Методы оценки финансовой стратегии развития бизнеса и анализ применимости их в специфических особенностях банковского менеджмента

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 104 104 страницы
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 20.04.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Сравнительная характеристика структуры деятельности банков и нефинансовых организаций
1.1 Определение нефинансовых организаций и характеристика структуры их деятельности
1.2 Специфика характеристики структуры деятельности банков и особенности банковского менеджмента
Глава 2 Выбор метода стоимостной оценки при определении стратегии развития банковского бизнеса
2.1 Доходные подходы оценки бизнеса
2.2 Метод оценки чистых активов
2.3 Метод дисконтирования денежных потоков
2.4 Ценностно–ориентированный метод оценки стоимости бизнеса (BVM)
2.5 Метод экономической оценки и управления стоимостью бизнеса (EVA)
2.6 Метод дисконтирования денежного потока (DCF)
Глава 3 Оценка критерия эффективности банковского менеджмента. Расчет основных показателей на примере ОАО «ВТБ 24»
3.1 Характеристика ОАО «ВТБ 24»
3.2 Анализ финансового состояния и оценка стоимости бизнеса на примере ОАО «ВТБ 24»
3.3 Разработка и эффективность методических рекомендаций для проведения оценки стоимости банка при определении стратегии его развития
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Рассчитываем денежный поток.
Теперь остановимся на втором ключевом элементе — свободном денежном потоке. Для того, чтобы оценить сегодняшнюю стоимость будущих потоков, требуется вычислить, каким будет этот денежный поток в каждом последующем году. Сейчас мы рассматриваем денежный поток фирмы, который представляет собой прибыль до учета платежей по кредитам, полученную, к примеру, за год, за вычетом налогов и чистых капитальных вложений. Нужный нам показатель называется операционная прибыль, или EBIT (earnings before interest and taxes — прибыль до учета налогов и процентов). Далее мы убираем налоги — умножаем EBIT на (1-t), где t — налоговая ставка, и отнимаем от того, что получилось, чистые капиталовложения.
Чистые инвестиции - это капвложения в основные средства минус амортизация и плюс увеличение оборотного капитала. В реальном расчете можно использовать не абсолютные значения, а ставку реинвестирования — то есть долю EBIT, которая расходуется на инвестиции. Определить эту величину можно, основываясь на истории или планах компании. Тогда

FCFF = EBIT*(1-ставка реинвестирования). (2.33)

В принципе можно использовать показатель EBITDA, который по сути — та же EBIT, но до учета амортизации. Однако так как нам часто приходится иметь дело с российской отчетностью, в которой амортизация «закопана» в себестоимости, а прирост основных средств несложно определить из баланса, более простым представляется первый вариант расчета (через EBIT).
Если у нас есть соображения, каким будет EBIT и чистые капитальные вложения, к примеру, на протяжении последующих десяти лет, расчет их текущей стоимости становится совсем несложным делом:
Таблица 4
Дисконтирование денежного потока

 
Годы
Всего
 
Текущий (0)
+1
+2
+3
+4
+5
  Денежный поток 100 105 110 115 120 125
  Ставка дисконтирова-ния
10%
  Дисконтный множитель
1/(1+0,1)^0
1/(1+0,1)^1
1/(1+0,1)^2
1/(1+0,1)^3
1/(1+0,1)^4
1/(1+0,1)^5
 
1,0000
0,9091
0,8264
0,7513
0,6830
0,6209
  Дисконтированный поток
100,00
95,45
90,91
86,40
81,96
77,62
532,34 Ожидаемая ставка реинвестирования
70%
70%
70%
60%
60%
60%
  Свободный дисконтированный денежный поток
30,00
28,64
27,27
34,56
32,78
31,05
184,30  
Итак, мы теперь можем рассчитать, сколько стоят сейчас возможные денежные потоки компании за какой-то конкретный промежуток времени. Но как оценить, сколько сейчас стоят денежные потоки на весь срок деятельности компании, который больше этого периода? Тут есть несколько вариантов. Можно, к примеру, определить ликвидационную стоимость — это будет предполагаемая стоимость чистых активов в последний расчетный год, увеличенная на инфляцию. Но мы остановимся на другом способе: «Модель стабильного роста». Он предполагает, что компания будет функционировать бесконечно долго. Если денежные потоки будут расти одинаковыми темпами (к примеру, равными темпам роста экономики), то заключительная стоимость определяется по формуле:
Заключительная ценность = (денежные потоки года n+1)/(стоимость капитала – темп стабильного роста) = FCFFt+1/(WACC-g) (2.34)

Получив заключительную ценность, мы должны также ее дисконтировать по уже знакомой формуле 1. Полученная сумма дисконтированных потоков прогнозного периода (к примеру, 10 лет) и дисконтированной заключительной ценности и является ценностью всех будущих потоков. Последний шаг, который нам требуется сделать — посчитать, сколько стоит собственный капитал фирмы (тот, что приходится на долю акционеров), ведь мы считали доходы, приходящиеся и на собственный и на заемный капитал. Из нашей оценки вычтем текущее значение долга компании:
 
Справедливая стоимость компании (ценность для акционеров) = ценность FCFF-долг. (2.35)
 
Ну и если ценность для акционеров разделить на общее количество выпущенных акций — получим как раз долгожданную справедливую стоимость акции.

