Недропользование в контексте национальной безопасности РФ. Понятие энергетической (сырьевой) безопасности
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 25.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Недропользование в контексте национальной безопасности РФ. 5
Понятие энергетической (сырьевой) безопасности 12
Заключение 17
Список литературы 18
При этом основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.
Вполне очевидно, что энергетика определяет уровень и темпы социально-эко номического развития страны. Еще академик П.Л. Капица первым обратил внимание на жесткую корреляцию между уровнем экономического развития и удельной энерговооруженностью государства. Создать мощную современную экономику могут только энергетически развитые страны, сумевшие построить у себя мощный энергетический комплекс. При этом экономический рост обязательно должен сопровождаться ускоренным, опережающим ростом энергетики, от которой напрямую зависят темпы, структура, устойчивость и безопасность экономического роста страны [9].
Энергетические проблемы обусловили настоятельную необходимость проведения эффективной политики, обеспечивающей энергетическую безопасность России. Правовое обеспечение энергетической безопасности связано с формированием правовой политики государства, исследование которой включает в себя декларативно заявленные государством цели и приоритеты энергетической отрасли, стратегию ее развития, адекватное отражение энергетической политики в законодательной базе, правоприменительных актах и судебной практике.
По нашему мнению, состояние энергетической безопасности оценивается рядом факторов:
способностью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос достаточным количеством энергоносителей требуемого качества;
способностью потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;
устойчивостью энергетического сектора к внешним экономическим, политическим и военным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, а также внешними военными, политическими и экономическими акциями);
Появление нового законодательного акта в сфере безопасности традиционно для нашей страны означает рост нормативных правовых актов, направленных на ужесточение мер по охране, создание технических, технологических, организационных систем безопасности, появление все более мощного контрольно-надзорного аппарата. К сожалению, по нашим наблюдениям, в области энергетической безопасности стал проявляться бюрократически очевидный подход, направленный на усиления запретов и создание все более сложных, а в некоторых случаях избыточных систем государственного контроля. А это, как известно, прямой путь к коррупции.
И не факт, что реализация основных положений Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» снизит аварийность в ТЭК. Особенно это относится к так называемым системным авариям, таким как энергетическая катастрофа в Московском регионе 25.05.2005 (аварии на энергетической подстанции «Чагино»), в результате которой на несколько суток были обесточены объекты промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Москвы и ряда прилегающих областей [10].
Следует заметить, что системные аварии в ТЭК представляют наибольшую опасность для экономики и населения любого государства. Так, одна из крупнейших энергетических аварий ХХI в., при которой было потеряно более 61 тыс. мВт электроэнергии, произошла 14.08.2003 на территории США и Канады. Эта авария затронула более 50 млн человек и нанесла ущерб в размере около 10 млрд долл. в США и более 2 млрд канадских долл. в Канаде. В целом продолжительность аварии составила 48 ч. Однако в некоторых районах США полное энергоснабжение было восстановлено лишь через 4 сут, а в Канаде — через 7 сут. [10]
Известно, что в 70% случаев аварий и катастроф человеческий фактор является определяющим [6]. С другой стороны, человек сам устанавливает «нормативы» износа оборудования, безопасности, опасности, риска и т.д. В мире и в нашей стране конкурируют сотни и тысячи нормативов безопасности — энергетические, экологические, санитарные, технические, отраслевые, региональные и т.д.
В то же время на сегодняшний день нельзя избежать локальных нарушений энергетической безопасности отдельных объектов и целых регионов. По-прежнему в энергетике высок риск аварий и катастроф.
Причины сформулированы в Энергетической стратегии России, это:
- высокая степень износа основных фондов ТЭК (60-80%);
- низкая степень инвестирования в развитие отраслей ТЭК (за последние 5 лет объем инвестиций в ТЭК составил около 60% объема, предусмотренного Энергетической стратегией России);
- монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53%;
- несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты и др.
И это, как отмечено в Стратегии, «системные проблемы всей российской энергетики». При этом стратегическими целями государственной политики в сфере обеспечения энергетической безопасности являются:
- последовательное улучшение ее главных характеристик: способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;
- способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение;
- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
Таким образом, все вышеизложенное убеждает в том, что энергетическая безопасность является неотъемлемой составной частью национальной и экономической безопасности, в свою очередь, представляет собой сложносоставную научную категорию.
Заключение
Государственная политика в области недропользования не может проводиться вне связи с экономической политикой государства. Недропользование нельзя изолировать от реформирования налоговой системы, создания благоприятного инвестиционного климата, тарифно-ценового регулирования естественных монополий, порядка формирования доходов и расходов федерального и региональных бюджетов. Оно должно, с одной стороны, органически вписываться в контекст проводимых социально-экономических преобразований в стране, с другой — в необходимой мере предопределять такие преобразования.
На сегодняшний день нельзя избежать локальных нарушений энергетической безопасности отдельных объектов и целых регионов. По-прежнему в энергетике высок риск аварий и катастроф. Причины сформулированы в Энергетической стратегии России, это: высокая степень износа основных фондов ТЭК (60-80%); низкая степень инвестирования в развитие отраслей ТЭК (за последние 5 лет объем инвестиций в ТЭК составил около 60% объема, предусмотренного Энергетической стратегией России); монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53%; несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты и др. И это, как отмечено в Стратегии, «системные проблемы всей российской энергетики».
