Практикум по преодолению нарушений устной и письменной речи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 14 14 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 29.01.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Современные представления о природе дисграфии 4
2. Классификации дисграфий 7
Заключение 14
Список литературы 15


Фрагмент для ознакомления

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда наблюдается у левшей, а также при органических поражениях мозга.
И.Н. Садовникова разработала свою классификацию специфических ошибок письма, которые носят стойкий характер:
1. Ошибки на уровне буквы и слога. Среди них:
а) ошибки звукового анализа (пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов);
б) ошибки фонематического восприятия. В их основе лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
в) смешение букв по кинетическому сходству
г) персеверации (застревание);
д) антиципации (упреждение, предвосхищение);
2. Ошибки на уровне слова (слитное написание смежных слов либо раздельное написание частей слова).
3. Ошибки на уровне предложения (аграмматизмы).
Классификация кафедры логопедии является современной, учитывает механизмы и симптоматику дисграфии, что позволяет при обследовании ребенка ориентироваться на вычленение ведущего нарушения.
Необходимо также отметить, что описанные типы дисграфий в чистом виде встречаются у детей сравнительно редко. Обычно наблюдается смешанная картина.
Заключение

Существуют различные взгляды на причины и механизмы дисграфии у детей с нормальным интеллектом, на проявление специфических ошибок у учащихся общеобразовательной школы, которые не связаны ни с умственной отсталостью, ни с тяжелым нарушением слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Таким образом, успешное обучение письму также предполагает как обязательное условие развития фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза. Устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции нарушения языкового анализа и синтеза. Профилактика дисграфий является мерой, позволяющей предупредить развитие этих расстройств.
Список литературы

Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей //Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 15. – С. 167 – 191
Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961
Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс., М., 1970
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб., ИД «МиМ», 1997
Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением чтения и письма // Логопедическая работа в школе / Под ред. Р.Е. Левиной / Р.Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953
Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1989
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: ИЦ Академия, 2002
Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной //Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
Назарова Л.К. Уроки обучения грамоте / Л.К. Назарова. – М.: АПН СССР. НИИ общего и политехнического образования, 1967
Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение. 1968
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: «Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС», 1997
Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислалии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков /Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969
Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959
Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. М., 1967
Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб.: Образование, 1993
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: ИЦ Академия, 2002
Назарова Л.К. Уроки обучения грамоте / Л.К. Назарова. – М.: АПН СССР. НИИ общего и политехнического образования, 1967
Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей //Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 15. – С. 167 - 191
Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной //Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной //Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. СПб., ИД «МиМ», 1997
. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислалии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков /Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969
Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959
Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1989
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961
Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979
Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение. 1968
Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1989
Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. М., 1967
Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб.: Образование, 1993
Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс., М., 1970
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: «Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС», 1997












2

Список литературы

1. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей //Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 15. – С. 167 – 191
2. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
3. Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961
4. Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс., М., 1970
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб., ИД «МиМ», 1997
6. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением чтения и письма // Логопедическая работа в школе / Под ред. Р.Е. Левиной / Р.Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953
7. Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1989
8. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: ИЦ Академия, 2002
9. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы спе-циальной //Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
10. Назарова Л.К. Уроки обучения грамоте / Л.К. Назарова. – М.: АПН СССР. НИИ общего и политехнического образования, 1967
11. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение. 1968
12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: «Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС», 1997
13. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979
14. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислалии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков /Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969
15. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959
16. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. М., 1967
17. Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб.: Образование, 1993

Вопрос-ответ:

Чем отличается литеральная дисграфия от вербальной?

Литеральная дисграфия характеризуется нарушением узнавания и воспроизведения изолированных букв, а вербальная дисграфия проявляется в искажениях и заменах букв при написании слов.

Какой вид дисграфии относят к оптической?

К оптической дисграфии относится зеркальное письмо, при котором некоторые люди иногда могут наблюдать искажения в направлении и расположении букв.

В чем заключается природа дисграфии?

Природа дисграфии состоит в нарушениях устной и письменной речи, в некорректном воспроизведении букв и заменах при написании слов, а также в возможных искажениях оптического характера при зеркальном письме.

Что происходит при дисграфии?

При дисграфии наблюдаются нарушения в узнавании и воспроизведении букв, а также искажения и замены букв при написании слов. У некоторых людей могут возникать проблемы с оптическим восприятием, например, в виде зеркального письма.

Как классифицируются дисграфии?

Дисграфии классифицируются в литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия связана с нарушением узнавания и воспроизведения изолированных букв, а вербальная дисграфия проявляется в искажениях и заменах букв при написании слов. Также существует классификация по оптическим характеристикам, к которой относится зеркальное письмо.

Какие нарушения устной и письменной речи связаны с дисграфией?

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения и замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда наблюдается у детей.

Какие представления о природе дисграфии существуют?

Современные представления о природе дисграфии говорят о возможности комбинированного характера нарушения письма, которое может быть связано с различными факторами. Некоторые исследователи считают, что дисграфия может быть вызвана нарушениями моторики, слабым развитием межполушарного взаимодействия и другими факторами, влияющими на процесс письма.

Как классифицируются дисграфии?

Дисграфии классифицируются на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия характеризуется нарушением узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. Вербальная дисграфия, напротив, предполагает правильное воспроизведение изолированных букв, но при написании слов возникают искажения прежде всего замена букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, иногда наблюдаемое у детей.