Культ императора как вызов раннехристианской церкви по книге откровения
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 04.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
стр.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика богословия Апокалипсиса 5
1.1.Исторически сложившееся отношение к Апокалипсису в 5
Христианской Церкви на востоке и западе. 5
1. 2. Датировка Апокалипсиса 8
1.3.Литературные особенности книги 9
Глава 2. Культ императора как вызов 17
раннехристианской церкви 17
2.1. Нероновские гонения на христиан — начало 17
нового периода в развитии Церкви 17
2.2.Римский культ императора 19
2.3.Культ императора в Малой Асии. 21
Глава 3. Экзегеза главы 13 книги Откровения 22
апостола Иоанна Богослова 22
3.1Культ кесаря и его пропаганда. – Смертельная 22
угроза христианам (13,1-18). 22
3.2. Зверь из моря – Римская империя 24
на службе сатаны (13,1-10). 24
3.3.Зверь из земли – пропагандистская машина 26
культа кесаря (13,11-18) 26
Заключение 29
Список литературы 31
Итак, Иоанн приступает к описанию нового видения: «И я увидел…» (13,1). Так всегда обозначается важный шаг в развитии событий. Эти новые события ввергнут христиан в великие скорби. Для достижения своей цели (12, 17) дракон-диавол становится на берегу моря и вызывает из моря зверя, свое «воплощение». Уже та среда, из которой выходит зверь, то есть море, указывает на опасность. Море у людей античного мира считалось местом пребывания злых демонов, но, прежде всего, обиталищем морского чудовища, которое в Библии называлось Левиафаном (Ис 27,1; 4 Ездр 6,49-52). Этого Левиафана может одолеть только Бог.
Описание зверя из моря точно соответствует описанию дракона в 12,3. Как и Дракон, зверь имеет семь голов и, соответствуя Дан 7, 7, десять рогов. Т.е. он – земное «воплощение» Сатаны.
Он – не представимый в реальности монстр, обнаруживающий сходство со всеми четырьмя зверями в Дан 7,2-8. В звере из моря Иоанн преследует цель изобразить не первобытное чудовище хаоса, но объединить в одном звере всех четырех зверей из Дан. 7.
Зверь не только действует, облеченный властью Сатаны (ср. 2 Фесс 2, 9), инкарнацией которого он является, он к тому же выступает как антипод Христа, т.е. как Антихрист. На это его свойство указывает уже то, что на своих рогах он имеет 10 диадем. В Откровении диадемами обладает только Христос. Они – знаки истинного царского достоинства (19, 12). Зверь становится пародией Христа.
Своею властью зверь обязан дракону. Зверь не только действует, облеченный властью сатаны (ср. 2 Фес. 2, 9), инкарнацией которого он является, он к тому же выступает как антипод Христа, т.е. как Антихрист. Дается параллель к интронизации Агнца (5,7; ср. 3,21). На десяти рогах зверя десять диадем, как у дракона было семь диадем на семи головах. Но диадемы должны принадлежать только Христу, как истинному Господу.
Люди земли с восхищенным удивлением реагируют на силу зверя и на чудо, которое с ним произошло. Они воздают ему божеские почести (13,3б.4). Поклонение Агнцу есть одновременно поклонение Богу. Так и поклонение зверю из моря есть одновременно поклонение дракону, который дал власть зверю. Поклонники зверя обнаруживают свою дерзкую самонадеянность, когда они торжественно заклинают непобедимость зверя. Далее в ст.7 сказано, что Римской империи дана власть сражаться со святыми, т.е. с христианами, и победить их.
Призывом к вниманию 13,9 («кто имеет ухо, да слышит») Иоанн вводит увещание христианам Малой Азии. Это увещание толкует их по видимости безнадежную ситуацию перед безмерной мощью Рима как ситуацию, предусмотренную провидением Божиим. Никто не может избежать своей участи мученика, если ему это определено. При этом христиане призываются к терпению (лучше – «к стойкости») и к вере (лучше – «к верности»). Это сделает их бесстрашными перед лицом мученичества. Но позиция, которую требует ст.10, исключает активное сопротивление или борьбу против государства.
