Композиционно-синтаксическая организация СПП лежащих в морали басен А. И. Крылова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 31 31 страница
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 15.02.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
ГЛАВА I. Теоретические основания исследования композиционно-синтаксической организации сложноподчиненного предложения 4
1.1. Общая характеристика СПП как объекта лингвистического исследования 4
1.2. Структурные и семантические признаки сложноподчиненных предложений 7
Выводы к 1 главе 16
ГЛАВА П. Аспекты лингвистического изучения сложноподчиненных предложений в баснях Крылова 17
1.1. Функционирование в тексте сложноподчиненных предложений, образованных при помощи подчинительных союзов и союзных слов 17
2.2. Типы сложноподчиненных предложений в морали басен И.А. Крылова 21
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

А. Крылова1. Придаточное определительное Таких примеров много в мире:Не любит узнавать никто себя в сатире.(Зеркало и обезьяна)Читатель, басни сей мысль самая простая:Что равенство в любви и дружбе вещь святая.(Котел и горшок)Судей таких видали,Которые весьма умны бывали,Пока у них был умный секретарь. (Оракул)Мне хочется, невеждам не во гнев,Весьма старинное напомнить мненье:Что если голова пуста,То голове ума не придадут места. (Парнас)Придаточное изъяснительноеМы этой басней поясним,Охотно мы дарим,Что нам не надобно самим.Что истина сноснее вполоткрыта (Волк и лисица)И этот приговор такой наделал страх,Что с той поры на трех женахНикто в том царстве не женился. (Троеженец)Вот то-то мне и духу придает,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки. (Слон и Моська)Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и лисица) И дело не пойдет на лад,Да и примечено стократ,Что кто за ремесло чужое браться любит,Тот завсегда других упрямей и вздорней.(Щука и Кот)А мой совет такой:Берись за то, к чему ты сроден,Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. (Скворец)Кто самолюбием чрез-меру поражен,Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;И часто тем ему случается хвалиться,Чего бы должен он стыдиться. (Апеллес и осленок)Так надобно гораздо разбирать,Как станешь грубости кору с людей сдирать,Чтоб с ней и добрых свойств у них не растерять,Чтобне ослабить дух их, не испортить нравы,Не разлучить их с простотойИ, давши только блеск пустой,Бесславья не навлечь им вместо славы. (Червонец)3. Придаточное обстоятельственноеА) Сложноподчиненные предложения с придаточным места:Случается нередко намИ труд, и мудрость видеть там,Где стоит толькоЗа дело просто взяться. (Ларчик)Чтоб ни сулило вам воображенье ваше;Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,Где ваша милая, ильгде живет ваш друг. (Два голубя)Б) Сложноподчинённое предложение с придаточными определительным и уступительным:В делах, которые гораздо поважнее,Нередко от того погибель всем бывает,Что чем бы общую беду встречать дружней,Всяк споры затевает о выгоде своей.(Раздел)В) Сложноподчинённое предложение с придаточным условным:Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт… (Лебедь, щука и рак)Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешьНо если помолчать вовремя не умеешьИ ближнего ушей ты не жалеешь,То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи (Демьянова уха)Когда не хочешь быть смешон,Держися звания, в котором ты рожден.Простолюдин со знатью не роднися:И если карлой сотворен,То в великаны не тянися,А помни свой ты чаще рост.(Ворона)На свете много мы таких людей найдем,Которым все, кроме себя, постыло,И кои думают, лишь мне бы ладно было,А там весь свет гори огнем. (Лягушка и Юпитер)Г) Сложноподчиненное предложение с придаточным времениЯ даже видел то вчера:ЧтоКлимыч на руку нечист, все это знают;Про взятки Климычу читают.А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и обезьяна)Я сколько раз видал, приметьте это сами:Когда боится трус кого,То думает, что на тогоВесь свет глядит его глазами. (Мышь и крыса)Д) Сложноподчиненное предложение с придаточнымследствия"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши вашихпонежней, -Им отвечает Соловей, -А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь". (Квартет)Невежда так же в ослепленьеБранит науку и ученьеИ все ученые труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды. (Свинья под дубом)Е) Сложноподчиненное предложение с придаточнымпричиныЗа что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку(Кукушка и петух)Когда у золота скупой не ест, не пьет, -Не домовому ль он червонцы бережет? (Скупой)Ж) Сложноподчиненное предложение с придаточнымобраза действия, мерыХоть видит око,Да зуб неймет.(Лисица и виноград)К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит. (Мартышка и очки)Невежи судят точно так:В чем толку не поймут, то все у них пустяк. (Петух и жемчужное зерно)З) Сложноподчиненное предложение с придаточнымсравненияПример такой на свете не один:И диво ли, когда жить хочет мещанин,Как именитый гражданин,А сошка мелкая - как знатный дворянин. (Лягушка и вол)Посмотришь на дельца иного:Хлопочет, мечется, ему дивятся все:Он, кажется, из кожи рвется,Да только все вперед не подается,Как Белка в колесе. (Белка)И)Сложноподчиненное предложение с придаточнымцелиНу стоит ли богатым быть,Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спитьИ только деньги лишь копить?Да и на что? Умрем, ведь все оставим. (Бедный богач)К) Сложноподчиненное предложение с придаточным уступкиХотя услуга нам при нужде дорога,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага. (Пустынник и Медведь)В составе басен представлены все типы сложноподчиненных предложений русского языка. Как показал анализ, наиболее частотны в баснях Крылова тип сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Выводы ко 2 главеВ нашем исследовании мы использовали 50 сложноподчиненных предложений, избранных нами из морали басен И.А. Крылова.Сложноподчиненные предложения были проанализированы и распределены на три типа. Исследование показало, что большинство примеров относятся к 3 типу: сложноподчиненным предложениям с придаточными обстоятельства.Применение композиционно-синтаксических конструкций в виде сложноподчиненных предложений в баснях Ивана Андреевича Крылова помогает донести важную мысль морали до читателей.