Власть и влияние во внутригрупповых отношениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 25 25 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 27.03.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ВЛАСТЬ», «ВЛИЯНИЕ», «ВНУТРИГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ» 4
1. 1. Сущность внутригрупповых отношений 5
1.1. Понятие «власть» в социальной психологии 8
1.2. Характеристика понятия «социальное влияние» 11
Выводы по первой главе 16
Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ ВО ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 17
Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ ВО ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 17
2.1. Власть, влияние и межличностные отношения 17
Выводы по второй главе 21
Глава III. ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ ВО ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 22
3.1. Программа исследования власти и влияния в студенческой группе 22
Вывод по третьей главе 26
Заключение 27
Список литературы 28





Фрагмент для ознакомления

К их мнению прислушиваются другие дети, и поэтому учитель для создания рабочий атмосферы всегда прибегает к помощи таких подростков. Т.е. влияние более сильной личности на группу проявляется тогда, когда личность транслирует успех, даже если имеются интеллектуальные отклонения. Процесс социальной адаптации способствует тому, что более приспосабливаемые подростки могут стать неформальными лидерами у своих сверстников [14].
Е.Л. Данилова (2006) отмечала, что студенческая группа формируется на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров и систему управления преподавателей. Так были выделены социально-психологические явления в группе: коллективное настроение в группе может угнетать или стимулировать деятельность группы, от того, как ведет себя лидер, как позитивно или негативно влияет на процесс в группе, зависит социальное самочувствие членов группы. Коллективное мнение формируется под воздействием неформальных лидеров, и членам группы приходится принимать это мнение или отстаивать свою точку зрения. От того, какой социометрический статус имеет личность, будет зависеть принятие или непринятие этой точки зрения группой.
Таким образом, проанализировав современные исследования по данной проблеме в подростковой и юношеской среде необходимо отметить, что власть и ее влияние проявляется в любой группе, но существуют моменты, когда лидеру приходится подчиняться группе для достижения совместного и индивидуального результата.
Выводы по второй главе

Власть во внутригрупповых отношениях явление изменчивое: она возрастает, если лидер исполняет свои обязанности в группе, или переходит к другому лидеру, если лидер не контролирует ситуацию и превышает свои полномочия.
Источник власти рассматривается с двух точек зрения:
• с официальной, при которой власть наделена полномочиями и действует согласно своим обязанностям.
• власть как процесс воздействия на подчиненных, при этом степень их восприятия или отказа от исполнения заданий может быть различной.
Власть имеет много различных ограничений — прямых и косвенных, внешних и внутренних. От того, как будет проявлять себя лидирующая личность по отношению к членам группы, будет зависеть результат влияния на группу.





Глава III. ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ ВО ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Программа исследования власти и влияния в студенческой группе
Для того чтобы исследовать склонность к власти и способность влиять на других людей мы возьмем за основу изучение лидерства.
Выборку исследования составят студенты третьего курса мужского пола различных факультетов. При этом мы сформируем две группы: в первую войдут формальные и неформальные лидеры, во вторую – аутсайдеры (изолированные) и студенты с низким статусом в группе. Всего выборка составит 50 человек.
Гипотеза исследования: лидеры малых групп обладают определенными качествами, которые помогают им получать власть и осуществлять влияние в группе.
Этапы исследования:
На первом этапе с помощью «Социометрии» мы выявим студентов- аутсайдеров и неформальных лидеров.
На втором этапе будет проведено исследование психологических особенностей студентов-лидеров и студентов с низким статусом.
Третий этап связан с анализом полученных данных в ходе исследования.
Задачи данного исследования:
Изучение особенностей смысложизненных ориентаций среди студентов-лидеров и студентов с низким статусом;
Изучение особенностей эмоционального интеллекта в исследуемых группах;
Изучение коммуникативных и организаторских склонностей в исследуемых группах;
Исследование особенностей степени готовности;
Сравнительный анализ психологических особенностей личности в группе студентов, не имеющие лидерские способности.

3. 2. Методики, использованные в исследовании
Методики для исследования были выбраны по той причине, что согласно многочисленным исследованиям и теориям черт было выявлено, что у лидеров необходимыми качествами, сочетающимися с гибким поведением, являются высокоразвитые коммуникативные и организаторские способности, разумная готовность к риску вместе с целеустремленностью и осмысленностью жизни.

