Этнокультурный центр как основа сохранения и развития традиционной народной культуры
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности развития народной культуры 5
1.1. Включение этнокультур в культуру 5
1.2.Сохранение и развитие традиционной национальной культуры и народного творчества 9
Глава 2.Характеристика деятельности этнокультурных центров 17
2.1.Роль этнокультурного центра в сохранении культур различных народов 17
2.2.Структура, цели и задачи этнокультурных центров России 19
Заключение 27
Список литературы 28
Утверждены указом Президента РФ «Концепция государственной национальной политики РФ» и Федеральный Закон о национально-культурной автономии.Каждый регион Российской Федерации в этнокультурном плане представляет собой особую целостность, определяемую историческими, геополитическими, социально-экономическими факторами. Культу́рный центр — широко используемое обозначение для организаций, а также зданий или их комплексов, предназначенных для сосредоточения, приумножения и продвижения в жизнь окружающего их общества — тех или иных ценностей, традиций и практик, лежащих в сфере культуры и искусства. Культурные центры могут существовать и в рамках общественныххудожественных объединений, и в порядке частных инициатив; равно как при государственном (правительственном) патронаже, или же силами активистов.Основные задачи работы отдел этнокультурного образования видит в создании и развитии условий для совершенствования творческих способностей детей и юношества, используя возможности этнокультурного образования. Центры Центр экологического образования Основным предметом деятельности Центра является дополнительное образование учащихся в области экологии, фитологии, зоологии, анатомии, физиологии, медицины, общей биологии и химии; научное, художественное, социальное и иное творчество детей.Центр художественного образования Городской программно-методический центр Основной целью деятельности Центра является развитие программно-методического сопровождения образовательной и культурно-досуговой деятельности в городской системе дополнительного образования детей, расширение информационного поля в сфере программно-методической работы. Центр: - оказывает содействие переводу программно-методического сопровождения дополнительного образования детей г. Москвы на новый уровень, соответствующий современным требованиям;- обобщает и транслирует опыт программно-методической работы, накопленный в городской системе дополнительного образования детей;- проводит консультации по разработке и методическому сопровождению авторских образовательных программ, подготовке педагогов к участию в профессиональных конкурсах.Содержание деятельности Центра реализуется через информационно-аналитическую, научно-методическую, экспертную и консалтинговую функции.Центр организации образовательной деятельности Основной целью деятельности Центра является оптимизация, координация образовательной деятельности и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса во Дворце.Центр осуществляет:- разработку, внедрение и контроль над выполнением нормативной документации, регулирующей образовательный процесс во Дворце, над использованием учебных помещений;- плановое комплексное изучение системы организации образовательной и методической деятельности образовательных структурных подразделений;- разработку предложений по эффективному развитию учебно-воспитательного процесса;- анализ и систематизацию информационных материалов, полученных от образовательных структурных подразделений;- составление аналитических справок по различным направлениям образовательной деятельности Дворца;- выпуск информационных бюллетеней, методических разработок по организации и содержанию образовательного процесса во Дворце;- проведение педагогических, психологических и социологических исследований и опросов с участниками образовательного процесса во Дворце;- психолого-педагогическое и методическое консультирование сотрудников, родителей и учащихся;- координацию работы завучей или заместителей заведующих отделами по организации образовательной деятельности.Центр культурологического образования Основная цель деятельности Центра: создание условий для удовлетворения потребностей и интересов детей в изучении истории, культурологии, творческого развития интеллекта; формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное. Физкультурно-спортивный центр Основным направлением содержания деятельности Центра является реализация и развитие физкультурно-спортивной направленности. Приоритетными целями деятельности Центра являются: - содействие повышению уровня физической культуры обучающихся; - укрепление здоровья детей; - формирование у детей потребности в активном, здоровом образе жизни; - достижение высоких спортивных результатов. Дом научно-технического творчества молодёжи Основными целями деятельности ДНТТМ являются: реализация программ дополнительного образования детей, обеспечивающих формирование творческой личности, в основном в областях науки и техники и организация целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства. Центр празднично-игровой культуры и социокультурного развития Основным направлением содержания деятельности Центра является реализация и развитие социально-педагогической направленности. Основной целью деятельности Центра является создание организационно-педагогических условий для реализации образовательных программ и социокультурной развивающей деятельности в системе дополнительного образования, выявления и развития творческого потенциала детей.