Итак, христиане поставлены перед выбором: Или они стоят на стороне их Бога и Христа Его, или они готовы признать тоталитарную власть Римской империи, которая увенчивается требованием почитания кесаря как бога.
3.3.Зверь из земли – пропагандистская машина
культа кесаря (13,11-18)
Теперь Иоанн видит второго зверя, поднимающегося не из воды, но из суши. У него, как у агнца, два рога. Поэтому его можно ошибочно принять за Агнца Христа. Но тайновидец сознательно пишет, что этот зверь выглядит лишь подобно агнцу, так как наименование «Агнец» у него твердо закреплено за Иисусом Христом. Уже язык зверя выдает его происхождение и цель: он говорит как дракон, то есть как сатана.
К пропаганде культа относятся чудеса, производящие впечатление на массы. Здесь отражается распространенное ожидание: явление эсхатологического противника Бога и противника Мессии-Христа, то есть явление антибога и антихриста, обязательно будет сопровождаться знамениями и чудесами (ср. 2 Фесс 2, 9; Мк 13, 22; Asc Jes 4, 10).
И вот, второй зверь наделен способностью творить чудесные знамения. Опасность этого зверя особенно обнаруживается в его способности творить даже библейские чудеса Илии, в низведении огня с неба (ст.13; ср. 3 Цар. 18, 38).
Своими чудесными знамениями второй зверь совращает людей к тому, чтобы они изготовили культовый образ, статую первого зверя. В этой иконе должна осязаемо присутствовать божественная власть императора.
Возможности чудотворения у второго зверя столь велики, что он способен даже вложить дух жизни в статую первого зверя, так что статуя обретает способность говорить (13,15). Одновременно второй зверь принуждает всех поклоняться этому кумиру. Отказывающийся делать это убивается. За этим описанием, прежде всего, стоит библейский пример царя Навуходоносора, поставившего золотого истукана и вынуждавшего весь мир поклоняться ему (Дан 3, 5.7.15.).
Иоанн говорит не только о гипнотическом, завораживающем, чудо творящем влиянии второго зверя, но и о его насилии, о его власти принуждать к поклонению статуе под страхом смерти. Имеется в виду преследование христиан, которых убивали при отказе от имперского культа. Иоанн сознает успех внешнего принуждения.
Плиний упоминает как уже давно известное в его время мнение, что действительных христиан, как говорят, невозможно принудить к таким действиям. Но соблазн культа кесаря был очень велик и опасен.
Стт.15-17 изображают тотальные притязания имперского культа, которые ведут к всеобщему преследованию. Культ императора требуется от всех людей, безразлично от того, к какому социальному слою они принадлежат, к высшему или из низов. Все люди, все социальные слои должны как доказательство своей лояльности по отношению к империи носить «начертание» на кисти правой руки или на лбу. Под греческим словом charagma (в Синодальном переводе «начертание») подразумевается печать римского императора, которой клеймили наёмных солдат, рабов, особенно храмовых рабов, так что они становились собственностью богов или императора. Эта общая характеристика последователей имперского культа понимается тайновидцем как намеренное унижение. Все (за исключением христиан) станут рабами зверя.
Второй зверь принуждает всех покоряться культу императора. Всякому, не имеющему “начертания”, угрожает экономический бойкот и уничтожение. Он лишается всякой возможности существования (ст.17). Но те, которые покоряются Римской империи и имперскому культу, обретают большое преимущество. Только они имеют право заниматься торговлей и ремеслом. Это пророчество следует понимать как радикализацию и обобщение наличного опыта.
