Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологического сознания средствами познания природы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 90 90 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 29.04.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 7
1.1.Сущность, содержание и структура экологического сознания, критерии и уровни его сформированности у детей 7
1.2. Особенности формирования экологического сознания детей дошкольного возраста 17
1.3. Методы и средства формирования экологического сознания детей в процессе естественонаучного образования в дошкольном учреждении 20
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕНОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Диагностика уровня сформировавшегося экологического сознания детей старшего дошкольного возраста 46
2.2. Реализация педагогических условий формирования экологического сознания детей средствами естественонаучного образования 54
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию экологического сознания детей 68
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ………….…………..…………………………………..………82
Фрагмент для ознакомления

Таблица 1 – Технологическая карта работы в старшей группе по формированию экологического сознания дошкольников
№ п/п Тема Цели и задачи: 1 неделя марта «Живое – неживое» (Наблюдение за кошкой) 1) уточнение представлений детей о признаках живого (на примере кошки и человека): питаются, двигаются, видят, дышат, слышат, издают звуки (разговаривают); 2) развитие у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать сове мнение; 3) воспитание у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ. 2неделя марта «Как растет растение» (Обобщающая беседа с детьми старшего дошкольного возраста.)
1) обобщение представлений о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности;
2) установление связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития;  3) накопление детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. 3 неделя марта Попугайчики
1) ознакомление с видами попугайчиков.
2) наблюдение: какие у
попугая крылышки, что он видит, чем питается, как ухаживает за собой 4 неделя марта Весенняя экскурсия
1) обнаружение сезонных изменений в природе;
2) любование красотой весенней природы;
3) наблюдение за птицами.
Формирование бережного отношения к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, развить умение содержательно рассказывать об интересных фактах и событиях.
Осень. Листопад, листья шуршат под ногами, кружатся по ветру, мягко ложатся на землю. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке учим детей видеть красоту. Обращаем внимание на то, что все листья имеют разную фору и окраску, предлагаем выбрать наиболее красивые. Мы привлекаем внимание детей и к явлениям неживой природы: показываем, как разнообразны по своей форме облака. Рассматривая, например, облака, дети говорили: «Как будто зайка по полю скачет», «А вот жираф». Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Наши дети умеют описывать краски и оттенки закатного неба и зари, форму облаков и их окраску, звездное небо или луну и т.д. Каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу.
Любуясь берёзкой, читаем о ней стихотворение: «Белая берёза, под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром….». Затаив дыхание, дети слушают эти стихи, устремив взгляд на белоствольную красавицу. Мы рассматриваем её, трогаем, отмечаем, что ствол у берёзы необычный: белый, гладкий с чёрными полосками. Детям рассказываем, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек – и затоптать его можно, и звери его обгладывают. Заканчивается наш разговор хороводом вокруг березки под пение народных песен.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е., воспитывая у ребёнка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Пользуемся любым случаем, чтобы показать детям особенности жизнедеятельности различных животных, интересные формы их поведения, взаимоотношения друг с другом и человеком.
Летом наблюдаем за муравьями. Муравей сначала пополз в одну сторону, затем повернул в другую, встретил на пути маленькую веточку, подхватил её и скрылся в густой траве. Подошли с детьми к муравейнику и наблюдаем за ним, что творится вокруг муравьиного дома. Все куда-то торопятся, и каждый муравей труженик занят своим делом. Мы рассказываем детям о том, что муравьи помогают охранять лес, очищая его от мусора, за это их называют лесными санитарами. Ведущий принцип поведения детей в природе «Не навреди, а помоги».
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Выходя на прогулку, всегда берём с собой кусочки черствого хлеба, семечки, различные зернышки. Подкармливая птиц зимой, знакомим детей с особенностью поведения воробьев, голубей, синичек. Учим описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказываем об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п.
Важно, чтобы у дошкольников формировалось не только чувство собственного долга перед природой, но и чувство единства с ней. Поэтому рассказываем им о том, что если бережно и с любовью относиться ко всему окружающему, то и планета отплатит тем же. Дошкольники с интересом узнают, что благодаря насекомым опыляются цветы, а затем из них вырастают вкусные плоды. Рассказываем также о том, что существует множество лекарственных трав, способных избавить человека от недуга. Ярким примером здесь будет лист подорожника. Познакомили детей с тем, как правильно собирать грибы, не разрушая всю грибницу, как сохранить кристальную чистоту воды родников и т.п.
Чтобы научить детей любить, щадить природу, любоваться ею, постоянно обогащаем ребёнка впечатлениями, используем художественную литературу, дидактические игры, музыку и т.д. Углубляем эмоционально-доброжелательное отношение к природе в специально организованной образовательной деятельности, во время экскурсий, работы на участке, проведения опытов в экологической лаборатории. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, то позволяет развивать самые разнообразные положительные качества.
В разные сезоны года организуем интересные игры в природе. Весной и летом особенно хорошо дети играют с водой, песком, ракушками, шишками. Зимой радуются снегу и зимним забавам: лепят снеговиков, играют в снежки, в хоккей, скользят по льду, бегают на лыжах, мчатся с горки на санках. Осенью плетут венки из опавших листьев, играйте с ними – это и постель для кукол, и посуда. С игрушками животных и бросовым материалом наши дети с удовольствием играют в сюжетные игры: «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин», «Магазин цветов». Для развития сюжета используются знания о том, как живые существа приспосабливаются к среде, как человек заботится о животных и растениях и как они помогают людям.
Широкие возможности для экологического воспитания дошкольников открываются во время экскурсий в природу. При проведении экскурсий мы старались не только дать детям знания, но и привить нормы экологического поведения. Формирование ответственного отношения к природе − сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду [25].
Перед экскурсией мы тщательно к ней подготовиться. Давали детям заучивать стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина, М. Познанской.