Концептуальной программой Центра является программа «Социальная педагогика детства». К перспективам развития этнокультурного центра относится разработка программы по внедрению этнокультурных центров в работы с досугом населения России.Основные формы реализации программыРабота с обучающимисяРабота с родителямиРабота с педагогамиУроки, беседы, лекцииВстречи с людьми искусства, ветеранами трудаКоллективно-творческие делаЭкскурсии по музеям и историческим местам ПоходыБеседы, лекцииПроведение совместно с детьми праздников, мероприятийМастер –классыСеминарыКруглые столыМеханизм реализацииНаименованиеДатаОтветственныеСоставить тексты по различным темамПриобрести видеофильмы, учебно-методический материал соответственно стандарта образования и образовательной программы школыПополнить папки по темам и ИКНОформить папки по методическим разработкам уроков ИКН Пополнение методических разработок внеклассных мероприятийПополнение фонда авторского творчества детей (альбомы, папки, презентации, проекты, видеозаписи)2015-2016гг.2015-2016гг.2015-2016гг.2015-2016гг.2015-2016гг. ЕжегодноТакие программы должны быть разработаны в каждом районе России и внедрены в работу каждого этнокультурного центра региона.Внедрение нового направления связано с рядом трудностей. Первое из них - отсутствие собственных преподавательских кадров с базовым университетским образованием в области этнокультуры. Нам нужны специалисты по этнографии, этнологии, этнической истории, этнопедагогике, этнопсихологии, этнолингвистике, устному народному творчеству, фольклорным праздникам и народным играм.Открытие данной специализации весьма актуально в наше кризисное время социально-экономических перемен и засилья массовой попсовой, бездуховной культуры. Этому бесконтрольному натиску может противостоять вечно живая классика и богатое, эстетически совершенное искусство народа, а мы, педагоги, призваны выработать у молодежи ценностные ориентации в отношении художественно-культурного наследия России, родного края и народов мира. В связи с этим разрабатываются федеральные и региональные программы возрождения национальных культур, координируются действия художественно-просветительских учреждений и творческих организаций по дальнейшему развитию национальных искусств в регионах России. Ближайшими помощниками в этом благом деле призваны стать специалисты по этнокультуре. В процессе их подготовки нами предусмотрено многоуровневое ступенчатое образование. В настоящее время существуют разные методики изучения народного искусства в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях. Мы культивируем комплексное изучение национальной традиционной культуры как целостного явления, включающего древние обряды, самобытные обычаи, старинные музыкальные пласты и различные формы декоративно-прикладного искусства. Данная концепция имеет прогрессивное значение, она предусматривает изучение фольклора устно-поэтического, песенного, инструментального, а также ознакомление с народными играми, декоративно-прикладным искусством, народными праздниками и национальными традициями. Именно такой подход в процессе подготовки специалистов в области этнокультуры представляется нам целесообразным. ЗаключениеГлавнейшая проблема развития этнокультурного туризма в наиблежайшие десятилетия – потребность расширения потока путешественников в центральную зону европейской доли Рф, характеризующуюся более высокими социально-экономическими признаками. Неоспоримое конкурентноспособное превосходство Центральной Рф перед такими обеспеченными этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал либо Русский Север, — имидж исторического источника развития российского этноса, присутствие множества широко знаменитых центров этнической культуры, а аналогично этнокультурный туризм в Сахалинской области считается одной из более многообещающих и означаемых отраслей развития экономики Сахалина. Становление туризма серьезно воздействует на все виды финансовой деятельности, например на автотранспорт, торговлю, строительство, сельское хозяйство, культуру и так далее А значит, развитие этого вида туризма считается довольно многообещающим для Рф и для Сахалинской области в частности,так как наша страна владеет неповторимым культурным и этнографическим наследством. Помимо всего этого, этнокультура в туризме помогает сохранению этнокультурного наследия, самобытности, культурного многообразия, также направляет наше внимание к задачам взаимодействия туризма и культуры.