Глава 3 Оценка критерия эффективности банковского менеджмента. Расчет основных показателей на примере ОАО «ВТБ 24»
3.1 Характеристика ОАО «ВТБ 24»
Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) создан весной 2000 года на основании решения общего собрания Участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (общество с ограниченной ответственностью). Банк ВТБ 24 является правопреемником ООО «КБ «ГУТА-БАНК» по всем его правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом.
До 16 июля 2004 года банк входил в состав группы аффилированных компаний – «Группа «ГУТА», осуществляя функции основного расчетного центра группы. Летом 2004 года, в результате «мини-кризиса» на банковском рынке, банк столкнулся с проблемой ликвидности. Дефицит ликвидных средств негативно повлиял на способность банка выполнить все обязательства по платежам клиентов в указанный период. Поскольку собственники банка – «Группа «ГУТА» не смогли в необходимом объеме консолидировать средства для оперативного восстановления ликвидности банка, 16 июля 2004г. ими было подписано соглашение о продаже контрольного пакета акций банка (85,81%) ОАО Внешторгбанк.
Несмотря на кризис ликвидности 2004 года, а также связанный с ним отток клиентуры и снижение объема операций, банку удалось не только восстановить утраченные позиции, но и существенно увеличить кредитный портфель и ресурсную базу. 25 марта 2005 года Наблюдательным советом ОАО Внешторгбанк была утверждена стратегия развития ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК», в соответствии с которой на базе банка был создан специализированный розничный банк, фокусирующийся на обслуживании и кредитовании населения и малого бизнеса в рамках группы ВТБ. В рамках утвержденной стратегии развития и в соответствии с решением общего собрания акционеров от 6 июня 2005 года ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК» был переименован в ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги. На розничном рынке его деятельность осуществлялась с использованием торговой марки «Внешторгбанк-24». 14 ноября 2006 года ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги был переименован в ЗАО ВТБ 24.
Банк является участником системы страхования вкладов.
В 2005 – 1-й половине 2006гг. банк прошел реструктуризацию, получил дополнительный капитал от материнского банка, получил новое название и новую команду менеджеров.
Банк ВТБ 24 – является кредитной коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли.
Цели создания:
Банк создан с целью получения прибыли при осуществлении банковских операций. ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК» специализировался, в основном, на оказании расчетных услуг и кредитовании группы «ГУТА». ВТБ 24 специализируется на оказании банковских услуг и кредитовании населения и малого бизнеса.
Поскольку банк входит в банковскую группу ВТБ, миссия группы ВТБ является единой для всех участников группы: группа ВТБ – первая международная финансовая группа российского происхождения, представляющая Россию на международных рынках и осуществляющая профессиональный финансовый сервис.
Филиалы банка работают во всех экономически значимых регионах страны, предлагая своим клиентам высокотехнологичные продукты и услуги. Банком запущена широкая линейка продуктов и услуг для клиентов – физических лиц и субъектов малого и среднего бизнеса.
Основными продуктами банка являются:
1. Кредитование малого бизнеса. Целевая аудитория – юридические лица и предприниматели без образования юридического лица в Москве и в регионах России с объемом годовой выручки, не превышающим размер рублевого эквивалента 3 млн. долларов США.
2. Потребительское кредитование населения. Включает в себя широкий спектр банковских продуктов, таких как автокредит, кредит на неотложные нужды с обеспечением и без, кредитные карты и др.
3. Ипотечное кредитование как часть потребительского кредитования. Кредиты на покупку квартир на вторичном рынке жилья, а также нецелевые ипотечные кредиты для собственников жилья.
4. Вклады населения. Линейка предлагаемых банком вкладов включает в себя вклады с возможностью пополнения и совершения расходных операций, с возможностью ежемесячного получения или капитализации процентов и т.д.
В настоящее время банк предоставляет продукты и услуги крупным корпоративным клиентам (в первую очередь, кредитование и предоставление гарантий и аккредитивов). Хотя ранее предполагалось, что операции с корпоративными клиентами в дальнейшем будут сконцентрированы только в ВТБ и других банках группы и к концу 2007 года их практически не останется в банке.
Деятельность ЗАО ВТБ 24 ориентирована на максимально качественное банковское обслуживание клиентов. При разработке продуктового ряда на широком спектре кредитных продуктов для населения и малого бизнеса был сделан особый акцент.
На сегодняшний день существующая линейка продуктов и услуг запущена не только в Москве и Московской области, но и во всех филиалах банка. Часть услуг банка доступна клиентам в круглосуточном режиме.
В настоящее время филиальная сеть формирует более половины объемов бизнеса банка. Достигнутые результаты работы филиалов и дополнительных офисов банка сегодня позволяют говорить о том, что в результате создания региональной и московской сети у банка появились дополнительные возможности по увеличению клиентской базы, расширению спектра и качества банковских продуктов, реализации межрегиональных программ.
К числу основных операций банка, формирующих финансовый результат, относятся:
- кредитование клиентов банка – физических лиц, включая потребительское кредитование, а также предоставление кредитов индивидуальным предпринимателям;
- кредитование клиентов банка – юридических лиц, включая предприятия малого и среднего бизнеса;
- операции на фондовом и денежных рынках, включая брокерское обслуживание на ММВБ, МФБ и РТС, купля – продажа акций и векселей на внебиржевом рынке по заявкам клиентов;
- операции на международном валютном рынке (ForEx);
- расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц, денежные переводы.
Банк ВТБ 24 в своей работе постоянно совершенствует свои технологии и процедуры, как силами своих сотрудников, так и изучая опыт лучших зарубежных разработок в области потребительского кредитования населения. Банк обладает уникальными системами оценки кредитоспособности заемщиков – физических лиц, собственными разработками в области риск-менеджмента и управления затратами.
Приоритетным направлением останутся инвестиции в информационные технологии, позволяющие создать оперативную среду взаимодействия с клиентами, снизить операционные издержки, добиться конкурентного преимущества.
В сентябре 2006 г. Наблюдательным советом ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги была утверждена «Стратегия развития ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги в 2007-2010 гг. в рамках развития розничного бизнеса Группы ВТБ». Стратегия предполагает развитие розничного бизнеса Группы ВТБ на базе ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги, теперь ЗАО ВТБ 24. Банк должен стать лидером в обслуживании верхнемассового и состоятельного сегментов на рынке банковского обслуживания физических лиц, а в целом по рынку занять позицию второго банка после Сбербанка. Также, предполагается, что банк станет лидером в области обслуживания предприятий малого бизнеса.
Для достижения целевой доли рынка (от 8 до 15% в различных сегментах рынка) банк планирует предпринять следующие меры [28]:
- существенное расширение и развитие региональной сети;
- предоставление широкого спектра современных услуг;
- внедрение высоких стандартов в скорости предоставления и удобстве обслуживания кредитов;
- установление высоких кредитных лимитов;
- инновационный подход в разработке продуктов и услуг;
- развитие альтернативных каналов продаж;
- развитие бренда банка ВТБ 24.
Таким образом, банк планирует в течение 3-5 лет стать одним из лидеров рынка розничных банковских услуг (в сегментах потребительского кредитования, депозитах физических лиц, кредитования малого бизнеса и т.д.).
Источниками будущих доходов (в перспективе на 3-5 лет) банка будут являться, в первую очередь, доходы от кредитования физических лиц (77% от операционных доходов) и предприятий малого бизнеса (около 14% от операционных доходов).
Результаты нынешней деятельности банка соответствуют динамике показателей банковской системы в целом и основных конкурентов банка. Развитие банка характеризуется динамичным ростом активов, капитала и кредитного портфеля, а также укреплением позиций на рынке банковских услуг. Рассматривая положение банка ВТБ 24 относительно своих конкурентов, которыми являются кредитные организации, входящие в ТОР-30, необходимо определить рейтинг банка:
- Крупнейшие банки России за 9 месяцев 2008 г. – 9-е место по чистым активам.
- Лучшие депозитные банки во II квартале 2008 г. – 2-е место по объему депозитов.
- Самые филиальные банки в 2008 г. – 6-е место на 01.07.2008 г.
- 3-е место в рейтинге «Банки по количеству банкоматов на 01.07.2008».
- Лучшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в I полугодии 2008 г. – 3-е место по объему кредитного портфеля.
- Самые ипотечные банки в I полугодии 2008 г. – 2-е место.
- Самые прибыльные и эффективные банки за 9 месяцев 2008 г. – 11-е место, при этом балансовая прибыль банка за год выросла в 11 раз.
3.2 Анализ финансового состояния и оценка стоимости бизнеса на примере ОАО «ВТБ 24»
Финансовые результаты деятельности банка являются отражением целого комплекса внешних и внутренних факторов, в связи, с чем изучать и анализировать их следует с помощью системы экономических показателей. Основное назначение системы показателей финансовых результатов деятельности банков состоит во всесторонней, комплексной оценке итогов деятельности банков, адекватно отражающей происходящие в них процессы.
Деятельность банка и требования по учету и отчетности банков отличаются от требований, предъявляемых к другим коммерческим компаниям. В связи с этим в качестве финансовых показателей деятельности банка выступают доходы, расходы, а также прибыль (убыток). К финансовым результатам деятельности банка относятся доходы и расходы, что обусловлено спецификой деятельности банков, принятыми методами управления активами и пассивами, и, соответственно, методами расчета финансового результата по каждой сделке, услуге (продукту).
Методика формирования доходов, расходов, а также прибыли банка обусловлена составом и содержанием статей отчетности, составляемой банками. В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО) 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов», в отчет о прибылях и об убытках банков включает, следующие позиции:
- проценты и аналогичные доходы;
- процентные и аналогичные расходы;
- доход в форме дивидендов;
- доход в форме комиссионных и гонораров;
- расходы на выплату комиссионных и гонораров;
- прибыль за вычетом убытков по коммерческим бумагам;
- прибыль за вычетом убытков по инвестиционным ценным бумагам;
- прибыль за вычетом убытков от валютных операций;
- прочий операционный доход;
- убытки по ссудам и авансам;
- общие административные расходы;
- прочие операционные расходы.
Проведем оценку бизнеса методом EVA по данным финансовой отчетности (Таблица 5, Приложения 1-2).
Данные таблицы показывают, EVA > 0. Это означает, что Банк эффективно использовал имеющийся в его распоряжении капитал (как собственный, так и заемный). Однако величина EVA в 2009 году оказалась меньше чем в 2008 году на 2275718 тыс.руб.

