Образование и наука в первой четверти 18 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 23 23 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.02.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Анализ петровских реформ в современной научной литературе 5
Глава 2. Нововведения в области образования и науки 12
Глава 3. Санкт-Петербург как центр науки и образования в России в первой четверти XVIII века 17
Заключение 22
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

», вышедшее на немецком языке в Лейпциге в 1713 году;
2) описание, относящееся к 1716 — 1717 годам (русский перевод его приведен ниже и публикуется впервые) и вышедшее во Франкфурте и Лейпциге в 1718 году;
3) описание Петербурга, относящееся к 1720 году, которое вошло в состав известного сочинения ганноверского резидента при дворе Петра I X. Ф. Вебера «Das Veran-derte Russland», вышедшего впервые в 1721 году и впоследствии несколько раз переизданного.
Сравнивая все три описания между собой, легко обнаружить их сходство в плане построения и языке. Тем не менее, между первым и вторым описанием сходство довольно отдаленное, в то время как второе и третье описания совпадают дословно, за исключением тех случаев, когда автор третьего описания (Вебер) старался отразить изменения, происшедшие в Петербурге с 1716—1717 по 1720 год, делая в одних случаях небольшие вставки, в других выкидывая устаревший текст или изменяя редакцию. Все эти исправления сравнительно невелики, но чрезвычайно ценны для историков города. Таким образом, есть основания предположить, что второе и третье описания сделаны одним и тем же автором, т. е. Вебером.
Вебер находился в России с февраля 1714 г. по январь 1717 г., а затем с декабря 1717 г. до глубокой осени 1719 г. Хорошо знавший русский язык, он вел подробные записки о России, поэтому легко мог составить описание Петербурга уже в 1716 г. Возможно, что этот текст стал основой описания Петербурга 1720 г. Не случайно, по-видимому, оба описания изданы анонимно и в одном и том же городе (Франкфурте). Мысль о составлении такого труда, по-видимому, была навеяна знакомством Вебера с описанием Петербурга 1710—1711 годов (автор не известен), которому он во многом подражал (отсюда и внешнее сходство).
Однако независимо от того, кто является автором публикуемого описания, оно представляет ценность для историков нашего города.
Название оригинала: «Eigentliche Beschreibung der an der Spitze...» свидетельствует о том, что автор является очевидцем всего того, о чем пишет, и, следовательно, претендует на особую достоверность своего труда. Сопоставление фактов, приведенных в Описании, с архивными данными подтверждает, как правило, точность сообщаемых сведений. Лишь в тех случаях, когда в Описании приводятся сведения, почерпнутые с чужих слов, автор допускает неточности и искажения действительности.
Таким образом, расширяется круг сведений о Петербурге, основанных на непосредственных наблюдениях современников. Самым поздним из подобных описаний является работа О. де ла Мотрэ. Описание, предложенное им, как бы венчает мемуарную литературу о раннем Петербурге, показывает город по существу таким, каким оставил его в 1725 году покойный император.
О. де ла Мотрэ прибыл в Петербург на исходе сентября 1726 года.
В продолжение месяца он знакомится с российской столицей, неутомимо записывая впечатления. Опытный глаз профессионального путешественника замечает много такого, что обычно проходит мимо внимания большинства людей. Результатом пребывания на берегах Невы стали примерно 50 страниц описания, которое вошло важной главой в книгу, изданную шесть лет спустя. Автор сам по подготовленным в путешествии материалам написал ее на двух языках, книгу так и напечатали с параллельными текстами — левая колонка каждой страницы на французском, правая на английском языке. Поэтому труд получил название: «Путешествие на английском и французском О. де ла Мотрэ по различным провинциям и местностям герцогской и королевской Пруссии, России, Польши и т. д...» (Гаага — Лондон — Дублин, 1732) 4. Экземпляр его, как и обоих изданий первого сочинения, хранится в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге — в фонде «Россика», уникальном собрании иностранных сочинений о нашей стране.
Француз много читал о России, о ее удивительном восхождении при Петре I. Сведения, почерпнутые из книг, где вымысел трудно отделить от истины, он дополнял и поверял фактами, услышанными от многочисленных собеседников, с которыми судьба сводила его в странствиях. Теперь, составляя новую книгу путешествий, О. де ла Мотрэ посвящает десятки страниц личности Петра I, Екатерины Алексеевны, А. Д. Меншикова, Ф. Я. Лефорта, другим сподвижникам великого преобразователя.
«Еще в 1858 году журнал «Отечественные записки» обращал на эту книгу внимание читающей публики. Знали о ней С. П. Луппов, изучавший историю книжных собраний в России, и А. Л. Гольдберг. Однако до сих пор знакомство с этим уникальным описанием ограничивается несколькими цитатами из работ названных авторов».
Конечно, самое важное в описаниях — то, что они отражают личные впечатления. История нашего сравнительно молодого города изучена хорошо, однако каждый подобный документ ценен, ибо непременно содержит новые факты, детали, может быть, даже только глухие намеки, позволяющие, однако, знатокам дополнить и углубить представления о планировке, архитектуре города, о его общественной, культурной жизни.
Существенная особенность описания О. де ла Мотрэ — тщательность, пристальное внимание к мелочам, столь интересным теперь для нас. Автор то и дело выходит из кареты, чтобы педантично измерить шагами длину и ширину улиц, прикидывает ширину каналов и мостов, не жалеет времени на изложение сведений о застройке улиц и площадей, о назначении тех или иных зданий.
Изложены и события, очевидцем - которых сам автор быть не мог, а узнал о них из бесед со своими петербургскими знакомцами, русскими и иностранцами,— дипломатами, учеными, моряками, купцами...
Чрезвычайно любопытны записи француза о городском обществе, быте и нравах петербуржцев — от придворной знати до монахов. Порой, поймав себя на излишнем, с его точки зрения, увлечении подробностями, автор обрывает повествование, чтобы перейти к другой теме. Об этом стоит пожалеть — нам очень недостает сейчас именно таких подробностей, которым, собственно, мы в значительной мере и обязаны знаниями о людях раннего Петербурга.
Но, безусловно, это обстоятельство ни в коей мере не умаляет значения работы О. де ла Мотрэ и других иностранных исследователей для истории Петербурга.