На экскурсии загадывали загадки Е.Серовой, С.Маршака, Е.Благиной, Р.Федькина.

Перед экскурсией детям по подгруппам или отдельным ребятам задавались различные задания по наблюдению за животными и растениями. На экскурсии мы обращали внимание детей на следы жизнедеятельности животных, описывали жизнь растений, показывали взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Особое значение для нравственного воспитания детей имеет информация о воздействии человека на растения, на животные, на неживую природу. Мы старались привить ребятам бережное отношение к окружающей природе.
Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А.Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. Конкретное содержание экскурсии зависит от местных условий. Можно посетить: лесопитомник, ботанический сад, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы), провести экскурсию по экологической тропе.
Экологическая тропа – специального оборудованный маршрут на природе. Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе (прилож. 2).
Наблюдения проводятся в течение всего года, но особенно интересны они, когда в природе наступают более яркие изменения, например, во второй половине осени, когда идёт массовое опадание листьев или зимой, чтобы посмотреть следы на свежем снегу.
Кроме экскурсий экологическую тропу можно использовать для таких форм и методов работы: циклы наблюдений, ведение календаря природы, занятия, целевые прогулки, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Приведем пример маршрута экологической тропы.
Цель: формирование знаний, умений дошкольников по охране природы; воспитание любви к окружающей природе, развитие личной ответственности за сохранение окружающей среды.
Задачи:
Ознакомить дошкольников с объектами экологической тропы.
усовершенствовать знания дошкольников о многообразии органического мира Земли.
Раскрыть взаимосвязи в экологических системах данной природной тропы.
Выявить и показать зависимость роста и развития растений экологической тропы от места их произрастания.
Воспитывать культуру поведения в природе.
Материалы и оборудование: схема экологической тропы, карточки и иллюстрации с изображением растений тропы, лупы, фотоаппараты (настоящий и игрушечные).
Маршрут экологической тропы
№ 1 «Клумба». Здесь воспитатель знакомит дошкольников с разнообразием цветущих декоративных растений и с условиями их выращивания.
№ 2 «Рябинка». Воспитатель рассказывает о особенностях этого дерева, о его морфологии, о требованиях к почве и освещению, о красоте листьев и плодов, о полезных свойствах и применении в народной медицине. Рассматривание рябины полезно для зрения детей – пестрота дерева создаёт расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
№ 3 «Берёза». Педагог рассказывает об особенностях березы, о морфологии, о требованиях к почве и освещению дерева, о красоте листьев и ствола, об отличии от других деревьев, о полезных свойствах листьев и почек березы и применении их в народной медицине.
№ 4 «Зелёная аптека». Педагог перечисляет лекарственные растения, произрастающих на аптекарском огороде, дает краткую характеристику лечебных свойств каждого растения.
№ 5 «Мини-огород». Воспитатель называет культурные сельскохозяйственные растения, которые здесь произрастают, обращает внимание детей на тот факт, что данные растения очень требовательны к условиям выращивания в отличие от дикорастущих. Педагог кратко перечисляет приемы агротехники.
№ 6 «Уголок нетронутой природы». Здесь задача воспитателя заключается в том. чтобы показать дошкольникам разницу между природными экосистемами экологической тропы и искусственно созданными человеком. Познакомить детей с биоценозом: с дикорастущими кустарниками, травами, деревьями. Обратить внимание и на животных – насекомых и птиц.
№ 7 «Пенёк-теремок». Показать детям пенек рассказать, что это тоже хоть и маленькая, но экосистема. В этом «домике» также есть свои обитатели: насекомые, мхи и грибы.
№ 8 «Муравейник». Воспитатель знакомит дошкольников с санитарами леса – муравьями. Обращает внимание, что муравейник – это дом для насекомых В ней живет большая дружная семья трудолюбивых муравьев. В этом домике каждый обитатель выполняет свою работу.
№ 9 «Ландыши» − рассмотреть с детьми ландыши – редкие, красивые цветы, занесенные в Красную книгу.
№ 10 «Скворечник» − познакомить детей со скворцом – певчей птицей, уничтожающей огромное количество насекомых – вредителей садов, огородов и лесов. Рассмотреть его дом, построенный людьми – скворечник.