Таблица 5
Расчет EVA
Наименование показателя 1 января 2008 г 1 января 2009 г 1 января 2010 г Прибыль за отчетный период, тыс. руб. 1489730 5954636 4253520 Налоги, сборы и платежи из прибыли, тыс.руб. 771050 1650493 2036932 Проценты к уплате, тыс.руб. 0 0 0 Скорректированная прибыль после уплаты налога на прибыль (NOPAT), тыс.руб. 718680 4304143 2216588 Собственный капитал, тыс.руб. 236771903 430175316 520013804 Заемный капитал, тыс.руб. 86686981 171468483 188451869 в том числе беспроцентные текущие обязательства (NP), тыс. руб. 24272355 46296490 51824264 Совокупные активы (ТА), тыс.руб. 3234589 6016438 7084657 Использованный капитал (CE), тыс.руб. 3169897 5938224 6914625 Доля собственного капитала (We), % 73,2 71,5 73,4 Доля заемного капитала (Wd), % 26,8 28,5 26,6 Безрисковая процентная ставка (Rf), % 11,2 12,6 13,1 Премии за риск, % 5,2 5,2 5,2 Стоимость собственного капитала (Re), % 16,4 17,8 18,3 Годовая процентная ставка за кредиты (r), % 9,6 9,8 10,1 Ставка налога на прибыль (Tс), % 24 24 24 Стоимость заемного капитала (Rd), % 7,30 7,45 7,68 Средневзвешенная стоимость капитала (WACC), % 13,96 14,85 15,47 Затраты на использованный капитал, тыс.руб. 167300 168580 169564 Экономическая добавленная стоимость (EVA), тыс.руб. 276 158 3 422 336 1 146 618
Проведем оценку бизнеса методом DCF по данным финансовой отчетности (Таблица 6, Приложения 1-2).
В качестве EBIT используем прибыль за расчетный период. При построении модели FCFF важно определить, когда бизнес перейдет к модели «стабильного роста» и как будут вести себя основные параметры бизнеса до этого момента. В качестве прогнозного периода примем пять лет. Для одиннадцатого года (2015-го) используем формулу стабильного роста: FCFFn+1/(WACC-g) и темп роста в 5%, характерный для развитого рынка (берем номинальный прирост, с учетом инфляции. Если брать реальный (без ее учета) – тогда ставка роста будет меньше (~3%), но также следует менять стоимость капитала – убирать из нее ожидаемую инфляцию).
Для того, чтобы спрогнозировать денежный поток, нам потребуются:
— прогноз по операционной прибыли (EBIT);
— прогноз по ставке реинвестирования, которая учитывает долю чистых капитальных вложений — инвестиции в основные средства минус амортизация и плюс увеличение оборотного капитала
Таблица 6
Модель роста EBIT
Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста рынка, %     25 25 25 15 13 EBIT, млн руб. 5 954 636 4 253 520 5 316 900 6 646 125 8 307 656 9 553 805 10 795 799
 Таблица 7
Расчет DCF
  2009 (справочно) 2010 (справочно) 2011 2012 2013 2014 2015 EBIT 5 954 636 4 253 520 5 316 900 6 646 125 8 307 656 9 553 805 10 795 799 EBIT(1-t) 5 001 894 3 572 957 4 466 196 5 183 978 5 981 513 6 209 973 6 369 522 Рост     25% 25% 25% 15% 13% WACC 14.45% 14.45% 14.45% 14.45% 14.45% 14.45% 14.45% Дисконтный множитель     1 0,84 0,7 0,59 0,49 Коэффициент реинвестирования   84% 84% 78% 72% 65% 59% FCFF   571 673 714 591 1 140 475 1 674 824 2 173 491 2 611 504 Ценность (дисконтирован-ный FCFF)   571 673 714 591 957 999 1 172 376 1 282 359 1 279 637
 Итак, расчет методом EVA и методом DCF показал, что методом дисконтирования денежных потоков стоимостная оценка Банка гораздо ниже, чем при оценке методом экономической добавленной стоимости. При этом рыночная капитализация Банка ВТБ 24 на 31.12. 2010 года составила около 700 млрд. руб., что значительно выше полученных расчетных данных. Наиболее близкие к рыночным расчетные значение получены по модели EVA.

