабочих перед правительством. В это же время принимаются законы «Об учреждениях по делам печати» и «О печати», которые запретили административные наказания за издания и определившие последующую цензуру комиссаром по печати. Главное управление по делам печати было упразднено, как и штат профессиональных цензоров. С принятием новых нормативно-правовых актов их функции стали возлагаться на комиссаров Временного правительства. Чуть позже политика Временного правительства в отношении печати ввела ответственность за призывы в печатных изданиях призывов к гражданской войне. Политика Временного правительства стала ужесточаться после вооруженного восстания в июле 1917 года. Сразу же после подавления вооруженных беспорядков, правительством принимается постановление «О наказаниях за публичные призывы». В данном нормативно-правовом акте рассматривались призывы к разбоям, убийствам, грабежу и другим тяжким преступлениям. Однако, некоторые чрезвычайные меры были запрещены, а именно аресты без суда и ограничение областей, находившихся в военном положении. Смертная казнь была отменена еще в марте, но восстановилась в августе для военнослужащих. В начале августа принимается постановление "Об условиях досрочного освобождения" заключенных.Для регулирования специальных органов в экономической области также были приняты нормативно-правовые акты. В число созданных специальных органов входили Главный экономический комитет, Экономический Совет, отраслевые министерства, земельные комитеты и т.д. Основной целью данных специальных комитетов была стабилизация хозяйственной ситуации во всей стране. С помощью созданных органов правительство пыталось урегулировать все сферы народного хозяйства, для чего и был принят целый ряд нормативно-правовых актов. В марте Временным правительством было принято Постановление «Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом», в котором были использованы военно-административные методы, введенные еще до революции. Данный нормативно-правовой акт стал причиной создания правительственных инспекторов, а особые совещания, которые были учреждены еще при Николае, продолжали свою деятельность. В начале марта Временным правительством принимается Постановление «Об учреждении общегосударственного Продовольственного комитета». В соответствии с данным нормативно-правовым актом Продовольственный комитет действовал в целях выработки общегосударственного продовольственного плана под руководством министра земледелия. Позже было принято Постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах». Согласно данного постановления на территории страны вводился чрезвычайный режим в области хлебозаготовок. Временным правительством были созданы продовольственные комитеты, которые были обязаны вести учет всего касающегося хлебозаготовок, и разрешали отчуждение излишков только с разрешения государственных органов по твёрдой цене. Залог хлеба запрещался. Порядок и сроки сдачи хлеба определяли губернские продовольственные комитеты, также в их обязанность входили реквизиция продуктов, контроль цен на хлеб и организация обязательных гужевых перевозок. В начале июля 1917 года Временное правительство приняло Положение «О Министерстве продовольствия». В полномочия созданного Министерства продовольствия входило:- содействие производству продовольствия;- снабжение населения и армии продовольствием;- регулирование производства и потребления;- регулирование цен на продовольствие.В марте было принято также постановление "Об установлении принудительного порядка на перевозные средства", вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд.Тогда же принимается постановление "Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах", в состав которого вошли представители Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Вольного экономического общества. Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.Более масштабную деятельность предполагали осуществлять образованные в мае 1917 г. "Совет по вопросам развития производительных сил страны" и "Заготовительный коми-тет при Министерстве торговли и промышленности", положения о которых были приняты в один и тот же день.Совет по вопросам развития производительных сил страны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве промышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а. также внутренней и внешней торговли.В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, финансов, иностранных дел, военного, морского просвещения, Государственного контроля, а также ученые, кооператоры, представители земств и военно-промышленных комитетов.Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Заготовительном комитете было принято положение о "Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве", ставшим высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики.Экономический подотдел Министерства продовольствия должен был изучать вопросы производства, обмена и потребления, а также вырабатывать основания для нормирования цен на продовольствие и нормирование распределения продовольствие по стране. Следующим нормативно-правовым актом, принятым Временным правительством в 1917 году было Постановление «Об установлении принудительного порядка на перевозные средства», в соответствии с которым для государственных и общественных нужд вводилась транспортная повинность.