После экскурсии сделать зарисовки, фотографии, работы и поделки из природного материала.
Экологические экскурсии учат детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобретать навыки общения с ней, учат беречь природу. Дети при наблюдении различных явлений в природных условиях, приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Дети отмечают сезонные изменения. В начале весны мы обращали внимание дошкольников на пробуждение всего живого от зимнего сна: набухают почки, появляются первые зеленеющие травинки, расцветают подснежники. На ольхе и иве появляются серебристые сережки. Вместе с детьми вспоминали ее поэтические образы, запечатленные в изученных стихотворениях.
В самом начале экскурсии обращали внимание дошкольников на красоту природы. Учили детей всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом опавших листьев, скошенной травы, полевых и лесных цветов... Дошкольники учатся наблюдать за изменениями, происходящими в жизни растений и животных в разные времена года. Для развития нравственных качеств организовывали практическое участие детей в подкормке птиц.
При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами. На таких занятиях воспитатель опирается на наблюдения детей, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные есть у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д. [18].
В наших городских условиях мы проводили заочные экскурсии-беседы с показом слайдов, использованием таблиц, картин, других наглядных средств.
Дошкольник, принимая участие в уходе домашними животными и за комнатными растениями, помогая взрослым на огороде, в саду, на практике узнает, что все всему живому необходимы вода, тепло, свет, понимает, какое значение для человека имеют растения и животные, как нужно заботится о них.
Полученные представления об объектах и явлениях природной среды, о труде человека в природе уточняли и закрепляли в игровой деятельности с помощью дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр, в которых необходимо узнавать, классифицировать представителей флоры и фауны.
Например, раздавали дошкольникам опавшие листья с разных деревьев (береза, дуб, клен, липа), а дети должны были по его сигналу подбежать к соответствующему дереву.
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в группе, на территории детского сада, во время игры.
Предлагали детям познавательные ситуации. Например, показывали картину: на заснеженной лесной поляне находятся следы зайца, белки, видны в снегу мышиные норки, плоды липы и клена, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставили детям вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно рассказать по этой картине? К ответу ребята подготовлены, потому что на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.
Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания детей-дошкольников отвечают разные игры. Главное свойство дидактических игр заключается в том, что в них познавательные задачи выступают перед дошкольниками в скрытом виде. Играя, ребенок не задумывается над тем, что он учится, − учение здесь проходит невольно. Детям интересны игры с загадками о животных и растениях, игры-викторины: «Кто в лесу живет?», «Что в лесу растет?», «Лесные загадки, лесные ориентиры, цветочные часы», а также игры с карточками. Проведение дидактических игр на занятиях, прогулках, экскурсиях, предоставляет возможность в большей степени расширить знания дошкольников о взаимосвязях человека и окружающей природной среды, об природных объекта, которые следует знать, чтобы умело использовать и оберегать.
Для формирования экологического сознания большое значение имеет проведение творческих сюжетно-ролевых игр. Такие игры «во что-нибудь» или в «кого-нибудь» педагогической литературе называют сюжетными или подражательными. Воспитательный успех творческой игры достигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к проведению игры сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность, а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальности [25].
