Социальное население и уровень жизни в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 40 40 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 25.02.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения уровня и качества жизни 5
1.1. Сущность основных понятий 5
1.2. Показатели уровня жизни населения 9
1.3. Новации в социальном обслуживании граждан 11
2. Анализ уровня и качества жизни населения России 15
2.1. Показатели уровня жизни населения 15
2.2. Проблемы повышения уровня жизни населения в России 19
2.3. Изменение уровня жизни пенсионеров после пенсионной реформы 21
3. Направления повышения уровня жизни населения России 26
Заключение 33
Список использованных источников 39
Фрагмент для ознакомления

В связи с этим переход к прогрессивной шкале в нашей стране должен быть поэтапным. В первую очередь необходимо освободить от уплаты налога малоимущие слои населения, имеющие доход ниже прожиточного минимума и получающие заработную плату менее минимального размера оплаты труда (с 1 января 2013 г. прожиточный минимум в РФ составил 6 131 руб., что почти на 20% выше минимального размера оплаты труда (5 205 руб.).В большинстве экономически развитых стран определен необлагаемый минимум, граждане с низкими доходами чаще всего полностью освобождены от уплаты НДФЛ. В России же вместо необлагаемого минимума предусматриваются налоговые вычеты, величина которых намного ниже прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.Таким образом, существующая в настоящее время в России налоговая система не отвечает принципам социального государства и нуждается в существенной корректировке, а налоги в условиях сильной дифференциации населения по уровню доходов также не выступают действенным инструментом перераспределения доходов и достижения социальной справедливости в стране.В связи с этим возникает необходимость переориентации социальной политики на активное использование иных методов и инструментов воздействия на уровень и качество жизни. К числу таких инструментов относится социальное страхование.Содержание социального страхования меняется в зависимости от задач, встающих перед обществом. Так, изначально по своей сути социальное страхование предполагает защиту от социальных рисков, наступающих вследствие утраты возможности получения дохода. В России в настоящее время применяются следующие виды страхования: медицинское, по болезни, от несчастных случаев, пенсионное. К сожалению, о неэффективности действующей системы страхования свидетельствуют различные индикаторы уровня и качества жизни, в частности низкий средний размер пенсии, отсутствие качественной и своевременной медицинской помощи и др. Современный характер общественно-экономических отношений, начавшийся в стране курс на модернизацию определяют необходимость как изменения вектора страховых методов, так и расширения инструментов страхования.Так, сложившаяся в нашей стране система обязательного медицинского страхования не отвечает требованиям сегодняшнего дня, не является действенным аккумулятором денежных средств и обеспечения на этой основе качественной медицинской помощи. В то же время распространившаяся практика оказания медицинской помощи на платной основе недоступна для большей части населения. В качестве способа решения проблемы можно предложить перенести центр тяжести страхового бремени на негосударственные структуры. В первую очередь это относится к работающему населению, взносы на медицинское обслуживание которых следует возложить на работодателей, а за государством оставить функции по страхованию неработающих. По мнению авторов, такая мера должна способствовать не только снижению нагрузки на бюджет, но и повышению ответственности работодателей за предоставляемые ими условия труда.Кроме того, опыт развитых стран свидетельствует об эффективности распространения частного страхования и в таком сегменте, как страхование от несчастных случаев на производстве, уже давно ставшем неотъемлемой частью политики конкурентоспособности частных предприятий.Следует остановиться на не менее важном аспекте данной проблемы, а именно, наличие двух практически дублирующих друг друга структур - территориальных страховых фондов и страховых медицинских организаций, что при неэффективном их взаимодействии приводит к увеличению издержек на содержание и обслуживание.Другой важной составляющей системы качества жизни населения является совершенствование системы минимальных социальных стандартов. В настоящее время данная система охватывает большинство аспектов качества жизни: уровень доходов, предоставление различных услуг (медицинских, образовательных, культурных), обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности. Поэтому проблема здесь заключается не в широте охвата, а скорее в недостаточном размере самих гарантий. Возьмем, к примеру, такой социальный норматив, как минимальный размер оплаты труда. Согласно данным официальной статистики за II квартал 2013 г. его величина, установленная на 01.01.2013 в размере 5 205 руб., составляет 65,5% от прожиточного минимума (для сравнения: в конце 1980-х гг. минимальный размер оплаты труда превышал прожиточный минимум в 1,5 раза); минимальный размер стипендии студентам вузов – 1 100 рублей (13,9% от прожиточного минимума). И это притом, что сам прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет всего 7 941 руб. В настоящее время он едва ли покрывает даже минимальный физиологический порог и уж точно не способствует воспроизводству трудовых ресурсов. Столь низкое значение данного норматива, а также отставание темпов его роста от темпов инфляции существенно занижают число реально бедных, способствуют усилению дифференциации доходов.