В это же время принимается Постановление «Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах». В состав данного комитета вошли представители Центрального военно-промышленного комитета, Земгора и Вольного экономического общества. Основной задачей комитета являлось рассмотрение дел о передаче частных железных дорог государству. Более масштабную деятельность вели Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности и Совет по вопросам развития производительных сил страны, основными целями которого были изыскание общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности и обсуждение основных начал экономической политики. В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, финансов, иностранных дел, военного, морского просвещения, Государственного контроля, а также ученые, кооператоры, представители земств и военно-промышленных комитетов. К задачам Заготовительного комитета относилось содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за ее пределами. В компетенцию Заготовительного комитета входило:- разработка мер по удешевлению заграничных товаров;- подготовка планов по распределению внутренних заказов между предприятиями;- изучение потребностей в сырье на внутреннем рынке;- установление приемлемых цен на продовольствие по внутренним заказам;- рассмотрение предложений о государственных импортных заказах и закупках;- подготовка типовых договоров на заготовки. Членами Заготовительного комитета являлись: представители Министерства торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия, финансов. Государственного контроля, Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Совета рабочих депутатов. Съезда представителей промышленности и торговли, частных железных дорог.Высшим планирующем и координационным органом в сфере экономики стал Главный экономический комитет при Временном правительстве. Важным моментом в деятельности Временного правительства было образование Юридического совещания в марте 1917 года, на которое возлагалось обсуждение вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя. Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление "О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями", определившее критерии для использования в новых условиях законодательства изданного в период монархии.Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было. образовано Юридическое совещание, на которое возлагались "обсуждение вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя", подготовка заключений по законопроектам, "по которым такие заключения будут признаны Временным правительством необходимыми".Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст.87 Основных законов; подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики.В положении "О судах по административным делам" административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, по жалобам местных органов на правительственных комиссаров. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.В конце сентября - начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект "Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании".Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе перед нами стояла цель исследования правовой политики Временного правительства на фоне революционных событий в России в 1917 году и начавшейся Первой мировой войны. Исходя из всего вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что поставленные перед нами задачи решены, а именно:- изучена история создания Временного правительства и его основные полномочия;- рассмотрена деятельность Временного правительства в период между двумя революциями;- исследована правовая политика Временного правительства;- изучена законодательная деятельность Временного правительства в 1917 году.После того как к власти пришло Временное правительство перед его членами тут же стали возникать совершенно неразрешимые для их сил вопросы, основными из таких вопросов были борьба с разрухой и голодом, вопросы войны и мира, рабочий и аграрный вопросы, государственное и национальное устройство и т.д.Временное правительство основывало свою политику на сохранении прежнего государственного аппарата, что стало причиной принятия закона о свободе собраний и союзов. В аграрной сфере политики Временное правительство ограничилось передачей удельных и кабинетских земель в собственность государству, кроме того, был издан указ, согласно которому каждый крестьянин, который принимал какое-либо отношение в аграрных беспорядках, должен быть привлечен к уголовной ответственности.Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, актуальность доказана.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫВысшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917. Т. 2. СПб., 2001Дойчер И. Троцкий. Безоружный пророк 1921-1929 гг./Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2006. История России с древнейших времен до конца XX века. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др. – пособие для поступающих в Вузы – М.: Высш. Шк., 2001 История государства и права России Иваньков А.Е., Иванькова М.А. – 2009 Исаев И.А. Истории государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2009.Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 640 сКондратьев Н. Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. — М.: Наука, 1991. — 487 с.:Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 20Наше Отечество. Книга для чтения/Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2012Отечественная история IX – XX вв. Справочные материалы. Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др – СПб: СЗТУ, 2004 – 62 сРогов В.А. Истории государства и права России IX – начала XX веков / В.А. Рогов. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1995Стешенко Л.А. Истории государства и права России: академический курс в 2 т. Т. 1: V – начало XX в. / Л.А Стешенко, Т.М. Шамба. – М.: издательство Норма, 2003.Чистяков О.И. Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т.9. – Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций - М,1994Чистяков О. И. Глава 20. Крушение царизма (февраль—октябрь 1917 г.) // История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. — 4-е изд. — М.: «Юристъ», 2006. — Т. 1. — С. 440.
