Развитие лидерских качеств участников экстремальных игр
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 18.06.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы развития лидерских качеств участников экстремальных игр
1.1. Понятие лидерства в психологии
1.2. Психологические особенности участников экстремальных игр
1.3. Основные факторы развития лидерского потенциала
Глава 2. Экспериментальное исследование лидерских качеств участников экстремальных игр
2.1. Описание программы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Глава 3. Программа развития лидерских качеств участников экстремальных игр
3.1. Тренинговая программа развития лидерских качеств
3.2. Оценка эффективности тренинговой программы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
В таком случае результаты опросника по другим шкалам рассматривать не следует.
После подсчета определяется выраженность экстраверсии – интроверсии и нейротизма – эмоциональной стабильности.
Максимальное число по каждой шкале – 24. Средний балл – 11 – 12.
Для определения выраженности мотивации успеха использовался тест Т. Элерса.
Инструкция к тесту: «Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «Да» или «Нет».
Полученные результаты ответов сопоставляются с "ключом". За ответ, совпадающий с ключом, присваивается один балл, за ответ, не соответствующий ключу, - ноль баллов. Полученные баллы суммируются.
Интерпретация результатов теста.
от 1 до 10 баллов: низкая мотивация к достижению успеха;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации к достижению успеха;
от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха;
свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.
Следующая методика – это опросник «маскулинности – фемининности» С.Бэм
Цель применения этой методики: определение степени выраженности черт характера: фемининность – маскулинность - андрогинность.
Обработка методики заключается в сопоставлении ответов испытуемых с ключом и затем с подсчетом полученных данных.
В итоге проведения данной методики: определяется 5 категорий гендерной идентичности:
ярко выраженная маскулинность,
андрогинность,
фемининность,
ярко выраженная фемининность.
Для подтверждения или опровержения наличия связи между показателями использовались следующие математические методы обработки данных
Метод одномерной статистики, то есть описание данных с вычислением процентов, средних значений.
Корреляционный анализ
U-Критерий
Далее проводился количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Итак, в ходе проведения психодиагностических методик были получены первичные количественные данные, которые подверглись в первую очередь обработке с помощью метода одномерной статистики, то есть описание данных с вычислением процентов, средних значений.
В результате первичного проведения социометрии были получены следующие данные, представленные в таблице 1 и диаграмме 1
Таблица 1
Социометрический статус лиц, занимающихся экстремальными играми при первичном замере
Социометрический статус Кол-во % Звезды 2 8 Предпочитаемые 9 36 Принебрегаемые 4 16 Изолированные 7 28 Отвергнутые 3 12
Диаграмма 1
Социометрический статус лиц, занимающихся экстремальными играми
Как видно из таблицы, в группе выделились 2 «звезды», что составляет8 % всей выборки.
Больше всего в группе предпочитаемых участников – 36 % выборки.
Пренебрегаемых участников 16 %; изолированных – 28 % и отвергнутых – 12 %.
Таким образом, всю выборку можно разделить на 2 подгруппы, результаты которых нам необходимо проанализировать исходя из нашей рабочей гипотезы.
В первую подгруппу вошли респонденты со статусом «звезда» и «предпочитаемый» - это явные лидеры и участники, стремящиеся к лидерству.
Во вторую подгруппу вошли респонденты со статусом «Отвергнутые» и «изолированные» - это участники группы, за которыми право на лидерство не признается в силу каких-то причин и личных особенностей.
Далее была проведена методика, позволяющая выстроить картину личностных особенностей лиц, занимающихся экстремальными играми.
Во-первых, была определена выраженность экстраверсии – интроверсии и эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма) у двух сформированных подгрупп.
Средние результаты по данным шкалам представлены в таблице 2 и диаграмме 2
Таблица 2
Средние значения по шкалам «экстраверсия – интроверсия» и «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность» у лиц, занимающихся экстремальными играми с различным социометрическим статусом
Социометрический статус Шкала «экстраверсия – интроверсия» Шкала «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность» Звезда 21,5 6,0 Предпочитаемые 14,8 11,2 Изолированные 4,9 16,3 Отвергнутые 2,3 21,0
Как видно из таблицы, респондентам со статусом «звезда» свойственна выраженная экстраверсия и эмоциональная стабильность.