ЗаключениеБасни великого русского писателя Ивана Андреевича Крылова мы знаем с детства. Его удивительные короткие рассказы поучительного характера, басни, были направлены не только на осуждение и высмеивание человеческих недостатков, но и знакомили русской народной фольклористикой, его произведения наполнены образцами устного народного творчества. Применение пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В пословицах автор нашел живописные, лаконичные формулы, которые определяли взгляды И.А. Крылова. Система намеков, иносказаний, использованная в баснях, определило высказывание И.А. Крылова, «говорить истину» «вполоткрыта» заключенное в тексте басни «Волк и Лисица» - «затем, что истина сноснее вполоткрыта».Мораль басен И.А. Крылова можно считать одним из важнейших источниковедческих материалов для изучения синтаксиса русского языка. Вплетение образцов народного творчества, лежащей в основе басен, автор осуществляет через композиционно-синтаксические конструкции, основу которых составляют сложноподчиненные предложения. Мораль басен И.А. Крылова основана на следующих принципахиспользование оттенков простонародной речи;применение синтаксиса устной разговорной речи с типичными для нее особенностями, исключениями из правил;смешивание архаических и традиционно-книжных форм с просторечными формами.В баснях встречаются разные типы сложноподчиненных предложений: с придаточным определительным, с придаточным изъяснительным, с придаточными обстоятельственными.Синтаксис басен очень объемен, конструктивно он позволяет воспринимать большие синтаксические формы как единый афоризм: что ты посеешь - то и жни (“Слон и Кот”).Для композиционно-синтаксической организации сложноподчиненных предложений в морали басен Ивана Андреевича Крылова характерно использование простых союзов и союзных слов для синтаксической конструкции предложения. Среди сложноподчиненных предложений часто встречаются предложения с придаточным изъяснительным. Из 50 примеров в анализируемом материале встречается 8 таких примеров.В составе басен представлены все типы сложноподчиненных предложений русского языка. Как показал анализ, наиболее частотны в баснях Крылова сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Деятельность и творчество И. А. Крылова изучали и изучают до сих пор. На сегодняшний момент необходимо глубже разобрать лингвистические особенности его текстов. Изучением деятельности писателя занимались как литературоведы, так и лингвисты: А. А. Потебня, Н. А. Добролюбов, П. А. Плетнёв, Г. А. Гуковский, В. Г. Белинский, А. Пыпин, Н. Колмаков, М. Лобанов, А. П. Могилянский, Д. Д. Благой, Н. Л. Степанов, В.В. Виноградов, В.Н. Телия и многие другие.Список литературы Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высш. шк., 1990. - 166 с.Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. - 341 с.Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип: структура и значение. М.: Рус. яз., 1983.198 с.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1969. 607 с.Бойко И.В. Формат современных многокомпонентных сложных предложений (на материале художественных произведений) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 10 (93). С. 283-288.Болотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988. -440 с.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. - 368 с.Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1979. - 287 с.Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд, испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2003. 324 с.Кривченко Е.Л. Предложение как средство событийной номинации: Автореф. дис. .докт. филол. наук. -М., 1987. -28 с.Кручинина И.Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке. М.: Наука,, 1988. - 212 с.Крылов, И. А. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3. / И. А. Крылов. – М.: ГИХЛ, 1964. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высш. шк., 1989. - 216 с.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Сов.энциклопедия, 1990. - 685 с.Литературная энциклопедия: В 20-ти т. М.: Сов.энциклопедия, 1935. - Т.9. - 1935. - 832 с.Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1987. - 752 с.Лотман, Ю. М. Проблемы языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики / Ю. М. Лотман // История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство, 2002. – 768 с. Лукьянович Е.А.Шуточные басни И.А. Крылова как форма литературной полемики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014.  № 7. С. 60-62.Михайлов, А. В. Судьба классического наследия на рубеже 17–18 вв. / А. В. Михайлов // Классика и современность. – М.: Наука, 1991. – С. 149–164. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. -М.; Рус. яз., 1988. 304 с.Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980.- 263 с.Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста: Автореф. дис. .докт. филол. наук. Л., 1987. - 33 с.Русская грамматика: В 2-х т. М.: Наука, 1980. -1.2. - 1980. - 709 сПотебня А. А. Из лекций по теории словесности / А. А. Потебня. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 90–97. Силантьев Е.Е. Синтаксическая специализация обобщающего местоимения "все" в предложении и в тексте: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1985. - 18 с.Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. - 368 с.Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.-Л., 1948-1966. - Т.2. - 1951. - С.355-358; Т.7. - 1958. - С.38, 1467; ТДЗ. - 1962. - С.1418-1426; 1515Современный русский язык: Учеб.дляфилол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А. Земская и др. М.: Высш. Шк., 1989.800 с.Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М.: Высш. шк., 1991. - 182 с.Степанов Н. Л. Крылов. Биография и мемуары / Н. Л. Степанов. – М.: Молодая гвардия, 1963. – 72 с. Поэты 1770–1810 гг. / Вступительные заметки, биографические справки и примечания М. Г. Альтшуллера и Ю. М. Лотмана. – Л.: Советский писатель, 1971. – 430 с. http://krilov.ru/http://krilov.ru/Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативныйаспект стилистики текста. М.: Наука, 1987. - 236 с.Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. Волгоград, 1983. - 88 с.Тураева. З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. М.: Просвещение, 1986. - 217 с.Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. -М.: Рус. яз., 1978. 239 с.Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л.: Наука, (Ленингр. отд-ние), 1941. - 620 с.

