Гидравлический расчет водопроводящих сооружений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Водоснабжение
  • 35 35 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 26.02.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4
1. Гидравлический расчёт водопропускных сооружений …………………….. 5
1.1. Подводящий канал ………………………………………………………...... 5
1.1.1. Определение нормальной глубины ……………………………….. 5
1.1.2. Определение критической глубины ………………………………. 8
1.1.3. Определение критического уклона …...…………………………. 10
1.1.4. Расчёт канала гидравлически наивыгоднейшего профиля (поперечного сечения) …………………………………………………………. 12
1.1.5. Определение скорости течения в канале ………………...……… 14
1.2. Быстроток ...………………………………………………………………... 16
1.2.1. Определение критической глубины ………….………………...... 18
1.2.3. Определение нормальной глубины …………..………………….. 19
1.2.4. Расчёт кривой свободной поверхности на быстротоке ……….... 21
1.2.5. Построение кривой свободной поверхности на водоскате быстротока ……………………………………………………………………… 23
1.3. Отводящий канал …………………………………………….….………… 24
1.3.1. Определение гидравлических характеристик потока ……..…… 25
1.3.2. Расчёт гидравлического прыжка …..………………….…………. 26
1.4. Расчёт водобойного колодца ................................................................... 28
1.5. Многоступенчатый перепад .................................................................... 29
2. Укрепление русел …………………………………………………………… 32
Список использованной литературы …………………………………………. 35

