Использование дидактических игр и специальные упражнения в коррекционной работе с глухими.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.03.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Игра как средство воспитания и развития глухих дошкольников
2. Игры и специальные упражнения в коррекционной работе с глухими детьми
2.1. Первый год обучения
2.2. Второй год обучения
2.3. Третий год обучения
2.4. Четвёртый год обучения
2.5. Пятый год обучения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Примерная тематика игр по кварталам на IV году обучения
I квартал
Сюжетно-ролевая игра: «Мама и дочка», «Магазин» (различного назначения), «Аптека», «У врача», «На почте», драматизация сказки «Теремок».
Дидактическая игра: «Геометрическое лото», настольные игры «Кто где живет?», «Гуси-лебеди», «Вверху – внизу», «Справа – слева», «За – перед», «Конструктор», «Счетное лото».
Подвижная игра: «Хитрая лиса», «Пастух и стадо», «Прятки», «Мышеловка», «Быстрей по местам».
ІІ квартал
Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «На стройке», «Больница», «Капитаны», «Парикмахерская», Автобус», «Театр», игра-драматизация «Три медведя».
Дидактическая игра: «Назови, что тут деревянное, металлическое, стеклянное», «Кто что потерял?», «Назови, что тут синее, белое, красное», «Над – под», «Впереди – сзади», «Летающие колпачки», «Тематическое лото» (овощи – фрукты, домашние и дикие животные и др.), «Что растет, что не растет?».
Подвижная игра: «Кошка и мышки», «Охотники и зайцы», «Лиса и куры», «Третий лишний», «Пятнашки», «Гуси и волк».
ІІІ квартал
Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад», «Ателье», «На кухне», «Цирк», «В кино», «Железная дорога» (поезд), игра-драматизация «Кошкин дом».
Дидактическая игра: «Рассыпные слова» (из 5 слов), «Бывает – не бывает», «Почини машину», «Наведи порядок», настольно-печатные игры «Золотая рыбка», «В саду и в огороде», «Транспорт», разрезные картинки и кубики (из 4 – 12 частей), «Угадай по описанию».
Подвижная игра: «Самолеты», «Цветные автомобили», «Жмурки», «У медведя во бору», «Попали в обруч», «Паровоз и вагоны», «Медведь и пчелы», игры с мячом, в классы, со скакалками.
2.5. Пятый год обучения

Сюжетно-ролевая игра продолжает формировать у детей умение развивать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу, учит передавать в играх взаимоотношения между персонажами. Продолжается обучение детей отображать в играх разнообразные стороны действительности (труд взрослых, их взаимоотношения, события общественной жизни).
В возрасте 6 – 7 лет нужно учить детей:
действовать в воображаемом плане, использовать различные предметы-заместители;
предварительному планированию предстоящей игры, выделению определенных правил, по которым должен развиваться сюжет игры;
брать на себя разнообразные роли, уметь действовать в соответствии со взятой ролью до конца игры (оценивать умение каждого ребенка не выходить из рамок роли);
использовать в целях развития сюжета игры постройки. Поощрять придуманные детьми различные варианты построек;
формировать у детей навыки коллективной совместной игры, развивать у них умение договориться об условиях игры, распределении ролей, использовании атрибутов;
использовать сюжетно-ролевую игру для воспитания положительных личностных качеств посредством усвоения эталонов поведения персонажей игр;
пересказывать содержание игры, выразить отношение к персонажам, оценить качество исполнения тех или иных ролей детьми.
Продолжается использование дидактических игр в разнообразных целях умственного воспитания. Следует проводить игры, используя приемы:
группировки предметов по определенному, ими самими установленному признаку: цвету, форме, величине, функциональному назначению;
вычленения цвета как признака предмета безотносительно к его назначению, форме, величине;
выбора объемных форм по плоскостному образцу;
воссоздания целостного образа предмета;
подбора игр, направленных на развитие мышления детей (настольно-печатные варианты игр).
Подвижная игра призвана:
развивать у детей умение организовывать свое поведение, воспитывать у них выдержку, целеустремленность, находчивость;
развивать у детей способности воображать определенную ситуацию и действовать в ней;
продолжать учить детей передавать в движениях характер персонажей игры, их отличительные особенности (походка, повадки, манеры);
учить детей действовать строго в соответствии с установленными правилами;
продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно выбирать нужное направление;
формировать в процессе подвижных игр умение действовать согласованно, координировать свои действия с действиями партнеров по игре.
Примерная тематика игр по кварталам на V году обучения
I квартал
Сюжетно-ролевая игра: «Семья» (стирка, уборка, приготовление еды, прием гостей и т.п.), «День рождения в семье», «Рынок», «Летчики», «Столовая», игра-драматизация «Три поросенка».
Дидактическая игра: «Назови, что бывает деревянное, стеклянное, металлическое, пластмассовое», «Лото», «Домашние и дикие животные», «Кто где живет?» (в дупле, в норе, в берлоге, в конуре), разрезные картинки (на кубиках); «Сидит – стоит – лежит – бежит».
Подвижная игра: «Третий лишний», «Горелки», «Волк во рву», «Городки».
ІІІ квартал
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин» (гастроном, универмаг, книжный), «Библиотека», «В метро», «Транспорт» (с использованием крупного напольного строителя), «Зоопарк», «Вокзал», игра-драматизация «Кот, петух и лиса».
Дидактическая игра: «Что тут квадратное, прямоугольное, треугольное, круглое, овальное?», настольный кольцеброс, «Угадай по описанию», «Из какой сказки?», «Летает – прыгает – плавает – ползает».
Подвижная игра: «Снежинки», «Взятие крепости», «Ловля обезьян», «Рыбаки и рыбки», «Пятнашки», «Передай мяч».
ІІІ квартал
Сюжетно-ролевая игра: «Школа», «Ремонт обуви», «На почте», «Поликлиника», «Фотография», игра-драматизация «Красная Шапочка».
Дидактическая игра: «Зоологическое лото», «Рассыпные слова», «Что тут длинное – короткое, узкое – широкое, высокое – низкое», «Летом – осенью – зимой – весной», домино, конструктор.
Подвижная игра (повторяются подвижные игры, усвоенные впредыдущие годы обучения.): «Подбрось – поймай», «Удочка», «Успей убежать», «Слова», игры с обручем, мячом, скакалкой, кольцебросом.
Заключение