Эти участники отличаются оптимизмом, уверенностью, здоровой склонностью к риску, стрессоустойчивостью, мобильностью, высокой адаптивностью, поведенческой гибкостью, спокойствием, умением контролировать свои эмоции, стремлением к лидерству.
Респонденты со статусом «Предпочитаемые» также демонстрируют склонность к экстраверсии и эмоциональной стабильности, хотя, по сравнению со «звездами», эта выраженность меньше.
Респонденты со статусом «Отвергнутые» демонстрируют ярко выраженную интроверсию и склонность к эмоциональной лабильности.
Эти участники плохо адаптируются в экстремальных условиях, подвержены влиянию стрессовых факторов, менее гибкие, не любят рисковать, недоверчивы и обладают повышенной тревожностью, не могут контролировать свои эмоции в ситуациях повышенной опасности и ответственности.
Респонденты со статусом «Изолированные» также демонстрируют склонность к интроверсии и эмоциональной нестабильности, хотя эта склонность менее выражена, чем у «отвергнутых»
Диаграмма 2
Таким образом, респонденты с лидерскими качествами демонстрируют выраженную экстраверсию и эмоциональную стабильность.
Далее были проанализированы полученные в ходе первичной диагностики данные, касающиеся выраженности у респондентов мотивации стремления к успеху, а также черт маскулинности и феминности.
Средние значения по данным показателям представлены в таблице 3 и диаграмме 3
Таблица 3
Средние значения по шкалам «уровень выраженности мотивации к успеху» и «маскулинность - феминность» у лиц, занимающихся экстремальными играми с различным социометрическим статусом
Социометрический статус Уровень выраженности мотивации к успеху Шкала «маскулинность - феминность» Звезда 17,0 1,0 Предпочитаемые 16,7 1,2 Изолированные 6,9 0,8 Отвергнутые 4,7 -1,4
Диаграмма 3
Как видно из таблицы, респондентам с высоким социальным статусом (звезда) присущ высокий уровень мотивации успеха, также как и респондентам со статусом «предпочитаемые».
Респонденты с низким социальным статусом демонстрируют низкий уровень стремления к успеху.
По шкале «маскулинность – феминность» результаты следующие.
«звезды» демонстрируют так называемый андрогинный тип. Это участники имеют гармоничный сбалансированный тип маскулинных и феминных черт - обладают высокой поведенческой гибкостью и в зависимости от ситуации демонстрируют необходимые черты – как маскулинные, так и феминные.
Эта способность сопровождается устойчивой уверенностью в себе, склонности к лидерству, самопринятием и самоуважением.
«Предпочитаемые» демонстрируют склонность к маскулинным чертам.
Эти участники обладают уверенностью, независимостью, напористостью, склонностью к риску, самостоятельностью. Однако принятию этих участников в качестве лидеров мешает выраженная агрессивность.
«Изолированные» участники по данной шкале также демонстрируют андрогинность, однако в отличие от «звезд» данные черты во взаимосвязи с низко мотивацией к успеху не обеспечивают признания их в качестве лидеров у остальных участников группы.
«Отвергнутые» участники демонстрируют феминные качества характера. Этим участникам свойственна мягкость, уступчивость, комформность, способность к сопереживанию.
Для того, чтобы выявить наличие или отсутствие связи между социометрическим статусом участника и диагностируемыми личностными качествами, был использован метод корреляционного анализа.
Расчеты представлены в приложении 1.
Расчеты показали, что существует сильная зависимость между социометрическим статусом участника и следующими личностными характеристиками: экстраверсия – интроверсия, эмоциональная стабильность – нейротизм, выраженность мотивации успеха.
Связь между социометрическим статусом и выраженностью маскулинных и ли феминных черт средняя.
Таким образом, можно сделать вывод, что участникам, занимающихся экстремальными играми с высоким социальным статусом свойственны выраженная экстраверсия и эмоциональная стабильность, высокий уровень мотивации к успеху и андрогинность.
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ИГР
3.1. ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Для того, чтобы проанализировать возможности использования тренинговых технологий в процессе развития лидерского потенциала участников экстремальных игр, была разработана и апробирована программа тренинга «Развитие лидерского потенциала участников экстремальных игр»
Цели тренинга
Формирование и развитие навыков организации командной работы Понимание участниками основных принципов создания команд и необходимых условий успешной командной работы. Развитие умений управлять динамикой, мотивацией и сплоченностью групп. Развитие лидерского потенциала участников.