3.2.1.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева.
Данная методика предложена для выявления факторной структуры осмысленности жизни. Методика представляет собой набор из 20 шкал и 5 субшкал. Каждая из школ представляет собой пару целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Два противоположных варианта задают полюса оценочной симметричной шкалы – 3210123. наряду с общим показателем осмысленности жизни он выявляет также 5 основных субшкал:
1.Цели в жизни – этот показатель характеризует наличие или отсутствие в жизни у испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и уверенность в себе.
2.Процесс жизни (эмоциональная насыщенность жизни) – этот показатель говорит о том, насколько сам испытуемый воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
3.Результативность жизни (удовлетворенность самореализацией) – этот показатель отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4.Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни) – этот показатель выявляет представление о себе то ли как о сильной личности, уверенной в себе, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, то ли наоборот.
5.Локус контроля-жизнь (управляемость жизни) – этот показатель характеризует человека как способного контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, либо фаталиста, убежденного в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю.
Перед проведением методики каждому из группы испытуемых была зачитана следующая инструкция: «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое по вашему мнению больше соответствует действительности и отметить одну из цифр 1,2,3 в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на ваш взгляд одинаково верны)».
3.2.2. Методика эмоционального интеллекта
Данная методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика состоит из 30 утверждений и 5 шкал:
1.Эмоциональная осведомленность – эмоциональное понимание себя. Адекватная самооценка, уверенность в себе.
2.Управление своими эмоциями – саморегуляция, самоконтроль, надежность, приспособляемость, эмоциональная отходчивость.
3.Самомотивация – мотив достижения, обязательность, инициатива, оптимизм, произвольное управление своими эмоциями.
4.Эмпатия – понимание других, восприимчивость к чувствам, потребностям и заботам других, сочувствие.
5.Распознавание эмоций других людей – умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, социальные навыки.
Перед проведением исследования по данной методике каждому из группы испытуемых была зачитана следующая инструкция: «Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите справа от каждого утверждения цифру, исходя из оценки ваших ответов:
- полностью не согласен (-3 балла);
- в основном не согласен (-2 балла);
- отчасти не согласен (-1 балл);
- отчасти согласен (+1 балл);
- в основном согласен (+2 балла);
- полностью согласен (+3 балла).
3.2.3.Методика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
Данная методика направлена на выявление к коммуникативных и организаторских способностей. Методика состоит из 40 вопросов, на которые необходимо дать один из двух ответов: «НЕТ» или «ДА».
Перед проведением исследования по данной методике каждому из группы испытуемых была зачитана следующая инструкция: «Ниже вам предлагается анкета из 40 вопросов, на каждый из которого вам необходимо ответить либо «да», либо «нет». Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов нет.
Выраженность коммуникативных и организаторских качеств определяется количество совпадений ответов испытуемого с «ключом».
Вывод по третьей главе

В своей работе мы предполагаем, провести исследование со студенческими группами, для выявления и личностных особенностей у лидеров и студентов с низким статусом.
Изучение власти мы будем проводить посредством изучения лидерских способностей. Для нашего исследования важным будет отметить основные моменты, которые отличают лидеров от студентов, которые не смогли добиться успеха в группе.
К сожалению, наше исследование охватывает лишь небольшую часть в исследовании лидерства и, тем более, исследовании власти и влияния в межличностном взаимодействии.





Заключение

Проблема власти и влияния во внутригрупповых отношения на протяжении многих десятилетий изучается социальными психологами.
Влияние личности на другую личность может быть направленным или ненаправленным.
Психическое заражение, внушение, подражание влияет на процесс социально-психологического взаимодействия и на глубину психологической активности, эффективности функционирования группы.
Также на личность можно влиять умышленно или неумышленно, и это влияние может иметь свою стратегию, тактику, критерии эффективности применения власти.
В любой группе проявляются такие стратегии власти и влияния, как манипулятивная, развивающая, императивная. От них зависит эффективность построения межличностных отношений.
Так, студенческая группа подвергается всем стратегиям власти и влияния, и исходя из этого, будет протекать процесс ее функционирования.
Мы, считаем, что необходимо исследовать внутригрупповые отношения для того, чтобы корректировать процесс межличностных коммуникаций и эффективно создавать процесс обучения в вузе.













Список литературы
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М. МГУ, 2002. – 382 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2003.
Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг – менеджмент и стратегии. – 4-е издание. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 536 с.
Григорьев С.И. Базовые критерии оценки качества образования и ключевые социальные компетенции: контекст современности России. – М.: Издательство РСГУ, 2006. - 16 с.
Григорьева М.В. Психология труда: Конспект лекций.- М.: Высшее образование, 2006. – 192 с.
Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта //Проблема субъекта в психологической науке. М. : Академический проект. 2000. С. 133-149.
Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.
Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени // Сотис, 2003. - №3. – С. 15 - 17.
Коллектив и личность /К.К. Платонов. – м., МГУ, 2000. – 243с.
Ламанов П.И. Управление персоналом в организации. Краснодар, 2006. – 522 с.
Лукашевич Н.П. Психология труда: Учеб.пособие / Н. П. Лукашевич, И.В. Сингаевская, Е.И. Бондарчук. — 2-е изд., доп. и перераб. — К.: МАУП, 2004. - 112 с.
Ойстер К. Социальная психология групп / Пер. с англ. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие/ Ред. Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков. - СПб.: Речь, 2003. – 112 с.
Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психол.1991.№ 1. С. 7—18
Розанова В.А. Психология управления: Учеб.пособие/ В.А. Розанова. – М.: Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2000. – 384 с.
Сергеев А.М. Организационное поведение. М., 2005. – 428 с.
Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М., 2006. – 612 с.
Сушков И.Р. психологические отношения человека в социальной системе. М. Изд-во Институт психологии РАН, 2008. -412 с.
Теории управления о роли человека в организации // Режим доступа: [http://www.persona-nova.ru/article3.html] (02.03.14).
Тернер Дж. Социальное влияние. СПб. : Питер, 2003. – 246 с.
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. – 585 с.
Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
Шибутани С. Социальная психология. М. Мысль, 2002. – 284 с.
Шихирев П.Н. Проблема исследования межгрупповых отношений /Психологический журнал. 1999. Т.13. № 1. – С.15-23.
Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 622 с.
Югай Г.А. Общая теория жизни. М. мысль, 2000. – 168 с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.




















