Словосложение в словообразовательной системе современного английского языка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 17 17 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 11.03.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Основная часть 4
1. Особенности английской словообразовательной системы 4
2. Основные способы и модели словообразования английского языка 6
3. Словосложение как один из типов словообразования 8
3.1 Основные характеристики сложного слова 9
Заключение 15
Список использованной литературы 17


Фрагмент для ознакомления

Эта невозможность трансформации доказывает структурную целостность слова по сравнению с фразой.
По мнению автора и синтаксические параметры (возможность/невозможность сочетаний со словами определенных частей речи, определенная последовательность компонентов) далеко не всегда однозначно решают проблему разграничения сложного слова и словосочетания, поскольку сочетаемость и у компонентов словосочетаний может быть ограничена, так же, как и последовательность расположения компонентов может совпадать (ср. blue-stocking ‘синий чулок, педантка’ и blue stocking ‘синий чулок’).
И.В. Арнольд отмечает, что цельность сложного слова как лексического единства находит отражение в постоянной семантической связи его компонентов, которая становится основой для семантического критерия разграничения сложных слов и словосочетаний с полной выводимостью и прозрачностью их значений. Опираясь на этот критерий, slow-coach ‘копуша, медлительный человек’, know-all ‘всезнайка’ и др. являются сложными словами. Им присуща определенная обособленность, достигаемая в результате слияния значений составляющих их элементов, по отношению к последним [Арнольд 2012].
Трудность здесь возникает при отграничении сложных слов от фразеологических словосочетаний, многие из которых характеризуются семантической связанностью своих компонентов и соответственно лексической цельностью.
Суть орфографического критерия заключается в рассмотрении всякого комплекса, слитно или через дефис написанного, как сложного слова, а комплекса, чьи компоненты пишутся раздельно, как словосочетания. Но корреляция между цельностью многокомпонентного слова и его слитным написанием не абсолютна, не беря во внимание промежуточные случаи, написание которых варьируется. Так, комплексы с первыми компонентами well-, ill- (например, ill-bred ‘плохо воспитанный’, ill-informed ‘неинформированный’, well-arranged ‘хорошо организованный’, well- chosen ‘удачно выбранный’) в 34% случаев пишутся раздельно, а в 66% – через дефис [Арнольд 2012].
Таким образом, очевидно, что нет ни гармоничности признаков, ни их иерархии, что вполне естественно, так как живой, динамичный организм языка не предполагает статистических аксиоматических определений. Соответственно, вопрос о границах между сложным словом и словосочетанием остается открытым.
Еще одним важным аспектом при изучении словосложение являются словообразовательные модели, которые находят свое выражение в структурной классификации сложных слов. Она включает следующие модели:
Имена существительные
1) сложные:
n + n – seashore, dressmaker;
1. а + n – bluebell, sleepyhead;
2. v + n – flywheel, callgirl;
3. adv + n – outpatient;
4. prt + v – outcome, upkeep;
5. prt + n – onlooker, upbringing;
6. num + n – twostep, twelvemonth;
7. v + v – dropkick, hearsay;
8. v + adv – standstill, speakeasy;
2) сложнопроизводные:
1. {v + prt} + prt– hold-up, lay-off;
2. (v + -er) + prt – looker-on, passerby;
3. (v + -ing) + prt – summing-up, warming-up;
4. (num + n) + -er – four-wheeler.
Имена прилагательные:
1) сложные:
1. n + a – pea-green, milk-white;
2. n + part II – tongue-tied, frost-bitten;
3. prt + part II – bygone;
4. adv + part II – newly-born, freshly-lit;
5. adv + a – upright;
6. prt + part I – outstanding;
7. a + a – red-hot, white-hot;
8. a + adv – nearby;
9. n + (v + -ing) – peace-loving;
10. v + n – hangdog;
11. adv +(v + -ing) – far-seeing.
2) сложнопроизводные:
1. { а + n } + -ed – simple-minded;
2. { n + n } + -ed – life-sized;
3. { num + n } + -ed –four-footed;
4. { v + prt} + о – knockabout;
5. (v + -en) + prt – worn-out;
6. { adv + n } + -ed – down-hearted.
Наиболее распространенной моделью является N + N -> N или A + N -> N, где N – существительное (noun), A – прилагательное (adjective), например: hard-line, earth-day.
Н.Л. Моргун и Е.А. Подольная отмечают и многочисленность группы слов, образованных при помощи глагола с послеслогом по модели V + PP. Употребление слов, построенных по этой модели, так же ограничено рамками ситуаций неформального общения, например: be-in, a write-off, lie-in, a pay out [Моргун, Подольная 2009].
Исследователи также отмечают усиление тенденции образования многокомпонентных комбинаций (middle-of-the-read, head-to-head, easy-to-use, do-it-yourself) и возникновение новых моделей словосложения, как, например:
Abbreviation + N -> N, например: T-shirt, B-ball.