3.3 Разработка и эффективность методических рекомендаций для проведения оценки стоимости банка при определении стратегии его развития
Популярность использования EVA в качестве индикатора эффективности определяется тем, что концепция экономической добавленной стоимости основывается на тех же принципах, которые применяются при традиционном NPV анализе, что позволяет рассматривать показатель EVA в качестве альтернативы. Первый — принцип денежных потоков. так как деньги имеют ценность во времени, необходимо считать денежный поток возникшим в тот момент, когда деньги действительно перешли от одного субъекта к другому, а не тогда, когда по бухгалтерскому принципу начислений он будет отражен в учете. Второй — принцип «с проектом/без проекта».
Если традиционный NPV-анализ требует расчета необходимой величины инвестиций с точным определением объема и времени денежных потоков по периодам, то расчет EVA можно проводить по каждому отдельному периоду функционирования Банка без дополнительного учета минувших событий и предсказания будущего, а просто исходя из оцененной на основе бухгалтерских данных величины задействованного капитала. Таким образом, с помощью EVA значительно легче проводить сравнительный анализ плановых показателей инвестиционного проекта с фактически достигнутыми.
Более того, концепция EVA позволяет легко использовать такой мощный инструмент бухгалтерского учета, как переоценка активов (что придает этой концепции особое значение в условиях перехода национального бухгалтерского учета к новым национальным стандартам, предусматривающим возможность проведения переоценок не только вследствие инфляции, а во многих иных случаях). Если во время реализации проекта изменяется стоимость определенных активов по сравнению с отображенной в учете, то для нивелирования влияния этого фактора на NPV проекта при традиционном анализе необходимо проводить новые перерасчеты показателей проекта путем изменения прогнозной величины ликвидационной стоимости активов. При применении же EVA ничего, кроме выполнения стандартных проводок, не нужно: переоценка автоматически отражается как на величине дохода, так и на размере задействованного капитала.
К сожалению, большинство исследуемых национальных компаний и Банков применяют традиционные показатели оценки эффективности деятельности, а именно: размер прибыли и маржинальной прибыли, объемы продаж, величина доходов и т.д., которые могут показывать искаженную картину состояния компании с позиции ее «здоровья» в длительном периоде. Независимо от величины компании, продолжительное создание стоимости для инвесторов является основной целью всех коммерческих организаций, следовательно, объективная оценка эффективности вложенных средств не менее важна.
Это объясняется тем, что некоторые компании и банки считают, что у метода EVA существуют свои недостатки. Определение EVA  основано на стоимости капитала, его доходности и инвестируемости, и предполагается, что их можно измерить. На практике же, есть определенные сложности. Например, если измерять инвестиционный капитал основываясь на балансовой стоимости, то получим заниженную истинную стоимость активов.
Практически все бухгалтерские показатели обладают определенными недостатками, зачастую в большей степени, чем это допустимо для объективной оценки и использование EVA приводит к тем же сложностям. Надежность этого показателя ухудшается, если пытаться использовать его для каждого бизнес подразделения, т.к. можно столкнуться с неизбежной проблемой разнесения накладных расходов. Расчет EVA потребует существенных усилий со стороны бухгалтерии.
Кроме того EVA – показатель который обращается к прошлому. Если вложить инвестиции, которые не будут окупаться в течении ряда лет, EVA будет отрицательной, до тех пор, пока инвестиции не начнут приносить прибыль. Как и прибыль, EVA показатель краткосрочный не ориентированный на долгосрочную стратегию.
EVA игнорирует ценность реальных опционов (или что бывает чаще, некорректно оценивает их в 0).
Очень часто EVA  позиционируется как лучших показатель для расчета бонусов. У него есть ряд преимуществ для использования перед таким показателем как «доход», т.к. включает в себя стоимость капитала.
Кроме того, традиционно, руководители хотят получать максимальные инвестиции в их подразделения, а если их вознаграждение будет зависеть от EVA, они захотят дополнительных вложений только в случае если EVA будет положительной.
Если бизнес-единица компании приносит прибыль, то на первый взгляд кажется, что собственник правильно распорядился своим капиталом. Однако вполне возможно, что те же деньги, инвестированные в другой бизнес или положенные в банк на депозит, принесли бы большую отдачу. EVA (economic value added) помогает мотивировать менеджера не просто получать прибыль, но добиваться приращения собственности акционеров.
EVA интересен не столько тем, что позволяет оценивать эффективность работы публичной компании, сколько тем, что применим для оценки эффективности отдельных подразделений. Этот метод вполне применим в России уже сегодня, все зависит в основном от готовности менеджмента компании и уровня корпоративной культуры. В дистрибьюторской компании «Градиент», торгующей косметикой и бытовой химией, начали использовать EVA в 1998 г. Тогда, после проведенной реструктуризации бизнеса, сбытовые дивизионы компании были выделены в отдельные бизнес-единицы с собственными балансами и за каждым из них был закреплен определенный регион России. Руководитель каждого дивизиона был наделен максимально широкими полномочиями, вплоть до определения ценовой политики.
Балансовую стоимость каждой бизнес-единицы стали использовать при расчете EVA в качестве вовлеченного капитала. Основной вопрос, который встал перед собственниками, — что принимать за стоимость капитала. Генеральный директор «Градиента» Леонид Новосельский говорит, что теоретически они хотели установить этот показатель на уровне отраслевой нормы рентабельности, чтобы дивизионы приносили не меньше, чем в среднем зарабатывают другие дистрибьюторские компании. Но потом стало ясно, что в условиях непрозрачности бизнеса нельзя достоверно определить, сколько зарабатывают конкуренты. «Поэтому мы решили брать во внимание стоимость венчурного капитала, — рассказывает Леонид Новосельский. — Другими словами, мы смотрим, под какой процент венчурный фонд выдал бы нам капитал для работы в нашей отрасли».
Леонид Новосельский не раскрывает, на каком уровне установили стоимость капитала в «Градиенте», но говорит, что скорее всего он выше среднего по отрасли. Этот показатель обсуждают в компании один раз в финансовый год, но пересматривают реже. «Самое главное, что меняется после перехода на оценку деятельности подразделений по EVA, это мотивация менеджеров, поэтому этот показатель важен прежде всего для собственника, — говорит Леонид Новосельский. — Собственник инвестировал свой капитал и получил отдачу 10%. А много это или мало, он может понять только тогда, когда сравнивает со средним показателем по отрасли». Наемный менеджер, доход которого завит от EVA, начинает принимать решения в интересах собственника — хочет он того или нет. Павел Грачев руководит в компании «Градиент» московской дистрибьюцией. У него есть свой бюджет, от качества распоряжения которым зависит его вознаграждение. «Получается так, что я распоряжаюсь деньгами, как бы взятыми в банке, и поэтому должен зарабатывать больше, чем если бы владельцы как минимум положили сумму этого бюджета на депозит и получали проценты», — говорит Павел Грачев.
Руководителям дивизионов в «Градиенте» приходится постоянно думать не только о том, как извлечь быструю прибыль, но и о том, как повысить отдачу от имеющегося капитала. В итоге принимаемые ими решения направлены на максимизацию прибыли в долгосрочном периоде.
Решившись взять на вооружение экономическую добавленную стоимость, руководство должно ответить на два вопроса — что принимать за стоимость задействованного капитала и что принимать за его цену. Если EVA используется для оценки деятельности компании в целом, то за стоимость капитала можно брать рыночную цену его активов. Сложности возникают, когда надо определить EVA для профитного подразделения, не выделенного в отдельную бизнес-единицу. Консультант «ЮНИКОН/МС» Дмитрий Павочка предлагает в этом случае определять его цену как часть стоимости компании, взятую в пропорциональном отношении либо по выручке, приносимой этим подразделением, либо по затратам на него. «Однако оба этих метода весьма сложны и спорны: разнесение затрат — больной вопрос для всех компаний, всегда найдутся недовольные, которые скажут, что затраты разнесены непропорционально», — считает Дмитрий Павочка.
Старший менеджер отдела сопровождения сделок с капиталом Pricewaterhouse-Coopers Вадим Храпун говорит, что EVA пока не нашел активного распространения в России. «Это в определенной степени связано как с недостаточной информированностью компаний о самой концепции, так и со сложностями оценки результатов ее применения ввиду неразвитости российского фондового рынка», — говорит он.
С ним соглашается ведущий специалист в области оценки компании «Базовый элемент» Николай Герасимов. Он полагает, что в России EVA если и возьмут на вооружение, то только для внутреннего пользования. Другое же назначение этого показателя — привлечение инвесторов — еще долго будет прерогативой развитых западных рынков. «В России не существует объективных данных о доходности того или иного рынка, соответственно и EVA будет вызывать недоверие», — говорит Николай Герасимов.
Последнее исследование Pricewaterhouse-Coopers показало, что даже в Европе данный показатель включают в свою отчетность не более 35% компаний.
Дмитрий Павочка предполагает, что в свете последних событий — скандала с Enron, бросившего тень на всех аудиторов, и растущего недоверия к рейтинговым агентствам — вполне возможно, что EVA станет одним из тех показателей, которые продвинут вперед решение вопроса о достоверной оценке деятельности компаний.



