Человек в искусстве Возрождени (лит-ра, изобразительное искусство)
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 10.02.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Ренессанс - эпоха торжества идеалов гуманизма в искусстве
Глава 2. Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Заключение
Список литературы
Важно отметить, что «классицизм» Рафаэля отличался жизненностью и удивительной органичностью, и отвечал духовным требованиям эпохи Ренессанса.
Таким образом, величие Рафаэля состояло в редкостном «совершенстве художественного претворения гуманистических идей своего времени, в той кристально-ясной образной форме, в которой воплощались и простые жизненные представления, и философски-отвлечённые понятия». Картина или фреска понимались Рафаэлем как абсолютно целостный образ, единый художественный организм, как «новая, эстетически преображённая реальность».
Микеланджело был велик как ваятель, живописец и архитектор. Именно его творения являются подлинным отображением идей эпохи Возрождения – он «воскресил нагое тело классической древности, сбросил все условные традиции своей школы и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное». Отбросив мягкость линий, нежность, Микеланджело воспевает величие и поистине демоническую силу. Гигантская фреска «Страшный Суд» считается подлинным шедевром Микеланджело, а создавалась она для Папы Павла III. Художник работал над ней семь лет, и завершил работу в 1541 году. «Это огромная фреска, в 50 футов высоты и 40 ширины, способна произвести у зрителя головокружение. Это олицетворение тревоги, страха и ужаса. Мертвецы, заслышав звуки труб Архангела, поднимают надгробные камни, раздирают саваны, безжизненно смотрят полусгнившими глазами. Одни полны отчаяния, другие – надежды, наверху группа освобождённых, радостных; посередине Христос, проклинающий грешников, отвернувшийся от Богоматери, которая уговаривает его спасти заблудших. А эти несчастные, чувствующие на себе всю тяжесть Божественного приговора, в порыве отчаяния извиваются и корчатся внизу, наводя невольный ужас своими адскими конвульсиями боли». Подлинное чудо – потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело за четыре года (1508-1512 гг.). Фреска изображает сцены из Ветхого завета: «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая» и др.
Венецианское искусство эпохи Возрождения воспевает радость жизни, мягкая атмосфера города способствовала образности языка венецианской живописи. Особую роль в сложении венецианского искусства конца XV века сыграл Джованни Беллини (ок. 1430-1516). В его творениях раскрывается величие духовного мира человека.
Венецианская школа испытывала сильное влияние Нидерландов. Именно здесь на первом плане – колорит, бесконечная игра красок и света. В Венеции в эпоху Возрождения творили поистине великие мастера, особенно выделим художников – колористов Тициана и Паоло Веронезе. Тициан Вечеллио – яркий представитель полуантичного, полуфламандского направления, «в котором сочеталось величие антика с бойкостью реализма». Его творениям присуща ясная чистота классических очертаний («Диана и Калисто», «Даная», «Венера», «Любовь небесная и земная»). Отметим особую поэтичность, вдохновенность, тонкий психологизм его шедевров. Паоло Веронезе – последователь Тинторетто. Картины Веронезе отличаются прозрачностью, яркостью колорита, их можно назвать «морем света, которое заливает всё, и блещет, и горит торжественно на сверкающих костюмах и утвари» («Брак в Кане», «Христос у Левия», «Христос у Симона»). Творчеством Тинторетто и Веронезе завершается последний этап позднего Возрождения.
Итальянские художники вдохновлялись красотой человеческого тела, стремились к его идеализации, бытовые сюжеты не представляли для них интереса, истинную мощь своего таланта они проявляли в полотнах на религиозные, античные темы. В эпоху Возрождения живопись переосмысливалась, многие компоненты кватроченто, такие как композиция, свет, тень имели ключевое значение в эстетике эпохи Возрождения.
Для человека эпохи Возрождения характерно было особое переживание собственной уникальности и индивидуальности, позиционирования во временном потоке этого изменчивого мира. Отсюда и проистекает особый интерес творцов эпохи Ренессанса к многообразию внешнего мира и его проявлений. Однако важно отметить, что многообразие оттенков не мешало доминированию эстетики идеала в философии гуманизма. Прекрасное заново осмысливается, с новых, реалистических, рациональных и объективных позиций. Средневековые принципы мировосприятия, рождённые в недрах схоластики, отошли на второй план.
