Реализация гос.программы Здравоохранение на 2012-2018
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 28.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретико-методологические и методические основы разработки и реализации государственных программ 7
1.1. Сущность и содержание программно-целевого управления 7
1.2. Методология разработки и реализации государственных программ в Российской Федерации и Москве 9
2. Анализ московской практики разработки и реализации государственной программы (на примере государственной программы Здравоохранения на 2012-2018 гг. в Москве) 14
2.1. Общая характеристика программы здравоохранения 14
2.2. Оценка результативности реализации государственной программы здравоохранения на примере подпрограммы развития первичной медико-санитарной помощи населению Москвы 19
3. Пути совершенствования эффективности программно-проектного управления в развитии здравоохранения Москвы 23
3.1. Финансовые ресурсы для реализации программы 23
3.2. Применение маркетинговых методов для успешной реализации программы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 34
Финансовые ресурсы, которыми располагает БУЗ, должны обеспечить его эффективную работу по оказанию качественной и своевременной лечебно-про филактической помощи населению. Особенности финансов БУЗ [14]:
• тесная связь с бюджетом;
• часть финансовых ресурсов формируется за счет самостоятельно заработанных доходов;
• отсутствие самостоятельности в расходовании средств.
Расходы БУЗ группируются в соответствии с КОСГУ. Система фондов ОМС призвана обеспечить сохранение права каждого гражданина на получение медицинской помощи по потребности вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания и работы [5, 12]. Основными целями введения ОМС являются:
• расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет активного привлечения внебюджетных ресурсов, и в первую очередь средств от приносящей доход деятельности;
• децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям;
• повышение экономической эффективности расходования средств на медицинское обслуживание;
• расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, усиление их социальной и экономической ответственности за конечные результаты работы [13];
• создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении преимущественно бесплатного для населения медицинского обслуживания;
• создание материальной заинтересованности у предприятий и граждан в улучшении условий тру да, природоохранной деятельности, снижения заболеваемости за счет общей профилактики и здорового образа жизни.
С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России источниками финансовых ресурсов стали: бюджетные средства, взносы работодателей на ОМС, средства населения и средства ведомств и предприятий. Важным фактором улучшения финансового обеспечения здравоохранения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования. Основной задачей в области организации, экономики и финансирования здравоохранения является определение путей достижения максимального медицинского и экономического эффекта [14]. При этом особое значение имеет разработка предложений по наиболее эффективному, рациональному и экономическому использованию средств, направляемых на содержание медицинских учреждений.
В дополнение к прямому финансированию и оплате в рамках ОМС, за счет средств бюджетов финансируется реализация различных целевых программ в области здравоохранения, а с 2006 года – приоритетного национального проекта «Здоровье». Средства бюджетов всех уровней включают в себя средства, выделяемые соответствующим главным распорядителям средств и предназначенные для финансирования соответствующих учреждений здравоохранения и органов управления в рамках утвержденных лимитов и соответствующих бюджетов. Средства внебюджетных фондов формируются за счет налоговых доходов бюджета, а также субсидий, выделяемых фондам из бюджета, и страховых взносов на медицинское страхование неработающего населения, осуществляемых за счет бюджетов. Кроме того, источниками финансирования здравоохранения выступают личные средства граждан, поступающие в виде прямых платежей (оплата платных медицинских услуг) и в виде страховых платежей на добровольное медицинское страхование (далее – ДМС), а также средства работодателей в виде платежей по ДМС за своих работников и чле нов их семей, добровольные пожертвования (благо творительные взносы) организаций (в том числе фондов) и отдельных граждан и иные поступления.
Рис. 2. Движение бюджетных средств по отношению к бюджетному учреждению здравоохранения.
Такое многоканальное финансирование, с одной стороны, позволяет здравоохранению в целом и от дельным учреждениям – в частности, существовать в условиях недостаточности основных источников финансирования, но, с другой стороны, снижает прозрачность и эффективность расходования средств на здравоохранение. Бюджетные средства поступают в БУЗ различными путями, в том числе через внебюджетные социальные фонды, при этом средства бюджета, направляемые в систему ОМС, поступают через страховые медицинские организации (далее – СМО). На рисунке 2 представлена связь между звеньями.
