Романтический герой 19 века и герой современной культуры

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 14 14 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 19.03.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Романтический герой XIX века и герой современной культуры 4
Заключение 13
Список использованных источников 14
Фрагмент для ознакомления

При этом Гюго, как и Гофман, не обходится без иронии, которая только сильней подчёркивает исключительность его героев. Особенно хорошо просматривается эта ирония в образе поэта Гренгуара. казалось бы, именно гренгуар должен был стать истинным героем романа — именно романтическим героем. Но он здесь — во многом объект авторской иронии, а также прототип автора, образ наблюдателя, а не то, кто непосредственно участвует в событиях. Ирония для многих французских и немецких романтиков — непременный атрибут описания романтического героя. Эта ирония часто строится на контрасте между неким умозрительным идеалом и тем, какова на самом деле реальность. Именно отсутствие иронии делает многих современных персонажей, в том числе и чрезвычайно близким по другим характеристикам героям романтизма, более плоскими, банальными и приземлёнными.Выше мы уже указывали, что романтический герой сохранился в современной культуре, чего нельзя сказать о герое классицизма и герое просвещения. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что романтизм породил множество жанров массовой литературы: детектив, роман ужасов. Даже образ романтического героя — необыкновенной, исключительной личности, противопоставленной всем остальным, пусть в выхолощенном, сниженном виде, сохраняется в современной массовой литературе и культуре в целом. Ярким примером может послужить книжный цикл «Сумерки», в котором главный герой, являющийся возлюбленным героини, представляет собой типичного «романтического» героя (мы берём это слово в кавычки, так как здесь можно говорить разве что о пародийной типичности): он красив, загадочен, обаладет необычным прошлым. Героями многих фильмов и сериалов становятся исключительные, часто очень одарённые люди, которые противостоят обществу, отказывают принимать его правила, играть по его законам. Популярность сериала «Доктор Хаус» объясняется не иссякающим интересом зрителей к непризнанным гениям, которые противостоят всему миру.В элитарной или хотя бы просто качественной современной культуре культ «исключительного» героя также продолжает существовать. Так, в фильме «Жизнь Адель» (французский арт-хаус) автор, затрагивая спорные и сложные темы, предпочитает сделать одну из героинь необычной, неповторимой, резко выбивающейся из «толпы», что сближает её с героями романтизма.В фильме «Амели» необычность героини подчёркивается много раз. Она уникальна и в этой уникальности противопоставлена остальным героям, «обычным» людям. При этом Амели в каком-то смысле приближена к этим «обычным» людям. Размах её личности не поражает, напротив, на первый взгляд, она является простой девушкой, каких, вероятно, множество, но создатели фильма много раз подчёркивают её неповторимость, которая кроется в мелочах, а также в её в необычном взгляде на жизнь. При этом фильм несомненно ироничен, что роднит его с французскими романтиками гораздо сильней, чем исключительность героини.В целом, образы романтических героев оказали значительное влияние на современную как массовую, так и элитарную культуру, однако далеко не всегда это влияние осознаётся авторами, а именно благодаря осознанной игре с образами произведение обретает глубину.ЗаключениеВ соответствии с поставленными во введении задачами, мы проанализировали образ романтического героя XIX века. В целом среди романтических героев можно выделить два основных типа: герой-художник и герой — исключительная личность. Последний может быть представителем любой профессии, он может быть как бродягой, бедняком (Жан Вальжан из «Отверженных» и Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго), так и дворянином (герои Шатобриана), он может быть как в целом положительным героем (Говэн из «Девяносто третьего года» Гюго), так и отрицательным (маркиз Лантенак из того же романа). Важна исключительность любых черт — если зло, то потрясающее воображение, если красота, то та, от которой невозможно отвернуться, если самопожертвование, то до самой смерти.Образы художников-романтиков обычно завязаны на противопоставлении героя-художника и мира обывателей, который художнику невыносим. Ярким примером такого персонажа может служить Иоганнес Крейслер, главный герой «Житейских воззраний кота Мурра» Гофмана. Обыватели часто тоже увлечены искусством, но для них — это форма отдыха после работы, для истинного художника-романтика искусство — это сама жизнь.При сопоставлении романтического героя и героя современной культуры мы, прежде всего, указали на сходство романтического героя и героя современной массовой культуры, так как именно романтизм породил множество современных развлекательных жанров. В целом, стремление современной культуры к поиску необычного, неповторимого находит свои корни именно в романтизме.Список использованных источниковДмитриев А.С. Немецкая литература. Романтизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ae-lib.org.ua/texts/dmitriev__german_romantism__ru.htm. (Дата обращения: 15.02.2015).Дмитриев А.С. Э.Т.А. Гофман. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gofman.krossw.ru/html/dmitriev-gofman_19v-ls_1.html. (Дата обращения: 15.02.2015).История зарубежной литературы XIXвека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.simpatika-cats.ru/. (Дата обращения: 15.02.2015).Луков В.А. Французская литература. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litdefrance.ru/199/1231. (Дата обращения: 15.02.2015).Французский романтизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ad-marginem.ru/article48-page2.html. (Дата обращения: 15.02.2015).

