конфуцианство и логика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логика
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 28.02.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Сам человек несет ответственность за то, чтобы воспроизводить эти нормы: «Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие… Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?».В конфуцианстве гуманность и ритуал тесно связаны, причем, человеку необходимо приложить усилия для преодоления себя, для включения в систему отношений, которые регулируются правилами этикета. Это следует сделать для того, чтобы проявить себя самым лучшим образом и в дальнейшем не прикладывать для этого дополнительные усилия, стать «благородным мужем» (Цзюнь-цзы).В конфуцианском учении необходимой является уравновешенность воспитанности и естественности. То есть, здесь речь идет о сочетании стремления быть воспитанным, деятельного участия в процессе воспитания самого человека, ответственности человека за свои поступки, за свое поведение. Таким образом, Конфуция построил свое учение на основе ритуализации политики, нравственности, семейных отношений. Согласно мнению Конфуция, культ предков играет большую роль в успехе ритуала. Семейные узы являются самыми крепкими и искренними среди всех других отношений. Конфуций и здесь стремиться к осуществлению ритуализации, находя в почитании предков как основы политических устоев, так и морали.Как же связаны между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных качеств? Теоретически возможно, что каждый человек может быть благородным мужем. Однако какое место в этом занимает социальное неравенство?Поскольку люди обладают различными способностями к регулированию своего поведения, то соответственно, каждый социальный слой должен выполнять особые требования и придерживаться различных правил поведения. Способность регулировать свое поведение является природной. Конфуцием положение человека в обществе связывается не со знатным происхождением или богатством, а с моральной характеристикой.Конфуцием дается развернутый образ человека, который соответствует моральным заповедям конфуцианства. Это цзюнь-цзы («благородный муж»), которому противопоставляется «низкий человек». У низкого человека нет должных знаний, его поведение не подчиняется правилам этикета: «Кун-цзы сказал: Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека».Таким образом, низкий человек не обладает гуманностью, то есть, он не способен к правильному поведению с людьми. Гуманность – это прерогатива благородного мужа, который способен и обязан поступать правильно. От благородных мужей, как полагал Конфуций, зависит порядок в Поднебесной. Таким образом, особое значение Конфуций придает описанию достойного правителя, такого правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей в целях улучшения управления государством, Конфуций заявил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».Правитель может быть благородным мужем, если будет соблюдать определенные требования.Конфуций особое внимание обращает на то, что власть должна находиться в руках верховного правителя, «сына Неба», а не сановников, поскольку именно верховный правитель несет ответственность за то, чтобы поддерживать естественный ход вещей, обеспечивать стабильность в государстве: «Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, (приказы) на карательные походы исходят от сына неба… Когда в Поднебесной царит дао, то правление уже не находится в руках у сановников. Когда в поднебесной царит дао, то простолюдины не ропщут». Идеально правление таким образом не зависит от государственных мероприятий, осуществляемых правителем, оно зависит от самой личности правителя, от его поведения: «Если личное поведение тех, (кто стоит на верху) , правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, (кто стоит наверху), неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется». То есть, здесь речь идет о форме правления, не связанной с преднамеренными действиями. Конфуцием идеальная форма правления связана с тем, что поддерживается естественный и неизменный порядок вещей посредством недеяния достойного правителя, который своим поведением выполняет функцию восполнения недостающих звеньев всеобщих связей в соответствии с дао, избегающего частных намерений и надуманных действий. В этом сближаются мировоззренческие основы конфуцианства и даосизма. Таким образом, благородный муж ведет себя в соответствии с волей Неба, у его знаний отсутствует корыстная цель. Знания для него являются самоценными и направленными на существенное и общении, а не на частное. Если благородный муж бескорыстно получает знания, то он приближается к состоянию совершенномудрого. Данное состояние Конфуцием связывалось с гуманностью, представляющую собой высшую истину. Идеал поведения заключается в покое, уравновешенности. Гуманность Конфуцием определялась как способность разбираться в людях, осуществлять управление ими. ЗаключениеТаким образом, в конфуцианстве не были разработаны сугубо логические проблемы и категории. Скорее мы можем утверждать, что конфуцианство развивало культ логического, выстроенного мышления и устройства всего общества в целом. То есть, логика в конфуцианстве выполняла прикладную задачу и служила для реализации риторических формул. Конфуцианство – это пример прекрасного и логичного социального и этического философского учения. Гуманность в конфуцианстве не связана с социальной иерархией, государственным устройством, она относительно независима от общественного положения. Соответственно, придавая большое значение управлению государством, призывая людей к тому, чтобы они заняли свое место в социальной иерархии и выполняли свой долг в строгом соответствии с этикетом, Конфуций в то же время делает упор на мораль, предусматривая возможность для человека самому определять, что хорошо, а что плохо: «Учитель сказал: «Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали».Список литературыЕрышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000.// http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-70.htmlМаслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003.// http://ec-dejavu.ru/c-2/Confucio.htmlТруды Конфуция.// http://lunyu.ru/Хайтянь Г. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дисс. канд. полит.наук. – Владивосток, 2011. [Ресурс локального доступа]Этика и Эстетика./Сост.: А.М. Пронин. – СПб., 2005.


1. Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000.// http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-70.html
2. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003.// http://ec-dejavu.ru/c-2/Confucio.html
3. Труды Конфуция.// http://lunyu.ru/
4. Хайтянь Г. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дисс. канд. полит. наук. – Владивосток, 2011. [Ресурс локального доступа]
5. Этика и Эстетика./Сост.: А.М. Пронин. – СПб., 2005.

Опубликовано

Содержание

Введение

1. Жизнь Конфуция

2. Учение Конфуция

3. Школа Конфуция

4. Культ Конфуция. Конфуцианство

Вывод

библиография

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Из всех стран по всему миру Китай может похвастаться самой древней цивилизации. Цивилизация Китая так же стара, как египетская, и, несомненно, более древней вавилонской и ассирийской.

Китай - самая революционная страна на свете, так как воззрениям китайцев, подкрепленным и освящены древние китайские мудрецы, народ обязан оказывать открытое сопротивление их руководитель, как только небо выкажет их недовольство сына, ниспосылая на страны народной различных стихийных бедствий, таких, как например, голод, наводнения и др.; ибо от такого несчастья смотреть привычка, как последствия коррупции государя. До тех пор, пока принц живет добродетельной и точно соблюдает заповеди неба, в стране никогда не может быть посещаема такие катастрофы.

Принципы, на которых соотечественники Конфуция построили жизнь до столкновения с Западной цивилизацией, в середине XIX века, разительно отличаются от принципов современной жизни Китая. Почему воплощение в жизнь философских категорий, известный мудрец, стало возможным в Китае VI века до нашей эры? Как это было в Китае во времена Конфуция?

Характерным для этого периода эпизод имел место в год, 597. Правитель княжества Чу Чжуанван считается, что княжество Чжэн провинилось перед ним, пошел на него войной, победил уже был готов войти в столицу. Но у ворот столицы Чжэн путь помешало ню чжэнский князь Сянгун, тащивший овец. Он показал, что признает свою вину перед Небом и государство Чу и будет подчиняться воле Чжуанвана.

Руководитель Чу сделал шаг Сянгуна с пониманием и интерпретировать его появление как свидетельство высокого достоинства этого правителя, потому что он мог пойти на крайнее унижение во имя своего народа. Решив не уступать ему в дуэли духовных совершенств, Чжуанван ответил побежденному с истинно рыцарским жестом: он не вошел в город и взял войска на тридцать ли, избавив тем самым несчастного случая Сянгуна после заключения позорного мира", под стенами города".

Чжуанван видели в побежденном сопернике человека, готового на все ради того, чтобы избавить своих подданных от банкротства и позора, и Сянгун, без сомнения, был благодарен Чжуанвану за возможность "сохранить лицо".