Такая сложная цепочка в движении денежных средств неизбежно ведет к снижению эффективности использования ресурсов БУЗ.
3.2. Применение маркетинговых методов для успешной реализации программы
В финансовой деятельности БУЗ были выделены следующие направления [1].
1. Планирование, главной задачей которого является определение возможностей получения финансовых средств, способов их рационального и эффективного использования для достижения целей БУЗ.
2. Аналитическая деятельность в разрезе финансовых ресурсов БУЗ, когда объектом является не только использование финансов, кадрового коечного ресурса, нагрузка на сотрудников, но и оптимизация лечения заболеваний по нозологическим группам (длительность, стоимость); направлений деятельности, обоснованности набора услуг, их развития; работы подразделений: в части структуры расходов, объемов работы и т.д.
3. Нормирование – выделение и обоснование собственных внутриучрежденческих нормативов БУЗ в части затрат труда, использования расходных материалов, амортизации основных средств.
4. Ценообразование – направление деятельности, обусловленное необходимостью сопоставления собственных затрат БУЗ с установленными тарифами. При развитии сектора платных услуг появилась необходимость комплексного расчета затрат, включая износ используемых основных средств и возможную прибыль, что привело необходимости ценообразования для обеспечения БУЗ комплексными показателя ми и ориентирами деятельности.
5. Расчет и обоснование заработной платы с учетом объемов выполняемой работы и качества ее выполнения, подготовка регламентной документации (положение об оплате труда и премировании, о формировании фондов оплаты труда и материального поощрения, заключение трудовых договоров и др.).
6. Маркетинговая деятельность в целях обеспечения БУЗ услугами поставщиков медикаментов, оборудования, продуктов питания и т.п.; также данный вид деятельности предполагает решение вопросов оказания платных услуг, ценовой политики, конкурентного рынка и его сегментации.
7. Прямое и косвенное участие в подготовке финансово-экономических стандартов в области деятельности БУЗ, критериев оценки и показателей качества эффективности использования финансовых ресурсов.
Потребности БУЗ в финансовых ресурсах определяют ориентировочную структуру его расходов, представленную на рисунке 2. [11]
Финансовая деятельность БУЗ – это механизм удовлетворения его потребностей в финансовых ресурсах.
Рассмотрим методику критериальной оценки управления финансовыми ресурсами БУЗ. Важнейшими финансовыми показателями, отражающими деятельность БУЗ, являются: коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности, степень покрытия кратко срочных долгов, коэффициент автономии. Взаимно дополняя друг друга, эти показатели дают возможность всесторонне оценить положение БУЗ как объекта здравоохранения.
Коэффициент автономии характеризует удельный вес собственных денежных средств в итоговой сумме всех средств, авансированных БУЗ. Рассчитывается по формуле:
(1)
где К - коэффициент автономии; К - сумма собственных денежных средств БУЗ; В - сумма авансированных средств, т.е. сумма баланса.
Коэффициент автономии показывает, каков удельный вес собственных денежных средств в итоговой сумме всех средств, авансированных БУЗ. То есть определяет, насколько БУЗ независим от заемных средств. Чем большими средствами располагает учреждение, тем больше имеет возможность свободно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка ме дицинских услуг. Финансовая практика показывает, что данный коэффициент должен превышать 0,5, или чтобы сумма собственных средств была больше всех средств, которыми располагает учреждение.
Коэффициент ликвидности отражает, какую часть краткосрочной задолженности БУЗ может погасить в ближайшее время.
Коэффициент маневренности показывает, какой частью собственных средств можно относительно спокойно маневрировать. Кроме того, он позволяет определить правильность вложения средств в активы.
Коэффициент должен быть достаточно высоким, больше 0,5. В этом случае можно предположить, что руководство БУЗ проявляет достаточную гибкость в использовании собственных средств.
Коэффициент покрытия показывает платежную способность БУЗ, оцениваемую при условии не толь ко своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной ситуации в реализации медицинских услуг, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.