Игра как средство воспитания и развития широко используется в дошкольном возрасте. В результате у детей появляется опыт общения, взаимоотношений с окружающими. В играх дети воссоздают жизненные ситуации, усваивают соответствующие им нормы поведения, овладевают с помощью сверстников и педагога определенным словарем. Педагог должен разъяснять содержание игры, правила поведения участников в зависимости от их ролей, поручать разным детям разные роли, чтобы все могли сыграть, что хотят.
Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие слабослышащих и глухих дошкольников. В игре происходит развитие воображения, образного мышления ребенка. Для детей с нарушениями слуха игра может быть важным фактором морально-нравственного развития: в процессе постижения содержания игр происходит овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми.
Совместная деятельность детей, направленная на достижение определенного результата, позволяет им приобрести опыт коллективных отношений, развить положительные качества (чувство товарищества, стремление помочь другому, ответственность). Дети учатся планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.
Специальные коррекционные программы позволяют глухим и слабослышащим детям стать полноценными членами общества, сформировать гармонично развитую личность.
Список литературы

Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 1997.
Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М., 1990.
Белыпюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
Власова ТЛ. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. – М., 1954.
Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 224 с.
Вопросы сурдопедагогики: История и современность: Межвузовский сб. научно-методических работ / Под ред.Е.Г. Речицкой. – М., 2001.
Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Просвещение, 1991. – 117 с.
Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. – М.: Гном и Д, 2006. 127 с.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольника с нарушениями слуха. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция. – СПб: Речь, 2008. – 256 с.
Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогические исследования. – М., 1957.
Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. – М., 1961.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1974.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977.
Зыкова Т.С., Зыкова МЛ. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М., 2002.
Кантор В.З., Никитина М.И., Пенин Т.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. – СПб., 2000.
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителя. – М., 1991.
Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. – Пер. с нем. – М., 2003.
Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей / Под ред. Л.М. Быковой. – М., 2000.
Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушениями слуха. – М.: КАРО, 2006. – 216 с.
Назарова Л П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001.
Психология глухих детей / Под ред. Т.В. Розановой. – М.: Педагогика, 1971. – 448 с.
Сурдопедагогика: Учебник / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
Шпицына Л.М. Ребёнок с нарушенным слухом в семье и обществе. – СПб: Речь, 2009. – 208 с.
Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М., 1990.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
Власова ТЛ. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. – М., 1954.
Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 224 с.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольника с нарушениями слуха. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция. – СПб: Речь, 2008. – 256 с.
Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогические исследования. – М., 1957.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1974.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977.
Зыкова Т.С., Зыкова МЛ. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М., 2002.
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителя. – М., 1991.
Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. – Пер. с нем. – М., 2003.
Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушениями слуха. – М.: КАРО, 2006. – 216 с.
Назарова Л П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001.
Шпицына Л.М. Ребёнок с нарушенным слухом в семье и обществе. – СПб: Речь, 2009. – 208 с.
Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 1997.
Вопросы сурдопедагогики: История и современность: Межвузовский сб. научно-методических работ / Под ред.Е.Г. Речицкой. – М., 2001.
Сурдопедагогика: Учебник / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 83.
Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Просвещение, 1991. – С. 26.