При разработке содержания экологических игр обращается особое внимание на то, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их заботливое, гуманное отношение к природе. В содержание ролевых игр включаются знания о правилах поведения человека в природе, о моральных нормах. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Педагогически правильно организованная игровая деятельность детей-дошкольников предоставляет возможность достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания природной среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к растениям и животным.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Нравственное воспитание − одна из функций эколого-развивающей среды в ДОУ.
Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная − с экологической точки зрения − организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей [40].
Наиболее традиционными экологическими пространствами в помещении и на участке ДОУ являются: групповые уголки природы, цветники, фруктовый сад и огород.
Обогатить эколого-развивающую среду можно такими нетрадиционными экологическими пространствами как: комната природы; зимний сад; хвойный бор (на участке ДОУ свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями); площадка природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: небольшой домик с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. На территории детского сада так же можно создать миниферму, фитополяну, уголок нетронутой природы, экологическую тропу − все эти «экологические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период [42].
В рассматриваемом детском саду на территории детского сада созданы цветники (прилож.3).
В каждой группе имеется живой уголок. В старшей группе растения живого уголка представлены сансевьерой, зигокактусом, плющом, хлорофитумом и др. Из животных есть, хомячок, попугайчик, аквариумные рыбки (прилож. 4).
В экологической комнате видов растений намного больше. Кроме названных, имеются папоротники, фикусы, цикламен, фуксии (прилож. 5).
Животные представлены следующие: черепахи, кролики, морские свинки, хорьки. Птицы: канарейка, неразлучники. А также присутствуют аквариумы с рыбками.
В повседневной жизни проводились циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью − за хомяком, зимой − за птицей, весной − за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, как дышат, как реагируют [34].
Большими педагогическими возможностям обладает методика ознакомления дошкольников с сезонными явления. Важно, чтобы наблюдения за погодой по всем ее компонентам были организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал.
В течение учебного года организовывали такие наблюдения природы детьми: Осеннее похолодание. Время первых заморозков. Сроки замерзания водоемов. Первый снег. Установление снегового покрова. Начало весеннего таяния снега. Появление проталин. Исчезновение снега. Вскрытие водоемов. Появление на небе кучевых облаков. Первая гроза.
Чтобы сделать фенологическую работу детей более интересной и разнообразной, увлечь детей воспользовались методикой организации фенологических наблюдений, их обобщения и интерпретации в наглядно-графическом исполнении, предложенной Е.Г. Новолодской и адаптированной к возрасту детей. Построение обобщающих схем удобно при подведении итогов наблюдений по всему сезону года, при выделении его главных признаков. Такие схемы помогают зрительно зафиксировать в логической последовательности существенные изменения, происходящие в неживой природе в течение каждого времени года. Они могут быть оформлены детьми в виде аппликаций на альбомных листах. Например, основные явления могут быть записаны: осенние – на разноцветных листьях, зимние – на снежинках или звездочках, весенние – на цветах, летние – на ягодах и грибах.
К проблеме формирования экологического сознания детей в процессе их общения с природой привлекали родителей [45]. С взрослыми работать сложнее, чем с дошкольниками. У родителей столько своих сиюминутных проблем, но, только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем воспитать у ребёнка доброе, ответственное отношение к природе. В работе с родителями использовали много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду, помогают определить оптимальные пути воздействия.
Особой популярностью у родителей пользовались совместные досуги, праздники, КВНы, викторины, театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах-конкурсах. Проводили беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации. Оформляли ширмы, экологические стенды, информационные проспекты экологические альбомы, плакаты. Организовывали дискуссии, обмен опытом между родителями [45].