В условиях рынка профессиональное управление финансовыми ресурсами БУЗ может обеспечить:
• привлечение дополнительных источников финансирования его деятельности;
• эффективное использование финансовых ресурсов, которыми располагает Центр;
• развитие неосновных видов (инвестиционных, финансовых, научных, инновационных) деятельности БУЗ;
• развитие в сфере здравоохранения различных видов финансовых операций.
В ходе исследования были выявлены следующие особенности анализа финансового состояния БУЗ. С одной стороны большей частью некоммерческий характер его деятельности и затратный принцип бюджетного финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. БУЗ в полном смысле этого слова вынуждено расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.
С другой стороны у БУЗ имеется потенциал финансового развития, основанный на предоставление платных услуг и дающий возможность не только материально стимулировать персонал, но и осуществлять вложения в инновационную и научную деятельность, а также оптимизировать размещение на свободных площадях коммерческих агентов (предоставление в аренду площадей, установка терминалов, банкоматов, sale-автоматов и др.).
Был проведен анализ, целью которого являлось установление эффективности использования бюджетных средств и соответствия качества и объема услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию. Финансы БУЗ были изучены с точки зрения обеспеченности учреждения бюджетными средствами и полноты их использования. Проведена критериальная оценка финансовой деятельности БУЗ по ряду показателей.
Одной их острых проблем современного финансирования БУЗ и бюджетного процесса является оценка обоснованности и результативности расходов, позволяющая дать развернутое представление об их необходимости и целесообразности в отсутствие активного, конкурентного потребительского выбора. Теоретические предложения на этот счет и имеющаяся зарубежная и отечественная практика совершенствования управления муниципальными расходами представляют ряд мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
Рост доходов БУЗ позволяет осуществлять финансирование инновационной деятельности и автоматизацию внутренних процессов. Важным резервом ин новаций и повышения эффективности использования финансовых ресурсов в БУЗ является планирование индикаторов деятельности [14], к основным из которых можно отнести:
• соответствие осуществляемой деятельности получателей бюджетных средств действующему законодательству и учредительным документам;
• своевременное и правильное составление главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с экономической классификацией бюджетной росписи с поквартальной разбивкой;
• принятие БУЗом денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов;
• своевременное перечисление средств БУЗ;
• целевое использование бюджетных средств;
• соблюдение нормативов расходов на одного потребителя услуг;
• состояние дебиторской и кредиторской задолженности в БУЗ;
• недопущение заключения БУЗом государственных контрактов, исполнение которых осуществляется за счет средств бюджета, сверх лимитов бюджетных обязательств.
• надлежащая организация бухгалтерского учета и отчетности об исполнении смет доходов и расходов в БУЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время интерес к системе здравоохранения определяется ее местом не только в воспроизводстве человеческого потенциала общества, но и в обеспечении права любого человека на долгую и активную жизнь. Гарантия соблюдения этого права выступает одним из критериев оценки качества всей социальной системы. Если здравоохранение не справляется со своими функция ми, то это оборачивается серьезными потерями в индивидуальном и социальном здоровье, порождает дисгармонию в личностном и общественном развитии. Происходящие в управлении сферой здравоохранения РФ изменения также связаны с его ценностной «перекодировкой», выраженной в замене принципа социальной справедливости на постулат экономической эффективности системы охраны здоровья, в формировании новых ценностно-нормативных координат профессиональной деятельности субъектов здравоохранения.
Основными направлениями политики государства по охране здоровья населения в рамках реформирования отрасли является повышение уровня медицинского обслуживания и укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. В этой связи в городе Москве уделяется первостепенное значение развитию сферы здравоохранения, улучшению состояния медицинского обслуживания, регулированию государственного и частного медицинского и санитарного обслуживания. Управлению здравоохранения столицы поручено принять решительные меры по организации высококачественного обслуживания в государственных медучреждениях, а также их обеспечению лекарствами, необходимыми медицинскими препаратами и оборудованием.
Проблемы эффективного управления сферой здравоохранения в значительной степени связаны с низким уровнем состояния и развития инфраструктуры лечебно-профилактических учреждений РФ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Шкода А.С. Методологические основы реализации программы модернизации здравоохранения в административном округе города Москвы // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011. № 4. С. 45-48.
