Состав, содержание и требования к меню предприятий общественного питания различных типов и классов. Различные виды меню, меню специальных форм обслуживания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Ресторанный бизнес
  • 28 28 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 06.03.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание

Введение 3
1. Назначение и принципы составления меню 5
2. Виды меню в зависимости от предприятия общественного питания 9
3. Нормативные требования к меню и его диагностика 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 28
Фрагмент для ознакомления

Итоговое значение коэффициента конкурентоспособности рассчитывается по формуле:


где, КСП - коэффициент конкурентоспособности;
Itn – индекс технических параметров;
Iэn - индекс экономических параметров.

Для ресторана «Густо» рассчитаем данный показатель с небольшими уточнениями:
Для расчета индекса экономических параметров меню рассмотрим соотношение цен на основные блюда ресторана «Густо» с основными конкурентами. Среднее значение данного показателя и будет составлять Итп для меню ресторана «Густо» по сравнению с соответствующим конкурентом (табл. 2).
Таблица 2
Расчет индекса экономических параметров меню
Наименование Блюд Цена блюда, руб. Соотношение цен Густо Пробка Франческа Гинза Пробка Франческа Гинза Салат "Цезарь" с курицей 400 472 420 450 0,85 0,95 0,89 Карпаччо из говядины 530 500 590 550 1,09 0,92 0,99 Каре ягненка 990 1490 1290 1550 0,66 0,77 0,64 Стейк из лосося 630 690 720 650 0,91 0,88 0,97 Дорадо на гриле 790 980 950 890 0,81 0,83 0,89 Спагетти "Карбонара" 360 470 340 390 0,77 1,06 0,92 Тирамису 290 300 350 310 0,97 0,83 0,94 Индекс экономических параметров 0,865 0,891 0,891
За индекс технических параметров примем рассчитанный выше интегральный показатель конкурентоспособности услуг ресторана «Густо», который составляет 0,852.
Рассчитаем коэффициент конкурентоспособности меню ресторана «Густо» по сравнению с конкурентами (табл. 3).
Таблица 3
Расчет КСП меню ресторана «Густо» по сравнению с конкурентами
Показатель Пробка Франческа Гинза Индекс экономических параметров 0,865 0,891 0,891 Индекс технических параметров= интегральный показатель конкурентоспособности услуг 0,852 0,852 0,852 КСП 0,985 0,956 0,957
Из проведенных расчетов видно, что меню ресторана «Густо» чуть ниже по конкурентоспособности, чем его конкуренты, но данная разница весьма незначительна. Тем не менее, следует повышать качество услуг и оптимизировать меню, чтобы КСП стал превышать 1, то есть ресторан «Густо» превосходил бы ближайших конкурентов по уровню конкурентоспособности.
Будет ошибкой полагать, что чем более широкий ассортимент напитков и блюд предлагается в меню предприятия питания, тем больше рост его выручки. У постоянно широкого меню имеются следующие недостатки:
- сложность для сотрудников предприятия питания в части приготовления и планирования запасов: если в меню заявлено большое количество позиций, необходимо иметь соответствующие запасы продуктов и полуфабрикатов, посуды и приспособлений для их приготовления, что снижает оборачиваемость средств предприятия, особенно если ряд блюд не является востребованным достаточно часто;
- при имеющемся широком ассортименте трудно проводить его периодическое обновление, то является необходимым маркетинговым ходом для привлечения новых клиентов;
- для потребителей слишком широкий ассортимент затрудняет выбор и увеличивает среднее время обслуживания посетителя, что также снижает общую эффективность деятельности предприятия, а также уровень удовлетворенности клиента от услуг ресторана, то есть ухудшается его имидж.
Так же следует учитывать, что в последнее время сильно изменился режим и характер массового питания. Теперь посетители стремятся как можно меньше времени тратить на еду. Традиционный обед включал в себя холодную и горячую закуску, салат, суп, второе блюдо с гарниром, напиток и десерт. Естественно, такой обед занимал много времени и требовал серьезных усилий обслуживающего персонала. Сегодня вместо горячей или холодной закуски клиент часто выбирает коктейль, возбуждающий аппетит. А от десертов многие посетители вообще отказываются по финансовым или диетическим соображениям. К тому же, в связи с постоянным ростом цен стоимость полноценного обеда увеличивается, и это часто заставляет гостей ресторана или кафе отказываться от обеденного меню.
Опытные рестораторы знают, что для постоянного роста товарооборота следует предлагать гостям ограниченное меню, в котором представлено небольшое количество красиво оформленных и отлично приготовленных блюд.