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию экологического сознания детей

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты диагностики уровня экологических знаний дошкольников представлены на рисунке 6.
Из диаграммы видно, в конце эксперимента средний уровень сформированности экологических знаний имели меньше детей 53%. Увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний – 40%. Низкий уровень по-прежнему имеют 7 % детей.


Рисунок 6 – Уровень сформированности экологических знаний на контрольном этапе

Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, получаем данные, представленные на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика сформированности экологических знаний:
1 – констатирующий этап, 2 – контрольный этап эксперимента

Из рисунка видно, что число дошкольников с высоким уровнем экологических знаний на контрольном этапе увеличилось по сравнению с констатирующим на 27 %, на столько же соответственно уменьшилось число детей со средним уровнем сформированности экологических знаний. Количество детей, имеющих низкий уровень осталось по-прежнему – 7%.
На контрольном этапе также повторно определялся уровень отношения к природе и экологически ориентированной деятельности. В этот период дети показали такие результаты: высокий уровень – 54, средний – 39. Низкий уровень имело 7 % дошкольников (рис.8).

Рисунок 8 − Осознание детьми нравственных норм на контрольном этапе эксперимента

Рассмотрим изменения уровня отношения к природе и экологически ориентированной деятельности.
На рисунке 9 имеем возможность наблюдать динамику осознания детьми нравственных норм. Количество детей, имеющих высокий уровень увеличилось на 7 %, уменьшилось на 7 % количество детей с низким уровнем. А количество дошкольников, имеющих средний уровень соответственно увеличилось.
Рисунок 9– Динамика осознания детьми нравственных норм:
1 – констатирующий этап, 2 – контрольный этап эксперимента

Из диаграммы, изображенной на рисунке 10 видно, что на контрольном этапе 53 % детей, как и на констатирующем имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, но увеличилось число дошкольников со средним уровнем эмоционального отношения к нравственным нормам (47%). Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам не характерно на контрольном этапе.

Рисунок 10 − Эмоциональное отношение к нравственным нормам на контрольном этапе

Как видно из рисунка 11 эмоциональное отношение к нравственным нормам у дошкольников поменялось в лучшую сторону.
Анализ результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста в контрольном эксперименте показывает, что уровень сформированности экологических знаний повысился, заметно изменилось  отношение детей к природным объектам.
В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм  и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Рисунок 11 – Динамика эмоционального отношения к нравственным нормам: 1 – констатирующий этап, 2 – контрольный этап эксперимента.

По проведенной диагностике определен уровень экологического сознания (рис. 12). На контрольном этапе он имеет следующие показатели: высокий уровень имеют 49% дошкольников, 46% детей имею средний уровень, 5 % – низкий.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов, наблюдаем положительную динамику экологического сознания дошкольников (рис. 13).

Рисунок 13 – Динамика экологического сознания дошкольников

Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на занятиях достаточно эффективен.
Выводы по главе 2
Педагогический эксперимент, который мы провели, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Во время констатирующего этапа мы определили критерии уровня экологического сознания детей старшего дошкольного возраста, подобрали материал для диагностики и провели диагностику уровня экологического сознания детей старшей группы. В процессе диагностики учитывали возрастные особенности детей.
На основании полученных в ходе проведения констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения научно-методической и психолого-педагогической литературы, нами были подобраны педагогические условия по развитию экологического сознания детей старшей группы. Особое внимание уделили развивающей среде – в экологической комнате, занятия проходили в живом уголке, проводились природоведческие экскурсии. Применялся игровой и практический метод обучения: проводились эксперименты с живыми растениями и животными, а также неживыми объектами, применялись экологические игры.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент.
Анализ результатов диагностики экологической сознательности дошкольников в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологического сознания повысился. Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологического сознания детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
Заключение