Программа тренинга:
Группа и команда
Командный подход. Влияние командного подхода на организацию. Как отличить команду от группы людей. Когда нужна работа в команде. Типы команд в организации.
Принципы построения команды
Стадии развития команды. Действия лидера на различных стадиях. Поведение членов команды на каждой стадии. Способы ускорения выхода команды на стадию продуктивной работы.
Показатели эффективности работы команды. Продуктивность, сплоченность, интеграция и обучение.
Репертуар стилей взаимодействия и распределения ролей в команде.
Необходимое и достаточное количество членов команды. Распределение ролей в команде с учетом личностных особенностей участников. Перераспределение ролей в случае изменения целей и задач. Эффективное включение новых членов команды в работу.
Проблемы командной работы.
Социальная лень и ее воздействие на эффективность команды
Проблема информационной зависимости. Групповое мышление. Поляризация группы. Эскалация приверженности.
Навыки лидера
Привлечение и удержание внимания группы. Создание и укрепление авторитета лидера. Захват и сохранение власти в группе. Распознавание и противодействие внутригрупповым манипуляциям. Использование контрманипуляций. Игры внутри коллектива.
Конструктивная обратная связь. Правила наложения взыскания и выражения поощрения. Алгоритм конструктивной критики. Алгоритм конструктивного поощрения. Конфронтация как способ укрепления власти лидера.
Проблемные, конфликтные ситуации – практика лидерства. Управление конфликтами.
Тренинг рассчитан на 3 дня, Время работы с 10-00 до 20-00.
Структура работы каждого дня:
Приветствие
Сбор ожиданий
Мотивация
Разминка
Диагностическая игра
Обратная связь
Информационный блок
Инструментальные игры (отработка навыков)
Обратная связь
Перерыв
Мотивация
Ролевая игра
Обратная связь
Завершение – подведение итогов рабочего дня
3.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ
Итак, для оценки эффективности использования тренинговых технологий для развития лидерского потенциала участников экстремальных игр была проведена повторная диагностика по всем изучаемым показателям: определение социометрического статуса лиц, выявление выраженности экстраверсии – интроверсии, эмоциональной устойчивости, мотивации успеха и маскулинности - феминности.
В результате повторного проведения социометрии были получены следующие данные, представленные в таблице 4 и диаграмме 4
Таблица 4
Социометрический статус лиц, занимающихся экстремальными играми при повторном замере
Социометрический статус Кол-во % Звезды 3 12 Предпочитаемые 10 40 Принебрегаемые 5 20 Изолированные 4 16 Отвергнутые 3 12
Диаграмма 4
Как видно из таблицы, в группе немного увеличился процент «звезд», что составляет 12 % всей выборки (при первичном замере – 8 %).
Больше стало в группе предпочитаемых участников – 40 % (36 % при первичном замере) выборки.
Увеличилось число «Пренебрегаемых» участников с 16 % до 20 %; количество «изолированных» наоборот уменьшилось с 28 % до 16 %.
Количество «отвергнутых» осталось прежним – 12 %.
Таким образом, всю выборку опять можно разделить на 2 подгруппы, результаты которых нам необходимо проанализировать исходя из рабочей гипотезы.
В первую подгруппу вошли респонденты со статусом «звезда» и «предпочитаемый» - это явные лидеры и участники, стремящиеся к лидерству.
Во вторую подгруппу вошли респонденты со статусом «Отвергнутые» и «изолированные» - это участники группы, за которыми право на лидерство не признается в силу каких-то причин и личных особенностей.
Далее была проведена повторно методика, позволяющая выстроить картину личностных особенностей лиц, занимающихся экстремальными играми
Во-первых, проведена диагностика выраженности экстраверсии – интроверсии и эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма) у двух сформированных подгрупп.
Средние результаты вторичного замера по данным шкалам представлены в таблице 5 и диаграмме 5
Таблица 5
Средние значения по шкалам «экстраверсия – интроверсия» и «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность» у лиц, занимающихся экстремальными играми с различным социометрическим статусом при повторном замере
Социометрический статус Шкала «экстраверсия – интроверсия» Шкала «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность» Звезда 21,3 4,7 Предпочитаемые 16,3 16,0 Изолированные 5,5 16,0 Отвергнутые 3,0 19,7
Диаграмма 5
Как видно из таблицы, респондентам со статусом «звезда» свойственна выраженная экстраверсия и эмоциональная стабильность.