При этом стратегическими целями государственной политики в сфере обеспечения энергетической безопасности являются: последовательное улучшение ее главных характеристик: способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости; способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение; устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
Таким образом, все вышеизложенное убеждает в том, что энергетическая безопасность является неотъемлемой составной частью национальной и экономической безопасности, в свою очередь, представляет собой сложносоставную научную категорию.
Список литературы
Аксенов Ю.М. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования в Российской Федерации - России / Ю.М. Аксенов. – М.: Восход-А, 2011. - 86 с.
Изюмов И.В. Правовой статус хозяйствующих субъектов в сфере недропользования // Горные ведомости. 2012. № 8 (99). С. 54-57.
Зорин А.П., Паламарь С.В. Участки недр: вопросы систематизации и учета [Электронный ресурс] / URL: http://www.gisa.ru
Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ. Принят постановлением Межпарламентской Ассоциации государств-участников СНГ 17.12.2002 № 20-8.
Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Бринчук М.М. Экологическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. М., 2012. № 4.
Стратегические риски России: оценка и прогноз // МЧС России / Под ред. Ю.Л. Во робьева. М., 2014.
Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы безопасности объектов топливно-энергетического комплекса // Научные исследования: Общественные науки. 2011. № 3.
Шпаковский Ю.Г. Техногенная безопасность современной России. Учебное пособие. М., 2013.
18
2. Изюмов И.В. Правовой статус хозяйствующих субъектов в сфере недропользования // Горные ведомости. 2012. № 8 (99). С. 54-57.
3. Зорин А.П., Паламарь С.В. Участки недр: вопросы систематизации и учета [Электронный ресурс] / URL: http://www.gisa.ru
4. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
5. Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ. Принят постановлением Межпарламентской Ассоциации государств-участников СНГ 17.12.2002 № 20-8.
6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
7. Бринчук М.М. Экологическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. М., 2012. № 4.
8. Стратегические риски России: оценка и прогноз // МЧС России / Под ред. Ю.Л. Во робьева. М., 2014.
9. Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы безопасности объектов топливно-энергетического комплекса // Научные исследования: Общественные науки. 2011. № 3.
10. Шпаковский Ю.Г. Техногенная безопасность современной России. Учебное пособие. М., 2013.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет энергетическая сырьевая безопасность для России?
Энергетическая сырьевая безопасность имеет огромное значение для России, так как страна является одним из крупнейших производителей и экспортеров энергетического сырья, включая нефть, газ и уголь. Надежное и безопасное недропользование позволяет обеспечить устойчивое развитие энергетического комплекса, а следовательно, и национальной экономики в целом.
Какие аспекты национальной безопасности России связаны с недропользованием?
Недропользование напрямую связано с обеспечением энергетической безопасности России. Основные аспекты в этом контексте включают обеспечение стабильного поставок энергоресурсов как на внутренний рынок, так и на внешние рынки, снижение зависимости от импорта, повышение эффективности использования энергоресурсов и развитие технологического потенциала отечественной энергетики.
Каковы основные цели энергетической безопасности?
Основными целями энергетической безопасности являются обеспечение безопасности поставок энергоресурсов, гарантированное обеспечение страны достаточным количеством энергоносителей высокого качества, а также повышение конкурентоспособности отечественных энергетических компаний на мировом рынке.
Какое значение имеет конкурентоспособность отечественных энергетических компаний для национальной безопасности?
Конкурентоспособность отечественных энергетических компаний играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности. Сильные отечественные компании способны обеспечивать устойчивое развитие энергетического комплекса, создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции и содействовать экономическому росту.
Какое значение имеет эффективное использование энергоресурсов для национальной безопасности?
Эффективное использование энергоресурсов имеет огромное значение для национальной безопасности, так как позволяет сократить зависимость от импорта и снизить риски экономических и энергетических кризисов. Кроме того, повышение эффективности использования энергоресурсов способствует сокращению негативного воздействия на окружающую среду.
Каково понятие энергетической сырьевой безопасности?
Энергетическая сырьевая безопасность - это обеспечение достаточным количеством энергоносителей и эффективное использование энергоресурсов для обеспечения устойчивости экономического развития и национальной безопасности России.
Как недропользование связано с национальной безопасностью РФ?
Недропользование, то есть разработка и использование природных ресурсов, особенно энергетических, играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности России. Надежное и стабильное снабжение энергоносителями является основой для устойчивого развития страны.
Какие основные принципы энергетической безопасности?
Устойчивое обеспечение спроса на энергоносители, эффективное использование энергоресурсов и повышение конкурентоспособности отечественных производителей - основные принципы энергетической безопасности России.
Какие проблемы могут возникнуть при недостатке энергетической сырьевой безопасности?
Недостаток энергетической сырьевой безопасности может привести к зависимости от импорта энергоносителей, росту цен на энергию, снижению конкурентоспособности отечественных производителей и угрозе национальной безопасности России.
Какая роль государства в обеспечении энергетической сырьевой безопасности?
Государство играет важную роль в обеспечении энергетической сырьевой безопасности, поскольку оно отвечает за разработку и регулирование недропользования, содействие развитию отечественных энергетических компаний и поддержку национальных интересов в сфере энергетики.