Исследование было посвящено актуальной теме − «Педагогические условия формирования элементов экологического сознания детей дошкольного возраста естественнонаучного образования».
В первой главе при анализе теоретических источников в первую очередь была определена сущность экологического сознания ми его структура.
Экологическое сознание – совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в природе, и в системе «человек – природа», а также об отношении к природе и стратегиях взаимодействия с ней.
Экологическое сознание включает в себя такие компоненты:
Экологические знания
Отношение к природе
Экологически ориентированная деятельность (готовность и стремление к практическому взаимодействию с объектами природы).
Далее выявлено, что ведущим видом деятельности в жизни дошкольника является игра. Игра как метод экологического воспитания представляет собой специально организованную воспитателем игру и включённую в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Чтобы реализовать посредством игры задачи формирования экологического сознания, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
В процессе экологического воспитания применяются различные методы – словесные, наглядные и практические. Одним из практических методов является экспериментирование.
В детских дошкольных учреждениях используются несложные эксперименты (опыты).
Опыт − это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Эффективными формами формирования экологического сознания являются экскурсии.
Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Во второй главе проведена диагностика уровня сформированности экологического сознания, описаны педагогические условия формирования экологического сознания дошкольников старшей группы. Уделено особое внимание экскурсии в природу и по экологической тропе, работе в уголке живой природы, наблюдению за живой и неживой природой, играм экологической направленности.
Доказано, что создание благоприятной развивающей среды, использование игр экологической направленности, применения специально разработанного комплекса занятий и проведение экскурсий способствует повышению уровня экологического сознания.

Список литературы

Алтанцэцэг П. Экологическое сознание: психологическое содержание и педагогический аспект / П. Алтанцэцэг // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – №15. – С.82-84.
Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т.А. Анцыферова // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С. 159.
Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №7. – С. 2-5.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – С. 80-82.
Большакова М.Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М.Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 12-20.
Бродовская З. В. Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования / З. В. Бродовская // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 130-133.
Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста / Е.Ю. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С.9.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников / О.А.Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2006. – С.23.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : Детство-пресс, 2014. – 280с.
Гиздатуллина Г.М. Методические рекомендации для педагогов «Воспитание любви к природе через экскурсии» [электронный ресурс] / Г.М. Гиздатуллина // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/06/04/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-vospitanie
Гостевская Т. Исследовательская деятельность в ДОУ / Т. Гостевская, Е.Иванова, В.Жукова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 31-33.
Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 31-34.
Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3-9.
Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства / О. Зыкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 114.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56с.
Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 70-73.
Йозова О.В. Проблемы в экологическом воспитании и возможный подход к их решению / О.В. Йозова, Л.С. Гурьянова, Л.В. Гаврилина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – С. 80-85.
Леухин А.Н. Экологическое сознание и окружающая среда: опт социологического исследование в регионе / А.Н. Леухин, А.Д. Калиева // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. – 2010. – № 1 (11). – С. 149-153.
Карпичева Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева. // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012 . – №4 .– С. 28-31.
Кашунина Н.В. Новые подходы к экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста / Н.В. Кашунина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 90-99.
Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ОВ. Киреева. − СПб, 2009. − С. 3.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
Кочергина В. Наш дом – Земля / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 50-52.
Кривошеева Е.С. На пути к экологическому сознанию / Е.С. Кривошеева // Вестник КрасГАУ. – 2010.– № 1. – С.177-183.
Кудрявцева Е.А. Педагогическая поддержка развивающего игрового пространства как способ становления индивидуальности ребёнка в детском коллективе / Е.А. Кудрявцева // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. – 2012. – №4 . – С. 16-23.
Майер А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А.А. Майер, С.Я. Ромашина, М.Е. Карпова // Дошкольник: журнал. – 2012. – №8. – С. 23-31.
Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 1984. – 160с.
Матвеева Л. Г. Что я могу узнать о своём ребёнке: Психологические тесты, задания и игры / Л.Г. Матвеева, Д.Е. Мякушкин, И.В.Выбойщик. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. − 384с.
Методика ознакомления с природой в детском саду [электронный ресурс] / Под ред. П.Г.Саморуковой. − Режим доступа: http://www.i-gnom.ru/books/oznakomlenie_s_okruzhauchim.html.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 319с.
Михеева Е.В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 147-150.
Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды / Г. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 43-45.
Николаева А. Материал от природы / А. Николаева // Дошкольное образование. – 2012. – № 6 (311). – С. 18-23.
Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. − М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 166с.
Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду [электронный ресурс] / Н.А. Рыжова. − Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm.
Семёнова Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семёнова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012 . – №10. – С. 17-21.
Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 21-27.
Суркина С.А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.А.Суркина. − Саратов: Саратовский источник, 2011. − 91с.
Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: Международные отношения, 2000. – С. 198.
Хаярова А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012. – №10. – С. 12-16.
Чехонина О.И. Реализации приоритета познавательного развития в детском саду общеразвивающего вида с использованием детского экспериментирования // Детский сад от А до Я. – 2009. –№ 1. – С. 128.
Шигина Л.А. Использование игры в экологическом образовании дошкольников / Л.А. Шигина // Сборники конференции НИЦ. Социосфера. – 2012. – №14. – С. 166-173.
Шигина Л.А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников / Л.А. Шигина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – С. 87-93.
Шошина Л. Давайте чистым воздухом дышать (из опыта работы) / Л. Шошина // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7.
Щербо Е.В. Интегрированный метод обучения в экологическом воспитании дошкольников / Е.В. Щербо // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 144-145.
Экологическая психология. Учебное пособие / В.А. Скребец. – К.: МАУП, 1998.– 144 с.
Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). – М.: Наука. 1999. – 100с.