Фрагмент для ознакомления

Так как расхождение между и составляет больше 5% то продолжаем расчёт:т.к. расхождение между и составляет меньше 5% то принимаем за сжатую глубину последнее числовое значениеhc.2. Рекомендуется [5,8] за первую сопряжённую глубину принять глубину, равную сжатой:h' = hc = 0,543 м (1.30)3.Определяем вторую сопряжённую глубину по формуле:(1.31)Принимаем hб = 0,80 м.4. Делаем выводы о типе гидравлического прыжка:т.к. h″ = 0,80 < hб = 1,0 -то гидравлический прыжок затопленный.Значит, в выходной части устанавливать гаситель энергии ненужно.1.4. Расчёт водобойного колодцаГашение энергии в водобойном колодце осуществляется затоплением гидравлического прыжка, образующимся в колодце при выходе потока с быстротока.Расчёт гасителя энергии за быстротоком сводится к определению глубины и длины водобойного колодца. Глубина колодца определяется методом подбора [1,2,3,8].1. В первом приближении глубина колодца d определяется по формулеd1 = σ1 · h1˝ – hб = 1,1 ·0,88- 0,45 = 0,52 м, (1.32)где σ1 = 1,1 - коэффициент запаса (1,05 – 1,10); h1˝ = 0,88 м - глубина, сопряжённая с глубиной hc1 = h1´ при энергии Е01 = Eкб;hб = 0,45 м - нормальная глубина в канале за быстротоком, она не зависит от глубины колодца и остаётся неизменной во втором и третьем приближении (hб = h03).Рис. Рис. 13.2. Во втором приближении глубина водобойного колодца определяется с учётом глубины d1, d2 = σ2 · h2˝ – hб = 1,2 ·0,8 -0,45 =0,51м (1.33)гдеσ2 = 1,2 – 1,3; h2˝ определяется с учётом глубины колодца d1, например по графику А.А. Угинчуса [1,2,4,8], или по предыдущей методике при энергииЕ02 = Eкб + d1(1.34)3. Так какd1 и d2не отличаются более чем на 5 %, определение глубиныколодца заканчиваем и принимаем d = 0,52 м.4. Длина водобойного колодца lк, определяется, согласно рис.13, суммой дальности отлёта струи и длины подпёртого прыжка lпп:lк = lотл + lпп= 1,41 + 2,26 = 3,67 м.(1.35)Существуют разные рекомендации по определению этих длин [1,3,7,9]. Воспользуемся следующими:lотл = 0,32·υкб·= ; (1.36)lпп = 0,8 · lп = 0,8 · 2,82 =2,26 м, (1.37)где lп – длина гидравлического совершенного прыжка, определяемая по рекомендации H.R Павловского:lп = 2,5 · (1,9 · h˝ – h´)= 2,5 · (1,9 · 0,88 - 0,543) = 2,82 м.(1.38)1.5. Многоступенчатый перепад Многоступенчатые и одноступенчатые перепады являются сопрягающими сооружениями, соединяющими звенья водопропускного тракта на крутых участках, со значительным перепадом отметок [2,9,10]. Существенный перепад уровней верхнего и нижнего бьефов вызывает резкое увеличение кинетической энергии потока.Многоступенчатые перепады без водобойных колодцев являются хорошими гасителями энергии только при незначительных уклонах лога, позволяющих устраивать ступени необходимой длины с уклоном, близким к критическому. При больших же уклонах устраивают перепады с водобойными колодцами. Расчёт многоступенчатого перепада сводится к определению размеров ступеней и гасителей энергии на каждом из них. Определение числа ступеней зависит от общей высоты перепада. В дорожных водоотводных сооружениях рекомендуется назначать высоту ступени в пределах 0,8 - 1,5 м. Для того чтобы перепад хорошо вписался в местность, рекомендуется уклон перепада in1 принимать равным уклону отводящего русла. Поперечное сечение перепада - прямоугольной формы. Гидравлический расчёт ступеней перепада сводится к определению высоты водобойной стенки и длины ступени (колодца). Обычно производят расчёт первой и второй ступеней, а последующие ступени устраивают такими же, как вторая (рис. 14).Рис. 14.Так как до перепада поток находился в спокойном состоянии (i03 < iкз), то глубина над стенкой hст, по данным М.Д. Чертоусова, приближённо равна hст≈ 0,7 ·hкз = 0,7 · 0,98 = 0,69 м. (1.39)Тогда запас энергии Е0 можно определить по формулеЕ0 = Р + hст + , (1.40)где Р – высота ступени перепада, в курсовой работе Р = 2,5 м; υст – скорость над ступенью перепада, определяется согласно формуле:υст = .(1.41)Глубина в сжатом сечении и втораясопряжённая с ней определяются по формуламhс = Е0 – = 0,59. (1.42) (1.43)где φ – коэффициент скорости (0,67 – 1,00) [7].Гидродинамический напор H0 определяется из основной расчётнойформулы водосливаH0 = ( )2/3=, (1.44)где σn – коэффициент подтопления, равный 1,0 (стенка работает, как свободный водослив); m – коэффициент расхода водослива (для водослива практического профиля = 0,4 – 0,44). Высота водобойной стенки Рст, которая устанавливается в конце каждой ступени перепада для погашения энергии, определяется по формулеРст = σ · hс˝ – Н = 1,0 · 1,65 - 1,18 = 0,47 м.(1.45)где σ – коэффициент запаса (1,05 – 1,10); H – статический напор над водобойной стенкой, которая работает, как водослив практического профиля, определяется по формуле:Н = H0 – =.(1.46)Длина ступени определяется по формуле [1]:lст = lотл + lпп + δ, (1.47)где lотл – дальность отлёта струн при свободном падении:lотл = 0,32 · υст ·.(1.48)lпп – длина свободного прыжка, определяется по рекомендации Ю.В.