Ника Самофракийская. Анализ произведения искусства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Древняя
  • 33 33 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.03.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание




Введение 2
1.Культура Древней Греции Эллинистического периода 4
2.Скульптура Древней Греции Эллинистического периода 12
3.Ника Самофракийская 25
Заключение 30
Список источников и литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Родосская школа развивала традиции знаменитогоЛисиппа. Здесь разрабатывался образ сильных, атлетически сложенных обнаженных мужчин. Но это не спокойный и доблестный атлет — гражданин классического времени, а, как правило, правитель или его сатрап с властным, надменным взглядом, выдающим огромную силу воли (статуя «Эллинистический правитель»). Другими шедеврами родосской школы были знаменитые скульптурные группы «Лаокоон и его сыновья» (I в. до н. э.), изображающая мучительную смерть троянского жреца и его сыновей от змей (эпизод из Троянской войны), и многофигурная группа, изображающая казнь злой царицы Дирки сыновьями Антиопы — так называемый «Фарнезский бык» (II в. до н. э.).Одной из самых грандиозных скульптур этой школы стал Родосский колосс — 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, сработанная учеником Лисиппа, мастером Харесом из Линда в 276 г. до н. э., которая украшала порт и одновременно служила маяком. В 220 г. до н. э. во время сильного землетрясения Родосский колосс был разрушен и уже не восстанавливался.Своего рода малой скульптурой, получившей распространение в самых широких слоях населения, были небольшие фигурки из обожженной глины (терракота). Терракоты изображали простых граждан, бытовые сценки, и их очень любили простые жители эллинистических городов, к тому же они выпускались в массовом количестве, были дешевы и доступны широким слоям населения. Одним из мест их массового производства был беотийский город Танагра, поэтому эти изящные статуэтки часто называют по имени этого города танагрскими терракотами.3.Ника СамофракийскаяПо легенде, олимпийские боги, чтобы отойти от тягостных земных дел, часто отдыхали на небольшом греческом гористом острове Самофраки. С его вершины, как писал Гомер, бог моря Посейдон наблюдал за ходом Троянской войны. А в одном из ущелий у источника якобы обитала крылатая богиня победы Ника (Нике). Не случайно древние скульпторы установили там ее мраморное изваяние, названное позднее Ника Самофракийская. Спустя столетия фигуру богини раскопали и отправили в Париж.Копия богини Ники Самофракийской в музее на острове Самофраки. Те, кто приезжают на остров Самофраки, могут увидеть копию знаменитой скульптуры. Она, как и ее оригинальная предшественница, без головы, вместо рук развернутые крылья. Только в 1950 году удалось отыскать часть ее руки. Создатель Ники – скорее всего, житель знаменитого острова Родос, того самого, который прославился своими скульпторами.Из истории известно, что во II веке до нашей эры родосцы нанесли ряд существенных поражений воинственному сирийскому царю. Сирийский царь Антиох III (242-187 до н. э.). Антиоху III из династии Селевкидов и освободили свои территории. Клинка лор рубежом Очевидно, в честь одной из этих знаменательных побед скульпторы изваяли богиню Нику, чтобы воздавать ей всяческие почести. Но как она попала на остров Самофраки, не знает никто…В 1863 году археолог Шарль Шампуазо, вернувшись из Греции, привез в Париж больше двухсот фрагментов мраморной скульптуры. Из них, благодаря усилиям реставраторов, в 1884 году возродилась крылатая богиня Ника, Победа. Даже лишенная головы и рук, с правым крылом из гипса (точной копией левого), она покорила ценителей искусства своей красотой и с тех пор считается одной их жемчужин Лувра.Ее установили на верхней площадке мраморной лестницы Дару. «Лестница эта... была чудесна сама по себе, но главным ее чудом было то, что вся она, во всей стройности и строгости своего подъема, во всем праздничном, ярком чередовании света и тени на полированных плоскостях ее ступеней служила лишь пьедесталом стоявшей на верхней площадке фигуры, — Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описала в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой. — То была статуя Самофракийской победы... Победа эта была столь огромна, что легко было, осознав лишь ее подножие — из каменных блоков слаженный нос корабля-триремы, — обогнуть его, так и не взглянув вверх. Обезглавленная и безрукая, грубо изувеченная христианским варварством, оббитая и выщербленная прошедшими по ней тысячелетиями, ликующая богиня остановилась на бегу, чтобы протрубить победу, и триста лет до нашей эры отбушевавший ветер облепил ее юное, торжествующее тело складками одежды, влажной и отяжелевшей от брызг прибоя, затрепетал в ее широко и сильно раскинутых крыльях, ероша их мраморные перья...»Самофракийской статую назвали по имени острова, где ее нашел Шампуазо. Самотраки (Самофраки), расположенный в северной части Эгейского моря, разделил судьбу многих греческих островов: его история переплелась с легендами. По одной из них, «Колебатель земли», бог морей Посейдон выбрал Самотраки своей обителью. На горе Фенгари, самой высокой в Эгейском море (1611 м), бог восседал, наблюдая за сражением под стенами Трои, рассказывает Гомер. Просто так никого не пускает Посейдон на свой остров — непредсказуемый северный ветер и морские течения могут внезапно перевернуть и увлечь на дно корабли, и плавание на Самотраки не назовешь безопасным. Может быть, поэтому его жители всегда искали защиты у высших сил. С древних времен здесь поклонялись Кабирам — таинственным Великим богам, не входившим в греческий пантеон. Известно, что посвященному в Самофракийские мистерии они даровали защиту, особенно на море, и открывали таинства смерти и возрождения.