75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтанцэцэг П. Экологическое сознание: психологическое содержание и педагогический аспект / П. Алтанцэцэг // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – №15. – С.82-84.
2. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т.А. Анцыферова // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С. 159.
3. Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №7. – С. 2-5.
4. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – С. 80-82.
5. Большакова М.Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М.Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 12-20.
6. Бродовская З. В. Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования / З. В. Бродовская // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 130-133.
7. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста / Е.Ю. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С.9.
8. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников / О.А.Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2006. – С.23.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : Детство-пресс, 2014. – 280с.
10. Гиздатуллина Г.М. Методические рекомендации для педагогов «Воспитание любви к природе через экскурсии» [электронный ресурс] / Г.М. Гиздатуллина // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/06/04/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-vospitanie
11. Гостевская Т. Исследовательская деятельность в ДОУ / Т. Гостевская, Е.Иванова, В.Жукова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 31-33.
12. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 31-34.
13. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3-9.
14. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства / О. Зыкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 114.
15. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56с.
16. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 70-73.
17. Йозова О.В. Проблемы в экологическом воспитании и возможный подход к их решению / О.В. Йозова, Л.С. Гурьянова, Л.В. Гаврилина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – С. 80-85.
18. Леухин А.Н. Экологическое сознание и окружающая среда: опт социологического исследование в регионе / А.Н. Леухин, А.Д. Калиева // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. – 2010. – № 1 (11). – С. 149-153.
19. Карпичева Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева. // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012 . – №4 .– С. 28-31.
20. Кашунина Н.В. Новые подходы к экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста / Н.В. Кашунина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 90-99.
21. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ОВ. Киреева. − СПб, 2009. − С. 3.
22. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
23. Кочергина В. Наш дом – Земля / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 50-52.
24. Кривошеева Е.С. На пути к экологическому сознанию / Е.С. Кривошеева // Вестник КрасГАУ. – 2010.– № 1. – С.177-183.
25. Кудрявцева Е.А. Педагогическая поддержка развивающего игрового пространства как способ становления индивидуальности ребёнка в детском коллективе / Е.А. Кудрявцева // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. – 2012. – №4 . – С. 16-23.
26. Майер А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А.А. Майер, С.Я. Ромашина, М.Е. Карпова // Дошкольник: журнал. – 2012. – №8. – С. 23-31.
27. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 1984. – 160с.
28. Матвеева Л. Г. Что я могу узнать о своём ребёнке: Психологические тесты, задания и игры / Л.Г. Матвеева, Д.Е. Мякушкин, И.В.Выбойщик. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. − 384с.
29. Методика ознакомления с природой в детском саду [электронный ресурс] / Под ред. П.Г.Саморуковой. − Режим доступа: http://www.i-gnom.ru/books/oznakomlenie_s_okruzhauchim.html.
30. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 319с.
31. Михеева Е.В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 147-150.
32. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды / Г. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 43-45.
33. Николаева А. Материал от природы / А. Николаева // Дошкольное образование. – 2012. – № 6 (311). – С. 18-23.
34. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. − М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 166с.
35. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду [электронный ресурс] / Н.А. Рыжова. − Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm.
36. Семёнова Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семёнова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012 . – №10. – С. 17-21.
37. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 21-27.
38. Суркина С.А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.А.Суркина. − Саратов: Саратовский источник, 2011. − 91с.
39. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: Международные отношения, 2000. – С. 198.
40. Хаярова А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012. – №10. – С. 12-16.
41. Чехонина О.И. Реализации приоритета познавательного развития в детском саду общеразвивающего вида с использованием детского экспериментирования // Детский сад от А до Я. – 2009. –№ 1. – С. 128.
42. Шигина Л.А. Использование игры в экологическом образовании дошкольников / Л.А. Шигина // Сборники конференции НИЦ. Социосфера. – 2012. – №14. – С. 166-173.
43. Шигина Л.А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников / Л.А. Шигина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – С. 87-93.
44. Шошина Л. Давайте чистым воздухом дышать (из опыта работы) / Л. Шошина // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7.
45. Щербо Е.В. Интегрированный метод обучения в экологическом воспитании дошкольников / Е.В. Щербо // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 144-145.
46. Экологическая психология. Учебное пособие / В.А. Скребец. – К.: МАУП, 1998.– 144 с.
47. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). – М.: Наука. 1999. – 100с.

