Детская беспризорность в России как социальная проблема
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 28.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Три волны детской беспризорности в России: история проблемы
1.1. Беспризорность как следствие гражданской войны
1.2. Влияние Великой Отечественной войны
1.3. Детская беспризорность в современной России
2. Социальные последствия беспризорности
3. Причины возникновения и развития беспризорности
4. Психология беспризорников
5. Решение социальной проблемы беспризорности
Заключение
Литература
Они сострадательны, остро чувствуют несправедливость.
Беспризорного ребенка нетрудно отличить от его сверстников – «обычных» детей. Такой ребенок выделяется даже внешне, по манере держать себя, выражению лица, взгляду. На таких детей смотрят как на испорченных и преступников, что вновь толкает их на правонарушения, замыкая порочный круг.
5. Решение социальной проблемы беспризорности
Беспризорность является одной из тяжелейших социальных проблем, и, как было сказано, требует комплексного подхода к своему решению. В связи с этим выделены приоритетные направления работы:
Защита и реализация права на образование для несовершеннолетних.
Создание требуемых условий для реализации этого права.
Усиление ответственности семей за содержание, воспитание и обучение детей.
Контроль над соблюдением прав детей, лишенных родителей (усыновленных, содержащихся в приемных семьях или детских домах семейного типа).
Диагностика и своевременное выявление беспризорников.
Повышение эффективности воспитательно-образовательной системы в стране.
Повышение социально-психологической и педагогической компетентности работников социальной защиты и опеки.
Создание благоприятных условий для творческой, профессиональной и социальной самореализации несовершеннолетних.
Различные программы по реализации этих принципов разрабатываются в нашей стране с середины 90-х годов, как например федеральные программы «Дети России» и «Молодежь России».
Они направлены на профилактику социальной дезадаптации несовершеннолетних, а также на раскрытие их творческого потенциала.
Важным моментом в борьбе с беспризорностью является грамотная координация усилий федеральных и региональных органов власти. Этим занимается Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.
Кроме того, данная организация курирует вопросы:
трудовой занятости несовершеннолетних,
развития института уполномоченных по правам ребенка,
создания отчетов и информирования правительства РФ.
К решению проблемы беспризорности в нашей стране подключены благотворительные фонды (например, «Моя семья», «Страна живых»), общественные фонды, молодежные и спортивные организации, студенческие и молодежные объединения.
Все они участвуют в профилактической работе, которая ведется в кружках, клубах, секциях, лагерях отдыха, спортивных лагерях.
Заключение
Социальная проблема беспризорности в России имеет глубокие корни и тянется еще с начала прошлого века.
Факторы, провоцирующие рост беспризорности многочисленны и включают политические, социально-экономические, культурные и психологические причины.
В решении социальной проблемы беспризорности главными способами признаны совершенствование нормативно-правовых актов профилактики безнадзорности и строгий контроль их исполнения, а также повышение эффективности органов опеки и попечительства.
Литература
Криминология / Под ред. Гуляева В.П. — М.: Юридическая литература, 1997. С. 289.
Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В. Шаповалова. — М.: Наука, T.I. 1964. С. 193.
Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. — М.: Знания, 1993. С. 85.
Климантова, Г.И., Федотовская, Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24.
Нечаева, А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.
Рожков, А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117—119.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.
В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005.
Нечаева, А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.
Рожков, А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н. В. Шаповалова. — М.: Наука, T.I. 1964. С. 193.
В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005.
Климантова, Г.И., Федотовская, Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24.
Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117—119.
Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В. М. Константинова. — М.: Знания, 1993. С. 85.
Криминология / Под ред. Гуляева В. П. — М.: Юридическая литература, 1997. С. 289.
2
1.Криминология / Под ред. Гуляева В.П. — М.: Юридическая литература, 1997. С. 289.
2.Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В. Шаповалова. — М.: Наука, T.I. 1964. С. 193.
3.Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. — М.: Знания, 1993. С. 85.
4.Климантова, Г.И., Федотовская, Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24.
5.Нечаева, А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.
6.Рожков, А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
7.Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117—119.
8.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.
9.В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005.
Двадцать четыре
Введение
В России в настоящее время актуализируется проблема детей, оставшихся без крова, на который все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Детская беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени принадлежит к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы Проблемы общей теории права и государства / Учебник для Вузов под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2002. C. 163; Пугачев В. П. Политология. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. C. 243..
Проблемы детей, беспризорности и безнадзорности приобрели угрожающий характер, так k. число беспризорных детей из года в год постоянно растет.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом, и не социализированных групп в частности, убеждает в том, что потраченные государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными ситуации острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.
Эта социальная проблема, присуща не только в России, за рубежом она получила название "дети улицы", которая существует в большинстве крупных городов мира. Она является в определенной степени признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных учреждений, обеспечения социальной поддержки детей и подростков. Однако, это явление присутствует и в странах с развитой экономикой и отлаженными службами социальной помощи, из этого вытекает необходимость углубленного изучения всех факторов, которые определяют уход и участие детей на улице, жизнь в условиях местной специфики.
Актуальность темы исследования обосновывается рядом аргументов. Для детского населения (от рождения до 18 лет) не является саморазвивающейся системы. Является наиболее подвержены часть общества, он всеми сторонами своего существования и развития включено во все многообразие социальных структур и отношений. Он воспроизводит и обновляет общество, став его частью. Без детей, воспроизводство общества невозможно. От качественных и количественных характеристик детского населения зависит будущее нации и государства.