Новое понимание красоты строилось на яркой индивидуальной выразительности, уникальности реальных проявлений окружающего мира. Благодаря философии гуманизма стало возможным подлинное открытие богатства эстетического восприятия, окончательное разрушение деперсонизированной, абстрактной духовности. Художники – гуманисты эпохи Возрождения утверждали не только высокое моральное совершенство человека, но и его реальную целостную значимость. К примеру, живописец Джотто Христа изображал не только как символический недосягаемый образ, но и как человека среди людей, убедительно прорисовывая «психологическую достоверность харизматической личности». Эпоха Ренессанса в целом дала миру многообразие в плане интерпретации понятия красоты и прекрасного, а философия гуманизма помогла осознать человеческую уникальность, безграничность человеческого духа и разума.
Культура и философия гуманизма предусматривала постижение духовного мира человека, проповедовала значимость самоанализа, развития наблюдательных способностей и творческого воображения, фантазии. Уникальность мировидения, всеобщая гармония стали основной опорой творцов – гуманистов эпохи Ренессанса. К примеру, великий Боттичелли в своём творчестве воплощал красоту, которая, как справедливо отмечает В. Мартынов, «то в виде утончённости, естественной чистоты, невинности, безмятежности, романтической приподнятости, трепетности, внешней ясности, лёгкости, таящей, однако, непробуждённую силу бурных страстей, то в художественный мир художника врывались напряжённость, динамизм, повышенная экзальтация, драматизм, аритмия экспрессивных образов». Каждый из творцов по-своему трактовал понятие красоты, для великого Леонардо да Винчи красота является загадкой человеческой души. Совершенство человека для да Винчи является гармоничным продолжением природы, а сам человек не может вступить в конфронтацию с природой. Леонардо да Винчи «воплотил эстетику «сфумато», передающую лёгкость, воздушную текучесть, изменчивость, завуалированность потаённых глубин бытия». Эстетика Микеланджело отражает стремление к постоянному самосовершенствованию, а в творчестве Джорджоне красота отличается лиричностью, интимностью, теплотой и природной гармоничностью. Для Тициана красота означает чувственность, яркость, жизнеутверждение, а эстетика Тинторетто «пронизана утверждением высокого духовного подъёма, насыщена психологической выразительностью, динамизмом, столкновением разнонаправленных энергий, выявляющих в своей глубине единый порыв Мироздания».
Гуманизм и эстетика Северного Возрождения наоборот предполагают переживание диссонансов, которыми наполнен мир и чувства человека, представление о человеке не как об идеальном и совершенном создании, но как о личности, имеющей богатый и противоречивый духовный мир. В данном контексте особый интерес представляет творчество Босха, который обратился к причудливым и фантастическим, иносказательным, аллегоричным и ироничным образам.
Возведя в культ красоту человеческого тела, творцы Ренессанса тем не менее и не отказывались от содержательной сущности. Искусство гуманизма должно было не только вызывать эстетическое наслаждение, но и помимо возвышенной красоты быть наполненным духовным содержанием, находиться в соответствии с высокими устремлениями человеческой личности, духа и разума. Воплощение этой возвышенной миссии искусства было присуще всем выдающимся творцам Возрождения. Как замечал О. Шпенглер, «в одной руке Адама Микеланджело больше психологии, чем в любой статуе Фидия или Праксителя».
Заключение
Гуманизм разносторонне и значительно выразил общественные настроения. В творчестве гуманистов нашли своё отражение традиционные антиклерикальные мотивы, литература и искусство, религиозно-философская и социально-политическая мысль отразили широкое распространение различных форм критики современного состояния церкви, её учения, институтов, культовой практики. Гуманисты, выступая против схоластики, которая была теоретической опорой католической ортодоксии, критикуя учреждения церкви и все ступени её иерархии, подготовили почву для расцвета Реформации в Европе.
Благодаря философии гуманизма стало возможным обновление образования, воспитание человека, имеющего принципиально иные жизненные установки, развитие культуры, науки и искусства,имеющих новое содержание, реформирование жизни общества и церкви.
Сущность философии гуманизма заключалась не только в антропоцентризме, воспевании добродетели и духовности человека, неограниченных возможностей его разума. В рамках ренессансного гуманизма стала возможной новая интерпретация красоты, которая приобрела целостный, синтетический характер, основывалась на осознании духовности, на античных представлениях о мире «как эманации невидимого Единого». Эстетика гуманизма предполагала то, что природа не противопоставляется Богу, наоборот, она отражает факт божественного присутствия.
Человек в философии гуманизма – это высшее творение природного мира, соответственно, художники эпохи Возрождения видели свою главнейшую задачу в том, чтобы наилучшим образом воплотить в художественном отношении красоту человека, его телесное совершенство. В этом плане мировоззрение эпохи Возрождения резко контрастировало со схоластикой, вступало с ней в конфронтацию. В средневековом схоластическом мировоззрении тело являлось лишь земной оболочкой, бренной, греховной, наполненной животными инстинктами. Для гуманистов тело – это важнейшая эстетическая ценность. Гуманисты увязывали тайну разума с целесообразностью внешней оболочки человека, и разум, и тело являлись свидетельством божественным проявлением духа на земле, созидательной мудрости Бога.