Согласно стандартам Международной организации труда, величина минимальной заработной платы должна быть установлена на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, поскольку основной функцией минимальной заработной платы является восстановление затраченных трудовых усилий на минимально необходимом уровне. Данное соответствие также закреплено в Трудовом кодексе РФ. Однако на практике наблюдаем, что минимальная заработная плата устойчиво ниже величины прожиточного минимума, составляя в разные годы от 20% (в 2003-2006 гг.) и до 60% (2013 г.). Таким образом, получается, что государство само нарушает установленные им же законы.Минимальный размер оплаты труда – это базовый социальный норматив, на котором должна строиться вся система заработной платы. Однако принятые в 2007 г. законодательные поправки к Трудовому кодексу РФ в части определения МРОТ фактически лишили его функций минимального стандарта, поскольку способствовали включению в понятие МРОТ некоторых компенсационных и иных дополнительных выплат. Последствия данной меры скорее будут носить отдаленный характер, однако уже сейчас можно говорить о том, что она фактически уравнивает как в правах, так и в части вознаграждения работников совершенно разных профессий, но при этом работающих, например, на одной территории. Совершенно ясно, что это никак не влияет положительно на качество жизни.ЗаключениеНа основании проведенного исследования выявлены проблемные области и приведены пути решения выявленных проблем:Топливно-энергетический комплекс. В нем нужно повышать производство продуктов с высокой добавленной стоимостью, создавая современные комплексы по нефтепереработке. Существующих мощностей сейчас маловато. Кроме того, надо активнее осваивать нефтяные месторождения в Восточной Сибири и в Арктике. И делать ставку там на другие технологии по перевозке. Вместо трубопроводов надо задуматься о доставке сырья через крупнотоннажный морской транспорт. Это даст толчок еще и к развитию машиностроения.Диверсификация как вид стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов. Естественно, она нужна. России стоит развивать и промышленность, и экономику знаний, и, особенно, космос и связь. В этих сегментах есть у нас и хороший рынок, и технологические наработки, но развитие идет медленно. Очень хорошие перспективы у России по линии атомного машиностроения, гидроэнергетики, металлургии. Эти направления друг другу не противоречат, как показывают примеры Китая, Германии и США. Такая крупная страна, как Россия, просто не может себе позволить развивать только что-то одно.Сельское хозяйство - тоже интересное направление для развития. Но в нем существуют проблемы с инфраструктурой: производство в АПК даже на своих пиках не позволяет существенно наращивать экспорт. Поэтому, сельскохозяйственную инфраструктуру необходимо серьезно расширять, строить новые зерновые терминалы, железные дороги.Невысока еще и производительность труда в сельском хозяйстве. Эта проблема, в основном, связана с автоматизацией производства, здесь снова возвращаемся к развитию отечественного машиностроения. Желательно более активное использование минеральных удобрений. Кроме того, необходимо создавать эффективные модели по страхованию урожая, искать постоянные рынки сбыта для российской сельскохозяйственной продукции;Особые налоговые режимы для малого и среднего бизнеса. Важно создавать и инфраструктуру общего пользования - те же промышленные парки, особые экономические зоны. Пока что подобный инструментарий развит только в крупных агломерациях. Значительная часть себестоимости всех новых бизнес-проектов приходится как раз на инфраструктуру. Рядовой предприниматель не может позволить себе построить завод и подвести к нему еще и магистральные линии, железную дорогу или автотрассу. Это значительные издержки, которые может взять на себя государство.Концентрация действий программ поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит создавать новые рабочие места для тех сотрудников, которых увольняют с градообразующих предприятий. Если же оставшийся безработным житель моногорода готов переехать в другой регион, то он должен получать от государства подъемные.Таким образом, все должно происходить постепенно. Невозможно завтра взять и проснуться уже в новой экономике, где роль топливно-энергетического комплекса сведена к минимуму. Но десять лет для диверсификации российской экономики - вполне реальный срок. Технологии в современном мире дешевеют, скорость модернизации постоянно увеличивается. У России вполне достаточно возможностей и средств, чтобы диверсифицировать экономику за такой срок, снизив долю энергоресурсов в ней до 30-40 процентов с имеющихся 70 процентов, и тем самым повысить уровень жизни населения.В данной ситуации необходимо скорейшее применение ряда мер законодательного и иного характера, в частности:1)принятие нормативного документа, гарантирующего обязательное установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;2)существенная корректировка методики расчетов прожиточного минимума, позволяющая отразить как можно большее количество факторов, влияющих на качество жизни населения;3)введение обязательного контроля за исполнением нормативных документов, а также санкций за ненадлежащее их исполнение.Несмотря на предпринимаемые усилия и некоторые позитивные перемены в демографических процессах, целый ряд социальных проблем так и не был решен. Прежде всего, это:сокращение численности населения страны, высокий уровень смертности и низкая продолжительность жизни;растущая социальная поляризация населения;достаточно высокий уровень безработицы в стране;межрегиональные конфликты, порождаемые в том числе значительным разрывом в уровне социально-экономического развития субъектов РФ.