При сравнении с результатами первичного замера можно отметить, что уровень выраженности экстраверсии «звезд» остался на прежнем уровне, а уровень эмоциональной устойчивости вырос.
Данный факт можно объяснить тем, что выраженность экстраверсии и при первичном замере был высок.
Респонденты со статусом «Предпочитаемые» также демонстрируют высокий уровень экстраверсии и эмоциональной стабильности.
У этих участников при сравнении показателей первичного и вторичного замеров изменения в сторону повышения показателей отмечаются и по шкале экстраверсии и по шкале эмоциональной устойчивости.
Респонденты со статусом «Отвергнутые» демонстрируют ярко выраженную интроверсию и склонность к эмоциональной лабильности.
Однако необходимо отметить, что при сравнении результатов первичного и повторного замера наблюдается тенденция в сторону оптимизации показателей, то есть у данных респондентов улучшились показатели по шкале эмоциональной устойчивости и снизилась тревожность и недоверчивость, свойственная высоким показателям по шкале интроверсии.
Респонденты со статусом «Изолированные» также демонстрируют тенденцию к изменению показателей по двум шкалам, хотя и незначительные.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря проведению тренинга, направленного на развитие лидерского потенциала участнков, наблюдается усиление эмоциональной стабильности участников экстремальных игр и экстраверсии.
Далее были проанализированы полученные в ходе повторной диагностики данные, касающиеся выраженности у респондентов мотивации стремления к успеху, а также черт маскулинности и феминности.
Средние значения по данным показателям представлены в таблице 6 и диаграмме 3
Таблица 6
Средние значения по шкалам «уровень выраженности мотивации к успеху» и «маскулинность - феминность» у лиц, занимающихся экстремальными играми с различным социометрическим статусом при повторном замере
Социометрический статус Уровень выраженности мотивации к успеху Шкала «маскулинность - феминность» Звезда 20,3 0,9 Предпочитаемые 17,4 1,0 Изолированные 6,8 0,3 Отвергнутые 5,0 -1,3
Диаграмма 6
Как видно из таблицы, респондентам с высоким социальным статусом (звезда) присущ высокий уровень мотивации успеха, также как и респондентам со статусом «предпочитаемые».
У данных групп респондентов при сравнении результатов первичного и повторного замеров необходимо отметить увеличение выраженности мотивации к успеху.
Респонденты с низким социальным статусом демонстрируют низкий уровень стремления к успеху.
Однако необходимо отметить, что респонденты со статусом «Изолированные» демонстрируют тенденцию к усилению мотивации успеха, тогда как «отвергнутые» наоборот демонстрируют снижение мотивации успеха после проведения тренинга.
По шкале «маскулинность – феминность» результаты следующие.
«Звезды» при повторной диагностике также демонстрируют так называемый андрогинный тип.
«Предпочитаемые» при повторном замере демонстрируют также теперь демонстрируют андрогинный тип поведения.
Это, скорее всего связано с тем, что тренинг позволил участникам развить свою способность к гибкости поведения и более быстрой и успешной адаптивности.
«Изолированные» участники по данной шкале также демонстрируют андрогинность, однако в отличие от «звезд» данные черты во взаимосвязи с низко мотивацией к успеху не обеспечивают признания их в качестве лидеров у остальных участников группы.
«Отвергнутые» участники демонстрируют феминные качества характера.
Для того, чтобы выявить наличие или отсутствие связи между социометрическим статусом участника и диагностируемыми личностными качествами, полученными при повторном замере был использован метод корреляционного анализа.
Расчеты представлены в приложении 2.
Расчеты показали, что существует сильная зависимость между социометрическим статусом участника и следующими личностными характеристиками: экстраверсия – интроверсия, эмоциональная стабильность – нейротизм, выраженность мотивации успеха.
Связь между социометрическим статусом и выраженностью маскулинных или феминных черт средняя.
