Исследования информационного обеспечения и уровня информации реального предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 14.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Ключевые информационные ресурсы организации. Значение ИС в достижении стратегических целей организации, какие ИТ сервисы должны предоставляться для реализации бизнес- процессов. 3
2. Какие процессы описанные в ITIL необходимы для осуществления работы организации такого масштаба. Проанализировать уровень их реализации на основании личного опыта и/или открытых источников. Предложить мероприятия по повышению их эффективности. Описать, как это может повлиять на конкурентоспособность предприятия. 5
3. На основании открытых источников, описать ключевые решения используемые в банковском секторе при построении ИТ инфраструктуры предприятия по трем направлениям аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникации. Выделите ключевые элементы инфраструктуры необходимые для решения бизнес задач предприятия. Какими средствами должна обеспечиваться обеспечивается непрерывность функционирования ИТ инфраструктуры предприятия федерального уровня. 8
3.1. Программное обеспечение 8
3.2. Аппаратное обеспечение 16
3.3. Телекоммуникации 16
3.4. Обеспечение непрерывности функционирования 19
4. Информационная безопасность предприятия – основные угрозы и риски. Какими техническими и организационными мерами должна быть реализована защита предприятия от угроз информационной безопасности. На основании публикаций по инцидентам, приведшим к отказу в обслуживании - оцените защищенность предприятия, предложите дополнительные меры по повышению защищенности ключевых ИТ сервисов. 20
5. ИТ-стратегия на ближайшие годы. Проанализируйте потребности ИС предприятия и предложите 3 ключевых решения, которые могли бы обеспечить развитие предприятия, в части повышения производительности ИС, эффективности использования, соответствия ИС будущим потребностям бизнеса, снижения стоимости предоставления ИТ сервисов. 23
Приложение 1. Архитектура информационных систем Сбербанка на 01.01.2014 25
Приложение 2. Целевая архитектура приложений Сбербанка 26
Приложение 3. Схема взаимодействия приложений Сбербанка 27
Список использованной литературы 28
Техническое обеспечение подразумевает применение горячего и холодного резервирования, использования кластерных систем, программ мониторинга состояния элементов информационных систем.При холодном резервировании резервные компоненты находятся в отключенном состоянии и их замена производится в ручном режиме. Для замены необходимо отключить оборудование или программное обеспечение, произвести замену и вывести на рабочий режим. При горячем резервировании резервный блок автоматически подключается в случае выхода из строя оборудования.Решение на основе кластерной технологии имеет следующие преимущества:большая степень масштабируемости – архитектура позволяет создавать кластеры практически любых размеров;устойчивость к сбоям – в случае выхода из строя какого – либо компонента система остается в работоспособном состоянии вследствие дублирования функций.Информационная безопасность предприятия – основные угрозы и риски. Какими техническими и организационными мерами должна быть реализована защита предприятия от угроз информационной безопасности. На основании публикаций по инцидентам, приведшим к отказу в обслуживании - оцените защищенность предприятия, предложите дополнительные меры по повышению защищенности ключевых ИТ сервисов.Так как банки являются важнейшим финансовым институтом современного общества, на них возлагаются особые требования по обеспечению информационной безопасности (ИБ). Обеспечение информационной безопасности необходимо для уменьшения финансовых потерь, повышения доступности и достоверности информации, снижения операционных и репутационных рисков, предотвращения краж и утечек конфиденциальной информации. Информационная безопасность банковской деятельности регламентируется следующими документами(Пискунов, 2014):законом «О банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ;Федеральным законом «О коммерческой тайне» 29.07.2004 N 98-ФЗ;Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ;Федеральным законом «О Персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ;Пакетом отраслевых стандартов СТО БР ИББС в составе:СТО БР ИББС-1.0-2014. «Общие положения (5 редакция)»;СТО БР ИББС-1.1-2007. «Аудит информационной безопасности»; СТО БР ИББС-1.2-2014. «Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2014 (4 редакция)».Согласно СТО БР ИББС-1.0-2014 (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70567254/) на активы и бизнес – процессы могут воздействовать различные угрозы. Угрозы реализуются через источники, которые могут быть природного, техногенного и антропогенного характера. Последние могут быть злоумышленные и незлоумышленные.