Список литературы
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 472 с.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986. 400 с.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с.
Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с.
Додд Ч. Основатель христианства. – М.: Свято-Филаретовский институт, 1997. 175 с.
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с.
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с.
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с.
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с.
Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с.
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с. С. 51-52
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 54
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с. С. 91
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с . С. 66
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с. С. 7
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 304
Дмитриева Н.А. Указ. соч. С. 7
Там же.
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 427
Алпатов М.В. Указ. соч. С. 184
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 37
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 61
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с. С. 250
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 39
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 472 с. С. 20
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986. 400 с. С. 36.
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 332.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 23
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 25
Там же.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 26
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с. С. 160
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. С. 173
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/renesans/vzriten.htm.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с. С. 61-62
Додд Ч. Основатель христианства. – М.: Свято-Филаретовский институт, 1997. 175 с. С. 7-8
Власов В.Г. Указ. соч. С. 251
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с. С. 8
Цит. по: Гнедич П.П. Указ. соч. С. 342
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 342
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с. С. 8
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 22
Там же.
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 39-40.
Там же. С. 47
Там же.
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 45.
Там же. С. 88.
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 343
Там же. С. 353
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 354
Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. С. 10
Гращенков В.Н. Указ. соч. С. 10
Там же. С. 10-12
Гращенков В.Н. Указ. соч. С. 16
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 366.
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 388
Там же. С. 398
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 167
Там же.
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 168
Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с. С. 411
2
1.Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с.
2.Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 472 с.
3.Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с.
4.Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986. 400 с.
5.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с.
6.Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986.
7.Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с.
8.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с.
9.Додд Ч. Основатель христианства. – М.: Свято-Филаретовский институт, 1997. 175 с.
10.Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с.
11.Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.
12.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
13.Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с.
14.Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с.
15.Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/
16.Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
17.Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с.
18.Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с.
Вопрос-ответ:
Какое искусство популярно в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения популярным было изобразительное искусство.
На какой идеологии основано искусство Возрождения?
Искусство Возрождения основано на идеалах гуманизма.
Чем отличался стиль Рафаэля в искусстве эпохи Ренессанса?
Стиль Рафаэля отличался жизненностью, органичностью и соответствовал духовным требованиям эпохи Ренессанса.
В чем заключается величие Рафаэля?
Величие Рафаэля заключается в редкостном совершенстве художественного претворения гуманистических идей своего времени.
Какое значение искусства Возрождения для эпохи?
Искусство Возрождения имело большое значение, так как оно отражало торжество идеалов гуманизма и было воплощением кристально ясных идей своего времени.
Какие идеалы были торжественны в эпоху Возрождения в искусстве?
В эпоху Возрождения в искусстве торжествовали идеалы гуманизма, включающие в себя прославление человека, его разума, красоты и гармонии.
Чем отличалось изобразительное искусство эпохи Возрождения?
Изобразительное искусство эпохи Возрождения отличалось реалистичностью и гармонией, стремлением к идеалам красоты и гармонии, а также использованием перспективы и глубокой психологической проницательности.
Чем отличался классицизм Рафаэля в искусстве Возрождения?
Классицизм Рафаэля в искусстве Возрождения отличался жизненностью и удивительной органичностью. Он отвечал духовным требованиям эпохи Ренессанса и совершенствовал гуманистические идеи своего времени в своих произведениях.
В чем состояло величие Рафаэля?
Величие Рафаэля состояло в редкостном совершенстве художественного претворения гуманистических идей своего времени, в том, как он мастерски воплощал эти идеи и придавал им кристальную ясность.
Какие идеи прославлялись в изобразительном искусстве эпохи Возрождения?
Изобразительное искусство эпохи Возрождения прославляло идеи красоты, гармонии, гуманизма и разума человека. Оно выражало почитание идеалов человеческого совершенства и стремление к высшим ценностям.
Какие идеалы гуманизма были отражены в искусстве эпохи Возрождения?
Эпоха Возрождения в искусстве отличалась торжеством идеалов гуманизма. Художники стремились изображать человека с его достоинствами, способностями и эмоциями неподражаемо реалистически. Классическая античная культура вдохновляла художников, и они старались воссоздать красоту человеческого тела. Отношение к человеку в эпоху Возрождения было глубоко гуманистическим: человек считался центром мира и космоса. Гуманистический идеал человека воплощался в образах, воплощающих гармонию души и тела, разума и эмоций.