Заключение
На основании изложенного в работе можно сделать следующие выводы:
На российских предприятия наибольшее распространение получили учетные формы оценки бизнеса, основанные на данных бухгалтерской отчетности. Основными недостатками такой оценки эффективности деятельности предприятия является то, что она не учитывает внешние факторы деятельности организации. Однако, деятельность современных предприятий тесно связана с финансовым рынком: банковские кредиты, фондовый рынок и др, что снижает эффективность учетной модели.
Наиболее эффективной моделью оценки эффективности деятельности компаний является стоимостная оценка бизнеса, которая увеличивает роль финансовых механизмов в деятельности организации по сравнению с учетной моделью, которая была ориентирована в большей степени на результаты экономической деятельности самой компании и меньшее значение придавала финансовым механизмам рыночной экономики.
Однако, применение стоимостных моделей в деятельности нефинансовых организаций не вызывает никаких трудностей, так как данные организации имеют возможность оценки деятельности посредством финансового рычага и их деятельность меньше зависит от финансовых инструментов рынка. Для финансовой же деятельности банков характерна собственность на все средства, как активы, так и пассивы, что лишает их вышеизложенных преимуществ и делает прогнозирование по стоимостным оценкам значительно сложнее, о чем уже было сказано выше. Именно поэтому сами банки не часто используют стоимостные оценки, а их расчетом занимаются соответствующие оценочные агентства.
Доходный подход к оценке бизнеса основан на сопоставлении будущих доходов инвестора с текущими затратами. Сопоставление доходов с затратами ведется с учетом факторов времени и риска. Динамика стоимости компании, определяемая доходным подходом, позволяет принимать правильные управленческие решения для менеджеров, собственников.
Метод стоимости чистых активов является ведущим методом затратного подхода. Метод целесообразно использовать, если: доходы не поддаются точному прогнозу; предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость); требуется оценить новое предприятие, у которого отсутствуют ретроспективные данные о прибылях.
Для оценки стоимости бизнеса могут использоваться различные модели. Например, SVA (Shareholders Value Added - добавленная акционерная стоимость), MVA (Market Value Added - добавленная рыночная стоимость), EVA (Economic Value Added - добавленная экономическая стоимость), CFROI (Cash Flow Return on Investments - возврат денежного потока на инвестиции) и ряд других. Ориентация на ту или иную модель может достаточно сильно зависеть от специфики бизнеса, капиталоемкости производства, ситуации в отрасли и прочих факторов.
В соответствии с DCF (модель дисконтированных денежных потоках), справедливая стоимость компании равна всем денежным средствам, которые эта компания сгенерирует за все время своего существования.
Расчет эффективности деятельности банка ВТБ 24 методом EVA и методом DCF показал, что методом дисконтирования денежных потоков стоимостная оценка Банка гораздо ниже, чем при оценке методом экономической добавленной стоимости. При этом рыночная капитализация Банка ВТБ 24 на 31.12. 2010 года составила около 700 млрд. руб., что значительно выше полученных расчетных данных. Наиболее близкие к рыночным расчетные значение получены по модели EVA.
Популярность использования EVA в качестве индикатора эффективности определяется тем, что концепция экономической добавленной стоимости основывается на тех же принципах, которые применяются при традиционном NPV анализе, что позволяет рассматривать показатель EVA в качестве альтернативы.