Кокоринаlп = δ· hс˝ = 0,5 · 1,65 = 0,33 м, (1.49) δ – толщина стенки, которая назначается обычно конструктивно, δ = 0,5 м.2. Укрепление руселНа входном и выходном участках быстротока, при изменении уклонов, на входной части перепада в большинстве случаев скорость потока превосходит допустимую скорость по грунту.В данных условиях требуется укрепление русла. Тип и размеры крепления назначают и выполняют на основании гидравлических расчётов, исходя из условия свободного растекания потока на плоском дне. Исходными данными для определения служат глубина и скорость потока на заданных участках, характер грунтов, слагающих русло, а так же уклон русла.Существуют три типа укрепления русел:- сборными бетонными и железобетонными плитами;- монолитным бетоном;- мощением или наброской камнем.Размер укрепляемого участка русла принимают с учётом типа укрепления. Границы укрепляемого участка назначают на основании эпюры рассекания потока. Тип укрепления выбирают и назначают на основании технико-экономических показателей.Наряду с традиционными типами укрепления выходных русел может быть использована дешёвая, лёгкая и технологичная мягкая конструкция, позволяющая на 20–40% уменьшить глубину размыва по сравнению с типовым укреплением и представляющая собой полотнище синтетического материала, уложенное на предварительно спланированный грунт.Для укрепления стенок участков русел возможно использование особых модулей – габионов, которые состоят из металлической сетки (короба или матраса), заполняемой камнями. Подобные габионные конструкции водопропускных труб гарантируют не только устойчивость фундамента, но и сохранность насыпи дорожного полотна. Причём в целях упрочнения конструкции под габионами монтируют ещё и слой гидроизоляции.Размыв почвы и подстилающих пород, образование оврагов представляет устойчивости дорожных сооружений и их элементов. Насыщение водных потоков твёрдыми частицами при размыве и перенос последних создают предпосылки противоположного процесса – заиления.Рис. 12 Вариант укрепления оголовков водопропускных трубВ нижнем бьефе дорожных водопропускных сооружений наиболее массовым процессом является размыв и оврагообразование. Это процесс может распространяться на значительные расстояния от дороги вплоть до нескольких километров. Первопричина отмеченного негативного явления – концентрация стока, перевод его из склонового в русловой. Для сопрягающих сооружений характерны переливы, особенно на сочленениях водоотводящих систем и резких их поворотах, что так же приводит к крупномасштабным размывам, появлению оврагов.Водная эрозия почвы вызывается движением воды по поверхности земли. В естественных условиях возникает нормальная, геологическая эрозия – смыв поверхностных слоёв при образовании стока талых, ливневых и смешанных вод.Ускоренная эрозия возникает как результат хозяйственной деятельности человека без учёта особенностей естественного процесса эрозии. Как показывают многочисленные примеры, строительство дорог – одно из основных направлений производственного воздействия человека на природу, инициирующее ускоренную эрозию.Самые негативные последствия имеет концентрация поверхностного стока системами дорожного водоотвода. Распределённый обычно по ширине в сотни метров склоновый сток переводится этими сооружениями в сосредоточенные потоки, удельный расход которых обычно на порядок превышает естественный на склоне. Это вызывает аналогичное увеличение скорости течения, далеко превышающее допускаемые. Поэтому размывы и образования оврагов за дорожными сооружениями носят массовый характер.В первую очередь следует предусмотреть предотвращение и уменьшение наиболее массовых последствий от строительства дорожных сооружений: размывов за ними и оврагообразования, заиления, затопления и заболачивания.За водопроводящими сооружениями необходимо укрепление отводящих русел до подошвы склона и устройство водобойных сооружений в конце крепления с обеспечением расширения потока. При большом удалении трассы от подошвы склона крепление отводящего русла, обычно в виде бетонного лотка, может вызвать значительные затраты, а его отсутствие – появление размыва и развития оврага. Прогноз должен обязательно учитывать концентрацию и перераспределение стока дорожными сооружениями.Список использованной литературы1. Киселев П. Г. Справочник по гидравлическим расчётам. М.: Энергия, 1973.2. Константинов И.М., Петров Н.А., Высоцкий Л.И. Гидравлика, гидрология, гидрометрия. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1987.3. Муромов B.C., Лившиц М.Х. Косогорные водопропускные трубы. М.: Транспорт, 1975.4. Пособие по гидравлическим расчётам малых водопропускных сооружений / под ред. Г.Я. Волченкова. М.: Транспорт, 1992.5. Примеры гидравлических расчётов / под ред. А.И. Богомолова М.: Транспорт, 1988.6. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.7. СНнП 2.05.03-84. Мосты и трубы. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.8. Справочник по гидравлическим расчётам / Под ред. В.А. Большакова. Киев, 1984.9. Толмачов К.Х. Автомобильные дороги. Специальные сооружения. М., 1986.10. Чугаев P.P. Гидравлика. Л., 1985.

