Органы дознания в уголовном судопроизводстве
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 26.03.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения 5
2. Полномочия органа дознания 9
3. Осуществление дознания в упрощенной форме 13
4. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания 21
Заключение 28
Список литературы 29
Умение прокурора выделять в предмете надзора наиболее уязвимые места, сказывается на уровне организации прокурорского надзора. Другими словами, соблюдение общих требований, которые предъявляются к надзору за исполнением законов в досудебном производстве, еще должны учитываться обстоятельства, вытекающие из состояния преступности и исполнении требований закона при производстве предварительного расследования в районе, городе, субъекта Федерации.В поле зрения прокурора постоянно должны находиться такие важные вопросы, как исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных следственных действий; задержаниях, применении иных мер процессуального принуждения; предъявлении обвинения; обеспечении прав участников уголовного судопроизводства; соблюдение сроков следствия и содержания под стражей; исполнение требований закона при приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного преследования и прекращении дела; выполнение обязанностей начальниками следственных отделов.Используя основы анализа статистической и иной информации о состоянии законности, прокурор должен знать, когда и в каком направлении по этим и другим вопросам необходимо использовать полномочия, предоставленные ему, с тем, чтобы не допустить возможных нарушений или отступлений от норм законности путем своевременного принятия мер, направленных на их устранение. Планирование выступает в качестве важного элемента в организации работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве. Рассматривая вопрос о планировании, стоит отметить, что планы обычно предусматривают как изучение, так и обобщение практики исполнения законов. Оно производится по категориям уголовных дел или по отдельным вопросам, напр., исполнение требований закона при задержаниях и применении иных мер процессуального принуждения за определенный период времени и т.п. Кроме того, проведение прокурорских проверок на участке работы дознавателей, наиболее подверженных нарушениям требованиям закона.К организации работы также относится и распределение обязанностей в области надзора за исполнением законов в досудебном производстве. Сюда же относятся учет и контроль исполнения и ряд других вопросов.Справедливым будет отметить, что основной объем работы в области надзора за исполнением законов на стадии досудебного производства возлагается на городские (районные), а также к ним приравненные прокуратуры. В то же время, в данной отрасли надзор осуществляется работниками прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним прокуратур, а также Генеральной прокуратуры РФ определенные соответствующими приказами.При распределении обязанностей между прокурорскими работниками в районной (городско) или приравненных к ним прокуратур, во внимание принимается их штатная численность, а также опыт работников данных прокуратур по осуществлению надзора в той или иной отрасли за исполнением законов. Не меньшее внимание уделяется и объему работы. В прокуратурах, где состав сотрудников незначителен, надзор за органами предварительного расследования в досудебном производстве осуществляется либо прокурором, либо, при наличии такой должности, его заместителем.Вместе с тем, стоит обратить внимание на то, что обязанности между прокурором и его заместителем отнюдь не идентичны, и распределяются по-разному. Так, напр., прокурор, как правило, осуществляет надзор за исполнением законов при проведении предварительного следствия, которое осуществляется следователями Следственного комитета РФ, а его заместитель, в свою очередь, осуществляет надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также производстве неотложных следственных действий органами внутренних дел. Кроме того, заместителем прокурора может осуществляться надзор в области дознания. В более крупных прокуратурах осуществление надзора за органами предварительного расследования на досудебной стадии осуществляется не только прокурором и его несколькими заместителями, но и его помощниками. В прокуратурах субъектов Федерации с целью осуществления надзора за исполнением законов органами предварительного расследования (органами дознания и органами предварительного следствия) создаются соответствующие управления или отделы.Проанализировав Приказы Генерального прокурора РФ, можно говорить о том, что от подчиненных ему прокуроров Генеральный прокурор требует всецело подчинить организацию и осуществление прокурорского надзора решению задач по обеспечению полного, всестороннего и объективного расследования, а также неотвратимости ответственности за преступления. Кроме того, изобличения виновных, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка.С целью устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и органами предварительного следствия прокурор уполномочен применять средства правового реагирования, к числу которых, в частности относятся:Представление. Представление представляет собой правовое средство прокурорского реагирования на нарушение законности и в своей основе имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. Стоит отметить, что в представлении прокурором может быть поставлен вопрос перед руководителем следственного органа или органа дознания о привлечении к ответственности виновных лиц. В представлении прокурор, о принятых мерах, предлагает руководителя следственного органа или органа дознания предлагает уведомить его не позднее чем в месячный срок.Следующим видом является указание. Указание является правовым средством получившим наибольшее распространение как форма прокурорского регулирования. Оно, как правило, носит профилактический характер, и, вместе с тем, способствует недопущению сотрудником органа предварительного следствия или органа дознания нарушений законодательства, и, прежде всего, уголовно-процессуального кодекса. Для указания прокурора свойственен письменный характер и может касаться производства определенных следственных действий. Письменное требование, а также поручение или запрос. В стадии предварительного расследования (в досудебных стадиях), при осуществлении надзора, прокурор вправе истребовать у органа предварительного следствия или органа дознания для проверки уголовное дело. Письменное требование (поручение или запрос) направляются руководителю предварительного следствия, дознания и обязателен для исполнения.Не меньшая роль принадлежит и постановлению. Так, в случаях, предусмотренных нормами УПК РФ, прокурор наделен правом внесения постановления о направлении материалов доследственной проверки или материалов уголовного дела в следственный орган или же в орган дознания. Кроме того, в случаях нарушения уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе также вынести постановление о признании не допустимыми доказательств полученных органами расследования (органами предварительного следствия или органами дознания).