Список литературы
Аветисов, М. Пути повышения доходности в потребительском кредитовании / М. Аветисов // Банковские услуги. - 2006. - № 1. - с. 22 – 24
АК&М – 10.03.09 - -[электронный ресурс] - http://www.akm.ru/rus/
Бабурина, Н. А. Кредитно-инвестиционный потенциал банка: понятие и элементы / Н. А. Бабурина // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 3. - с. 208-210
Банки и банковское дело: учеб. пособие / под ред. И. Т. Балабанова. - СПб.: ПИТЕР, 2005. - 256 с.
Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
Банковское дело: управление и технологии: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 060400 «Финансы и кредит» / ред. А. М. Тавасиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 671 с.
Банковское дело: учебник для студ. вузов, обуч. по напр. «Экономика», спец. «Финансы, кредит и денежное обращение» / ред. Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 592 с.
Банковское законодательство: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит» / ред. Е. Ф. Жукова. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 270 с.
Барыбин, В. В. Перспективы развития банковского сектора: региональный анализ / В. В. Барыбин, Г. В. Крыксин // Деньги и кредит. - 2009. - № 4. - с. 20 - 26
Безуглова, Н. В. Банковская система России / Н. В. Безуглова // ЭКО. - 2009. - № 9. - с. 93-107
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Эльга, 2009. – 527 с.
Боди З. Финансы: Учебное пособие. Пер. с англ. – Киев: Вильямс, 2008. – 584 с.
Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – 365 с.
Борисов А.Н. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, 2008. - №4. – С. 15-19
Буйлов М. Госбанковская тайна / М. Буйлов // Деньги. - 2001. - №48. - С. 114-120.
Буйлов М. Кому принадлежит Россия. Банки / М. Буйлов // Власть. - 2001. - №49. - С. 95-98.
Буйлов М. Современность. Банки / М. Буйлов // Власть. - 2001. - №49. - С. 201-210.
Веретенников Д. Кредитные надежды - D’ . -2010.- №1-2 (61-62) – стр. 40- 43
Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2008. – 656 с.
Глушкова, Н. Б. Банковское дело: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит» / Н. Б. Глушкова. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2009. - 432 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): офиц. текст от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД РФ 21.10.1994, ред. от 26.01.2007).- Режим доступа: http// Консультант Плюс.
Грязнова А.Г., Федотова М.А."Оценка бизнеса" , интернет ресурс, открытый доступ, http://bizoffice.ru/, 22.02.2010
Данилин В.И. Финансовый менеджмент. Задачи, тесты, ситуации. – М.: Проспект, 2008. – 360 с.
Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие / отв. ред. С. С. Жукова ; отв. ред. С. С. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2006. - 260 с.
Джозеф Синки. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 1018 с.
Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика / Д.А. Ендовицкий. – М.: КноРус, 2008. – 264с.
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е. Ф. Жуков. - М: ЮНИТИ, 2000. - 622 с.
Жарковская, Е. П. Банковское дело: курс лекций / Е. П. Жарковская, И. О. Арендс. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. - 400 с.
Ибадова, Л. Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса / Л. Т. Ибадова // Банковское дело. - 2006. - № 1. - с. 50 – 52
Инструкция банка России от 16 января 2004 г. N 110-И Об обязательных нормативах банков (в ред. от 31.03.2008 N 1191-У). – http://www.garant.ru/hotlaw/39085.htm
Инструкция банка России от 30 января 1996 г. N 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» - Режим доступа: http// Консультант Плюс
Кирьян П. Кредитная история / П. Кирьян // Эксперт. - 2007. - №14. - С. 37-40.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
Крупнов Ю. С. Проблемы оценки эффективности использования банковского кредита / Ю. С. Крупнов // Вопросы статистики. - 2009. - № 2. - с. 50-53
Кураков Л.П. Современные банковские системы: учебное пособие / П.П.Кураков, В.Г.Тимирязев. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 240 с.
Лаврушин, О. И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. - М.: КНОРУС, 2009. - 256 с.
Мамаева, Д. С. К вопросу повышения эффективности использования кредитных ресурсов в реальном секторе экономики / Д. С. Мамаева // Деньги и кредит. - 2008. - № 7. - с. 37 – 40
Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://banki.ru
Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://credit.rbc.ru
Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://subscribe.ru
Материалы официального сайта ЦБ РФ. - [электронный ресурс] - http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=Nadzor
Материалы информационного сайта ОАО ВТБ 24. - [электронный ресурс] - http://vtb24.ru
«Методы оценки кредитоспособности заемщика» - [электронный ресурс] - www.banki.ru.
Матовников М. Анализ качественных характеристик банковского бизнеса в зависимости от размера активов / М. Матовников // Эксперт. - 2007. - №34. - С. 54-63.
Матовников М. Российские банки. Худая теплица / М. Матовников // Эксперт. - 2001. - №46. - С. 159-170.
О противодействии и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 5 октября 2001 г. №115-ФЗ
О реструктуризации кредитных организаций: Федеральный закон от 8 июля 1999 г. №144-ФЗ.
О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации: Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ от 30 декабря 2006 г.
О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 1 апреля 2000 г. №177-ФЗ.
О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №394-1.
Перминова А.С. Менеджмент, интернет ресурс, открытый ресурс, http://www.ma-na-ger.ru/theory, 20.02.2011.
Рубченко М. Финансовый хай-тек / М. Рубченко // Эксперт. - 2000. - №45. - С. 41-54.
Стоимость компаний - Оценка и управление - Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Мурин. М.: КноРус, 2005. – 378 с.
Хэррис Д.М. Международные финансы / Д.М. Хэррис; пер. с англ. - М.: Филинъ, 2000. - 326 с.
Четвериков В. Российские банки. Супермаркеты вместо палаток / В. Четвериков // Эксперт. - 2001. - №46. - С. 59-68.
EVA – райская модель мотивации. - [электронный ресурс] - http://devbusiness.ru/development/finances/EVA_vdmsti.htm
David Young and Stephen F.O'Byrne - EVA and Value Based Management
Приложение
Выдержка из Бухгалтерской отчетности ОАО ВТБ 24