Основными источниками угроз ИБ являются:неблагоприятные события природного, техногенного и социального характера;террористы и криминальные элементы;зависимость от поставщиков/провайдеров/партнеров/клиентов;сбои, отказы, разрушения/повреждения программных и технических средств;работники организации БС РФ, реализующие угрозы ИБ с использованием легально предоставленных им прав и полномочий (внутренние нарушители ИБ);работники организации БС РФ, реализующие угрозы ИБ вне легально предоставленных им прав и полномочий, а также субъекты, не являющиеся работниками организации БС РФ, но осуществляющие попытки НСД и НРД (внешние нарушители ИБ);несоответствие требованиям надзорных и регулирующих органов, действующему законодательству.Основными угрозами на физическом, сетевом и уровне сетевых приложений являются:внешние нарушители ИБ: лица, разрабатывающие/распространяющие вирусы и другие вредоносные программные коды; лица, организующие DoS, DDoS и иные виды атак; лица, осуществляющие попытки НСД и НРД;внутренние нарушители ИБ: персонал, имеющий права доступа к аппаратному оборудованию, в том числе сетевому, администраторы серверов, сетевых приложений и т.п.;комбинированные источники угроз: внешние и внутренние нарушители ИБ, действующие совместно и (или) согласованно;сбои, отказы, разрушения/повреждения программных и технических средств.Источники угроз на уровнях операционных систем, систем управления базами данных, банковских технологических процессов:внутренние нарушители ИБ: администраторы ОС, администраторы СУБД, пользователи банковских приложений и технологий, администраторы ИБ и т.д.;комбинированные источники угроз: внешние и внутренние нарушители ИБ, действующие в сговоре.Источники угроз на уровне бизнес – процессов:внутренние нарушители ИБ: авторизованные пользователи и операторы АБС, представители менеджмента организации и пр.;комбинированные источники угроз: внешние нарушители ИБ (например, конкуренты) и внутренние, действующие в сговоре;несоответствие требованиям надзорных и регулирующих органов, действующему законодательству.ИБ реализуется техническими и организационными мероприятиями.К организационным мероприятиям относятся (Нестеров, 2004):создание и утверждение политик безопасности, ознакомление с ними персонала банка;внедрение эффективной системы мотивации персонала;четкое разделение функций между структурными подразделениями;постоянный контроль за соблюдением режима и соответствующих нормативных документов;создание службы безопасности;организация хранения и использования документов и электронных носителей;регулярное проведение аудита и контроль соблюдения мер по защите информационных активов.К техническим мероприятиям относятся:уровень физической защиты: физическое ограничение доступа к ресурсам системы – защита помещений, внедрение систем контроля и управления доступом, систем видеонаблюдения, средства защиты мобильных устройств, биометрическая идентификация сотрудниковуровень защиты периметра – установка межсетевых экранов, систем обнаружения вторжений, систем защиты от утечек конфиденциальной информации (DLP) и проактивных технологий защиты (HIPS);уровень защиты внутренней сети – создание VLAN при помощи коммутаторов, применение протокола IPSec, средства контентной фильтрации, использование протокола Kerberos;уровень защиты узлов – настройки ОС, повышающие безопасность, своевременная установка обновлений и противовирусных средств, обеспечение надежной аутентификации пользователей, применение цифровых сертификатов;уровень защиты приложений – защита от атак, направленных на конкретные приложения (SQL–инъекции, внедрение вредоносного ПО), путем установки соответствующих обновлений и правильной настройки приложений, уровень защиты данных – разграничение доступа к данным методами СУБД, ОС, шифрование при хранении, использование ЭЦП.Проблемой Сбербанка являются частые отказы в обслуживании банкоматов (http://www.banki.ru/services/responses/bank/response/7199888/) вследствие неисправностей или отсутствия денежной наличности. Для повышения эффективности данного сервиса целесообразно установить программу мониторинга и управления банкоматной сетью, в ключевых пунктах поставить несколько аппаратов, своевременно проводить профилактические мероприятия с целью выявления возможных неисправностей, оптимизировать бизнес-процессы, связанные с пополнением наличности для минимизации времени простоя. ИТ-стратегия на ближайшие годы. Проанализируйте потребности ИС предприятия и предложите 3 ключевых решения, которые могли бы обеспечить развитие предприятия, в части повышения производительности ИС, эффективности использования, соответствия ИС будущим потребностям бизнеса, снижения стоимости предоставления ИТ сервисов.