Список литературы
1) Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высш. шк., 1990. - 166 с.
2) Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. - 341 с.
3) Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип: структура и значение. М.: Рус. яз., 1983.198 с.
4) Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1969. 607 с.
5) Бойко И.В. Формат современных многокомпонентных сложных предложений (на материале художественных произведений) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 10 (93). С. 283-288.
6) Болотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988. -440 с.
7) Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. - 368 с.
8) Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1979. - 287 с.
9) Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд, испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2003. 324 с.
10) Кривченко Е.Л. Предложение как средство событийной номинации: Автореф. дис. .докт. филол. наук. -М., 1987. -28 с.
11) Кручинина И.Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке. М.: Наука,, 1988. - 212 с.
12) Крылов, И. А. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3. / И. А. Крылов. – М.: ГИХЛ, 1964.
13) Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высш. шк., 1989. - 216 с.
14) Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Сов.энциклопедия, 1990. - 685 с.
15) Литературная энциклопедия: В 20-ти т. М.: Сов.энциклопедия, 1935. - Т.9. - 1935. - 832 с.
16) Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1987. - 752 с.
17) Лотман, Ю. М. Проблемы языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики / Ю. М. Лотман // История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство, 2002. – 768 с. Лукьянович Е.А.Шуточные басни И.А. Крылова как форма литературной полемики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 7. С. 60-62.
18) Михайлов, А. В. Судьба классического наследия на рубеже 17–18 вв. / А. В. Михайлов // Классика и современность. – М.: Наука, 1991. – С. 149–164.
19) Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. -М.; Рус. яз., 1988. 304 с.
20) Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980.- 263 с.
21) Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста: Автореф. дис. .докт. филол. наук. Л., 1987. - 33 с.Русская грамматика: В 2-х т. М.: Наука, 1980. -1.2. - 1980. - 709 с
22) Потебня А. А. Из лекций по теории словесности / А. А. Потебня. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 90–97.
23) Силантьев Е.Е. Синтаксическая специализация обобщающего местоимения "все" в предложении и в тексте: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1985. - 18 с.
24) Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. - 368 с.
25) Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
26) Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.-Л., 1948-1966. - Т.2. - 1951. - С.355-358; Т.7. - 1958. - С.38, 1467; ТДЗ. - 1962. - С.1418-1426; 1515
27) Современный русский язык: Учеб.дляфилол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А. Земская и др. М.: Высш. Шк., 1989.800 с.
28) Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М.: Высш. шк., 1991. - 182 с.
29) Степанов Н. Л. Крылов. Биография и мемуары / Н. Л. Степанов. – М.: Молодая гвардия, 1963. – 72 с. Поэты 1770–1810 гг. / Вступительные заметки, биографические справки и примечания М. Г. Альтшуллера и Ю. М. Лотмана. – Л.: Советский писатель, 1971. – 430 с. http://krilov.ru/http://krilov.ru/
30) Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативныйаспект стилистики текста. М.: Наука, 1987. - 236 с.
31) Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. Волгоград, 1983. - 88 с.
32) Тураева. З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. М.: Просвещение, 1986. - 217 с.
33) Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. -М.: Рус. яз., 1978. 239 с.
34) Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л.: Наука, (Ленингр. отд-ние), 1941. - 620 с.