Однако простое увеличение социальных расходов государства не означает повышения эффективности их использования, так как основным показателем эффективного расходования бюджетных средств должно служить улучшение условий и качества жизни населения.В связи с этим напрашивается вывод о снижении роли прямых методов бюджетного регулирования повышения уровня и качества жизни людей. На их смену должны прийти косвенные финансовые методы – налоговые и страховые инструменты.Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества (а за чертой бедности у нас живет 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной сферы. К числу основных направлений повышения уровня жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения. В условиях рыночной экономики велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Требуют немедленного осуществления меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам. Большую роль может сыграть эффективная антимонопольная политика, защита отечественного производства посредством введения антидемпинговых квот и технических барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса. Особую важность представляют меры по сохранению и развитию отечественного научно-технического потенциала. Среди них субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом, освобождение от налогов затрат на НИОКР. Действенным также видится сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, субсидирование затрат научно-технических организаций на пользование информационными сетями и базами данных. Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей. Сравнительный анализ показывает, что по жилищным условиям Россия в значительной степени отстает от развитых стран. В России в современных условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности жилищно-эксплуатационных служб. Оправдывает себя практикуемая для отдельных категорий населения система жилищных сертификатов. Важно отметить, что размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством. Основой формирования здорового и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Ни для кого не секрет, что в «плачевном состоянии» находятся у нас в стране муниципальные сети здравоохранения. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо оснастить новым диагностическим оборудованием более десяти тысяч муниципальных поликлиник (из них более трети на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров. Необходимо обновить автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи. Финансирование системы здравоохранения целесообразно осуществлять посредством прямой оплаты услуг населением и целевых взносов предпринимателей и работников (в отличие от входящих в общий налог отчислений, существующих в РФ в современных условиях). Целевое финансирование обеспечит весомые позиции здравоохранения в иерархии общественных приоритетов, а взносы направятся непосредственно на нужды охраны здоровья. В сфере государственного регулирования особую значимость приобретают целевая помощь нуждающимся в дорогостоящем лечении, направленность медицины на поиск новых, менее затратных и более действенных путей профилактики и лечения заболеваний, обеспечение гарантий бесплатности необходимого набора медицинских услуг. Нуждается в изменении организационно-правовая форма медицинских учреждений. Необходима разработка новой системы нормирования и оплаты труда медработников для повышения их заинтересованности в результатах труда. Требует немедленного осуществления поиск путей совершенствования системы образования в России, улучшения качества и повышения уровня образования подготавливаемых специалистов. Первые шаги к созданию современной системы уже сделаны – принята Доктрина об образовании, основные положения которой призывают качественно изменить систему финансирования образования, создать социально-экономические условия для приоритетного развития системы образования, обеспечить развитие высших учебных заведений и усилить контроль деятельности негосударственных вузов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам. Для того чтобы повысить уровень жизни населения наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими уровня жизни.Список использованных источниковБестужев-Лада И. В.Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни// Современные концепции уровня, качества и образа жизни. - М.: ИСИАНСССР. 1978. - С. 20-21Всеобщая декларация прав человека. 10.12.1948Изабакаров И.Г., Ниналалова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 272 с.Кузнецова Н. Вопросы референдума: прогрессивная шкала налогообложения. URL: http://www.nt-kprf.ru/news/voprosy_referenduma_progressivnaja_shkala_nalogooblozhenija/2011-04-27-707Маллаева М.И. Социальная защита населения: вопросы теории и практики. Махачкала: Наука плюс, 2009. 288 сМаркс К.Экономическо-философские рукописи 1844 года. Первая рукопись// К. Маркс и Ф. Энгельс. Собрание сочинений. Изд. 2. Т. 42. С. 62Митин М.Б.НТР, образ жизни и идеологическая борьба// Проблемы социалистического образажизни. М.: Наука. 1977. С. 235Ниналалова Ф.И. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства // Финансы и кредит. 2013. № 36. C. 16-21.Ниналалова Ф.И., Маллаева М.И. Финансовые инструменты повышения качества жизни населения//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. №14 (200). С. 24-31.Чичелёв М.Е. К вопросу об альтернативе плоской и прогрессивной шкал налогообложения доходов физических лиц // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. № 17. С. 25-29.Экспертный сайт Высшей школы экономики. URL: http://www.opec.ru/1243047.htmlЭрхард Л.Благосостояние для всех. М.: Дело. 2011. С. 147.McCall S.Quality of Life// Social Indicators Research. Vol. 2. №2. 1975. P. 229.Pigou А.С.Economics of' Welfare. 4thed. London, 1932. P. 10.