Заключение

Реформы Петра Великого, проводившиеся в первой четверти XVIII столетия оказали значимое влияние на все дальнейшее развитие России. Но, говоря о петровских реформах, необходимо отметить, что проводились они не планомерно и последовательно.
В своих преобразованиях Петр не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования, все перемены, которые он производил в управлении и в устройстве сословий, происходили под давлением военных событий и нужд.
Несомненно, XVII столетие существенно подготовило данный процесс, фрагментами, осколками и инкрустациями вычленявшийся в истории русского общества и в истории русской духовной и письменной культуры, включая образование и просвещение как важнейшую составляющую этого процесса. Именно на этом синхронном срезе русской истории и под влиянием преобразовательской, реформаторской деятельности Петра Великого началось формирование государства нового типа, в системе которого указанные проблемы оказались в центре внимания главы государства как конститутивная, определяющая стратегия в этом строительстве, от состояния которой во многом зависел успех начатых гением Петра реформ.
Петр был патриотом, любил Россию и честно «служил» ей на троне. Он видел ее слабые стороны, ее отсталость, понимал, насколько опасны они и какими серьезными последствиями угрожают стране. Он знал, что если Россию не «поднять» и не укрепить ее обороноспособность, стране и народу угрожает потеря независимости. Безусловно, один человек не в силах решить столь непосильные задачи. Но многие из реформ Петра помогли стране выйти на новый уровень. Таковы важнейшие результаты деятельности великого преобразователя — Петра.
Список литературы