Таким образом, можно сделать вывод, что участникам, которые занимаются экстремальными играми с высоким социальным статусом свойственны выраженная экстраверсия и эмоциональная стабильность, высокий уровень мотивации к успеху и андрогинность.
Лицам с низким социометрическим статусом свойственны интроверсия, эмоциональная нестабильность, низкий уровень мотивации к успеху, феминные черты личности.
Далее, для оценки эффективности использования тренинговых технологий, направленных на повышение лидерского потенциала участников, занимающихся экстремальными играми был использован метод Манна – Уитни, чтобы доказать или опровергнуть мнение о том, что разработанный мани тренинг способствовал развитию лидерского потенциала участников экстремальных игр.
Расчеты представлены в Приложении 4.
Расчеты показывают, что существует существенное отличие в показателях первого и второго замеров по шкалам экстраверсия, эмоциональная стабильность, мотивация успеха.
Таки образом, предположение о том, что использование тренинговых технологий обеспечит развитие лидерского потенциала у участников экстремальных игр (к лидерскому потенциалу относятся в первую очередь лидерские качества личности), подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных тем психологии лидерства: изучению влияния тренинговых технологий на развитие лидерского потенциала личности.
Лидерские качества необходимы индивиду во многих ситуациях.
Наиболее актуальны и востребованы они становятся в экстремальных условия, когда необходима мобилизация всех сил и ресурсов для достижения поставленной цели.
С такими ситуациями приходится постоянно сталкиваться участникам экстремальных игр.
Лица, занимающиеся экстремальными играми должны владеть высокоразвитым лидерским потенциалом.
Необходимо, чтобы человек не только сам понимал задачи, планировал, распределял и контролировал свою деятельность, но и мог донести до других общие цели, объединить, повести за собой.
Отсюда цель данной исследовательской работы заключалась в разработке программы развития лидерских качеств у участников экстремальных игр.
В данной работе были исследованы теоретико-методологические основы лидерства в психологии; изучены психологические особенности лидерских качеств у участников экстремальных игр; раскрыты основные факторы развития лидерского потенциала личности.
В качестве эмпирического исследования феномена лидерства и лидерского потенциала участников экстремальных игр была разработана программа психодиагностики лидерских качеств участников экстремальных игр; разработана и апробирована программа развития лидерских качеств участников экстремальных игр с использованием тренинговых технологий.
В результате проведения диагностики и тренинга развития лидерского потенциала участников предположение о том, что использование тренинговых технологий обеспечит развитие лидерского потенциала у участников экстремальных игр (к лидерскому потенциалу относятся в первую очередь лидерские качества личности), подтвердилась.
Однако проведенное исследование можно рассматривать пока как начальный этап изучения проблемы развития лидерского потенциала участников экстремальных видов спорта при использовании тренинговых технологий, и данные, полученные в ходе него, нуждаются в дальнейшей более глубокой проработке и проверке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. - М., 1989
Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб., 2005
Акимова Л.Н. Психология спорта. – М., 2004.
Андреева О.И. Феномен лидерства. – М., 2004
Берн Ш. Гендерная психология. - М., 2001.
Василюк Ф.Е Психология переживания. – М., 2002
Возник Л.А. Теории лидерства. – М., 2004
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2007
Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб., 2008
Канджеми Дж. П. Психология современного лидерства: Американские исследования. – М., 2006
Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. - М., 1997.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М., 1999
Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. - М., 1993.
Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989.
Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт. // Антология гендерной теории. - Минск, 2000
Пименова А.А. Психология лидера. – М., 2003
Психология экстремальных ситуациий: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – М., 2000
Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под. ред. А.А. Бодалева, А.А, Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2001
Ренн О. Три десятилетия исследования риска: проблемы и новые перспективы // Вопросы анализа риска, №1, 1999.
Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982
Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 2003
Стресс и тревога в спорте / Сост. Ханин Ю.Л. – М., 2003
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
http://propsiholog.ru/node/458
http://intservis.ru/menu/index.php?id=106
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расчет корреляции при первичном замере
1 замер социометр индекс экстроверсия - интроверсия эм стабильность - эм нестабильность мот успеха индекс пола экстроверсия - интроверсия эм стабильность - эм нестабильность мот успеха индекс пола -1,75 1 22 5 -1,4 -1,75 -38,5 -8,75 2,45 -1,54 3 21 5 -1,4 -4,62 -32,34 -7,7 2,156 -1,38 3 20 4 -1,3 -4,14 -27,6 -5,52 1,794 -1 5 18 6 -1,1 -5 -18 -6 1,1 -0,88 4 17 7 -1,1 -3,52 -14,96 -6,16 0,968 -0,7 5 15 6 1,7 -3,5 -10,5 -4,2 -1,19 -0,67 3 23 5 1,8 -2,01 -15,41 -3,35 -1,206 -0,33 4 24 4 1,1 -1,32 -7,92 -1,32 -0,363 -0,33 3 22 4 1,6 -0,99 -7,26 -1,32 -0,528 -0,04 4 20 6 1,8 -0,16 -0,8 -0,24 -0,072 0,08 6 19 7 1,5 0,48 1,52 0,56 0,12 0,21 6 20 8 1,8 1,26 4,2 1,68 0,378 0,25 7 16 9 1,6 1,75 4 2,25 0,4 0,33 6 16 9 1,7 1,98 5,28 2,97 0,561 0,46 6 14 11 1,4 2,76 6,44 5,06 0,644 0,54 7 12 12 1,2 3,78 6,48 6,48 0,648 0,54 11 13 12 1,3 5,94 7,02 6,48 0,702 0,54 10 13 11 0,8 5,4 7,02 5,94 0,432 0,88 11 11 13 1,2 9,68 9,68 11,44 1,056 1,04 11 13 12 1,4 11,44 13,52 12,48 1,456 1,04 11 11 13 1,3 11,44 11,44 13,52 1,352 1,13 12 12 13 1,1 13,56 13,56 14,69 1,243 1,25 13 8 13 0,8 16,25 10 16,25 1 1,83 14 6 15 1 25,62 10,98 27,45 1,83 1,96 14 6 15 0,9 27,44 11,76 29,4 1,764 социометр индекс экстроверсия - интроверсия эм стабильность - эм нестабильность мот успеха индекс пола n Yср Xср Xср Xср Xср сумма XY сумма XY сумма XY сумма XY 25 0,1384 7,2 15,68 9 0,828 111,77 -50,39 112,09 18,695 Sy Sx Sx Sx Sx r r r r 1,00 3,93 5,19 3,71 1,11 0,92 -0,84 0,91 0,59
Приложение 2
Расчет корреляции при повторном замере
2 замер социометр индекс экстроверсия - интроверсия эм стабильность - эм нестабильность мот успеха индекс пола экстроверсия - интроверсия эм стабильность - эм нестабильность мот успеха индекс пола -1,65 2 20 5 -1,3 -3,3 -33 -8,25 2,145 -1,44 4 19 5 -1,4 -5,76 -27,36 -7,2 2,016 -1,31 3 20 5 -1,3 -3,93 -26,2 -6,55 1,703 -0,9 5 17 6 -1,2 -4,5 -15,3 -5,4 1,08 -0,7 5 16 8 -0,9 -3,5 -11,2 -5,6 0,63 -0,61 6 15 7 1,7 -3,66 -9,15 -4,27 -1,037 -0,54 6 16 6 1,5 -3,24 -8,64 -3,24 -0,81 -0,2 6 15 8 1,1 -1,2 -3 -1,6 -0,22 -0,1 6 14 8 1,6 -0,6 -1,4 -0,8 -0,16 0,1 7 13 10 1,6 0,7 1,3 1 0,16 0,14 11 11 11 1,5 1,54 1,54 1,54 0,21 0,24 11 12 14 1,5 2,64 2,88 3,36 0,36 0,39 13 12 20 1,4 5,07 4,68 7,8 0,546 0,5 14 12 19 1,3 7 6 9,5 0,65 0,51 15 9 20 1,1 7,65 4,59 10,2 0,561 0,71 15 8 21 0,9 10,65 5,68 14,91 0,639 0,66 16 9 