Самофракийское святилище особенно процветало в эллинистическую эпоху — тогда на религиозные празднества собирались почти все города Греции, привозя с собой богатые дары, и не счесть было тех, кто стремился приобщиться к таинствам Кабиров.Ника Самофракийская, изваянная скульптором Пифокритом, как предполагают, в 190-180 годах до н.э., тоже была принесена в дар Кабирам — жители острова Родос благодарили их за победу в морском сражении.Неистовый ветер, яростная пляска волн, захватившая горизонт, — стихия моря грозит гибелью тем, кто испытывает перед ней страх. И только тот, кто устремляется наперекор ветрам и волнам, кто посреди бушующей воды находит опору и твердую землю в себе самом, — в самый трудный момент удостоится счастья услышать над волнами победный звук горна и шум могучих крыльев, а за пеленой соленых брызг разглядеть Самофракийскую Победу, опускающуюся на нос корабля. Ника рядом, пока длится сражение, пока напряжением внутренних сил в нас рождаются способности, необходимые, чтобы победить. Но улетает оттуда, где остаются лишь только лавры прошлых достижений. Крылатую Победу не удержишь, но тем желаннее ее появление! Именно такой, в миг его желанного появления, изобразил богиню зодчий Пифокрит.Больше ста лет Ника Самофракийская стоит в Лувре. Как шедевр античного искусства, драгоценность в музейной коллекции. Противостоя разрушающему ходу времени, быть может, в надежде, что кто-то посмотрит на нее иначе и, как прежде, обратит к ней просьбу даровать победу. Вот что пишет про Нику путеводитель, когда-то,  выпущенный в Советском Союзе: «Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены.Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня, ожившего под рукой безымянного ваятеля. Когда около Ники (высота статуи 3, 28 метра) оказываются люди, они кажутся маленькими, почти пигмеями. Ника парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе, сама является ее вдохновенным олицетворением. Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность и упругость. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит - такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями... Несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, удивительным сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях…»На основании анализа керамического материала, собранного во время недавних раскопок, было установлено, что пьедестал был воздвигнут ок. 200 г. до н. э., хотя некоторые ученые все же относят его ко времени между 250 г. до н. э. и 180 г. н. э. Необходимо отметить определённое сходство между статуей Ники и фигурами с Пергамского алтаря (он был создан ок. 170 г. до н.э.). Частично сохранившаяся надпись у основания статуи содержит слово “Rhodhios” (Родос), указывающее на то, что она была воздвигнута, чтобы увековечить морскую победу, одержанную Родосом, который в то время являлся самой могущественной морской державой в Эгеиде. Таким образом, мы приходим к выводу, что статуя Ники была создана не позднее 288 г. до н. э.По данным новейших археологических исследований установлено, что статуя находилась в нише амфитеатра и являлась частью алтаря, стояла же она на монументе корабля Деметрия I Полиоркета. Статуя расположена на ростральном пьедестале, сделанном из куска серого лартосского мрамора, фигура богини выполнена так, что создается впечатление, будто бы она спускается с небес к победоносному флоту. Неудержимое движение вперед в развивающейся одежде демонстрирует гармонию и совершенство формы. Естественность движений фигуры и облегающей одежды, как от сильного ветра, много лет восхищает знатоков и любителей скульптуры. Упругое и сильное тело, просвечивающее сквозь тонкий хитон, поражает зрителя великолепной пластикой. Гордый взмах крыльев и уверенная поступь богини рождает чувство торжествующей победы.ЗаключениеНика в древнегреческой мифологии – богиня-вестница победы. Она часто изображалась сидящей на руке Зевса или Афины.Обязательным ее атрибутом были крылья, которые присутствуют на всех изображениях. Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую, приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.Однако, несмотря на то, что богиня лишена головы и рук, формы ее тела настолько выразительны, что зритель забывает об отсутствующих частях – так велика магия пластики. Но все же реставраторы Лувра не просто собрали Нику по кусочкам. Ее правое крыло искусно вылеплено из гипса, являясь копией левого. С помощью компьютерной графики удалось воспроизвести и голову, и руки. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Однако было решено не восстанавливать их. Когда была сделана гипсовая копия целой богини, и оказалось, что в полном виде она не производит такого же воздействия на человека. Именно поэтому было решено не добавлять ей недостающие части тела. Эти неудачи в реставрации заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, она совершенна в своем несовершенстве. Кстати, та же история произошла и с Венерой Милосской, что стоит в соседнем зале. Ученые сумели воспроизвести потерянные руки богини – и та мгновенно потеряла свое мистическое очарование, превратившись в одну и ряда подобных ей статуй. В годы Второй мировой войны, когда во Францию вошли войска фашистов, было решено вывезти коллекцию Лувра из Парижа. Для укрытия шедевров лучше всего подходили подземелья старых замков, расположенных в сельской местности, вдали от военных дорог. Большинство этих замков находились в полуразрушенном состоянии, на что и делалась ставка – мол, никому и в голову не придет искать в развалинах скрытые шедевры. Одной из последних вывозилась Ника Самофракийская. За нее, собранную из отдельных кусков, опасались больше всего. Вот цитата из дневников тогдашнего директора Лувра Жоржа Салля: «И вот крылатая богиня покинула свой «нос корабля» из камня, где, по преданию, древние греки, шедшие на неприятеля, устанавливали статуи богов, суливших им удачу, чтобы «улететь» в замок Валансэ… на юго-востоке Франции. Для ее перевозки был сооружен из подручных средств деревянный наклонный мостик, оборудованный каркасом». В укрытии Ника провела пять лет, чтобы в конце 1944 года с триумфом вернуться в столицу, вновь став символом победы. Ника вдохновляет писателей, художников, поэтов... «Огромный зал с его лестницами холодно надвигался на него. И вдруг высоко над всем воспарила Ника Самофракийская. Она стояла высоко над лестницей, на обломке мраморного корабля, стояла в сиянии прожекторов, сверкающая, с широко распластанными крыльями, готовая вот-вот взлететь. Развевающиеся на ветру одежды плотно облегали ее устремленное вперед тело… И казалось, за спиной у нее шумит виноцветное море Саламина, а над ним раскинулось темное бархатное небо, полное ожидания. Ника Самофракийская не знала ничего о морали. Ее не терзали никакие проблемы. Она не испытывала бурь, бушующих в крови. Она знала лишь победу или поражение, не видя между ними почти никакой разницы. Она не обольщала, она манила. Она не реяла, она беспечно парила. У нее не было никаких тайн, и все же она волновала куда сильнее, чем Венера, прикрывавшая свой стыд, чтобы возбудить желание. Одна была сродни птицам и кораблям – ветру, волнам, горизонту. У нее не было отчизны. Да она и не нуждалась в ней. На любом корабле она чувствовала себя как дома. Ее стихией были мужество, борьба и даже поражение: ведь она никогда не отчаивалась. Она была не только богиней победы, но и богиней всех романтиков и скитальцев, богиней эмигрантов, если только они не складывали оружия… Дешевый символ? Но что еще в жизни трогает так, как дешевые символы, дешевые чувства, дешевая сентиментальность? В конце концов, что их сделало дешевыми? Их бесспорная убедительность.» (Э.М.Ремарк «Триумфальная арка»)Крылатая богиня победы Ника, дочь океаниды Стикс и Палланта (сына титана Крия), была постоянной спутницей Зевса, который всегда изображался с фигурой Ники в руках. Зевс Олимпийский работы знаменитого Фидия держал в храме в правой руке Нику из золота и слоновой кости. У каждой ножки трона «отца богов» тоже были изображены танцующие фигурки Ники.А в III веке до нашей эры (или начале II века) статуя Ники была установлена на острове Самофракия - на высокой скале у входа в гавань, на постаменте в виде носа галеры. Яростные волны разбивались о скалу у ног богини, ветер стремился прижать ее расправленные крылья. Складки ее одежды тяжелыми массами обвиваются вокруг ног, обтекают вокруг бедер и тем самым зрительно передают сопротивление, которое преодолевает распростершая свои крылья богиня. Если бы Ника не боролась с ветром, она казалась бы слишком большой и тяжелой, но благодаря устремленному вперед телу, благодаря бурному движению ее мощные пропорции теряют свою грузность, приобретая чарующую стройность. Исполненная тревожного напряжения и порыва, чуть подавшись вперед, наперекор ветру Ника как будто готовилась взлететь над морем.Это действительно все сметающая на своем пути богиня победы. Ника стоит, держа в одной руке крестообразное украшение неприятельского корабля. Богиня была обращена к гребцам, но при виде берега она оборачивается к нему и трубит радостный сигнал, чтобы возвестить о морской победе ДеметрияПолиоркета, одержанной им в битве при Саламине (об этом можно судить по сохранившимся монетам). Скульптура Ника стала иконой для многих художников. Во многих странах установлены копии скульптуры как символ борьбы и грядущей победы. Также Богиня Победы является символом успешного результата и счастливого исхода. Название известной американской компании: «Nike» (Найк) происходит от имени богини Ники.Список источников и литературыВинкельман И.И. История искусства древности. - СПб.: Алетейя, 2000. - 793 с.Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972. - 273 с.Соколов Г.И. Искусство Древней Греции.- М.: Искусство, 1980.- 271 с.Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. - М.: Искусство, 1970. - 446 с.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - Вып. 1. - М. 1968.Сергеев В.С. История Древней Греции. - М.: Издательство Восточной Литературы, 1963. - 363 с.Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 2: Архитектура античного мира. - М.: Издательство литературы по строительству, 1973. - 710 с.