Авсеенко В. Г. История города С.-Петербурга в лицах и картинках, 1703-1903: ист. очерк /В. Г. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1993.
Баггер X. Реформы Петра Великого. - M., I985. С. 199.
Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. -М.; Л., 1945. - 1602 с.
Заварихин С.П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. Спб, 1996.
Медушевский А.Н. Государственная школа русской историографии // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. - М., 1992. С. 81-116.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М.: Международные отношения, 1990.
Петербург Петра I в иностранных описаниях / Сост. Ю.Н. Беспятых. Л., 1991.
Петр I - великий реформатор: (330 лет со дня рождения Петра I), 1682-1725. - Уфа: РИО БашГУ, 2003.
Письма и бумаги императора Петра Великого / Отв. ред. д.ист.н. А.А. Преображенский; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории, Федер. арх. служба России, Рос. гос. арх. древ. актов. - М.: Древлехранилище, 2003.
Струков А.В. Эпоха Петра I глазами ученых и исторических беллетристов: - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.

Петр I - великий реформатор: (330 лет со дня рождения Петра I), 1682-1725. - Уфа: РИО БашГУ, 2003.
Медушевский А.Н. Государственная школа русской историографии // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. - М., 1992. С. 81-116.
Баггер X. Реформы Петра Великого. - M., I985. С. 199.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М.: Международные отношения, 1990.
Баггер X. Реформы Петра Великого. - M., I985.
Баггер X. Реформы Петра Великого. - M., I985.
Струков А.В. Эпоха Петра I глазами ученых и исторических беллетристов: - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.
Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. -М.; Л., 1945. - 1602 с.
Письма и бумаги императора Петра Великого / Отв. ред. д.ист.н. А.А. Преображенский; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории, Федер. арх. служба России, Рос. гос. арх. древ. актов. - М.: Древлехранилище, 2003.
Там же.
Там же.
Авсеенко В. Г. История города С.-Петербурга в лицах и картинках, 1703-1903: ист. очерк /В. Г. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1993.
Петербург Петра I в иностранных описаниях / Сост. Ю.Н. Беспятых. Л., 1991.
Петербург Петра I в иностранных описаниях / Сост. Ю.Н. Беспятых. Л., 1991.
Заварихин С.П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. Спб, 1996.













23

Список литературы

1. Авсеенко В. Г. История города С.-Петербурга в лицах и картинках, 1703-1903: ист. очерк /В. Г. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1993.
2. Баггер X. Реформы Петра Великого. - M., I985. С. 199.
3. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. -М.; Л., 1945. - 1602 с.
4. Заварихин С.П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. Спб, 1996.
5. Медушевский А.Н. Государственная школа русской историографии // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. - М., 1992. С. 81-116.
6. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М.: Международные отношения, 1990.
7. Петербург Петра I в иностранных описаниях / Сост. Ю.Н. Беспятых. Л., 1991.
8. Петр I - великий реформатор: (330 лет со дня рождения Петра I), 1682-1725. - Уфа: РИО БашГУ, 2003.
9. Письма и бумаги императора Петра Великого / Отв. ред. д.ист.н. А.А. Преображенский; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории, Федер. арх. служба России, Рос. гос. арх. древ. актов. - М.: Древлехранилище, 2003.
10. Струков А.В. Эпоха Петра I глазами ученых и исторических беллетристов: - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.

Вопрос-ответ:

Какие были петровские реформы в образовании и науке?

Петровские реформы в образовании и науке включали в себя множество изменений. Например, была создана петербургская академия наук, введено обязательное обучение на немецком языке, введены государственные экзамены для преподавателей и студентов, а также были приняты меры по совершенствованию учебной программы и кадровой подготовке.

Каковы были нововведения в области образования и науки в первой четверти 18 века?