Заключение
Предприятия общественного питания классифицируются в зависимости от широты ассортимента и количества предоставляемых услуг, местоположения, видов обслуживания и других характеристик. Подробная классификация предприятий разработана в соответствующем ГОСТе, рассмотренном в данной работе.
Меню является основным средством коммуникации между предприятием общественного питания и потребителем в процессе обслуживания. Поэтому актуальное, качественно составленное и представленное меню положительно влияет на имидж предприятия в целом и уровень удовлетворенности посетителя, что обеспечивает постоянный приток новых и сохранение контингента постоянных посетителей.
При составлении меню следует исходить как из внешних факторов: предпочтений потребителей, общей политической и экономической ситуации в стране, регионе, городе, уровня конкуренции на рынке общественного питания, а также внутренних ресурсов и возможностей предприятия.
В качестве примера был проведен анализ меню ресторана итальянской кухни «Густо» по сравнению с тремя основными конкурентами – итальянскими ресторанами города соответствующего класса на основе индексного метода. Основной характеристикой конкурентоспособности меню в данном случае выступал индекс экономических параметров меню, основанный на соотношении цен на основные блюда меню ресторана «Густо» с конкурентами, который показал небольшое отставание ресторана от конкурентов по данному параметру. Также был рассчитан индекс технических параметров на основе уровня удовлетворенности потребителей услугами ресторана, который составил 0,825. Итоговый КСП меню ресторана «Густо» оказался чуть ниже, чем у конкурентов, но данная разница весьма незначительна. Тем не менее, следует повышать качество услуг и оптимизировать меню, чтобы КСП стал превышать 1, то есть ресторан «Густо» превосходил бы ближайших конкурентов по уровню конкурентоспособности. При этом следует помнить, что излишне широкое меню не является сильной стороной ресторана, так как обладает рядом весьма значимых недостатков, снижающих эффективность деятельности предприятия общественного питания.

Список использованной литературы

ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.»
Васюкова А.Т., Пивоваров В.И., Пивоваров К.В. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании: Учебное пособие. 2-е изд. Испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 328 с.
Диагностика ресторанов. Источник - http://restcons.by/content/view/14/52/
Нормативные требования к предприятиям общественного питания. Источник - http://foodis.ru/article/normativnye-trebovaniya-k-predpriyatiyam-obshchestvennogo-pitaniya
Оробейко Е.С., Шередер Н.Г., Организация обслуживания: рестораны и бары: Учебное пособие. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М, 2010. – 320 с.
Правила составления и оформления меню. Источник:http://www.znaytovar.ru/s/Pravila-sostavleniya-i-oformlen.html
Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях питания. Учебник изд. 6-е доп. И перер. – Ростов н/Д: Феникс. 2006. – 352 с.
Расулов Н.Д. Бухгалтерский учёт в общественном питании. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2009. – 528 с.
Тантушян И.С. Совершенствование организации питания. Источник - http://festival.1september.ru/articles/592359/
Требования к составлению меню ресторана, кафе. Источник: http://mir-restoratora.ru/?p=12671

Приложение

Ассортиментный минимум для составления меню ресторана класса «Люкс»

Фирменные блюда (не менее 7 блюд –по 1 на каждый день недели)
Блюда, разработанные кулинарами ресторана и утвержденные вышестоящей организацией или собственником
Холодные блюда и закуски (от 8 наименований)
Икра зернистая
Рыба/мясо заливное
Мясное, рыбное, овощное ассорти
Салаты (мясные, овощные, рыбные) – не менее 10 наименований
Сэндвичи
Паштеты и муссы холодные (мясо, рыба, овощи)
Горячие закуски (от 10 наименований)
Крабы в соусе
Солянка рыбная на сковородке
Волованы с начинкой (курица, мясо, паштет)
Ветчина (колбасные изделия) жареная
Почки жареные в масле
Блюда из яиц (яичница, омлет)
Первые блюда (от 8 наименований)
Бульон из дичи с пирожком
Лапша грибная
Рассольник с курицей
Солянка рыбная
Солянка сборная мясная
Суп харчо
Суп-пюре из цветной капусты
Окрошка (по сезону)
Вторые горячие блюда (от 10 наименований)
Судак в белом вине
Осетрина паровая
Осетрина фри
Судак на сковородке по-русски
Судак в тесте жареный
Филе с гарниром
Бифштекс натуральный
Ростбиф с гарнирам
Котлеты телячьи отбивные
Поросенок жареный с кашей
Эскалоп из свинины
Язык отварной под соусом с гарниром
Шашлык по-карски
Люля-кебаб
Блюда из птицы и дичи (от 5 наименований)
Утка с яблоками
Индейка жареная
Котлеты из филе кур по-киевски
Рябчики с брусничным вареньем
Яичные, молочные, мучные, овощные блюда
Омлет натуральный Сырники со сметаной
Блинчики с творогом
Капуста цветная, соус сухарный
Сладкие блюда (от 8 наименований)
Пломбир с фруктами
Мороженое «сюрприз»
Яблоки в красном вине
Компот из консервированных фруктов
Шарлот яблочный
Горячие напитки (от 5 наименований)
Чай
Кофе черный
Кофе по-восточному
Какао
Шоколад с молоком
Холодные напитки
Соки и лимонады в ассортименте
Квас
Хлебобулочные и кондитерские изделия
Торт порционный
Пирожное ассорти
Хлеб ржаной
Хлеб пшеничный