Список источников и литературы

1. Винкельман И.И. История искусства древности. - СПб.: Алетейя, 2000. - 793 с.
2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972. - 273 с.
3. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции.- М.: Искусство, 1980.- 271 с.
4. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. - М.: Искусство, 1970. - 446 с.
5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - Вып. 1. - М. 1968.
6. Сергеев В.С. История Древней Греции. - М.: Издательство Восточной Литературы, 1963. - 363 с.
7. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 2: Архитектура античного мира. - М.: Издательство литературы по строительству, 1973. - 710 с.

Вопрос-ответ:

Какие техники использовались при создании Ники Самофракийской?

Для создания Ники Самофракийской художник использовал технику высокого рельефа, при которой изображение выступает значительно из плоскости основы. Это позволило создать эффект движения и легкости фигуры.

Когда и где была найдена Ника Самофракийская?

Ника Самофракийская была найдена в 1863 году на острове Самофраки в Греции. Она была обнаружена французским археологом Шарлем Шампольоном в храме великой богини перед восточным склоном горы Мегало Вуни.

Какую символику несет Ника Самофракийская?

Ника Самофракийская символизирует победу и мощь. Ее изображение воспроизводит момент, когда богиня Ника прилетает на корабле вместе с победителями сражения. Она поднимает свое крыло, передвигает взгляд на противоположную ногу, создавая ощущение движения и динамизма.

Какие материалы использовались для создания Ники Самофракийской?

Ника Самофракийская была создана из мрамора. Этот материал был выбран для своей прочности и возможности отображать нюансы и детали скульптуры. Кроме мрамора, для создания пламени на голове Ники использовалась бронза.

Как местная и глобальная публика воспринимает Нику Самофракийскую?

Ника Самофракийская считается одним из величайших произведений искусства Древней Греции. Она привлекает историков, археологов и любителей искусства со всего мира. Ее красота и изящество завораживают зрителей и вдохновляют на создание новых произведений искусства.

Какое значение имеет Ника Самофракийская?

Ника Самофракийская - это скульптурный памятник, изображающий победу греков в морском сражении. Она имеет огромное значение для изучения истории и культуры Древней Греции.

Кто является автором Ники Самофракийской?

Автором Ники Самофракийской считается неизвестный греческий скульптор эллинистического периода. Его имя неизвестно, но его мастерство и талант восхищают искусствоведов и историков по сей день.

Какие особенности имеет Ника Самофракийская?

Ника Самофракийская имеет ряд особенностей, которые делают ее уникальной. Она изображает богиню Победы с раскрытыми крыльями на носу корабля. Ее поза, движение платья и выразительность лица создают ощущение движения и динамики.

Где можно увидеть Нику Самофракийскую?

Ника Самофракийская находится в Музее Лувра в Париже. Она была найдена на острове Самотраки в 1863 году и после реставрации была выставлена в Лувре.