Горбач И.С. Программно-целевой метод управления: сущность, роль в управлении экономикой. В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 29 марта 2012 г.: в 7 частях. Тамбов, 2012. С. 54-57.
Роздольская И.В. Система ценностей как глобальный критерий управления и основа целеполагания в программно-целевых методах управления хозяйствующими субъектами. В сборнике: Наука и кооперация: проблемы и пути развития Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород, 2011. С. 10-16.
Кравченко В.М., Бунеева Р.И., Правильникова Н.С. Программно-целевой подход к управлению социальным развитием региона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2012. № 1. С. 36-41.
Ковалёва Е.А., Виприцкий Н.Н. Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 78-81.
В правительство РФ представлена программа модернизации здравоохранения Москвы // Менеджер здравоохранения. 2011. № 3. С.
Индикаторы и объем финансирования программы «развитие здравоохранения города Москвы (столичное здравоохранение)» // Менеджер здравоохранения. 2012. № 3. С. 61-63.
Гриднев О.В. Основные направления реализации программы модернизации здравоохранения в Москве // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 4. С. 27-30.
Гриднев О.В. Некоторые аспекты реализации программы модернизации здравоохранения в Москве // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2014. № 1. С. 94-97.
Ковалева В.В. Нормативно-правовое обеспечение развития профилактической медицинской помощи в условиях реализации программы модернизации здравоохранения в Москве // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2014. № 1. С. 145-150.
Власенко А.В. Отдельные этапы в создании системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи в скоропомощном стационаре в условиях реализации государственной программы города Москвы «Столичное здравоохранение» // Медицинский алфавит. 2014. Т. 1. № 4. С. 9.
О реорганизации…// Медицинский совет. 2012. № 5. С. 6-8.
Куртова Н. Лекарство для столичной медицины // Управление качеством. 2011. № 9. С. 15-18.
Гриднев О.В., Загоруйченко А.А. К вопросу о реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи населению в Москве // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 4. С. 36-38.
2
1. Шкода А.С. Методологические основы реализации программы модернизации здравоохранения в административном округе города Москвы // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011. № 4. С. 45-48.
2. Горбач И.С. Программно-целевой метод управления: сущность, роль в управлении экономикой. В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 29 марта 2012 г.: в 7 частях. Тамбов, 2012. С. 54-57.
3. Роздольская И.В. Система ценностей как глобальный критерий управления и основа целеполагания в программно-целевых методах управления хозяйствующими субъектами. В сборнике: Наука и кооперация: проблемы и пути развития Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород, 2011. С. 10-16.
4. Кравченко В.М., Бунеева Р.И., Правильникова Н.С. Программно-целевой подход к управлению социальным развитием региона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2012. № 1. С. 36-41.
5. Ковалёва Е.А., Виприцкий Н.Н. Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 78-81.
6. В правительство РФ представлена программа модернизации здравоохранения Москвы // Менеджер здравоохранения. 2011. № 3. С.
7. Индикаторы и объем финансирования программы «развитие здравоохранения города Москвы (столичное здравоохранение)» // Менеджер здравоохранения. 2012. № 3. С. 61-63.
8. Гриднев О.В. Основные направления реализации программы модернизации здравоохранения в Москве // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 4. С. 27-30.
9. Гриднев О.В. Некоторые аспекты реализации программы модернизации здравоохранения в Москве // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2014. № 1. С. 94-97.
10. Ковалева В.В. Нормативно-правовое обеспечение развития профилактической медицинской помощи в условиях реализации программы модернизации здравоохранения в Москве // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2014. № 1. С. 145-150.
11. Власенко А.В. Отдельные этапы в создании системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи в скоропомощном стационаре в условиях реализации государственной программы города Москвы «Столичное здравоохранение» // Медицинский алфавит. 2014. Т. 1. № 4. С. 9.
12. О реорганизации…// Медицинский совет. 2012. № 5. С. 6-8.
13. Куртова Н. Лекарство для столичной медицины // Управление качеством. 2011. № 9. С. 15-18.