22 1 10,56 5,94 14,52 0,66 0,84 19 8 21 0,8 15,96 6,72 17,64 0,672 1,02 20 8 19 1 20,4 8,16 19,38 1,02 1,44 24 7 20 0,8 34,56 10,08 28,8 1,152 1,15 23 6 21 0,9 26,45 6,9 24,15 1,035 1,23 22 7 23 1,1 27,06 8,61 28,29 1,353 1,82 24 5 22 0,8 43,68 9,1 40,04 1,456 1,91 24 4 23 1 45,84 7,64 43,93 1,91 2,02 24 4 23 0,9 48,48 8,08 46,46 1,818 социометр индекс экстроверсия - интроверсия эм стабильность - эм нестабильность мот успеха индекс пола n Yср Xср Xср Xср Xср сумма XY сумма XY сумма XY сумма XY 25 0,2892 13 11,48 14,68 0,696 278,55 -37,35 268,61 19,549 Sy Sx Sx Sx Sx r r r r 1,04 7,74 4,92 7,12 1,02 0,96 -0,98 0,92 0,57
Приложение 3
Расчет показателей по критерию Манна – Уитни
1 замер социометр индекс социометр статус ранг экстроверсия - интроверсия ранг эм стабильность - эм нестабильность ранг мот успеха ранг индекс пола ранг 1гр -1,75 1 1 1 22 47 5 4 -1,4 1 -1,54 3 3 3 21 46 5 4 -1,4 1 -1,38 5 3 3 20 41 4 1 -1,3 4 -1 7 5 12 18 38 6 10 -1,1 8 -0,88 9 4 8 17 36 7 15 -1,1 8 -0,7 10 5 12 15 29 6 10 1,7 45 -0,67 12 3 3 23 49 5 4 1,8 48 -0,33 15 4 8 24 50 4 1 1,1 24 -0,33 15 3 3 22 47 4 1 1,6 41 -0,04 19 4 8 20 41 6 10 1,8 48 0,08 20 6 16 19 39 7 15 1,5 37 0,21 23 6 16 20 41 8 18 1,8 48 0,25 25 7 24 16 32 9 22 1,6 41 0,33 26 6 16 16 32 9 22 1,7 45 0,46 28 6 16 14 27 11 25 1,4 34 0,54 31 7 24 12 18 12 28 1,2 29 0,54 31 11 28 13 23 12 28 1,3 31 0,54 31 10 27 13 23 11 25 0,8 11 0,88 37 11 28 11 15 13 31 1,2 29 1,04 39 11 28 13 23 12 28 1,4 34 1,04 39 11 28 11 15 13 31 1,3 31 1,13 41 12 34 12 18 13 31 1,1 24 1,25 44 13 35 8 9 13 31 0,8 11 1,83 47 14 37 6 4 15 36 1 20 25 1,96 49 14 37 6 4 15 36 0,9 16 2гр -1,65 2 2 2 20 41 5 4 -1,3 4 -1,44 4 4 8 19 39 5 4 -1,4 1 -1,31 6 3 3 20 41 5 4 -1,3 4 -0,9 8 5 12 17 36 6 10 -1,2 7 -0,7 10 5 12 16 32 8 18 -0,9 10 -0,61 13 6 16 15 29 7 15 1,7 45 -0,54 14 6 16 16 32 6 10 1,5 37 -0,2 17 6 16 15 29 8 18 1,1 24 -0,1 18 6 16 14 27 8 18 1,6 41 0,1 21 7 24 13 23 10 24 1,6 41 0,14 22 11 28 11 15 11 25 1,5 37 0,24 24 11 28 12 18 14 35 1,5 37 0,39 27 13 35 12 18 20 40 1,4 34 0,5 29 14 37 12 18 19 38 1,3 31 0,51 30 15 40 9 13 20 40 1,1 24 0,71 35 15 40 8 9 21 43 0,9 16 0,66 34 16 42 9 13 22 46 1 20 0,84 36 19 43 8 9 21 43 0,8 11 1,02 38 20 44 8 9 19 38 1 20 1,44 45 24 47 7 7 20 40 0,8 11 1,15 42 23 46 6 4 21 43 0,9 16 1,23 43 22 45 7 7 23 48 1,1 24 1,82 46 24 47 5 3 22 46 0,8 11 1,91 48 24 47 4 1 23 48 1 20 25 2,02 50 24 47 4 1 23 48 0,9 16 211 U1 сумма R1 U1 сумма R1 U1 сумма R1 U1 сумма R1 U1 сумма R1 343 607 495 455 203 747 483 467 281 669 U2 сумма R2 U2 сумма R2 U2 сумма R2 U2 сумма R2 U2 сумма R2 288 662 209 741 476 474 204 746 408 542
3
2.Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб., 2005
3.Акимова Л.Н. Психология спорта. – М., 2004.