Знак, который должны носить последователи зверя, обозначает его имя или число его имени (13,17б), так называемую гематрию. Само слово «гематрия» – искаженное греческое «геометрия». Под геометрией в простом народе понимался счёт, или математика вообще. Буквы того или иного слова переводили в числа, эти числа складывали, и полученная сумма давала число слова. Обратная задача – по сумме угадать соответствующее слово – требовала особого искусства. Вся игра предполагает, что как иудеи, так и греки не имели числовых значков, цифр; вместо них пользовались буквами, которым придавались определенные числовые значения.
Заключение
Кратко перечислим результаты исследований, произведенных в данной работе:
1) Была рассмотрена историческая обстановка второй половины 1 в. по Р.Х. и показано, что христианская церковь стояла перед необходимостью противостоять имперской идеологии Рима, которая выражалась в религиозных категориях, и в частности, в развитии императорского культа.
2) Был охарактеризован император Нерон как историческое лицо, рассмотрена его биография и особенности его личности.
3) Было кратко раскрыто содержание дискуссии о датировке Апокалипсиса, дано обоснование традиционной датировке Апокалипсиса 95-96 гг., приведены аргументы сторонников «ранней» датировки — до 70-го г.
4) Был проанализирован текст 13-й и 17-й глав книги, особое внимание было уделено образу зверя. Была показана допустимость как символического, так и персонифицированного толкования образа зверя. Был также принят вариант символического толкования зверя как римской империи, и в этом случае «головами зверя» могут считаться римские императоры.
5) Была показана возможность отождествления зверя с императором Нероном.
6) Был проанализирован и подробно раскрыт возможный вариант использования ап. Иоанном легенды о Нероне для воплощения своего сюжетного замысла.
В результате указанных исследований, произведенных на основе анализа текста Откровения ап. Иоанна Богослова (Апокалипсиса), толкований святых отцов и изучения исторических источников и современных богословских работ, было показано, что фигура императора Нерона явилась компонентом образного языка Апокалипсиса, с помощью которого апостол показал собственное видение борьбы диавола с Богом, ведущейся на протяжении всей истории, и которая будет продолжаться вплоть до скончания мира и эсхатологического свершения. Император Нерон может быть соотнесен с апокалиптическим зверем как историческая и символическая фигура, в которой для современников в наибольшей степени проявились черты эсхатологического противника Христа.
Список литературы
1.Аверкий (Таушев), архиеп. Апокалипсис. М., 2001.
2.Андрей еп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова. – Мн: Свято-Елисаветинский монастырь, 2005.
3.Баркли У. Толкование Откровения Иоанна. Пенсильвания, 1987.
4.Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
5.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в синодальном переводе. – М.: РБО, 20022.Августин, блаж. О граде Божием. М., 2001.
6.Бисли-Мюррей Дж. Новый библейский комментарий в 3 ч. Часть IIIIIIIII: Новый Завет. СПб., 2001.
7.Глубоковский Н.Н., проф. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. М., 2002.
8.Глубоковский Н. Н., проф. О втором послании св. Ап. Павла к Фессалоникийцам. Пг., 1915.
9.Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна. М., 1992.
10.Дюмулен П., свящ. Апокалипсис: решающая битва. СПб., 2000.
11.Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Библейскому Богословию за IV курс СПбДА. Эл. версия.
12.Ианнуарий (Ивлиев), архим. Символика чисел в Откровении св. Иоанна Богослова // Христианское Чтение. № 15, 1997.
13.Иосиф Флавий. Иудейская война. – М.: Мосты культуры /Гешарим, 2006.
14.Ипполит, еп. Римский. О Христе и Антихристе. – М.: Слово, 2000.7.Иоанн Златоуст, свт. Беседа об антихристе // Признаки антихриста. М., 2002.
15.Ириней Лионский, св. Против ересей. Книга IIIIIIIII // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988.
16.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001.
