Монополия, её виды и антимонопольное регулирование.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 13.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Монополия: сущность, виды 4
2. Основы антимонопольного регулирования 14
Заключение 17
Список источников и литературы 18
В конечном итоге это предоставляет возможность монополисту перераспределять в собственную пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокий уровень прибыли. Конкурентные рынки в общем функционируют достаточно хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут ценамиманипулировать. На рынке, где одним продавцом контролируется предложение, выпуск продукции будет невысоким, а цены –достаточно высокими. Монополия является крайней формой несовершенной конкуренции. У продавца есть монопольная власть, если он может делать выше цену на собственную продукцию посредством ограничения собственного объема выпуска. На монопольных рынках есть определенный барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, которая обладает монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть реализует один и тот же товар различным группам потребителей по разного рода ценам. Однако при этом для этого компания-монополист должна уметь надежным образом разделять собственный рынок, ориентируясь на различный уровень эластичности спроса у разных потребителей, умелым образом отделять «дешевый» рынок от «дорогого».2. Основы антимонопольного регулированияАнтимонопольное регулирование представляет собой систему нормативно-правовых актов, которые направлены на преодоление сторон монополийнегативного характера, которые связаны с властью, предоставляющих возможность им подавлять свободную конкуренцию и устанавливать контроль над ценами.В качестве целей антимонопольного регулирования выступают такие: - защита потребительских прав;- ограничение власти на рынке существующих монополий; - пресечение недобросовестной конкуренции, сговора;- противодействие тенденциям концентрации рынка чрезмерного характера;- развитие конкуренции и тем самым рост уровня эффективности всего рыночного механизма[2, с.126].В государствах США, Канаде и Австралии процедура антимонопольного регулирования нашла определенное воплощение в системе общеизвестных антитрестовских законов, которые направлены на ограничение деятельности монополий: сюда относят законодательствоантимонополистическое, законы о недобросовестной конкуренции, ограничительной деловой практике, недобросовестной торговле и т.п. По сути своей антитрестовские законы выступили в данных государствах в качестве одного из элементов регулирования экономики государством.В отличие от всего изложенного выше, в европейских государствах существуют запреты не на саму монополию или доминирующую компанию, а только на злоупотребление властьюмонопольной. Основной формой контроля государства здесь выступает система регистрации картельных и иного рода соглашений ограничительного характера с в специального рода административных органах. В первый раз все это было предусмотрено Римским договором о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) в 1957 году. К достаточно широко применяемым методам антимонопольного регулирования относят такие: проведение постоянного государственного мониторинга функционирования монополий, отмену неправильных решений, наложение достаточно крупных штрафов.Большим количеством законов антимонопольного регулирования запрещаются различные виды соглашенийограничительного характера: фиксирование цен, по поводу раздела рынка, контрактысвязывающие. Данная же система применяется и в РФ.Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) выступает в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию нормативно-правовых актов, контролю и надзору за соблюдением в сфере конкуренции существующего законодательства на товарных рынках, защите конкуренции на рынке услугфинансовых, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.Помимо всего этого, ФАС России осуществляется контроль за соблюдением российского законодательства о контрактной системе в области закупок товаров, работ, услуг с целью обеспечения нужд государства и субъектов Федерации, исполняет функции по проведению контроля за осуществлением иностранного инвестирования в РФ.Федеральная антимонопольная служба была образована согласно Указу Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе было принято Правительством РФ 30 июня 2004 г. ФАС России является федеральным органом властиисполнительной, руководство деятельностью которого ведет Правительство РФ.В сфере проведения политики государства по развитию конкуренции все функции и полномочия ФАС России установлены в Федеральном законе от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляются контроль и надзор по соблюдению законодательства в области конкуренции на рынкахтоварных и финансовых, а вместе с темп - по соблюдениюантимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Вместе с тем ФАС России выполняется контроль над деятельностью естественных монополий, данная деятельность направлена на обеспечение равнозначного доступа к товарам и услугам, которые ими производятся, а вместе с тем на развитие конкуренции в тех сегментах, где она является возможной. Антимонопольная служба ведет к стремлению прозрачности функционирования естественных монополий, повышению уровня эффективности их программинвестиционного характера, одновременно образуя условия для повышения объемов товаров и услуг, которые производятся независимыми поставщиками в потенциально конкурентных сферах деятельности. Собственную деятельность ФАС России тесным образом координирует с Федеральной службой по тарифам. Официальный представитель антимонопольной службы включен в состав Правления ФСТ.