В первой четверти 18 века было внесено множество нововведений в области образования и науки. Например, были созданы академии наук и университеты, введено обязательное обучение на определенных языках, улучшены учебные программы и методики преподавания, а также был усилен контроль над образовательным процессом.

Почему Санкт-Петербург стал центром науки и образования в России?

Санкт-Петербург стал центром науки и образования в России в первой четверти 18 века благодаря реформам, проведенным Петром I. В этом городе была создана петербургская академия наук, университет, а также различные научные и образовательные учреждения. Кроме того, Санкт-Петербург был культурным и политическим центром России на тот момент, что также способствовало его развитию в области науки и образования.

Какие источники могут быть использованы при изучении петровских реформ в образовании и науке?

Для изучения петровских реформ в образовании и науке можно использовать различные источники. Например, современную научную литературу, архивные документы, письма и дневники Петра I и других людей того времени, а также исторические источники и исследования.

Какие работы посвящены петровским реформам в образовании и науке?

Существует множество работ, посвященных петровским реформам в образовании и науке. Некоторые из них написаны на русском языке, некоторые на других языках. Например, можно обратить внимание на работы А.И. Кусова, М.Е. Ермолова, Г.А. Ерошкина и других ученых, которые провели глубокий анализ и исследование этих реформ.

Какие реформы были проведены в образовании и науке в первой четверти 18 века?

В первой четверти 18 века были проведены петровские реформы, которые имели важное значение для образования и науки в России. Они включали в себя изменения в организации образовательных учреждений, введение новых учебных программ, усиление контроля над образовательным процессом. Эти реформы способствовали развитию науки и образования в стране.

Какие нововведения были введены в области образования и науки в первой четверти 18 века?

В первой четверти 18 века были введены различные нововведения в области образования и науки. Например, было создано Академическое училище, в котором обучались молодые люди, стремящиеся к научной карьере. Также были внедрены новые учебные программы, разработанные с учетом современных научных достижений. Эти нововведения способствовали развитию образования и науки в России.

Почему Санкт Петербург стал центром науки и образования в России в первой четверти 18 века?

Санкт Петербург стал центром науки и образования в России в первой четверти 18 века по ряду причин. Во-первых, Петр I активно поддерживал развитие науки и образования в городе, стремясь приблизить Россию к европейскому уровню. Во-вторых, в Санкт Петербурге были созданы важные научные и образовательные учреждения, такие как Академическое училище и Коллегия иностранных дел. Кроме того, в город привлекались ученые и специалисты из Европы, что способствовало активному обмену знаниями и идеями.

Какие петровские реформы в образовании и науке описаны в современной научной литературе?

В современной научной литературе описываются различные петровские реформы, которые касались образования и науки в первой четверти 18 века. Например, рассматривается реформа образовательной системы, которая привела к созданию Академического училища и других новых учебных заведений. Также описывается реформа в организации научной деятельности, которая включала в себя изменения в работе Академии наук и укрепление ее роли в развитии науки в России.

Какие реформы были в образовании и науке в первой четверти 18 века?

В первой четверти 18 века были введены петровские реформы, которые оказали значительное влияние на образование и науку. Одной из главных реформ было создание академий наук, таких как Лейбницовская академия наук, которая занималась изучением естественных наук, и Медико-хирургическая академия, которая занималась медицинским образованием. Также была основана академия художеств. Реформы также касались школьного образования - были открыты гимназии и училища, где дети могли получить качественное образование. Эти реформы стали важным шагом в развитии образования и науки в России.

Что такое петровские реформы и какое место они занимают в современной научной литературе?

Петровские реформы — это комплекс мер, проведенных Петром I в России в первой четверти 18 века. Они оказали сильное влияние на развитие образования и науки в стране. В современной научной литературе петровские реформы рассматриваются в контексте модернизации России и формирования гражданского общества. Они рассматриваются как важный этап в истории образования и науки, позволивший создать основу для дальнейшего развития научных и учебных учреждений в России.