Не менее существенным является также и согласие прокурора. Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение ряда следственных действий – обыск, выемка и т.п., затрагивающие основные конституционные права и свободы человека и гражданина и т.п..В таких случаях прокурором дознавателю дается его согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение. Кроме того, к числу правовых актов прокурорского надзора также относится официальное извинение реабилитированному. От имени Российской Федерации прокурором реабилитированному приносится официальное извинение за причиненный ему вред.ЗаключениеИтак, анализ изложенного материала позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.В уголовном процессе органы дознания представляют собой как государственные органы, так и должностных лиц, которые в пределах своей компетенции выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов. Наибольший объем расследования уголовных дел в форме дознания осуществляется в органах внутренних дел.Орган дознания расследует преступления, которые относятся к категории небольшой или средней тяжести. По действующему законодательству на органы дознания возложены следующие функции:1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно,2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.В современных условиях дознание по своим функциям мало чем отличается от следствия. Дознавателями, как и следователями, расследуются многоэпизодные дела не только с большим количеством потерпевших, но и подозреваемых.Кроме расследования уголовных дел, дознаватели осуществляют такие уголовно-процессуальные функции, как рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. Работа дознания строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также законности и гуманизма.Список литературыУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.11.2001. (действующая редакция от 24.11.2014). КонсультантПлюс.2014.Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 28.06.2014 с изменениями, вступившими в силу с 30.09.2014) «О федеральной службе безопасности». КонсультантПлюс.2014.Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков». КонсультантПлюс.2014.Уголовный процесс: Учебник / под ред. В.П. Божьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.Уголовно-процессуальное право: учебник / под общ. ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт, 2012.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник/ Институт государства и права Российской академии наук; отв. ред.: И.Л. Петрухин, И.Б. Михайловская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общ. ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.Уголовный процесс: учебное пособие для бакалавров / под ред. И.И.Сыдорука, А.В.Ендольцевой, О.В.Химичевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. Дознание в органах внутренних дел: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. Мичурина О.В. Регламентирует ли УПК РФ полицию в качестве органа дознания? // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 2. Победкин А.В., Бурцев С.Н. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2010.Срукова А.Х. К вопросу о статусе и функциях подразделений дознания в органах внутренних дел // Российский следователь. - 2008. - № 23.
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.11.2001. (действующая редакция от 24.11.2014). КонсультантПлюс.2014.
2. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 28.06.2014 с изменениями, вступившими в силу с 30.09.2014) «О федеральной службе безопасности». КонсультантПлюс.2014.
3. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков». КонсультантПлюс.2014.
4. Уголовный процесс: Учебник / под ред. В.П. Божьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
5. Уголовно-процессуальное право: учебник / под общ. ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт, 2012.
6. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник/ Институт государства и права Российской академии наук; отв. ред.: И.Л. Петрухин, И.Б. Михайловская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.
7. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общ. ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
8. Уголовный процесс: учебное пособие для бакалавров / под ред. И.И.Сыдорука, А.В.Ендольцевой, О.В.Химичевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.
9. Дознание в органах внутренних дел: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.
10. Мичурина О.В. Регламентирует ли УПК РФ полицию в качестве органа дознания? // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 2.
11. Победкин А.В., Бурцев С.Н. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2010.
12. Срукова А.Х. К вопросу о статусе и функциях подразделений дознания в органах внутренних дел // Российский следователь. - 2008. - № 23.
Вопрос-ответ:
Каково понятие органа дознания в уголовном судопроизводстве?
Орган дознания - это участник уголовного процесса со стороны обвинения, осуществляющий сбор и проверку доказательств, а также выявление и расследование преступлений.
Какие полномочия имеет орган дознания?
Орган дознания имеет право проводить следственные действия, направлять запросы и прошения, производить обыск, задерживать и задерживать лиц с целью предъявления обвинения, а также применять принудительные меры медицинского характера.
Как осуществляется дознание в упрощенной форме?
Дознание в упрощенной форме осуществляется при наличии улик, подтверждающих наличие преступления и причастность к нему обвиняемого. В этом случае прокурор может принять решение о проведении упрощенного дознания, которое не требует предъявления обвинения и применения некоторых мер пресечения.
Что такое надзор за процессуальной деятельностью органов дознания?
Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания - это контроль со стороны прокуратуры за соблюдением законности и правопорядка при проведении дознания. Прокуроры проверяют правильность применения процессуальных мер и соблюдение прав и законных интересов обвиняемых и потерпевших.
Как умение прокурора выделять уязвимые места в предмете надзора сказывается на организации прокурорского надзора?
Умение прокурора выделять уязвимые места в предмете надзора позволяет прокурорским органам сосредоточиться на наиболее важных аспектах и участках деятельности органов дознания. Это позволяет более эффективно контролировать и распределять ресурсы прокурорского надзора.
Кто является участниками уголовного процесса со стороны обвинения?
Органы дознания являются участниками уголовного процесса со стороны обвинения.
Какие полномочия имеют органы дознания в уголовном судопроизводстве?
Органы дознания имеют полномочия по сбору доказательств, проведению допросов, осуществлению следственных действий, привлечению экспертов и другим мерам, направленным на раскрытие и расследование преступлений.