Вопрос-ответ:

Что такое экологическое сознание?

Экологическое сознание - это мировоззрение, которое основывается на понимании взаимосвязи человека и природы, а также на осознании ответственности каждого индивида за сохранение окружающей среды и бережное отношение к ней.

Какие критерии и уровни сформированности экологического сознания у детей?

Критерии формирования экологического сознания у детей могут включать знания о природных явлениях, понимание важности сохранения и защиты окружающей среды, готовность принимать активное участие в экологических мероприятиях. Уровни сформированности экологического сознания могут быть различными, включая начальный, становящийся и сформированный.

Какие особенности формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста формирование экологического сознания происходит в процессе познания природы и взаимодействия с ней. В этом возрасте дети осваивают основные понятия о живой и неживой природе, учатся различать виды растений и животных, понимают важность бережного отношения к окружающей среде.

Какими методами и средствами можно формировать экологическое сознание детей?

Для формирования экологического сознания детей могут быть использованы различные методы и средства, такие как экскурсии в природу, наблюдения за животными и растениями, игры с экологической направленностью, чтение специальной литературы, проведение экологических мероприятий и др.

Какие педагогические условия способствуют формированию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста?

К педагогическим условиям, способствующим формированию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста, можно отнести организацию обучения с учетом возрастных особенностей детей, создание благоприятной экологической обстановки в дошкольных учреждениях, использование интерактивных методов обучения, сотрудничество с родителями и др.

Какие педагогические условия способствуют формированию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста?

Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста возможно при следующих педагогических условиях: создание благоприятной эмоционально-комфортной образовательной среды, использование разнообразных методов и средств познания природы, проведение экологических мероприятий и практических занятий, формирование экологических ценностей и норм поведения, участие детей в экологических проектах и исследованиях.

Какова сущность, содержание и структура экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста?

Сущность экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста заключается в осознании взаимосвязи между людьми и природой, понимании необходимости бережного отношения к окружающей среде. Содержание экологического сознания включает знания о природе, понятие о различных экосистемах, представления о человеке как части природы. Структура экологического сознания состоит из когнитивной, эмоционально-оценочной и мотивационно-ценностной составляющих.

Какие особенности характерны для формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста?

Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. В этом возрасте дети осваивают первоначальные представления о природе, начинают понимать основные экологические понятия, развивается их эмоциональная сфера, формируются первые экологические ценности и нормы поведения. Важно учитывать возрастные особенности детей при проведении занятий и использовании методов формирования экологического сознания.

Какие методы и средства используются для формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста используются различные методы и средства. Важную роль играет непосредственное познание природы, проведение наблюдений, экскурсий, экспериментов. Также применяются игры, конкурсы, творческие задания, чтение литературы и просмотр видео по экологической тематике, организация экологических проектов и деятельности в группе.