Потребности и их роль в определении спроса и особенностей потребительского поведения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 24 24 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.02.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность потребностей 5
1.1 Понятие и сущность потребностей 5
1.2 Классификация потребностей 8
1.3 Пирамида потребностей по Маслоу 11
Глава 2. Значение потребностей для определения спроса 15
2.1 Роль потребностей в определении рыночного спроса 15
2.2 Влияние потребностей на потребительское поведение 18
Заключение 21
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Если потребитель готов предъявить спрос на товар, способный удовлетворить его потребность, то здесь можно говорить об активной потребности. В данном случае потребителю следует предоставить всю необходимую информацию о товаре, помочь с его приобретением.Следует также учитывать возможность потребителя предъявить спрос на тот товар, который способен удовлетворить его потребность. Так, потребитель может осознавать потребность, иметь возможность приобрести товар, который ее удовлетворит, но не хотеть приобрести его. В данном случае необходимо подтолкнуть потребителя к покупке путем создания уникального торгового предложения, позиционировании данного товара в соответствии с теми выгодами от использования, которые хочет получить потребитель.Поэтому эффективная политика по формированию спроса на товары и услуги должна базироваться на постоянном мониторинге потребительского рынка, потребностей потребителя, выборе наиболее эффективных основ позиционирования товара, что, в конечном счете, имеет целью сформировать у потребителя готовность приобрести товар, который бы наилучшим образом удовлетворил имеющуюся на данный момент потребность.2.2 Влияние потребностей на потребительское поведениеВ основе потребительского поведения лежат потребности и спрос на объекты, способные данные потребности удовлетворить, поэтому для понимания мотивов потребительского поведения изучение потребностей потребителей является первоочередной задачей.Наличие актуальной осознанной потребности в конкретный момент времени является движущим фактором (мотивом) к ее удовлетворению. Соотнесение потребностей с платежеспособностью позволяет потребителю из множества альтернативных вариантов удовлетворения потребности выбрать наиболее оптимальный вариант, способный при данных условиях удовлетворить имеющуюся потребность наилучшим образом.Следовательно, потребность индивида, понимаемая как чувство нехватки им чего-либо, является исходным пунктом в модели потребительского поведения (рис. 2)[1, с. 65].Рис. 2 Модель потребительского поведенияПонимание движущих мотивов покупателей дает ключ к объяснению их поведения на рынке, которое, в свою очередь, определяется их представлениями о пользе или полезности тех или иных товаров и услуг.Польза товаров и услуг для потребителя заключается в их способности удовлетворять потребности человека. Оценка пользы товара или услуги зависит от важности для индивида той потребности, которую этот товар или услуга способны удовлетворить.Оценка полезности носит субъективный личностный характер и ее сложно сопоставить с оценками других потребителей или данного потребителя в других условиях. Чем выше потребитель оценивает полезность товара, тем большим он может пожертвовать ради его приобретения. Вот почему товары, способные удовлетворить потребности более высокого уровня (например, в самоуважении, самовыражении), представляют для потребителя наибольшую ценность и он готов за них переплачивать. Иными словами, товары (бренды), являющиеся символами потребления (показывающие статус потребителя, приобщающие его к определенному образу жизни и т.д.) обладают добавленной ценностью[10, с. 228-229].Исходя из такого представления о движущих силах поведения потребителя в отношении покупки, осознание потребности, со стороны потребителя и изучение потребностей со стороны производителя (продавца) является исходным моментом в формировании (анализе) потребительского поведения.Следует учесть, что осознание потребности может осуществляться под влиянием внутренних факторов (личностных факторов потребителя), либо под влиянием внешних факторов (влияние окружения).Осознание потребности происходит в результате оценки степени расхождения между фактическим и желаемым состоянием потребителя в конкретный момент времени.Для возникновения побуждения к действию (поиску информации об объектах, способных удовлетворить потребность) необходимо, чтобы разница между реальным и желаемым состоянием вызывала у потребителя достаточное раздражение. Потребитель будет интуитивно чувствовать разницу между реальным и желаемым состоянием и направлять свои усилия на поиск вариантов нейтрализации этой разницы, достижения желаемого состояния. Если же потребитель находится в состоянии, близком к желаемому, потребность осознана не будет и дальнейших действий от потребителя не последует.Поэтому главной задачей производителей (продавцов), маркетологов является выявление того, какие именно нужды и потребности возникли у потребителя по отношению к конкретному товару, чем вызвано их возникновение с тем, чтобы предложить товар, наиболее полно отвечающий его потребностям, помочь потребителю в поиске необходимой информации, подтолкнуть его к совершению покупки данного товара. ЗаключениеСтремление удовлетворить потребностипотребителя является движущей силой развития производства, целью маркетинговой политики производителей (продавцов). Каждый индивид в определенный момент времени испытывает ту или иную потребность или их совокупность, определяемую его биологической, психологической, социальной природой человека и понимаемую как чувство ощущения нехватки им чего-либо, нужду.Степень осознания потребителем потребности формирует его готовность к поиску и приобретению объекта, способного эту потребность удовлетворить.Потребности можно классифицировать по различным основаниям – характеру удовлетворения, степени настоятельности, характеру и продолжительности проявления, степени эластичности и удовлетворения, степени новизны. В соответствии с классификацией потребности могут носить индивидуальный или общественный характер, быть физиологическими, социальными или духовными, иметь различную степень важности для потребителя в конкретный момент, удовлетворяться за счет приобретения конкретного товара или иметь альтернативные варианты удовлетворения, удовлетворяться с различной периодичностью, иметь определенную степень новизны для потребителя.А. Маслоупредложена теория иерархии потребностей индивида, в соответствии с которой на определенный момент времени у человека существует потребность или комплекс потребностей, соответствующих одному из пяти уровней – физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в самоуважении и уважении окружающих, потребности в самовыражении. Потребности в нижнем уровне иерархии являются наиболее насущными. Удовлетворение потребностей, стоящей на более высоком уровне возможно только после того, как потребность более низшего уровня удовлтеворена.Определение доминирующей в конкретный момент времени потребности и соотнесение ее с определенным уровнем в иерархии, позволяет выявить мотивы потребительского поведения и выработать эффективные приемы побуждения потребителя товаров конкретного производителя.Первичной формой проявления потребностей, подкрепленной покупательской способностью потребителя, является спрос. Степень готовности индивида предъявить спрос на товар, способный удовлетворить актуальную потребность зависит от степени осознания потребителем своей потребности, доходов, определяющих возможность приобрести тот или иной товар, а также наличием информации о товаре, политикой продавца.Потребности лежат в основе потребительского поведения в отношении покупки товаров и услуг, формируют мотивы, побуждающие потребителя заняться поиском альтернативных вариантов удовлетворения этой потребности, следовательно, анализируя поведение предпокупочное поведение потребителя, необходимо четко классифицировать потребности и предложить наилучший вариант их удовлетворения.Список литературыАлешина, И.В. Поведение потребителей / И.В. Алешина. – : Ростов н/Дону : Феникс, 2009. – 412с. Басовский, Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский. – М: ИНФРА-М, 2009. – 243 с.Бурцева, Т.А. Управление маркетингом: Учебное пособие / Бурцева Т.А, Сизов Т.А, Цень О.А – М: Изд-во Экономистъ, 2010. – 271 с.Герасименко, В.В. Основы маркетинга/ В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2009. – 142с. Гольдштейн, Г.Я. Катаева, А.В. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаева. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. – 107 с.Дихтль, Е. Практический маркетинг: Учебное пособие / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: ДИС, 2009. – 255 с. Захаров, С. В. Маркетинг / С. В. Захаров, Б. Ю. Сербиновский, В. И. Павленко. – Ростов н/Дону : Феникс, 2009. – 361 с. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М: Вильямс, 2009. – 404 с.Маслова, Т. Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С.Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с. Минько, И.С. Основы маркетинга: Учебник / И.С. Минько. – М.: Высшая школа, 2011. – 255 с.Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие /Ю.В. Морозов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 148 с.Ноздрева, Р.Б. Маркетинг/ Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 232 с.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2009. – 968 с.Панкрухин, А. П. Маркетинг Учебник / А.П. Панкрухин – М: ООО Омега – Л, 2009. – 656 с.Парамонова, Т.Н. Маркетинг / Т.Н. Парамонова, И.Н. Карасюк. – М.: Кнорус, 2010. – 188 с.Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 235 с.Титова, В.А. Маркетинг: Учебное пособие/ В.А. Титова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 448с.