4.Андреева О.И. Феномен лидерства. – М., 2004
5.Берн Ш. Гендерная психология. - М., 2001.
6.Василюк Ф.Е Психология переживания. – М., 2002
7.Возник Л.А. Теории лидерства. – М., 2004
8.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2007
9.Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб., 2008
10.Канджеми Дж. П. Психология современного лидерства: Американские исследования. – М., 2006
11.Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. - М., 1997.
12.Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М., 1999
13.Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. - М., 1993.
14.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989.
15.Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт. // Антология гендерной теории. - Минск, 2000
16.Пименова А.А. Психология лидера. – М., 2003
17.Психология экстремальных ситуациий: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – М., 2000
18.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под. ред. А.А. Бодалева, А.А, Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2001
19.Ренн О. Три десятилетия исследования риска: проблемы и новые перспективы // Вопросы анализа риска, №1, 1999.
20.Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982
21.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 2003
22.Стресс и тревога в спорте / Сост. Ханин Ю.Л. – М., 2003
23.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
24.http://propsiholog.ru/node/458
25.http://intservis.ru/menu/index.php?id=106
26.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004
Вопрос-ответ:
Какие лидерские качества развиваются у участников экстремальных игр?
У участников экстремальных игр развивается такие лидерские качества, как решительность, уверенность в себе, способность принимать решения в сложных ситуациях, коммуникативные навыки, умение организовывать группу, а также выносливость и умение руководить в экстремальных условиях.
Какие психологические особенности у участников экстремальных игр?
У участников экстремальных игр часто присутствуют такие психологические особенности, как высокий уровень стрессоустойчивости, ориентированность на результат, активность, желание достичь высоких целей, готовность к риску и приключениям, а также способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Какие факторы влияют на развитие лидерского потенциала участников экстремальных игр?
На развитие лидерского потенциала участников экстремальных игр влияют такие факторы, как опыт участия в подобных играх, обучение навыкам лидерства, менторство со стороны опытных лидеров, развитие коммуникативных и организационных навыков, а также психологическая подготовка к экстремальным условиям.
Какими методами проводится экспериментальное исследование лидерских качеств у участников экстремальных игр?
Экспериментальное исследование лидерских качеств у участников экстремальных игр проводится методами анкетирования, наблюдения, интервьюирования и тестирования. Участникам предлагается заполнить анкеты, проводятся наблюдения и беседы с участниками, а также проводятся тесты на определение лидерских качеств и уровня развития лидерского потенциала.
Какие результаты были получены в ходе анализа и интерпретации данных экспериментального исследования лидерских качеств у участников экстремальных игр?
В ходе анализа и интерпретации данных экспериментального исследования было выявлено, что участники экстремальных игр имеют высокий уровень развития лидерских качеств, таких как решительность, коммуникативные навыки, способность принимать решения в сложных ситуациях. Однако, некоторые участники нуждаются в дополнительной подготовке и тренировке для улучшения своих лидерских навыков.
Какие лидерские качества необходимы для участников экстремальных игр?
Участникам экстремальных игр необходимы такие лидерские качества, как решительность, умение принимать быстрые и правильные решения, коммуникабельность, способность к организации и координации действий, выносливость и эмоциональная стабильность.
Какие психологические особенности характерны для участников экстремальных игр?
Участники экстремальных игр обычно обладают большой независимостью, они часто имеют развитые навыки налаживания контактов и умение работать в команде. Они стремятся к завоеванию новых вершин, не боясь рисковать и преодолевать различные трудности.
Какие факторы способствуют развитию лидерского потенциала участников экстремальных игр?
Развитие лидерского потенциала участников экстремальных игр может быть способствовано различными факторами. Важными из них являются: опыт участия в экстремальных играх, обучение и тренировка, поддержка и мотивация окружающих, включая специалистов и тренеров.
Как описать программу исследования лидерских качеств участников экстремальных игр?
Программа исследования лидерских качеств участников экстремальных игр состояла из определенного набора тестов и анкет, направленных на выявление различных аспектов лидерства. Участники были подвергнуты разным ситуациям, требующим проявления лидерских качеств, и их реакции были изучены и оценены.