Список литературыНормативно-правовые актыСтратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. Литература и источникиАлексеев В.П. Демонстрация проблем этногенеза в музейной экспозиции. //Музеи мира, М., 1991;Бакланова Т. И. Проблемы кадрового обеспечения программы развития народного творчества // Перспективы развития и формы социальной организации : сб. науч. тр. – М., 1990. – С. 168–183.Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.С.419Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Основные положения современной концепции управления культурным наследием // Наследие и современность: Информационный сборник. М., 2002. Вып. 10;Байбурин А.К. О жизни вещей в народной культуре // Живая старина. - 1996. - № 3Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учеб.пособие / Л.С. Жаркова. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2000Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства: учеб.пособие / А.С. Каргин. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора, 1997. – 288 с.Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. – М.: Вече 2000; АСТ, 2003.С. 512 Крюкова Г.А., Студенецкая Е.Н. Государственный музей этнографии народов СССР за 50 лет Советской власти. //Очерки истории истории музейного дела в СССР, вып. 7, М., 1971. С. 462Лисюк В.Е. Проблемы развития этнокультуры в некоторых зарубежных странах (обзор). - М., 1987 (Культура и искусство за рубежом. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 4);Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» //Научные чтения памяти В.М. Василенко : Сб. ст. - М., 1997. - Вып. 1.Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.Показ современной жизни народов СССР в этнокультурных музеях, М., 1985 (Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 3);Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.Этнографические музеи СССР. Перечень. Сост. Л.А. Фотий, Н.И. Ивановский. Л., 1988;интернет-источникиЭтнокультура народов России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dsgu.ru/course/view.php?id=1112Этнокультурный центр кореных малочисленных народов Севера в Сахалинской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sakhalinmedia.ru/news/island/05.06.2012/209360/htmlURL: http://minjust.ru/ru/siteguide/for_public_organizationsURL: http://www.mosportal.ru/15/3/nka_site.pdfURL: http://www.komitet2-4.km.duma.gov.ru/Бутузов А.Г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zelife.ru/ekochel/ekoturism/3267-ethnocultourism.htmlКурина В.Г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.acis.vis.ru/8/2/2_2/Kurina.htmМалова Н. А. Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/tourism/practice.tur.2.php Корпорация универсальных научных библиотек [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://korunb.nlr.ru/queries_catalog.php?rid=670
Нормативно-правовые акты
1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666.
Литература и источники
2. Алексеев В.П. Демонстрация проблем этногенеза в музейной экспозиции. //Музеи мира, М., 1991;
3. Бакланова Т. И. Проблемы кадрового обеспечения программы развития народного творчества // Перспективы развития и формы социальной организации : сб. науч. тр. – М., 1990. – С. 168–183.Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.С.419
4. Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Основные положения современной концепции управления культурным наследием // Наследие и современность: Информационный сборник. М., 2002. Вып. 10;
5. Байбурин А.К. О жизни вещей в народной культуре // Живая старина. - 1996. - № 3
6. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие / Л.С. Жаркова. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2000
7. Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства: учеб. пособие / А.С. Каргин. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора, 1997. – 288 с.
8. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. – М.: Вече 2000; АСТ, 2003.С. 512
9. Крюкова Г.А., Студенецкая Е.Н. Государственный музей этнографии народов СССР за 50 лет Советской власти. //Очерки истории истории музейного дела в СССР, вып. 7, М., 1971. С. 462
10. Лисюк В.Е. Проблемы развития этнокультуры в некоторых зарубежных странах (обзор). - М., 1987 (Культура и искусство за рубежом. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 4);
11. Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» //Научные чтения памяти В.М. Василенко : Сб. ст. - М., 1997. - Вып. 1.
12. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
13. Показ современной жизни народов СССР в этнокультурных музеях, М., 1985 (Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 3);
14. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
15. Этнографические музеи СССР. Перечень. Сост. Л.А. Фотий, Н.И. Ивановский. Л., 1988;
интернет-источники
16. Этнокультура народов России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dsgu.ru/course/view.php?id=1112
17. Этнокультурный центр кореных малочисленных народов Севера в Сахалинской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sakhalinmedia.ru/news/island/05.06.2012/209360/html
18. URL: http://minjust.ru/ru/siteguide/for_public_organizations
19. URL: http://www.mosportal.ru/15/3/nka_site.pdf
20. URL: http://www.komitet2-4.km.duma.gov.ru/
21. Бутузов А.Г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zelife.ru/ekochel/ekoturism/3267-ethnocultourism.html
22. Курина В.Г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.acis.vis.ru/8/2/2_2/Kurina.htm
23. Малова Н. А. Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/tourism/practice.tur.2.php
24. Корпорация универсальных научных библиотек [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://korunb.nlr.ru/queries_catalog.php?rid=670
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития народной культуры выделяются в статье?
В статье выделяются две особенности развития народной культуры: включение этнокультур в общую культуру и сохранение и развитие традиционной национальной культуры и народного творчества.
Какую роль играют этнокультурные центры в сохранении культур различных народов?
Этнокультурные центры играют важную роль в сохранении культур различных народов. Они создают условия для изучения и популяризации национальных традиций, пропаганды языка и литературы, народного творчества. Эти центры становятся местом встречи людей, обладающих общими интересами, и позволяют сохранить и передать будущим поколениям национальную историю и культуру.
Какова структура и цели этнокультурных центров в России?
Структура и цели этнокультурных центров в России разнообразны. В их состав входят музеи, библиотеки, клубы, секции, центры детского и молодежного творчества. Цели включают в себя сохранение, изучение и пропаганду национальных традиций, развитие культурных связей между народами, формирование нравственных и патриотических ценностей, поддержку и развитие народного творчества и самодеятельности.
Какие задачи стоят перед этнокультурными центрами в России?
Задачи этнокультурных центров в России включают в себя проведение и организацию мероприятий для изучения и пропаганды национальных культур, оказание помощи в сохранении и развитии народного творчества, проведение мастер-классов и конкурсов, организация выпускных концертов и выставок. Они также ставят перед собой цель популяризации национальной культуры и истории, привлечение внимания к особенностям и традициям разных народов.
Как можно определить этнокультурный центр?
Этнокультурный центр - это организация, которая занимается сохранением и развитием народной культуры. Он создает условия для изучения и популяризации национальных традиций, языка, литературы и народного творчества. Это место, где люди могут встретиться, поделиться своими знаниями и опытом, и сохранить и передать будущим поколениям национальную историю и культуру.
Какие особенности развития народной культуры рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности развития народной культуры, включая включение этнокультур в общую культуру и сохранение и развитие традиционной национальной культуры и народного творчества.
Какую роль играют этнокультурные центры в сохранении культур различных народов?
Этнокультурные центры играют важную роль в сохранении культур различных народов, так как предоставляют площадку для изучения, практики и сохранения национальной культуры, языка, традиций и народного творчества.
Какова структура, цели и задачи этнокультурных центров России?
Структура, цели и задачи этнокультурных центров России рассматриваются в статье. Они включают в себя различные подразделения и отделы, целью которых является сохранение и развитие народной культуры, пропаганда и изучение этнокультурных традиций, организация культурно-образовательных мероприятий и т.д.
Какие источники литературы используются в статье?
В статье представлен список литературы, который содержит источники, используемые при написании работы и исследовании темы этнокультурных центров.