Список литературы

1. Алешина, И.В. Поведение потребителей / И.В. Алешина. – : Ростов н/Дону : Феникс, 2009. – 412 с.
2. Басовский, Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский. – М: ИНФРА-М, 2009. – 243 с.
3. Бурцева, Т.А. Управление маркетингом: Учебное пособие / Бурцева Т.А, Сизов Т.А, Цень О.А – М: Изд-во Экономистъ, 2010. – 271 с.
4. Герасименко, В.В. Основы маркетинга/ В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2009. – 142 с.
5. Гольдштейн, Г.Я. Катаева, А.В. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаева. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. – 107 с.
6. Дихтль, Е. Практический маркетинг: Учебное пособие / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: ДИС, 2009. – 255 с.
7. Захаров, С. В. Маркетинг / С. В. Захаров, Б. Ю. Сербиновский, В. И. Павленко. – Ростов н/Дону : Феникс, 2009. – 361 с.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М: Вильямс, 2009. – 404 с.
9. Маслова, Т. Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С.Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
10. Минько, И.С. Основы маркетинга: Учебник / И.С. Минько. – М.: Высшая школа, 2011. – 255 с.
11. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие /Ю.В. Морозов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 148 с.
12. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг/ Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 232 с.
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2009. – 968 с.
14. Панкрухин, А. П. Маркетинг Учебник / А.П. Панкрухин – М: ООО Омега – Л, 2009. – 656 с.
15. Парамонова, Т.Н. Маркетинг / Т.Н. Парамонова, И.Н. Карасюк. – М.: Кнорус, 2010. – 188 с.
16. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 235 с.
17. Титова, В.А. Маркетинг: Учебное пособие/ В.А. Титова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 448с.