1. Дмитриев А.С. Немецкая литература. Романтизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ae-lib.org.ua/texts/dmitriev__german_romantism__ru.htm. (Дата обращения: 15.02.2015).
2. Дмитриев А.С. Э.Т.А. Гофман. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gofman.krossw.ru/html/dmitriev-gofman_19v-ls_1.html. (Дата обращения: 15.02.2015).
3. История зарубежной литературы XIX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.simpatika-cats.ru/. (Дата обращения: 15.02.2015).
4. Луков В.А. Французская литература. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litdefrance.ru/199/1231. (Дата обращения: 15.02.2015).
5. Французский романтизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ad-marginem.ru/article48-page2.html. (Дата обращения: 15.02.2015).

Романтический герой Мцыри

Романтический герой Мцыри

Действие поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" разворачиваюся на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, "смотрел, вздыхая, на восток...". Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все же пропустил "на их стороне родной".

в один прекрасный день "в цвете лет" он исчез под покровом осенней ночью. Нашли его через три дня в степи, "Он страшно бледен был и худ, /И слаб..." Собрав остатки сил, Мцыри начинает свою предсмертную исповедь:

"Я мало жил, и жил в плену.

Эти две жизни,

Но только полную тревог,

Я изменил бы, если бы могли".

Всю жизнь он был томим тоской по свободе. Существование в монастырских "сумрачных стенах" стесняло грудь и в конце концов стала невыносимой. "Дитя неведомой страны" вывел на свободу из тихой обители. И открыл мир большой хит на мальчика всей своей мощью, природа захлестнула его, он "сам, как зверь, был чужд людей. /И полз и прятался, как змей".

В естественной среде, он видит единство, гармонию, все, чего был лишен в человеческом обществе. Страна отцов, красоты и изобилия роскошной природы влекут пылкую душу Мцыри дальше, в дорогу.

...Я цель одну —

Пройти в родимую страну

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

Однако Мцыри заблудился, и гармония была разрушена встречей с могучим барсом. Смертельная схватка состоялась между Мцыри и барсом, свободными, сильными отпрысками природы.

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков...

Казалось, что слова людей

я Забыл...

В этой битве с большей силой, с героической раскрывает суть характера Мцыри. Он победил и нашел в себе силы, чтобы продолжить путь. Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась с меня! Едва он "блаженство вольности познал", судьба приводит его к "тюрьме", спасшей когда его жизни. И все же Мцыри умер не только от ран, полученных в бою с барсом, и еще потому, что:

Меня печалит только одно:

Мой труп холодный и немой

Не будет тлеть в земле родной...

Он остался непокоренным, не недостижимой никакими невзгодами и страданиями: Но что мне это? — даже в раю, В святом заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.