Participle + N -> A, например: off-the-shelf.
N + Particle -> A, например: hands-on.
N + Prepositional Phrase + N -> N, например: right-to-work permits [Моргун, Подольная 2009].
Таким образом, большинство подобных слов образовывается на основе номинативных моделей, однако в современном английском языке существует и достаточное количество словосочетаний, образованных по предикативной модели: V + N или V + Pronoun, например, take-no-prisoners style, take-it-or-leave-it deal, love-me-or-leave-me attitude.
Таким образом, словосложение является одним из наиболее широко используемых моделей словообразования в современном английском языке, причем по номинативной модели образовывается большинство новых слов.
Изучение рассмотренного материала позволит распознавать новые слова, которые созданы посредством словосложения, не только как определенную часть речи, но и понимать их значения, характерные особенности, а также помогает узнать происхождение изучаемого сложного слова.
Заключение
Проведенное исследование по изучению словообразовательной системы современного английского языка показывает, что последняя является единой и однородной.
Лексика английского языка является самой подвижной сферой языка, отражающей все изменения жизни и деятельности людей. Таким образом, словарный состав языка непрерывно обогащается новыми словами. Основными причинами таких изменений словарного состава являются социальные и культурные перемены внутри современного общества, технологическая «революция» и глобализация. Это приводит к тому, что исследователям и преподавателям языка не остается ничего другого, как постоянно изучать и учитывать эти изменения в своей работе.
В зависимости от поставленных в начале исследования задач, мы пришли к следующим выводам.
Основной классификационной единицей в словообразовании выступает словообразовательная модель, под которой понимаем схему, наиболее общую формулу однотипных образований, их структурно-семантический аналог. Данная структура характеризуется стабильностью и обладает обобщенным лексико-категориальным значением, и способностью наполняться различным лексическим материалом.
В рамках данного исследования за основу примем традиционный подход, при котором способы словообразования подразделяют в зависимости от результата, и выделяют их три группы: словопроизводство, куда входят аффиксация, реверсия и конверсия (результат — производное слово; словосложение (результат — сложное слово); сокращение (результат — сокращение, акроним, а также слово-слиток).
Соответственно, определяем словосложение как способ образования новых слов, который может быть передан формулой «основа + основа», в результате чего образуется сложное слово (compound word). Причем, сложное слово является словарной единицей, состоящей из более чем одной основы.
В связи с этим возникает вопрос об идентификации сложного слова английского языка. Исследуя этот вопрос, ученые выделили ряд критериев разграничения сложного слова и словосочетания, которые включают фонетические, морфологические, синтаксические, семантические и орфографические параметры. На наш взгляд, необходимо использовать комплекс данных параметров, поскольку каждый из них имеет свои недостатки.
Еще одним важным аспектом при изучении словосложение являются словообразовательные модели, которые находят свое выражение в структурной классификации сложных слов. Были выделенные основные структурные модели, наиболее распространенными среди которых являются N + N -> N и A + N -> N.
Изучение рассмотренного материала позволит распознавать новые слова, которые созданы посредством словосложения, не только как определенную часть речи, но и понимать их значения, характерные особенности, а также помогает узнать происхождение изучаемого сложного слова.
Список использованной литературы
Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 376 с.
Василевская Е.А. Словосложение в русском языке: очерки и наблюдения. М.,1962.
Гончарова Ю.А. К вопросу о продуктивности способов словообразования в современном английском языке. URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2010/II/uch_2010_II_00047.pdf
Дубенец Э.М. Современный английский язык. Лексикология / Э.М. Дубенец. М. / СПБ.: ГЛОССА/КАРО, 2004. 192 с.
Дышекова О.В. К вопросу о пополнении словарного состава современного английского языка // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 539-542.
Елисеева В.В. Лексикология английского языка. СПб: СПбГУ, 2003.
Лашкевич О.М. Тенденции словообразования в современном английском языке // Вестник Удмуртского ун-та. Филологии. Науки №5(1), 2007. 258 с.
Мешков О.Д. Словосложение в современном английском языке: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. шк., 1985. 187 с.
Моргун Н. Л., Подольная Е. А. Словосложение как основной способ образования неологизмов в современном английском языке. URL: www.gramota.net/materials/1/2009/8-1/43.html
Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967.