Вопрос-ответ:

Какие потребности играют ключевую роль в определении спроса на товар?

Основными потребностями, определяющими спрос на товар, являются физиологические потребности, такие как потребность в пище, одежде, жилье и других базовых потребностях для выживания. Также важными являются потребности в безопасности, социальной принадлежности, уважении и самоактуализации, поскольку они влияют на выбор потребителей и их спрос на определенные товары или услуги.

Какие факторы влияют на потребительское поведение?

На потребительское поведение влияют различные факторы, включая личные характеристики потребителя (возраст, пол, доход, образование и т.д.), социальное окружение (семья, друзья, коллеги), культурные и религиозные убеждения, реклама, мода и другие внешние влияния. Все эти факторы могут влиять на потребности потребителя и его предпочтения, что, в свою очередь, отражается на его спросе и покупательском поведении.

Какое значение имеют потребности для определения спроса на рынке?

Потребности являются основным драйвером спроса на рынке. Если у потребителя есть определенная потребность, то он будет готов приобрести товар или услугу, которая удовлетворяет эту потребность. При этом, чем сильнее потребность и чем больше потребитель готов заплатить, тем выше будет спрос на данный товар или услугу. Поэтому понимание потребностей потребителей и их роли в определении спроса позволяет более эффективно планировать и маркетировать продукты или услуги на рынке.

Какие виды потребностей можно выделить?

Потребности можно классифицировать по различным критериям. Например, существуют физиологические потребности, включающие потребность в пище, питье, сне и других базовых потребностях для выживания. Также можно выделить потребности в безопасности, которые включают потребность в защите от опасностей и угроз. На более высоком уровне можно говорить о потребностях в социальной принадлежности, уважении, самоактуализации и самореализации. Важно отметить, что эти потребности могут взаимодействовать и влиять друг на друга, формируя спрос на определенные товары и услуги.

Что такое потребности и какую роль они играют в определении спроса и особенностей потребительского поведения?

Потребности - это недостаток или желание человека получить что-то, что удовлетворит его физические или психологические потребности. Они являются основой для определения спроса и особенностей потребительского поведения. Потребности могут быть различными - от базовых физических потребностей, таких как пища и проживание, до социальных и эмоциональных потребностей. Они могут варьироваться в зависимости от культуры, образа жизни, социального статуса и других факторов.

Какие виды потребностей существуют?

Существует несколько видов потребностей. Во-первых, есть физиологические потребности, такие как потребность в пище, сне и безопасности. Во-вторых, есть потребности в безопасности, связанные с защитой от опасности и угроз. В-третьих, есть потребности в общении и принадлежности к группе или сообществу. В-четвертых, есть потребности в самоуважении и признании. И, наконец, есть потребности в самореализации и развитии. Каждый человек может иметь различные комбинации этих видов потребностей в разных ситуациях.

Что такое пирамида потребностей по Маслоу?

Пирамида потребностей по Маслоу или иерархия потребностей Маслоу - это модель, разработанная американским психологом Эйбрахамом Маслоу. Она представляет собой иерархию пяти уровней потребностей, которую человек стремится удовлетворить. На самом нижнем уровне находятся физиологические потребности, такие как потребность в пище и сне. На следующем уровне - потребность в безопасности и безопасности. Затем идут потребности в общении, принадлежности и любви. На четвертом уровне - потребность в самооценке и признании. И, наконец, на самом верхнем уровне, находятся потребности в самореализации и развитии.

Какие роли играют потребности в определении спроса?

Потребности играют важную роль в определении спроса. Они стимулируют потребителей к поиску товаров и услуг, которые удовлетворят их потребности. Потребности могут быть физиологическими (например, потребность в пище и воде) или психологическими (например, потребность в признании или безопасности). Определение потребностей потребителей позволяет компаниям разрабатывать продукты и услуги, которые будут наиболее эффективно удовлетворять эти потребности и, следовательно, будет большой спрос на их продукцию.

Какова классификация потребностей?

Потребности могут быть классифицированы по различным критериям. Одним из таких критериев является их характер. Некоторые потребности являются физиологическими и связаны с выживанием человека (например, потребность в пище и воде), другие - психологическими и связаны с эмоциональными и социальными аспектами жизни (например, потребность в признании или безопасности). Потребности также могут быть классифицированы по уровню их важности или по сферам жизни, на которые они влияют (например, финансовые, профессиональные, социальные потребности и т.д.).

Каким образом потребности влияют на потребительское поведение?

Потребности играют важную роль в формировании потребительского поведения. Когда у потребителя возникает потребность, он начинает искать товары или услуги, которые могут ее удовлетворить. Потребитель принимает решение о покупке на основе своих потребностей и предпочтений. Потребители могут быть мотивированы различными потребностями, и это может влиять на их выбор товаров и брендов. Компании могут использовать знание потребностей потребителей для эффективной маркетинговой стратегии и привлечения большего спроса на свою продукцию.