Список использованных источников

1. Бестужев-Лада И. В. Методологические пробле¬мы исследования качества, уровня и образа жизни// Современные концепции уровня, качества и образа жизни. - М.: ИСИАНСССР. 1978. - С. 20-21
2. Всеобщая декларация прав человека. 10.12.1948
3. Изабакаров И.Г., Ниналалова Ф.И. Бюджет¬ная система Российской Федерации: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 272 с.
4. Кузнецова Н. Вопросы референдума: прогрес¬сивная шкала налогообложения. URL: http://www.nt-kprf.ru/news/voprosy_referenduma_progressivnaja_shkala_nalogooblozhenija/2011-04-27-707
5. Маллаева М.И. Социальная защита населе¬ния: вопросы теории и практики. Махачкала: Наука плюс, 2009. 288 с
6. Маркс К. Экономическо-философские ру¬кописи 1844 года. Первая рукопись// К. Маркс и Ф. Энгельс. Собрание сочинений. Изд. 2. Т. 42. С. 62
7. Митин М.Б. НТР, образ жизни и идеоло¬гическая борьба// Проблемы социалистического образажизни. М.: Наука. 1977. С. 235
8. Ниналалова Ф.И. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства // Фи¬нансы и кредит. 2013. № 36. C. 16-21.
9. Ниналалова Ф.И., Маллаева М.И. Финансовые инструменты повышения качества жизни населения//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. №14 (200). С. 24-31.
10. Чичелёв М.Е. К вопросу об альтернативе плоской и прогрессивной шкал налогообложения доходов физических лиц // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. № 17. С. 25-29.
11. Экспертный сайт Высшей школы экономи¬ки. URL: http://www.opec.ru/1243047.html
12. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Дело. 2011. С. 147.
13. McCall S. Quality of Life// Social Indicators Research. Vol. 2. №2. 1975. P. 229.
14. Pigou А.С. Economics of' Welfare. 4th ed. London, 1932. P. 10.