14. Гриднев О.В., Загоруйченко А.А. К вопросу о реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи населению в Москве // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 4. С. 36-38.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы лежат в основе разработки и реализации государственных программ?
Основными принципами разработки и реализации государственных программ являются целостность, системность, управляемость и результативность. Целостность означает учет всех аспектов и факторов, влияющих на реализацию программы. Системность предполагает учет взаимосвязи и взаимодействия различных компонентов программы. Управляемость предполагает наличие определенных механизмов и процедур контроля и управления программой. Результативность означает достижение запланированных целей и показателей в рамках программы.
В чем заключается методология разработки и реализации государственных программ?
Методология разработки и реализации государственных программ включает следующие этапы: анализ ситуации и определение потребностей, постановка целей и задач программы, разработка механизмов и инструментов реализации, определение показателей результативности, мониторинг и оценка результатов. Методология также предполагает учет мнения и участие заинтересованных сторон, проведение консультаций и публичных слушаний.
Как проводится анализ московской практики разработки и реализации государственных программ?
Анализ московской практики разработки и реализации государственных программ проводится на основе сбора и анализа данных о выполнении программных целей и задач, о достигнутых показателях результативности, а также о проблемах и препятствиях, с которыми сталкиваются исполнители программы. Также проводится анализ эффективности использования бюджетных средств и соответствия программы законодательным и нормативным требованиям.
На какой период рассчитана государственная программа Здравоохранения на 2012-2018 гг в Москве?
Государственная программа Здравоохранения на 2012-2018 гг рассчитана на семилетний период. Она была разработана с целью улучшения оказания медицинской помощи гражданам Москвы, повышения качества и доступности медицинских услуг и совершенствования системы здравоохранения в городе.
Какие основные принципы лежат в основе разработки и реализации государственных программ?
Основными принципами разработки и реализации государственных программ являются принципы целевого управления, системности, комплексности, иерархичности, государственно-частного партнерства и управления качеством. Целевое управление позволяет определить цели и задачи программы, системность и комплексность обеспечивает комплексный подход к решению проблем, иерархичность определяет структуру программы, государственно-частное партнерство включает сотрудничество государства и частных организаций, а управление качеством обеспечивает проверку и контроль исполнения программы.
Какова методология разработки и реализации государственных программ в Российской Федерации и Москве?
Методология разработки и реализации государственных программ в России включает следующие этапы: формирование и утверждение государственных программ, разработка и реализация плана мероприятий, контроль и оценка результатов программы. В Москве к этому добавляется еще этап утверждения городского бюджета и контроль за его исполнением.
Каковы особенности разработки и реализации государственной программы Здравоохранение на 2012-2018 гг в Москве?
Особенности разработки и реализации государственной программы Здравоохранение в Москве заключаются в передаче финансирования стационарной помощи на уровень областной системы здравоохранения, финансировании за счет средств муниципального бюджета инновационных проектов в области медицины, а также в использовании современных информационных технологий для повышения эффективности работы системы здравоохранения.
Какие результаты были достигнуты в рамках государственной программы Здравоохранение на 2012-2018 гг в Москве?
В рамках государственной программы Здравоохранение в Москве были достигнуты следующие результаты: улучшение качества медицинской помощи, сокращение среднего срока ожидания врача, развитие инфраструктуры здравоохранения, увеличение доступности медицинских услуг, внедрение электронного документооборота и современных информационных технологий.
Какая программа была реализована в области здравоохранения с 2012 по 2018 год?
В области здравоохранения в период с 2012 по 2018 год была реализована государственная программа Здравоохранения.
Какая методология использовалась при разработке и реализации государственных программ?
При разработке и реализации государственных программ в Российской Федерации и Москве применялась методология разработки и реализации государственных программ.
Как проходила разработка и реализация государственной программы Здравоохранения в Москве?
Разработка и реализация государственной программы Здравоохранения в Москве проходила с учетом анализа московской практики.
Какие основные принципы были заложены в государственной программе Здравоохранения на 2012-2018 годы?
Основными принципами государственной программы Здравоохранения на 2012-2018 годы были качество, доступность, эффективность и интеграция медицинской помощи.