Приложение 2
Анализ основных конкурентов ресторана «Густо»

Критерии оценки Конкуренты Гинза Пробка Франческа Предприятие + + = - доходность + + = - финансы + = - - инвестиции + + - - ресурсы = = = - организация = + = Рынок + = = - концепция маркетинга + + - - ассортимент + = - - сервисные услуги = + = - клиенты = = = - соотношение между ценой и качеством = = = Производство услуг = = = - удобство расположения, доступность = = = - инновационная способность = + + - сроки обработки заказа - + - - качество = + = - оригинальные разработки = - = Персонал + + - - квалификация руководства + + = - квалификация сотрудников + + - - гибкость при принятии решений = + - - образование + + = - методы подготовки кадров = = - Состав продукта/услуги = - = Поставщики = = = Цены = - - Посредники - = = Оптимальность решений = - - Постоянные договора - = = ИТОГО ++=+= +==+- = = = - = Сильные стороны Доходность,
Ассортимент,персонал Финансы, Персонал Производство Слабые стороны услуги услуги персонал

Васюкова А.Т., Пивоваров В.И., Пивоваров К.В. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании: Учебное пособие. 2-е изд. Испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 328 с.
Правила составления и оформления меню. Источник:http://www.znaytovar.ru/s/Pravila-sostavleniya-i-oformlen.html
Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях питания. Учебник изд. 6-е доп. И перер. – Ростов н/Д: Феникс. 2006. – 352 с.
Оробейко Е.С., Шередер Н.Г., Организация обслуживания: рестораны и бары: Учебное пособие. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М, 2010. – 320 с.
Расулов Н.Д. Бухгалтерский учёт в общественном питании. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2009. – 528 с.
ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.»
ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.»
ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.»
ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.»
ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.»
Оробейко Е.С., Шередер Н.Г., Организация обслуживания: рестораны и бары: Учебное пособие. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М, 2010. – 320 с.
Оробейко Е.С., Шередер Н.Г., Организация обслуживания: рестораны и бары: Учебное пособие. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М, 2010. – 320 с.
Диагностика ресторанов. Источник - http://restcons.by/content/view/14/52/
Требования к составлению меню ресторана, кафе. Источник: http://mir-restoratora.ru/?p=12671












2

Список использованной литературы

1. ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.»
2. Васюкова А.Т., Пивоваров В.И., Пивоваров К.В. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании: Учебное пособие. 2-е изд. Испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 328 с.
3. Диагностика ресторанов. Источник - http://restcons.by/content/view/14/52/
4. Нормативные требования к предприятиям общественного питания. Источник - http://foodis.ru/article/normativnye-trebovaniya-k-predpriyatiyam-obshchestvennogo-pitaniya
5. Оробейко Е.С., Шередер Н.Г., Организация обслуживания: рестораны и бары: Учебное пособие. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М, 2010. – 320 с.
6. Правила составления и оформления меню. Источник:http://www.znaytovar.ru/s/Pravila-sostavleniya-i-oformlen.html
7. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях питания. Учебник изд. 6-е доп. И перер. – Ростов н/Д: Феникс. 2006. – 352 с.
8. Расулов Н.Д. Бухгалтерский учёт в общественном питании. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2009. – 528 с.
9. Тантушян И.С. Совершенствование организации питания. Источник - http://festival.1september.ru/articles/592359/
10. Требования к составлению меню ресторана, кафе. Источник: http://mir-restoratora.ru/?p=12671

Вопрос-ответ:

Какие требования предъявляются к меню предприятий общественного питания?

Меню предприятий общественного питания должно соответствовать определенным требованиям. Во-первых, оно должно быть разнообразным и сочетать продукты разных групп. Во-вторых, меню должно отвечать потребительским вкусовым предпочтениям и учитывать сезонность продуктов. Также, меню должно быть сбалансированным с точки зрения питательности и содержания витаминов и минералов. Кроме того, требуется учитывать индивидуальные потребности клиентов: предпочтения диетической или вегетарианской пищи, наличие аллергий и т.д.