ИТ стратегия Сбербанка направлена на трансформацию банка в высокотехнологическую сервисную компаниюи переход от качества информационных систем к качеству бизнес – процессов. Новые сервисы («Базовый продукт», «Сбербанк ОнЛ@йн», «Сбербанк бизнес ОнЛ@йн») создаются на новых платформах. Старые системы для обеспечения требуемого уровня доступности необходимо модернизировать в условиях постоянного развития инфраструктуры. Основной проблемой является децентрализованная структура информационных систем и выполнение большого количества проектов. Предлагается провести централизацию ИС и всего ИТ- ландшафта на базе единой АБС, создать единый ЦОД и центр управления инфраструктурой, внедрить единую систему управления содержанием банкоматной сети, так как внедрять новые банковские продукты без объединения сетей бесполезно. Необходимо продолжать работы по созданию сервисов в области мобильных приложений на базе ОС Android и iOS, прокладке оптоволоконных каналов связи до всех пунктов продаж услуг банка. В области бизнес – проектов надо развивать удаленные каналы обслуживания, создать аналитическую и BPM – систему, биллинговые технологии.Кроме того, требуется подготовка высококвалифицированных аналитиков и руководителей ИТ – подразделений, повышение мотивации сотрудников путем привязки оплаты к результатам работы, разработка матриц компетенций и ключевых показателей эффективности ИТ – подразделений.Приложение 1. Архитектура информационных систем Сбербанка на 01.01.2014Приложение 2. Целевая архитектура приложений СбербанкаПриложение 3. Схема взаимодействия приложений СбербанкаСписок использованной литературыФедеральный закон «О банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htmФедеральный закон «О коммерческой тайне» 29.07.2004 N 98-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htmФедеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htmФедеральный закон «О Персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htmСТО БР ИББС-1.0-2014. «Общие положения (5 редакция)». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163762/;СТО БР ИББС-1.1-2007. «Аудит информационной безопасности». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/487314/; СТО БР ИББС-1.2-2014. «Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2014 (4 редакция)». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.cbr.ru/credit/Gubzi_docs/main.asp?Prtid=Stnd.Будкова Л., Журавлев Р. ITSM в банках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cleverics.ru/ru/subject-field/articles/182-itsm-in-banks-diary.Власов И., Крылов Е. ITIL. ITSM. Введение. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.inot.biz/itil/DEMO_ITIL_ITSM_Introduction.pdfДунаев Г. Е., Михалев В.А. Особенности внедрения методологии ITSM, журнал «Открытые системы», № 1, 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.osp.ru/os/2004/01/044.htmДунаев Г. Е. «Как оценить результаты внедрения ITSM?», журнал «Директор ИС», № 4, 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.osp.ru/cio/2004/04/076.htmЗнаменский С. Здравый смысл ITIL.//Банковское обозрение. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://bosfera.ru/bo/zdravyj-smysl-itilИнгланд Р. Овладевая ITIL. Скептическое руководство для ответственных лиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://aleka.org.ua/book/7165-ovladevaya-itil-skepticheskoe-rukovodstvo-dlya-otvetstvennyx-lic-ingland-r-2011.htmlКРОК организовал работу ИТ-службыМДМ-Банка согласно концепции ITIL. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://consulting.ru/214997Кудрявцева Н.Н., Куликова М.А. Теория и практика решения задач минимизации операционного риска.// Вопросы современной науки и практики, 2012, № 4. – с.249-258Нестеров С.А. Анализ и управление рисками в информационных системах на базе операционных систем Microsoft. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://bezopasnik.org/article/book/7.pdfНефедова Л. ITIL на практике: чего ждать и к чему стремиться.// Корпоративные системы, 2008, № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.kuprava.ru/journal/itil.htmlОрловский В. Мы создаем тенденции.// Банковские технологии. -2011.- № 4, с. 20-28Определение, моделирование и расчет стоимости ИТ сервисов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inframanager.ru/upload/article_ITIL.pdfО техническом сбое в процессинговом центре Сбербанка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/tomsk/ru/press_center/tb_all/?id114=11014498Отзывы о работе Сбербанка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/services/responses/bank/response/7199888/Пискунов И. Особенности обеспечения информационной безопасности в банковской системе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://daily.sec.ru/2014/11/12/Osobennosti-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-v-bankovskoy-sisteme.htmlСтандарты банка России в области информационной безопасности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.iso27000.ru/standarty/sto-br-ibbs-standarty-banka-rossii-v-oblasti-informacionnoi-bezopasnostiСтратегия развития Сбербанка на период 2014 – 2018 г.