1. Киселев П. Г. Справочник по гидравлическим расчётам. М.: Энергия, 1973.
2. Константинов И.М., Петров Н.А., Высоцкий Л.И. Гидравлика, гидрология, гидрометрия. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1987.
3. Муромов B.C., Лившиц М.Х. Косогорные водопропускные трубы. М.: Транспорт, 1975.
4. Пособие по гидравлическим расчётам малых водопропускных сооружений / под ред. Г.Я. Волченкова. М.: Транспорт, 1992.
5. Примеры гидравлических расчётов / под ред. А.И. Богомолова М.: Транспорт, 1988.
6. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.
7. СНнП 2.05.03-84. Мосты и трубы. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.
8. Справочник по гидравлическим расчётам / Под ред. В.А. Большакова. Киев, 1984.
9. Толмачов К.Х. Автомобильные дороги. Специальные сооружения. М., 1986.
10. Чугаев P.P. Гидравлика. Л., 1985.

Вопрос-ответ:

Как определить нормальную глубину подводящего канала?

Нормальная глубина подводящего канала определяется как глубина, при которой скорость течения воды минимальна и справедливо уравнение Рейнольдса. Для определения нормальной глубины необходимо использовать эмпирические формулы и таблицы значений.

Что такое критическая глубина водопроводящего сооружения?

Критическая глубина водопроводящего сооружения - это глубина, при которой скорость течения воды достигает максимальной величины. Критическая глубина определяется на основе закона сохранения энергии и дробно-рациональной функции.

Как определить критический уклон водопроводящего сооружения?

Критический уклон водопроводящего сооружения определяется по формуле Мэннинга, которая позволяет рассчитать минимально допустимый уклон для данного водопровода. Критический уклон зависит от материала, из которого изготовлено сооружение, и его гидравлического радиуса.

Как производится расчет гидравлически наивыгоднейшего профиля поперечного сечения канала?

Расчет гидравлически наивыгоднейшего профиля поперечного сечения канала проводится путем поиска таких параметров, которые обеспечат минимальное гидравлическое сопротивление течению воды. Для этого применяются методы математического моделирования, включающие использование метода конечных разностей и метода наименьших квадратов.

Как определить скорость течения воды в подводящем канале?

Скорость течения воды в подводящем канале определяется по формуле Шези-Вейсбаха, учитывая геометрические и гидравлические параметры канала. Для расчета скорости необходимо знать гидравлический радиус, нормальную глубину и критическую глубину канала, а также коэффициенты шероховатости и возмущаемости.

Как определить нормальную глубину подводящего канала?

Нормальная глубина подводящего канала определяется исходя из требуемого количества пропускной способности канала и гидравлической нагрузки, которая будет действовать на сооружение. Расчет проводится с учетом показателей гидравлического коэффициента и ширины сечения канала.

Как определить критическую глубину подводящего канала?

Критическая глубина подводящего канала определяется с использованием формулы, которая учитывает показатели гидравлического коэффициента и градиента отклонения. Эта глубина достигается в точке, где градиент давления равен нулю.

Как определить критический уклон подводящего канала?

Критический уклон подводящего канала определяется с использованием формулы, которая учитывает показатели гидравлического коэффициента, площадь поперечного сечения канала и гидравлический радиус. Находится такой уклон, при котором скорость течения максимальна и достигает критической скорости.

Как проводится расчет канала гидравлически наивыгоднейшего профиля поперечного сечения?

Для расчета канала гидравлически наивыгоднейшего профиля поперечного сечения используются формулы, которые учитывают показатели гидравлического коэффициента, площадь поперечного сечения и гидравлический радиус. Находится такой профиль, при котором гидравлическое сопротивление минимально.

Как определить скорость течения подводящего канала?

Скорость течения подводящего канала определяется с использованием соответствующих гидравлических формул, которые учитывают площадь поперечного сечения канала, его глубину и пропускную способность.

Как определить нормальную глубину в подводящем канале?

Нормальная глубина в подводящем канале определяется с помощью формулы, которая зависит от гидростатического давления и геометрических параметров канала.

Как определить критическую глубину в подводящем канале?

Критическая глубина в подводящем канале определяется путем решения уравнения энергии, которое учитывает потери энергии вследствие трения.