Какие виды меню существуют в зависимости от предприятия общественного питания?

В зависимости от типа предприятия общественного питания, существуют различные виды меню. Например, для ресторанов и кафе характерно представление меню в виде списка блюд с указанием их названия и цены. Для столовых и кафетериев более распространены сетовые меню, включающие уже готовые комплексные обеды. Есть также так называемые тематические меню, которые ориентированы на определенный вид кухни или праздничные события.

Как проводится диагностика меню и какие требования измеряются?

Диагностика меню предприятий общественного питания выполняется путем оценки его состава и характеристик с целью определения его качества и соответствия требованиям. Она включает в себя измерение таких характеристик, как энергетическая и питательная ценность меню, наличие необходимых витаминов и минералов, а также соотношение белков, жиров и углеводов. Диагностика также позволяет оценить разнообразие меню, соответствие потребительским вкусовым предпочтениям и учет индивидуальных потребностей клиентов.

Какие требования предъявляются к меню предприятий общественного питания?

Для меню предприятий общественного питания существуют некоторые требования. Во-первых, оно должно быть разнообразным и учитывать потребности различных категорий клиентов. Во-вторых, в меню следует представлять блюда разных кухонь и учитывать сезонность продуктов. Кроме того, меню должно соответствовать здоровому питанию и предоставлять информацию о составе блюд, аллергенных ингредиентах и возможных вегетарианских/веганских вариантах.

Какие виды меню существуют в зависимости от предприятия общественного питания?

В зависимости от предприятия общественного питания существуют различные виды меню. Например, рестораны часто предлагают à la carte меню, где каждое блюдо заказывается отдельно. Кафе могут предлагать бизнес-ланчи, фастфуды — меню комбо-наборов. Кроме того, некоторые предприятия общественного питания могут узкоспециализироваться на определенных кухнях и предлагать меню с этими блюдами.

Какие нормативные требования существуют к меню в общественном питании?

В общественном питании существуют некоторые нормативные требования к меню. Например, оно должно содержать разнообразные блюда из различных групп продуктов. Также необходимо учитывать санитарные нормы и правила хранения, приготовления и подачи пищи. Кроме того, некоторые предприятия обязаны предоставлять информацию о пищевой ценности и аллергенных ингредиентах в своих блюдах.

Что такое коэффициент конкурентоспособности меню?

Коэффициент конкурентоспособности меню (КСП) – это показатель, который позволяет оценить привлекательность и конкурентоспособность предлагаемого меню предприятия общественного питания. Он рассчитывается на основе различных факторов, таких как разнообразие блюд, ценообразование, качество продуктов и предоставляемый сервис. Чем выше значение КСП, тем более привлекательным считается меню этого предприятия для потенциальных клиентов.

Какой состав и содержание должны быть в меню предприятий общественного питания различных типов и классов?

Состав и содержание меню предприятий общественного питания зависят от их типа и класса. Как правило, в меню должны быть представлены различные блюда, соответствующие основным потребностям посетителей. Например, в ресторане класса люкс можно ожидать широкого ассортимента высококачественных блюд, в то время как в столовой будет больше предложений более простой и доступной кухни.

Какие виды меню существуют в зависимости от предприятия общественного питания?

Существует несколько видов меню, которые могут использоваться в зависимости от предприятия общественного питания. К ним относятся à la carte (карта), когда каждое блюдо заказывается отдельно, бизнес-ланч, когда предлагается комплексное меню по сниженной цене, банкетное меню, специализированное меню для детей или диетическое меню для людей с определенными потребностями.

Какие нормативные требования существуют к меню предприятий общественного питания?

Нормативные требования к меню предприятий общественного питания могут варьироваться в зависимости от страны и региона. Однако часто они включают требования к разнообразию и качеству предлагаемых блюд, соблюдению санитарных норм и правил приготовления, а также обязательное указание информации о составе и пищевой ценности каждого блюда.

Каким образом происходит диагностика меню предприятий общественного питания?

Диагностика меню предприятий общественного питания может проводиться различными способами. Это может включать опрос или интервьюирование посетителей, чтобы узнать их предпочтения и мнение о предлагаемых блюдах. Также может использоваться анализ продаж и отзывов клиентов для определения популярности и успешности того или иного блюда или меню в целом.

Как рассчитывается коэффициент конкурентоспособности в отношении меню предприятий общественного питания?

Итоговое значение коэффициента конкурентоспособности рассчитывается по формуле, где КСП - коэффициент конкурентоспособности, Itn - индекс технических пар. Для каждого предприятия значение Itn может быть разным в зависимости от его особенностей. Чем выше значение КСП, тем более конкурентоспособным считается меню предприятия общественного питания.