2. Дойчер И. Троцкий. Безоружный пророк 1921-1929 гг./Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2006.
3. История России с древнейших времен до конца XX века. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др. – пособие для поступающих в Вузы – М.: Высш. Шк., 2001
4. История государства и права России Иваньков А.Е., Иванькова М.А. – 2009
5. Исаев И.А. Истории государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2009.
6. Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 640 с
7. Кондратьев Н. Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. — М.: Наука, 1991. — 487 с.:
8. Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 20
9. Наше Отечество. Книга для чтения/Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2012
10. Отечественная история IX – XX вв. Справочные материалы. Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др – СПб: СЗТУ, 2004 – 62 с
11. Рогов В.А. Истории государства и права России IX – начала XX веков / В.А. Рогов. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1995
12. Стешенко Л.А. Истории государства и права России: академический курс в 2 т. Т. 1: V – начало XX в. / Л.А Стешенко, Т.М. Шамба. – М.: издательство Норма, 2003.
13. Чистяков О.И. Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т.9. – Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций - М,1994
14. Чистяков О. И. Глава 20. Крушение царизма (февраль—октябрь 1917 г.) // История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. — 4-е изд. — М.: «Юристъ», 2006. — Т. 1. — С. 440.
Вопрос-ответ:
Какое было основное назначение Временного Правительства?
Основным назначением Временного Правительства было обеспечение организации и управления государственным аппаратом в период перехода от царского режима к новому демократическому строю в России.
Какие полномочия имело Временное Правительство?
Временное Правительство имело широкий спектр полномочий, включающих управление экономикой, армией, судопроизводством и другими сферами. Оно имело право принимать законы, издавать указы и распоряжения, решать вопросы внутренней и внешней политики.
Какие основные черты были характерны для правовой политики Временного Правительства?
Основными чертами правовой политики Временного Правительства были демократизация законодательства, гарантия гражданских свобод и прав, восстановление реституции имущества, проведение реформ в образовательной и правоохранительной системах.
Какое законодательство было принято Временным Правительством?
Временное Правительство принимало ряд законов, направленных на восстановление правопорядка и обеспечение функционирования государства. К ним относилось законодательство об аресте и задержании, о свободе слова и собраний, о свободе перемещения и другие.
Какие источники и литература рекомендуются для изучения правовой политики Временного Правительства?
Для изучения правовой политики Временного Правительства рекомендуется обратиться к источникам, таким как основные законы и указы, принятые Временным Правительством, а также к литературе, посвященной истории этого периода. Некоторые из таких источников и литературы указаны в списке источников и литературы в конце статьи.
Какое было основное основание для создания Временного правительства?
Временное правительство было создано после Февральской революции 1917 года в России. Главной задачей нового правительства было сохранение порядка и обеспечение проведения демократических реформ.
Какие полномочия имело Временное правительство?
Временное правительство обладало широкими полномочиями. Оно имело право издавать законы, проводить реформы, управлять экономикой и осуществлять внешнюю политику. Однако, после Октябрьской революции, его полномочия были ограничены.
Какие основные черты можно выделить в правовой политике Временного правительства?
Основными чертами правовой политики Временного правительства были введение гражданских свобод и прав, установление конституционного строя, проведение амнистии политических заключенных и запрет на преследование за политическую деятельность.
Какое законодательство принималось Временным правительством?
Временное правительство принимало множество законов, направленных на проведение реформ. Некоторые из них касались политических и гражданских прав, а также экономической и социальной сфер.