27

Список литературы
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М. МГУ, 2002. – 382 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2004.
3. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2003.
4. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг – менеджмент и стратегии. – 4-е издание. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 536 с.
5. Григорьев С.И. Базовые критерии оценки качества образования и ключевые социальные компетенции: контекст современности России. – М.: Издательство РСГУ, 2006. - 16 с.
6. Григорьева М.В. Психология труда: Конспект лекций.- М.: Высшее образование, 2006. – 192 с.
7. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта //Проблема субъекта в психологической науке. М. : Академический проект. 2000. С. 133-149.
8. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.
9. Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени // Сотис, 2003. - №3. – С. 15 - 17.
10. Коллектив и личность /К.К. Платонов. – м., МГУ, 2000. – 243с.
11. Ламанов П.И. Управление персоналом в организации. Краснодар, 2006. – 522 с.
12. Лукашевич Н.П. Психология труда: Учеб.пособие / Н. П. Лукашевич, И.В. Сингаевская, Е.И. Бондарчук. — 2-е изд., доп. и перераб. — К.: МАУП, 2004. - 112 с.
13. Ойстер К. Социальная психология групп / Пер. с англ. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
14. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие/ Ред. Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков. - СПб.: Речь, 2003. – 112 с.
15. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психол.1991.№ 1. С. 7—18
16. Розанова В.А. Психология управления: Учеб.пособие/ В.А. Розанова. – М.: Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2000. – 384 с.
17. Сергеев А.М. Организационное поведение. М., 2005. – 428 с.
18. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М., 2006. – 612 с.
19. Сушков И.Р. психологические отношения человека в социальной системе. М. Изд-во Институт психологии РАН, 2008. -412 с.
20. Теории управления о роли человека в организации // Режим доступа: [http://www.persona-nova.ru/article3.html] (02.03.14).
21. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб. : Питер, 2003. – 246 с.
22. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. – 585 с.
23. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
24. Шибутани С. Социальная психология. М. Мысль, 2002. – 284 с.
25. Шихирев П.Н. Проблема исследования межгрупповых отношений /Психологический журнал. 1999. Т.13. № 1. – С.15-23.
26. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 622 с.
27. Югай Г.А. Общая теория жизни. М. мысль, 2000. – 168 с.
28. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.

Вопрос-ответ:

Какую тему рассматривает данная статья?

Данная статья рассматривает вопросы власти и влияния во внутригрупповых отношениях.

Какова сущность внутригрупповых отношений?

Сущность внутригрупповых отношений состоит во взаимодействии и взаимодействии членов группы, а также влиянии и власти, которые могут возникнуть внутри группы.

Каково понятие власти в социальной психологии?

В социальной психологии понятие власти относится к способности одного лица или группы оказывать влияние на других людей или группы.

Что такое социальное влияние?

Социальное влияние - это процесс, в результате которого одно лицо или группа воздействует на взгляды, поведение или эмоции другого лица или группы.

Что изучается во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются современные исследования власти и влияния во внутригрупповых отношениях.

Что такое власть во внутригрупповых отношениях?

Власть во внутригрупповых отношениях - это способность члена группы влиять на поведение и решения других членов группы. Это может быть основано на различных факторах, таких как знания, опыт, статус или личные харизматические качества. Власть может быть формальной (предоставленной официально) или неформальной (приобретенной через взаимодействие и отношения в группе).

Какое значение имеет социальное влияние во внутригрупповых отношениях?

Социальное влияние - это процесс, при котором один член группы влияет на убеждения, мнения, поведение или решения других членов группы. Это может происходить по разным причинам, таким как желание соответствовать групповым нормам, нужда в информации или стремление к социальной принадлежности. Социальное влияние играет важную роль во внутригрупповых отношениях, так как может помочь поддерживать групповую координацию, формировать групповую идентичность и обеспечивать согласованность в группе.

Какие основные исследования проводятся на тему власти и влияния во внутригрупповых отношениях?

Современные исследования на эту тему обычно изучают различные аспекты власти и влияния внутригрупповых отношений. Некоторые из них могут освещать влияние формальных лидеров на поведение и решения группы, а также эффективность различных стратегий власти, таких как убеждение, применение санкций или использование лидерских примеров. Другие исследования могут сосредотачиваться на неформальной власти и влиянии, изучая, например, роль социального престижа или эмоционального влияния в группе. Все эти исследования помогают нам лучше понять, как власть и влияние влияют на внутригрупповые отношения и как можно улучшить их эффективность и качество.