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sarvesti.ru/wp-content/uploads/2013/11/SberbankDevelopmentStrategyFor2014-2018.pdfТютюнник А.В., Шевелев А.С. Информационные технологии в банке - Издательская группа "БДЦ-пресс", 2003 г. – 342 с.Управление ИТ – проектами: мода или необходимость. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.itexpert.ru/rus/biblio/articles/200406222006/200406241326/Хлызов А. Мы построили систему управления ИТ-сервисами и сертифицировали ее по стандарту. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.iemag.ru/clouds/opinions/detail.php?ID=16883Цигельский И. ITIL: практика применения. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.inot.biz/itil/DEMO_ITIL_for_top_managers.pdf
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
2. Федеральный закон «О коммерческой тайне» 29.07.2004 N 98-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
4. Федеральный закон «О Персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
5. СТО БР ИББС-1.0-2014. «Общие положения (5 редакция)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163762/;
6. СТО БР ИББС-1.1-2007. «Аудит информационной безопасности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/487314/;
7. СТО БР ИББС-1.2-2014. «Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2014 (4 редакция)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/credit/Gubzi_docs/main.asp?Prtid=Stnd.
8. Будкова Л., Журавлев Р. ITSM в банках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cleverics.ru/ru/subject-field/articles/182-itsm-in-banks-diary.
9. Власов И., Крылов Е. ITIL. ITSM. Введение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inot.biz/itil/DEMO_ITIL_ITSM_Introduction.pdf
10. Дунаев Г. Е., Михалев В.А. Особенности внедрения методологии ITSM, журнал «Открытые системы», № 1, 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2004/01/044.htm
11. Дунаев Г. Е. «Как оценить результаты внедрения ITSM?», журнал «Директор ИС», № 4, 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osp.ru/cio/2004/04/076.htm
12. Знаменский С. Здравый смысл ITIL.// Банковское обозрение. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bosfera.ru/bo/zdravyj-smysl-itil
13. Ингланд Р. Овладевая ITIL. Скептическое руководство для ответственных лиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aleka.org.ua/book/7165-ovladevaya-itil-skepticheskoe-rukovodstvo-dlya-otvetstvennyx-lic-ingland-r-2011.html
14. КРОК организовал работу ИТ-службы МДМ-Банка согласно концепции ITIL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consulting.ru/214997
15. Кудрявцева Н.Н., Куликова М.А. Теория и практика решения задач минимизации операционного риска.// Вопросы современной науки и практики, 2012, № 4. – с.249-258
16. Нестеров С.А. Анализ и управление рисками в информационных системах на базе операционных систем Microsoft. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bezopasnik.org/article/book/7.pdf
17. Нефедова Л. ITIL на практике: чего ждать и к чему стремиться.// Корпоративные системы, 2008, № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kuprava.ru/journal/itil.html
18. Орловский В. Мы создаем тенденции.// Банковские технологии. -2011.- № 4, с. 20-28
19. Определение, моделирование и расчет стоимости ИТ сервисов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inframanager.ru/upload/article_ITIL.pdf
20. О техническом сбое в процессинговом центре Сбербанка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/tomsk/ru/press_center/tb_all/?id114=11014498
21. Отзывы о работе Сбербанка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/services/responses/bank/response/7199888/
22. Пискунов И. Особенности обеспечения информационной безопасности в банковской системе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://daily.sec.ru/2014/11/12/Osobennosti-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-v-bankovskoy-sisteme.html
23. Стандарты банка России в области информационной безопасности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iso27000.ru/standarty/sto-br-ibbs-standarty-banka-rossii-v-oblasti-informacionnoi-bezopasnosti
24. Стратегия развития Сбербанка на период 2014 – 2018 г.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sarvesti.ru/wp-content/uploads/2013/11/SberbankDevelopmentStrategyFor2014-2018.pdf
25. Тютюнник А.В., Шевелев А.С. Информационные технологии в банке - Издательская группа "БДЦ-пресс", 2003 г. – 342 с.