Наименование статьи 1 января 2008 г 1 января 2009 г 1 января 2010 г Активы       Денежные средства 15535496 36402274 39570860 Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации, 8885020 7001004 14155599 в том числе: Обязательные резервы 3369764 4286194 585136 Средства в кредитных организациях 3882130 52807721 3335220 Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 25144556 28803904 53451210 Чистая ссудная задолженность 260951716 455798210 564821327 Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, 366459 369026 369772 в том числе: Инвестиции в дочерние и зависимые организации 32520 32520 32510 Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 0 6279933 6862398 Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 4583872 6493997 8945785 Прочие активы 4109635 7687730 16953502 Всего активов 323458884 601643799 708465673 Пассивы       Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 0 88103245 12270076 Средства кредитных организаций 51202950 62753260 61618826 Средства клиентов (некредитных организаций) 219028171 365241692 501854967 в том числе: Вклады физических лиц 174205061 304764728 433597375 Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 0 0 0 Выпущенные долговые обязательства 6668073 23011898 46292767 Прочие обязательства 2628394 7578350 8388142 Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон 59501 690149 481693 Всего обязательств 279587089 547378594 630906471 Источники собственных средств       Средства акционеров (участников) 30007812 33567652 50636514 Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников) 476498 476498 476498 Эмиссионный доход 11370585 14528162 22625380 Резервный фонд 633639 673098 888535 Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи 0 0 0 Переоценка основных средств 31844 7724 7724 Нераспределенная прибыль (убыток) за отчетный период 1585733 1660924 1660959 Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период 718680 4304143 2216588 Всего источников собственных средств 43871795 54265205 77559202 Всего пассивов 323458884 601643799 708465673 Внебалансовые обязательства       Безотзывные обязательства кредитной организации 119786517 111973384 97153611 Выданные кредитной организацией гарантии и поручительства 536493 19860679 4470857 Всего внебалансовые обязательства 120323010 131834063 101624468
Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие / отв. ред. С. С. Жукова ; отв. ред. С. С. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2006. – С.43
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е. Ф. Жуков. - М: ЮНИТИ, 2000. – С.61
Стоимость компаний - Оценка и управление - Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Мурин. М.: КноРус, 2005. – С.65
Стоимость компаний - Оценка и управление - Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Мурин. М.: КноРус, 2005. – С.72
Стоимость компаний - Оценка и управление - Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Мурин. М.: КноРус, 2005. – С.75
Стоимость компаний - Оценка и управление - Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Мурин. М.: КноРус, 2005. – С.76
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е. Ф. Жуков. - М: ЮНИТИ, 2000. – С.52
Рейтингование финансовых организаций (глобальная методология)www.fitchratings.com, 19.02.2011.
Жарковская, Е. П. Банковское дело: курс лекций / Е. П. Жарковская, И. О. Арендс. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. – С.87
Безуглова, Н. В. Банковская система России / Н. В. Безуглова // ЭКО. - 2009. - № 9. - с. 94
Лаврушин, О. И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. - М.: КНОРУС, 2009. – С.76
Лаврушин, О. И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. - М.: КНОРУС, 2009. – С.113
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е. Ф. Жуков. - М: ЮНИТИ, 2000. – С.93
Джозеф Синки. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – С.54
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С.74
Данилин В.И. Финансовый менеджмент. Задачи, тесты, ситуации. – М.: Проспект, 2008. – С.119
Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2008. – С.203
Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2008. – С.207
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Эльга, 2009. – С.65
Оценка стоимости бизнеса доходным способом Интернет ресурс, открытый доступ, http://www.9r.ru/part13.html
Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – С.76
Там же
Там же
Борисов А.Н. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, 2008. - №4. – С. 16
Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2008. – С.107
Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2008. – С.109
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С.164

Грязнова А.Г., Федотова М.А."Оценка бизнеса" , интернет ресурс, открытый доступ, http://bizoffice.ru/, 22.02.2010.
Грязнова А.Г., Федотова М.А."Оценка бизнеса" , интернет ресурс, открытый доступ, http://bizoffice.ru/, 22.02.2010
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С.673
Джозеф Синки. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – С.564
Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – С.87
Перминова А.С. Менеджмент, интернет ресурс, открытый ресурс, http://www.ma-na-ger.ru/theory, 20.02.2011.
Перминова А.С. Менеджмент, интернет ресурс, открытый ресурс, http://www.ma-na-ger.ru/theory, 20.02.2011.
David Young and Stephen F.O'Byrne - EVA and Value Based Management
Джозеф Синки. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – С.761
Джозеф Синки. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – С.766
Боди З. Финансы: Учебное пособие. Пер. с англ. – Киев: Вильямс, 2008. – С.187
Материалы информационного сайта ОАО ВТБ 24. - [электронный ресурс] - http://vtb24.ru
Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://banki.ru
Быковская Е.В., Аудит финансовых компаний, Журнал «Аудитор» №4-2008, г. Минск: 3 октября 2006
Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://banki.ru
EVA – райская модель мотивации. - [электронный ресурс] - http://devbusiness.ru/development/finances/EVA_vdmsti.htm
EVA – райская модель мотивации. - [электронный ресурс] - http://devbusiness.ru/development/finances/EVA_vdmsti.htm
EVA – райская модель мотивации. - [электронный ресурс] - http://devbusiness.ru/development/finances/EVA_vdmsti.htm