Вопрос-ответ:

Какие показатели уровня жизни населения можно использовать для анализа?

Для анализа уровня жизни населения можно использовать такие показатели, как средний доход на душу населения, уровень безработицы, уровень образования, доступность медицинских услуг, качество жилищных условий и другие социально-экономические показатели.

Какие новации в социальном обслуживании граждан существуют в России?

В России существуют различные новации в социальном обслуживании граждан, такие как электронное правительство, цифровизация социальных услуг, развитие онлайн-платформ для получения социальной поддержки, создание удобных мобильных приложений для обращения к социальным службам и др.

Какие проблемы повышения уровня жизни населения существуют в России?

В России существуют проблемы, связанные с низким уровнем доходов населения, безработицей, недостаточной доступностью качественного образования и медицинского обслуживания, неравномерным развитием регионов, низким уровнем жилищных условий, а также проблемы, связанные с нерациональным использованием средств социальной поддержки.

Как изменился уровень жизни пенсионеров после пенсионной реформы?

После пенсионной реформы уровень жизни пенсионеров в России стал вызывать большие обсуждения. Некоторые считают, что пенсионная реформа привела к снижению уровня жизни пенсионеров из-за увеличения пенсионного возраста и сокращения пенсий. Другие же утверждают, что пенсионная реформа была необходима для обеспечения устойчивости пенсионной системы и в долгосрочной перспективе может привести к повышению уровня жизни пенсионеров.

Какие направления повышения уровня жизни населения существуют?

Для повышения уровня жизни населения необходимо развитие экономики, создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан, улучшение доступности и качества образования и медицинского обслуживания, развитие инфраструктуры, решение проблемы с жилищным вопросом, развитие социального обслуживания и социальной поддержки, сокращение неравенства и др.

Какие показатели используются для изучения уровня жизни населения в России?

Для изучения уровня жизни населения в России используются различные показатели, такие как среднедушевой доход, уровень безработицы, уровень образования, доступность медицинских услуг, жилищные условия и другие.

В чем состоит сущность понятий "уровень жизни" и "качество жизни"?

Уровень жизни - это совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает население определенной страны или региона. Качество жизни - это более широкий показатель, включающий не только материальные достижения, но и уровень здравоохранения, образования, социальной защищенности и другие факторы, влияющие на благополучие людей.

Какие новации в социальном обслуживании граждан в России можно отметить?

В России в последние годы было внедрено несколько новаций в социальном обслуживании граждан. Например, введение электронных сервисов в сфере социального обслуживания, бесплатная медицинская помощь определенным категориям граждан, активное вовлечение населения в процесс принятия решений.

Какие проблемы с повышением уровня жизни населения в России можно выделить?

Среди основных проблем с повышением уровня жизни населения в России можно выделить высокую безработицу, неравномерное распределение доходов, низкое качество жилищного фонда, ограниченность доступа к качественным медицинским услугам, низкий уровень пенсий и другие. Эти проблемы требуют комплексных мер, чтобы быть решенными.

Как изменился уровень жизни пенсионеров после пенсионной реформы в России?

После пенсионной реформы в России уровень жизни пенсионеров в некоторых случаях снизился из-за установления более позднего возраста выхода на пенсию. Однако, были также предприняты меры для компенсации убытков пенсионеров, такие как индексация пенсий и социальная поддержка. Итоговый эффект на уровень жизни пенсионеров требует дополнительного исследования.

Что такое уровень жизни населения?

Уровень жизни населения - это совокупность материальных, социальных и культурных условий, которые определяют благосостояние и комфорт жизни людей в определенной стране или регионе. Он может измеряться различными показателями, такими как доходы, доступность жилья, образование, здравоохранение и другие.

Какие показатели используются для измерения уровня жизни населения?

Для измерения уровня жизни населения используются различные показатели. Одним из основных показателей является средний доход на душу населения, который позволяет оценить экономическую благосостояние граждан. Также используются показатели доступности жилья, образования, здравоохранения, социальной защиты и других услуг и благ, которые влияют на уровень комфорта и благополучия населения.