26. Управление ИТ – проектами: мода или необходимость. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itexpert.ru/rus/biblio/articles/200406222006/200406241326/
27. Хлызов А. Мы построили систему управления ИТ - сервисами и сертифицировали ее по стандарту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iemag.ru/clouds/opinions/detail.php?ID=16883
28. Цигельский И. ITIL: практика применения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inot.biz/itil/DEMO_ITIL_for_top_managers.pdf
Вопрос-ответ:
Какие ключевые информационные ресурсы организации нужны для достижения стратегических целей?
Для достижения стратегических целей организации необходимо иметь доступ к таким ключевым информационным ресурсам, как данные о клиентах и рынке, финансовая информация, информация о производственных процессах и поставках, а также информационные системы, которые позволяют обрабатывать и анализировать эти данные.
Какую роль играют информационные системы в достижении стратегических целей организации?
Информационные системы играют ключевую роль в достижении стратегических целей организации. Они позволяют автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы, обрабатывать и анализировать большие объемы данных, принимать обоснованные решения и улучшать взаимодействие с клиентами и партнерами.
Какие ИТ-сервисы должны предоставляться для реализации бизнес-процессов?
Для реализации бизнес-процессов необходимо предоставлять ИТ-сервисы, такие как серверы для хранения и обработки данных, сетевую инфраструктуру для обмена информацией, программное обеспечение для автоматизации процессов, системы безопасности для защиты данных и информационные порталы для удобного доступа к информации.
Какие процессы ITIL необходимы для работы организации такого масштаба?
Для работы организации такого масштаба необходимо реализовать такие процессы ITIL, как управление инцидентами и проблемами, управление изменениями, управление уровнем сервиса, управление доступом и управление конфигурацией. Эти процессы помогают обеспечить стабильность и эффективность работы информационных систем организации.
Как можно оценить уровень реализации процессов ITIL на основе личного опыта и открытых источников?
Уровень реализации процессов ITIL можно оценить на основе анализа деятельности организации, собранной информации, отзывов сотрудников, а также сравнения с рекомендациями и стандартами ITIL. Также можно изучить открытые источники, такие как отзывы клиентов и аналитические отчеты, чтобы получить дополнительную информацию о реализации процессов ITIL в организации.
Какие информационные ресурсы организации считаются ключевыми?
Ключевыми информационными ресурсами организации могут быть базы данных с информацией о клиентах, поставщиках, продукции, финансовых показателях и т.д., системы управления и контроля, веб-сайт и другие ресурсы, необходимые для осуществления ключевых бизнес-процессов.
Какое значение имеют информационные системы в достижении стратегических целей организации?
Информационные системы (ИС) являются важным инструментом для реализации стратегических целей организации. Они позволяют собирать, анализировать и использовать информацию для принятия управленческих решений, повышая эффективность бизнес-процессов и конкурентоспособность предприятия.
Какие ИТ сервисы должны предоставляться для реализации бизнес-процессов?
Для реализации бизнес-процессов необходимо предоставлять различные ИТ сервисы, такие как системы управления данными, клиентское программное обеспечение, системы электронной коммерции, системы управления отношениями с клиентами, системы управления проектами и т.д. Эти сервисы помогают автоматизировать процессы и обеспечить эффективную работу предприятия.
Какие процессы, описанные в ITIL, необходимы для работы организации?
В рамках ITIL выделяются такие процессы, как управление уровнем услуги, управление инцидентами, управление проблемами, управление изменениями, управление конфигурациями и др. Все эти процессы необходимы для обеспечения стабильной и эффективной работы организации.
Как оценить уровень реализации процессов ITIL на предприятии?
Для оценки уровня реализации процессов ITIL на предприятии можно использовать как личный опыт и наблюдения, так и анализ открытых источников информации, таких как отзывы клиентов, публикации в СМИ, отчеты предприятий и т.д. Важно изучить, насколько процессы ITIL применяются на практике и достигают поставленных целей.