17.Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство. Экзегеза и история толкования ХХ главы Апокалипсиса. Курсовое сочинение СПбДА, рукопись, 2001.
18.Кирьянов Б., свящ. Полное изложение истины о тысячелетнем Царстве Господа на земле. СПб., 2001.
19.Лактанций. О смертях преследователей / Пер. с лат. В.М. Тюленев. - СПб. : Алетейя, 1998.
20.Лонгинов В. Историческое обозрение Апокалипсиса // Опыты Упражнений Воспитанников Киевской Духовной Академии Пятаго Учебного Курса. Т. I. Киев, 1832.
21.Макдауэл Дж. Неоспоримые свидетельства. М., 1990.
22.Недайхлебов А., свящ. Типология православных толкований книги Откровения св. ап. Иоанна Богослова, принятых РПЦ. СПбДА, 1994.
23.Орлов Н., прот. Апокалипсис Святого Апостола Иоанна Богослова. Толковая Библия. Т. XIXI. СПб., 1913.
24.Плиний Младший. Письма. М., 1982.
25.Рогозин П.И. Тайна Апокалипсиса. Корнталь, 1972.
26.Светоний. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат., предисл. и послесл. М. Гаспарова. – М.: Худож. лит., 1990.
27.Страхов В., свящ. Второе послание св. Ап. Павла к Фессалоникийцам. Сергиев Посад , 1911.
28.Титов А. Боговраждебные религиозно-государственные силы в книге Откровения св. Иоанна Богослова. СПбДА, 1998.
29.Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. Джорданвилль, 1992.
30.Четыркин В.В. Апокалипсис Св. Ап. Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Пг., 1916.
Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. М., 2002. С. 21.
Цит. по: Кирьянов Б., свящ. Полное изложение истины о тысячелетнем царстве Господа на земле. СПб., 2001. С. 23.
Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. Джорданвилль, 1992. С. 523.
См.: Аверкий (Таушев), архиеп. Апокалипсис. М., 2001. С. 41.
Макдауэл Дж. Неоспоримые свидетельства. М., 1990. С. 43.
Недайхлебов А., свящ. Типология православных толкований книги Откровения св. ап. Иоанна Богослова, принятых РПЦ. СПбДА, 1994. С. 1
Недайхлебов А., свящ. Указ. соч. С. 1.
См. также: Орлов Н., прот. Апокалипсис Святого Апостола Иоанна Богослова. Толковая Библия. Т. XIXI. СПб., 1913. С. 498.
Ренан Э. Указ. соч. С. 343–344.
Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 854.
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 434.
Дюмулен П., свящ. Апокалипсис: решающая битва. СПб., 2000. С. 15.
Недайхлебов А., свящ. Указ. соч., с.2.
Шерышев О. Седмеричные ряды судов Божиих в книге Откровения св. Иоанна Богослова. СПбДА, 1998. С. 5.
Четыркин В.В. Апокалипсис Св. Ап. Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Пг., 1916. С. 40.
Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. С. 523.
Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство. Экзегеза и история толкования ХХ главы Апокалипсиса. Курсовое сочинение СПбДА, рукопись, 2001. С. 204.
Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1992.
Лопухин А.П. Андрей Кесарийский. Православная Богословская Энциклопедия. СПб., 1900. С. 756.
См., напр.: Барсов М. Апокалипсис Св. Иоанна Богослова. Сборник святоотеческих и богословских тол-кований. Сергиев Посад, 2000.
Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. Джорданвилль, 1992. С. 523.
Ириней Лионский, сщмч. Против ересей; Доказательство апостольской проповеди / Пер. П.Преображенский, прот. , Н. И. Сагарда. СПб.: изд-во Оле-га Абышко, 2008. С. 520.
Сенкевич Г. Куда идешь? М., 1993.
В разные языки это слово вошло в его греческом варианте – Αποκαλυψις т.е.Откровение. См.: Бисли-Мюррей Дж. Новый библейский комментарий в 3 ч. Часть III : Новый Завет. СПб., 2001. С. 705.
Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. Джорданвилль, 1992.
В разные языки это слово вошло в его греческом варианте – Αποκαλυψις т.е.Откровение. См.: Бисли-Мюррей Дж. Новый библейский комментарий в 3 ч. Часть III : Новый Завет. СПб., 2001. С. 705.
Буамар М. Апокалипсис Св. Иоанна // Символ. № 30. Декабрь. Париж, 1993. С. 219.
Там же.
Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
Tacitus, Publius Cornelius. Libri qui supersunt. Vol.1: Annales (ab excessu divi Augusti). Leipzig: Lipsiae in Aedibus B. S. Teubneri, 1952. P. 344.
Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, с. 55.
Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, с. 54.
Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, с. 55.
Лактанций. О смертях преследователей / Пер. с лат. В.М. Тюленев. СПб.: Алетейя, 1998.c. 118.
Сульпиций Север. Сочинения. М.: Рос. Политич. Энциклопедия, 1999. с. 72.
Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Библейскому Богословию за IV курс СПбДА. Эл. версия.
Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
22
1.Аверкий (Таушев), архиеп. Апокалипсис. М., 2001.
2.Андрей еп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова. – Мн: Свято-Елисаветинский монастырь, 2005.
3.Баркли У. Толкование Откровения Иоанна. Пенсильвания, 1987.
4.Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
5.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в синодальном переводе. – М.: РБО, 20022.Августин, блаж. О граде Божием. М., 2001.
6.Бисли-Мюррей Дж. Новый библейский комментарий в 3 ч. Часть IIIIIIIII: Новый Завет. СПб., 2001.
7.Глубоковский Н.Н., проф. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. М., 2002.
8.Глубоковский Н. Н., проф. О втором послании св. Ап. Павла к Фессалоникийцам. Пг., 1915.
9.Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна. М., 1992.
10.Дюмулен П., свящ. Апокалипсис: решающая битва. СПб., 2000.
11.Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Библейскому Богословию за IV курс СПбДА. Эл. версия.
12.Ианнуарий (Ивлиев), архим. Символика чисел в Откровении св. Иоанна Богослова // Христианское Чтение. № 15, 1997.
13.Иосиф Флавий. Иудейская война. – М.: Мосты культуры /Гешарим, 2006.
14.Ипполит, еп. Римский. О Христе и Антихристе. – М.: Слово, 2000.7.Иоанн Златоуст, свт. Беседа об антихристе // Признаки антихриста. М., 2002.
15.Ириней Лионский, св. Против ересей. Книга IIIIIIIII // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988.
16.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001.
17.Ким Н., свящ. Тысячелетнее Царство. Экзегеза и история толкования ХХ главы Апокалипсиса. Курсовое сочинение СПбДА, рукопись, 2001.
18.Кирьянов Б., свящ. Полное изложение истины о тысячелетнем Царстве Господа на земле. СПб., 2001.
19.Лактанций. О смертях преследователей / Пер. с лат. В.М. Тюленев. - СПб. : Алетейя, 1998.
20.Лонгинов В. Историческое обозрение Апокалипсиса // Опыты Упражнений Воспитанников Киевской Духовной Академии Пятаго Учебного Курса. Т. I. Киев, 1832.
21.Макдауэл Дж. Неоспоримые свидетельства. М., 1990.
22.Недайхлебов А., свящ. Типология православных толкований книги Откровения св. ап. Иоанна Богослова, принятых РПЦ. СПбДА, 1994.
23.Орлов Н., прот. Апокалипсис Святого Апостола Иоанна Богослова. Толковая Библия. Т. XIXI. СПб., 1913.
24.Плиний Младший. Письма. М., 1982.
25.Рогозин П.И. Тайна Апокалипсиса. Корнталь, 1972.