16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 376 с.
2. Василевская Е.А. Словосложение в русском языке: очерки и наблюдения. М.,1962.
3. Гончарова Ю.А. К вопросу о продуктивности способов словообразования в современном английском языке. URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2010/II/uch_2010_II_00047.pdf
4. Дубенец Э.М. Современный английский язык. Лексикология / Э.М. Дубенец. М. / СПБ.: ГЛОССА/КАРО, 2004. 192 с.
5. Дышекова О.В. К вопросу о пополнении словарного состава современного английского языка // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 539-542.
6. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. СПб: СПбГУ, 2003.
7. Лашкевич О.М. Тенденции словообразования в современном английском языке // Вестник Удмуртского ун-та. Филологии. Науки №5(1), 2007. 258 с.
8. Мешков О.Д. Словосложение в современном английском языке: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. шк., 1985. 187 с.
9. Моргун Н. Л., Подольная Е. А. Словосложение как основной способ образования неологизмов в современном английском языке. URL: www.gramota.net/materials/1/2009/8-1/43.html
10. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967.

Вопрос-ответ:

Какие особенности есть в английской словообразовательной системе?

Английская словообразовательная система имеет ряд особенностей, таких как использование приставок и суффиксов для образования новых слов, наличие различных моделей словообразования, включая словосложение, а также невозможность трансформации слова в фразу.

Какие способы и модели словообразования присутствуют в английском языке?

В английском языке основными способами и моделями словообразования являются добавление приставок и суффиксов к основе слова, создание новых слов на базе глаголов и существительных, а также использование словосложения, где два или более слова объединяются в одно новое слово.

Какие характеристики имеет сложное слово в английском языке?

Сложное слово в английском языке обычно состоит из двух или более отдельных слов, которые объединяются в одно слово. Оно имеет свою уникальную структуру и смысл, который не всегда можно распознать по отдельным составляющим.

Как можно доказать структурную целостность слова по сравнению с фразой?

Автор утверждает, что структурная целостность слова отличается от фразы тем, что слово не может быть трансформировано или изменено без ущерба для его смысла. Это означает, что слово является более устойчивым и инвариантным элементом языка.

Какие синтаксические параметры влияют на возможность или невозможность сочетания слова?

Синтаксические параметры, такие как правила порядка слов в предложении, согласование по числу и роду, а также наличие определенных грамматических конструкций, могут определять возможность или невозможность сочетания слова в предложении.

В чем особенности английской словообразовательной системы?

Особенности английской словообразовательной системы включают большое количество способов и моделей словообразования, слабую связь между формой слова и его значением, а также наличие сложного словообразования, включая словосложение.

Какие основные характеристики сложного слова в английском языке?

Основные характеристики сложного слова в английском языке включают наличие двух или более основ, из которых состоит слово, наличие границы между основами, сохранение основного значения и структуры слова в сложном слове, а также невозможность трансформации сложного слова.

Какие способы и модели словообразования присутствуют в английском языке?

В английском языке присутствуют различные способы и модели словообразования, включая аффиксацию, композицию, конверсию, слитность, и т.д. Каждый способ и модель обладает своими особенностями и правилами применения, что создает многообразие слов в английском языке.

Как сложение слов влияет на структурную целостность слова в английском языке?

Сложение слов в английском языке подчеркивает структурную целостность слова по сравнению с фразой. Сложение осуществляется путем объединения двух или более основ, и в результате получается новое слово с новым значением. Такое слово невозможно трансформировать или изменить без нарушения его структуры и значения.