6

Список литературы
1.Аветисов, М. Пути повышения доходности в потребительском кредитовании / М. Аветисов // Банковские услуги. - 2006. - № 1. - с. 22 – 24
2.АК&М – 10.03.09 - -[электронный ресурс] - http://www.akm.ru/rus/
3.Бабурина, Н. А. Кредитно-инвестиционный потенциал банка: понятие и элементы / Н. А. Бабурина // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 3. - с. 208-210
4.Банки и банковское дело: учеб. пособие / под ред. И. Т. Балабанова. - СПб.: ПИТЕР, 2005. - 256 с.
5.Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
6.Банковское дело: управление и технологии: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 060400 «Финансы и кредит» / ред. А. М. Тавасиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 671 с.
7.Банковское дело: учебник для студ. вузов, обуч. по напр. «Экономика», спец. «Финансы, кредит и денежное обращение» / ред. Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 592 с.
8.Банковское законодательство: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит» / ред. Е. Ф. Жукова. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 270 с.
9.Барыбин, В. В. Перспективы развития банковского сектора: региональный анализ / В. В. Барыбин, Г. В. Крыксин // Деньги и кредит. - 2009. - № 4. - с. 20 - 26
10.Безуглова, Н. В. Банковская система России / Н. В. Безуглова // ЭКО. - 2009. - № 9. - с. 93-107
11.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Эльга, 2009. – 527 с.
12.Боди З. Финансы: Учебное пособие. Пер. с англ. – Киев: Вильямс, 2008. – 584 с.
13.Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – 365 с.
14.Борисов А.Н. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, 2008. - №4. – С. 15-19
15.Буйлов М. Госбанковская тайна / М. Буйлов // Деньги. - 2001. - №48. - С. 114-120.
16.Буйлов М. Кому принадлежит Россия. Банки / М. Буйлов // Власть. - 2001. - №49. - С. 95-98.
17.Буйлов М. Современность. Банки / М. Буйлов // Власть. - 2001. - №49. - С. 201-210.
18.Веретенников Д. Кредитные надежды - D’ . -2010.- №1-2 (61-62) – стр. 40- 43
19.Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. – М.: Эксмо, 2008. – 656 с.
20.Глушкова, Н. Б. Банковское дело: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит» / Н. Б. Глушкова. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2009. - 432 с.
21.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): офиц. текст от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД РФ 21.10.1994, ред. от 26.01.2007).- Режим доступа: http// Консультант Плюс.
22.Грязнова А.Г., Федотова М.А."Оценка бизнеса" , интернет ресурс, открытый доступ, http://bizoffice.ru/, 22.02.2010
23.Данилин В.И. Финансовый менеджмент. Задачи, тесты, ситуации. – М.: Проспект, 2008. – 360 с.
24.Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие / отв. ред. С. С. Жукова ; отв. ред. С. С. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2006. - 260 с.
25.Джозеф Синки. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 1018 с.
26.Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика / Д.А. Ендовицкий. – М.: КноРус, 2008. – 264с.
27.Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е. Ф. Жуков. - М: ЮНИТИ, 2000. - 622 с.
28.Жарковская, Е. П. Банковское дело: курс лекций / Е. П. Жарковская, И. О. Арендс. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. - 400 с.
29.Ибадова, Л. Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса / Л. Т. Ибадова // Банковское дело. - 2006. - № 1. - с. 50 – 52
30.Инструкция банка России от 16 января 2004 г. N 110-И Об обязательных нормативах банков (в ред. от 31.03.2008 N 1191-У). – http://www.garant.ru/hotlaw/39085.htm
31.Инструкция банка России от 30 января 1996 г. N 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» - Режим доступа: http// Консультант Плюс
32.Кирьян П. Кредитная история / П. Кирьян // Эксперт. - 2007. - №14. - С. 37-40.
33.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
34.Крупнов Ю. С. Проблемы оценки эффективности использования банковского кредита / Ю. С. Крупнов // Вопросы статистики. - 2009. - № 2. - с. 50-53
35.Кураков Л.П. Современные банковские системы: учебное пособие / П.П.Кураков, В.Г.Тимирязев. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 240 с.
36.Лаврушин, О. И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. - М.: КНОРУС, 2009. - 256 с.
37.Мамаева, Д. С. К вопросу повышения эффективности использования кредитных ресурсов в реальном секторе экономики / Д. С. Мамаева // Деньги и кредит. - 2008. - № 7. - с. 37 – 40
38.Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://banki.ru
39.Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://credit.rbc.ru
40.Материалы информационного сайта. - [электронный ресурс] - http://subscribe.ru
41.Материалы официального сайта ЦБ РФ. - [электронный ресурс] - http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=Nadzor
42.Материалы информационного сайта ОАО ВТБ 24. - [электронный ресурс] - http://vtb24.ru
43.«Методы оценки кредитоспособности заемщика» - [электронный ресурс] - www.banki.ru.
44.Матовников М. Анализ качественных характеристик банковского бизнеса в зависимости от размера активов / М. Матовников // Эксперт. - 2007. - №34. - С. 54-63.
45.Матовников М. Российские банки. Худая теплица / М. Матовников // Эксперт. - 2001. - №46. - С. 159-170.
46.О противодействии и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 5 октября 2001 г. №115-ФЗ
47.О реструктуризации кредитных организаций: Федеральный закон от 8 июля 1999 г. №144-ФЗ.
48.О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации: Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ от 30 декабря 2006 г.
49.О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 1 апреля 2000 г. №177-ФЗ.
50.О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №394-1.
51.Перминова А.С. Менеджмент, интернет ресурс, открытый ресурс, http://www.ma-na-ger.ru/theory, 20.02.2011.
52.Рубченко М. Финансовый хай-тек / М. Рубченко // Эксперт. - 2000. - №45. - С. 41-54.
53.Стоимость компаний - Оценка и управление - Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Мурин. М.: КноРус, 2005. – 378 с.
54.Хэррис Д.М. Международные финансы / Д.М. Хэррис; пер. с англ. - М.: Филинъ, 2000. - 326 с.
55.Четвериков В. Российские банки. Супермаркеты вместо палаток / В. Четвериков // Эксперт. - 2001. - №46. - С. 59-68.
56.EVA – райская модель мотивации. - [электронный ресурс] - http://devbusiness.ru/development/finances/EVA_vdmsti.htm
57.David Young and Stephen F.O'Byrne - EVA and Value Based Management

Вопрос-ответ:

Какие методы оценки финансовой стратегии развития бизнеса применимы в банковском менеджменте?

В банковском менеджменте применяются различные методы оценки финансовой стратегии развития бизнеса, такие как методы стоимостной оценки, методы анализа рентабельности, методы анализа ликвидности и другие. Конкретный метод выбирается в зависимости от целей и задач банка.

Каким образом можно оценить финансовую стратегию развития банка?

Оценка финансовой стратегии развития банка может производиться с помощью различных методов, таких как анализ структуры активов и пассивов банка, анализ доходности активов и пассивов, анализ рентабельности, анализ ликвидности и другие. Важно подбирать методы оценки, которые наиболее точно отражают особенности банковского бизнеса.

Какие специфические особенности банковского менеджмента могут повлиять на выбор методов оценки финансовой стратегии развития бизнеса?

Банковский менеджмент имеет свои специфические особенности, такие как высокая степень регулирования, большое количество конкурентов, сезонность и другие. Выбор методов оценки финансовой стратегии развития бизнеса должен учитывать эти особенности и адаптироваться к ним, чтобы обеспечить наиболее точную и полезную информацию для принятия решений.

Какие методы стоимостной оценки применимы при определении стратегии развития банковского бизнеса?

В определении стратегии развития банковского бизнеса применяются различные методы стоимостной оценки, такие как метод дисконтирования денежных потоков (DCF), метод оценки сравнимых компаний (компаративный анализ), метод оценки активов и другие. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки и может быть применим в зависимости от конкретной ситуации и задачи банка.

Какие методы оценки финансовой стратегии развития бизнеса применимы в банковском менеджменте?

В банковском менеджменте можно использовать такие методы оценки финансовой стратегии развития бизнеса, как анализ финансовых показателей и показателей рентабельности, оценка стоимости активов и капитала, моделирование финансовых потоков.

Как определить эффективность финансовой стратегии развития банковского бизнеса?

Для определения эффективности финансовой стратегии развития банковского бизнеса необходимо провести анализ финансовых показателей банка, таких как общая рентабельность, рентабельность активов и капитала, коэффициент текущей ликвидности, а также сравнить их с аналогичными показателями других банков. Также может быть полезным провести моделирование финансовых потоков для оценки перспектив развития банка.

Какие особенности структуры деятельности банков и нефинансовых организаций?

Структура их деятельности отличаются. У банков преобладает финансовая деятельность, связанная с предоставлением кредитов, привлечением депозитов, проведением операций на финансовых рынках. У нефинансовых организаций основной вид деятельности может быть связан с производством товаров, предоставлением услуг, сферой торговли и прочими.

Как выбрать метод стоимостной оценки при определении стратегии развития банковского бизнеса?

При выборе метода стоимостной оценки для определения стратегии развития банковского бизнеса следует учитывать специфику банковской деятельности и особенности банковского менеджмента. Один из вариантов - использование моделей оценки стоимости акций банка, учитывающих финансовые показатели и прогнозы дальнейшего развития банка. Также можно использовать методы оценки стоимости активов и капитала, а также проводить моделирование финансовых потоков для определения перспектив развития банка.