26.Светоний. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат., предисл. и послесл. М. Гаспарова. – М.: Худож. лит., 1990.
27.Страхов В., свящ. Второе послание св. Ап. Павла к Фессалоникийцам. Сергиев Посад , 1911.
28.Титов А. Боговраждебные религиозно-государственные силы в книге Откровения св. Иоанна Богослова. СПбДА, 1998.
29.Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. Джорданвилль, 1992.
30.Четыркин В.В. Апокалипсис Св. Ап. Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Пг., 1916.
Вопрос-ответ:
Какова основная характеристика богословия Апокалипсиса?
Богословие Апокалипсиса отличается своей апокалиптической природой, которая уделяет особое внимание откровениям и пророчествам о приходе конца света и судьбе человечества. Оно также охватывает темы религиозной веры, зла и добра, спасения и возмездия.
Каково историческое отношение Христианской Церкви к Апокалипсису на Востоке и Западе?
Историческое отношение Христианской Церкви к Апокалипсису на Востоке и Западе различалось. На Востоке Апокалипсис был воспринят как священная книга и включен в состав Нового Завета, в то время как на Западе были сомнения относительно его авторства и канонического статуса.
Когда был написан Апокалипсис?
Датировка Апокалипсиса неоднозначна, но большинство исследователей сходятся во мнении, что он был написан в конце I века. Некоторые спорят о его точной дате, но общепризнанной точки зрения пока не существует.
Какими литературными особенностями обладает книга Апокалипсиса?
Книга Апокалипсиса обладает рядом литературных особенностей. Она написана на апокалиптическом языке, содержит яркие и символичные образы, делящиеся на три основные части: представление Христа, описание событий будущего и предоставление руководства для верующих в борьбе со злом.
Как ранней христианской церкви представлял вызов культа императора?
Культ императора являлся вызовом для ранней христианской церкви, поскольку требовал идолопоклонства и признания императора как божественной фигуры. Христиане отказывались принимать участие в этом культе из-за своей монотеистической веры в единого Бога.
Какое отношение к Апокалипсису имела Христианская Церковь на Востоке и Западе?
На Востоке и Западе Христианская Церковь имела разное отношение к Апокалипсису. На Востоке, где царила византийская культура, Апокалипсис был широко изучен и интерпретирован. На Западе, в западноевропейской культуре, интерес к Апокалипсису не был таким высоким и его значение было менее значительным.
Когда был написан Апокалипсис?
Датировка Апокалипсиса точно неизвестна, однако он был написан во второй половине I века н.э., вероятно в период правления императора Нерона.
Какие особенности литературы можно найти в книге Апокалипсиса?
Апокалипсис имеет ряд особенностей литературного характера. Это апокалиптическая литература, которая содержит символическое представление и пророческий стиль письма. Книга написана на греческом языке и содержит много аллюзий к Ветхому Завету.
Каким образом культ императора представлял вызов для раннехристианской церкви?
Культ императора был частью римской религии и ежедневной жизни империи. Он предполагал поклонение императору как богу и считался обязательным для всех граждан Римской империи. Раннехристианская церковь отказывалась поклоняться императору как богу и тем самым нарушала государственную религию. Это вызывало преследования и гонения на христиан со стороны римских властей.
Почему гонения на христиан, начавшиеся при Нероне, были началом нового периода в развитии Церкви?
Гонения на христиан, начавшиеся при Нероне, были первыми широкомасштабными гонениями на Церковь со стороны государства. Это привело к укреплению раннехристианской общины и ее распространению, так как гонения вызывали симпатию и солидарность верующих, а также привлекали новых приверженцев к христианству. Таким образом, гонения на христиан при Нероне положили начало новому периоду в развитии Церкви.
Каково отношение раннехристианской церкви к культу императора?
Раннехристианская церковь относилась к культу императора отрицательно. Они отказывались совершать ритуалы почитания императора и превозносили только Христа как единого Бога.