Вопрос-ответ:

Какая тема статьи?

Тема статьи - "Композиционно синтаксическая организация СПП лежащих в морали басен А.И. Крылова".

Какие основания используются для исследования композиционно синтаксической организации сложноподчиненного предложения?

Основаниями для исследования композиционно синтаксической организации сложноподчиненного предложения являются теоретические основы и структурные и семантические признаки сложноподчиненных предложений.

Какие признаки имеют сложноподчиненные предложения?

Сложноподчиненные предложения имеют структурные и семантические признаки. Структурные признаки включают наличие главного и зависимого предложений, союзов и подчинительных союзов. Семантические признаки связаны с выражением причинно-следственных, условных, временных и других отношений в предложении.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что композиционно синтаксическая организация сложноподчиненных предложений в баснях Крылова является объектом лингвистического исследования.

Какие аспекты изучения сложноподчиненных предложений в баснях Крылова рассматриваются во второй главе?

Во второй главе рассматриваются аспекты функционирования в тексте сложноподчиненных предложений в баснях Крылова.

Каким является объект исследования в статье?

Объектом исследования в данной статье является композиционно-синтаксическая организация сложноподчиненного предложения (СПП) в баснях А.И. Крылова.

Какие характеристики имеют сложноподчиненные предложения?

Сложноподчиненные предложения имеют структурные и семантические признаки. Структурные признаки включают наличие главного и зависимого предложений, связанных с помощью подчинительных союзов. Семантические признаки связаны с функциональными и значениевыражающими отношениями между частями предложения.

Какова основная цель исследования?

Основной целью исследования является анализ композиционно-синтаксической организации сложноподчиненного предложения в баснях А.И. Крылова.

Какие аспекты лингвистического изучения сложноподчиненных предложений рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются аспекты функционирования сложноподчиненных предложений в тексте басен А.И. Крылова, а также анализируются структурные и семантические характеристики данных предложений.

К каким выводам приходят авторы первой главы статьи?

Авторы первой главы статьи делают вывод о том, что сложноподчиненные предложения имеют определенные структурные и семантические признаки и могут быть объектом лингвистического исследования в контексте басен А.И. Крылова.

Что такое композиционно-синтаксическая организация СПП в басне А. И. Крылова?

Композиционно-синтаксическая организация СПП в басне А. И. Крылова - это способ, которым автор располагает предложения в тексте басни и осуществляет синтаксическую связь между ними.