2

Список литературы

1.Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 1997.
2.Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М., 1990.
3.Белыпюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977.
4.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
5.Власова ТЛ. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. – М., 1954.
6.Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 224 с.
7.Вопросы сурдопедагогики: История и современность: Межвузовский сб. научно-методических работ / Под ред.Е.Г. Речицкой. – М., 2001.
8.Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Просвещение, 1991. – 117 с.
9.Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. – М.: Гном и Д, 2006. 127 с.
10.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольника с нарушениями слуха. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
11.Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция. – СПб: Речь, 2008. – 256 с.
12.Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогические исследования. – М., 1957.
13.Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. – М., 1961.
14.Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1974.
15.Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977.
16.Зыкова Т.С., Зыкова МЛ. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М., 2002.
17.Кантор В.З., Никитина М.И., Пенин Т.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. – СПб., 2000.
18.Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителя. – М., 1991.
19.Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. – Пер. с нем. – М., 2003.
20.Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей / Под ред. Л.М. Быковой. – М., 2000.
21.Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушениями слуха. – М.: КАРО, 2006. – 216 с.
22.Назарова Л П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001.
23.Психология глухих детей / Под ред. Т.В. Розановой. – М.: Педагогика, 1971. – 448 с.
24.Сурдопедагогика: Учебник / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
25.Шпицына Л.М. Ребёнок с нарушенным слухом в семье и обществе. – СПб: Речь, 2009. – 208 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль игры играют в коррекционной работе с глухими детьми?

Игры играют важную роль в коррекционной работе с глухими детьми, так как они помогают воспитанию и развитию детей. В процессе игры дети активно участвуют, развивают свои коммуникативные и когнитивные способности, улучшают моторику и координацию движений. Использование игр в коррекционной работе также помогает глухим детям лучше воспринимать и использовать язык.

Какие специальные упражнения применяются в коррекционной работе с глухими детьми?

В коррекционной работе с глухими детьми используются различные специальные упражнения. Например, для развития речи и слуха детей можно использовать упражнения на артикуляцию и восприятие звуков. Для развития моторики и координации движений используются упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. Также используются упражнения на развитие внимания и памяти.

Какие игры подходят для глухих детей в первый год обучения?

В первый год обучения глухих детей можно использовать игры, направленные на развитие базовых навыков и умений. Например, игры на развитие мелкой моторики, такие как сортировка по цвету или размеру. Также можно проводить игры на развитие коммуникативных навыков, например, игры, в которых дети должны общаться друг с другом и передавать информацию по жестам или через специальные символы.

Какие игры подходят для глухих детей в пятый год обучения?

В пятый год обучения глухих детей можно использовать игры, которые помогут им развивать более сложные навыки и умения. Например, игры на развитие логического мышления, такие как головоломки или задачи на логику. Также можно проводить игры, которые помогут развить социальные навыки, например, игры на сотрудничество и взаимодействие в группе.

Какие игры можно использовать в коррекционной работе с глухими детьми?

В коррекционной работе с глухими детьми можно использовать различные игры, такие как сюжетно-ролевые игры, настольные игры, игры на развитие мелкой моторики и координации движений, игры на развитие речи и коммуникативных навыков. Важно выбирать игры, которые помогают развивать основные аспекты развития глухих детей и приспосабливают их к жизни в обществе.

В чем особенности использования игр в работе с глухими детьми?

Основная особенность использования игр в работе с глухими детьми заключается в использовании различных сенсорных и визуальных сигналов, таких как действия, жесты, мимика, рисунки и картинки, чтобы передать им информацию и объяснить правила игры. Также важно обеспечить детей дополнительными средствами коммуникации, такими как использование жестового языка или специальных коммуникаторов.

Какие специальные упражнения можно использовать в коррекционной работе с глухими детьми?

В коррекционной работе с глухими детьми можно использовать различные специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений, речи и коммуникативных навыков. Например, это могут быть упражнения на движение пальцев, построение различных конструкций, игры на развитие слухового внимания и звукового анализа.

Какие игры можно использовать на первом году обучения глухих детей?

На первом году обучения глухих детей можно использовать игры на знакомство с основными предметами и понятиями, игры на развитие внимания и сенсорных ощущений, игры на развитие мелкой моторики и координации движений. Например, это могут быть игры с различными предметами, игры с песком и водой, игры на сортировку и классификацию предметов.

Какие игры можно использовать на пятом году обучения глухих детей?

На пятом году обучения глухих детей можно использовать более сложные игры, которые помогут им развить более высокие когнитивные навыки и коммуникативные умения. Например, это могут быть игры на развитие логического мышления, игры на развитие артикуляционных и артикуляционно-двигательных навыков, ролевые игры с тематическими сюжетами.

Какие игры можно использовать в коррекционной работе с глухими детьми?

В коррекционной работе с глухими детьми можно использовать различные игры, такие как сюжетно-ролевые игры ("Мама и дочка"), игры на развитие мелкой моторики ("Мозаика"), игры на развитие речи ("Угадай слово") и другие специальные упражнения.

В чем состоит роль игр в воспитании и развитии глухих дошкольников?

Игры имеют большое значение в воспитании и развитии глухих дошкольников. Они помогают развивать коммуникативные навыки, моторику, воображение, познавательные способности и другие аспекты развития. Игры создают условия для активного участия детей, способствуют формированию социальных навыков и повышают интерес к обучению.

Какие игры и упражнения используются на разных годах обучения глухих детей?

На первом году обучения глухие дети могут играть в игры на развитие зрительно-моторной координации и основных движений. На втором году обучения акцент делается на развитие слухового восприятия и речи. На третьем году обучения проводятся игры на формирование элементарных навыков чтения и письма. На четвертом и пятом годах обучения игры направлены на углубление знаний и навыков, а также на развитие творческих способностей.