ЗаключениеОбразование и рост монополий историческим образом неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в капитализммонополистический. В сфере отношений хозяйственного характера капиталистический рост монополий стал стимулом усиления их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия являются теоретическими абстракциями, в которых выражаются две абсолютно полярные ситуации на рынке, два логических предела. Монополия представляет собой крупное капиталистическое предприятие, которое контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такого рода структура, при которой на рынке практически нет конкуренции и функционирует одна компания. Она производит уникальный товар, который не имеет аналогов, защищена от вхождения на рынок новых компаний. Первые в истории монополии были образованы сверху санкциями государства, когда одной компании давалось право торговли тем или иным товаром привилегированного характера.Причинами возникновения монополий явились следующие:- желание получать монополистическую прибыль - прибыль в размере выше средней;- высокая доля постоянных затрат, которые требуют одномоментных крупных вложений создания бизнеса и в случае появления конкуренции не могут быть окуплены;- законодательные барьеры для ведения деятельности (лицензирование, сертификация) и др.Целиантимонопольного регулирования:защита потребительских прав; ограничение власти на рынке существующих монополий; пресечение недобросовестной конкуренции, сговора;противодействие тенденциям концентрации рынка чрезмерного характера и др.Список источников и литературы1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 4-е изд. – М.: Высшее образование, 2012. – 391с.2. Корниенко О.В. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 363 с.3. Салов А.И. Экономика. – 3-е из. – М.: Юрайт, 2014. – 197с.4. Экономическая теория / под ред. Амосова А.И., Обльшакова А.К. –М.: Проспект, 2013. – 352с.5. Экономическая теория. Экономика / под ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Дашков и К, 2013. – 552с.
2. Корниенко О.В. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 363 с.
3. Салов А.И. Экономика. – 3-е из. – М.: Юрайт, 2014. – 197с.
4. Экономическая теория / под ред. Амосова А.И., Обльшакова А.К. –М.: Проспект, 2013. – 352с.
5. Экономическая теория. Экономика / под ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Дашков и К, 2013. – 552с.
Вопрос-ответ:
Что такое монополия?
Монополия - это ситуация на рынке, когда только одна компания контролирует производство и продажу определенного товара или услуги.
Какие виды монополии существуют?
Существует несколько видов монополии. Есть натуральная монополия, которая возникает из-за естественных экономических условий, таких как высокие постоянные затраты на производство. Есть монополия благодаря государственным привилегиям, когда правительство предоставляет компании эксклюзивные права на производство и продажу товара или услуги. Также есть монополии из-за экономической мощи компании, когда она контролирует большую долю рынка и может влиять на цены и конкуренцию.
Что такое антимонопольное регулирование?
Антимонопольное регулирование - это набор мер и политик, направленных на предотвращение и ограничение монополистической власти и защиту интересов потребителей и конкуренции. Это включает в себя различные правила и ограничения, которые могут быть установлены государством для регулирования монополии.
Какие основы антимонопольного регулирования существуют?
Основы антимонопольного регулирования включают запрет на злоупотребление монопольной позицией, введение ограничений на концентрацию рыночной власти, антитрастовое контролирование слияний и поглощений компаний, создание комиссий и организаций, отвечающих за контроль и регулирование монополии, и т.д.
Как монополии могут манипулировать ценами?
Монополии могут манипулировать ценами путем искусственного удержания их на высоком уровне. Благодаря отсутствию конкуренции на рынке, монополист может установить цены так, чтобы получить максимальную прибыль. Он может также использовать свою монопольную позицию, чтобы вытеснить конкурентов и контролировать всю деятельность на рынке.
Каким образом осуществляется регулирование монополий?
Регулирование монополий осуществляется с помощью антимонопольного законодательства, которое предписывает монополистам соблюдать определенные правила конкуренции. Кроме того, государство может принимать меры по стимулированию конкуренции на рынке, например, содействовать появлению новых конкурентов или отменять привилегии монополиста.
Что такое монополия?
Монополия - это ситуация на рынке, когда только одна компания или организация контролирует производство и продажу определенного товара или услуги. Такая компания не имеет конкурентов и может устанавливать цены на свой товар или услугу на свое усмотрение.