Теории внимания и теории мышления
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 05.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание 1
Введение 2
1. Теории внимания 3
2. Сравнительный анализ интуитивного и логического мышления 5
3. Теории мышления и подходы к его изучению в зарубежной и отечественной психологии 8
Заключение 11
Список использованных источников 12
В рамках бихевиоризма, проводились интересные эксперименты, которые показали, что во время внутренней мыслительной деятельности включается та же двигательная активность, которая задействуется во время речи. Подобные эксперименты, в которых испытуемые решали «в уме» задачи, позволили представителям бихевиористического подхода сделать выводы о том, что речь и мысль порождены одной и той же двигательной активностью. Дж. Уотсон, например, сводил мышление к внутренней речи, а речь называл мыслью, произнесенную вслух.
В отечественной психологии среди наиболее известных теорий мышления – концепция А. Леонтьева. Ученный предложил изучать мышление с точки зрения теории деятельности. Согласно этой теории существует внутренняя деятельность, которую мы и называем мышлением, и деятельность внешняя. Деятельность внешняя и деятельность внутренняя связаны друг с другом – когда индивид осуществляет определенные действия во внешнем мире, то при этом задействовано и мышление, а когда индивид мыслит, то при этом может быть задействована и внешняя деятельность.
Второе предположение теории деятельности состоит в том, что мыслительная деятельность и деятельность внешняя имеют сходное строение и сходные структуры.
П.Я. Гальперин разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Ученный указывал на то, что психическая деятельность возникает в результате перенесения действий с внешнего материального мира в действия внутренней деятельности. П.Я. Гальперин выдвинул свою гипотезу на основании рассмотрения совокупности следующих эмпирических фактов: сближение внутренней структуры психической деятельности со строением соответствующего внешнего действия, поразительные изменения действия в процессе его сокращения, лестница постепенного восхождения от внешнего действия к внутреннему. Ученый считал, что перенос внешнего действия вовнутрь совершается в строгом порядке, поэтапно.
Заключение
В своей работе мы проанализировали теории мышления и внимании, а также соотношение логического и интуитивного мышления.
На данный момент, в классификации теорий мышления и внимания не хватает упорядоченности. Нет единых критериев, согласно которым разные авторы могли бы составить структурированные классификации.
Это связано также с тем, что все психические процессы в большей или меньшей степени пересекаются, а поэтому и теории данных процессов сложно отделить друг от друга.
Относительно изучения логического и интуитивного мышления, можно сделать вывод о том, что два вида мышления не могут полностью противопоставляться друг другу, хотя определенный вид мышления и может преобладать над другим. Они дополняют друг друга и этим обеспечивают наиболее эффективную мыслительную деятельность
Список использованных источников
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, гл.2 – Сенсорно-перцептивная организация человека, СПб. Питер, 2002
Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб., 2000.
Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2004.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2007.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, 1996
Годфруа Ж.. Что такое психология? Т. 1- 2. — М., 1992.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000.
Общая психология, под ред. Петровского А.В.,-М.,1986
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2007
Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2004.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, гл.2 – Сенсорно-перцептивная организация человека, СПб. Питер, 2002
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2007
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2007.
Общая психология, под ред. Петровского А.В.,-М.,1986
5
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, гл.2 – Сенсорно-перцептивная организация человека, СПб. Питер, 2002
2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб., 2000.
3. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2004.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2007.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, 1996
7. Годфруа Ж.. Что такое психология? Т. 1- 2. — М., 1992.
8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000.
Общая психология, под ред. Петровского А.В.,-М.,1986
Вопрос-ответ:
Какие теории существуют в психологии внимания и мышления?
В психологии существует несколько теорий внимания и мышления, таких как селективное внимание, делимое внимание, внимание с фиксацией и перемещением. Также существуют теории интуитивного и логического мышления, а также различные подходы к изучению мышления в зарубежной и отечественной психологии.
Какие эксперименты показывают связь между внутренней мыслительной деятельностью и двигательной активностью?
В рамках бихевиоризма проводились интересные эксперименты, которые показали, что во время внутренней мыслительной деятельности включается та же двигательная активность, которая задействуется во время речи. Такие эксперименты позволяют увидеть связь между мышлением и движением внутри человеческого организма.
Какие аспекты сравниваются в интуитивном и логическом мышлении?
Сравнительный анализ интуитивного и логического мышления включает различные аспекты, такие как способность к быстрому принятию решений, использование эмоций в принятии решений, логика и анализ, роль интуиции и так далее. При сравнении этих двух видов мышления ученые стараются понять, какие процессы происходят в мозгу человека при осуществлении интуитивных или логических рассуждений.
Какие подходы существуют к изучению мышления в зарубежной психологии?
В зарубежной психологии существуют различные подходы к изучению мышления, такие как когнитивный подход, нейрофизиологический подход, психоаналитический подход и т.д. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и методы исследования, которые позволяют получить новые знания о процессах мышления человека.
Какие подходы существуют к изучению мышления в отечественной психологии?
В отечественной психологии также существуют различные подходы к изучению мышления, такие как деятельностный подход, психология личности, гештальт-подход и др. Отечественные психологи активно исследуют процессы мышления, разрабатывают собственные теории и методы, которые позволяют более глубоко понять природу мышления и его особенности в российской культуре.
Какие теории внимания и мышления существуют?
Существует множество теорий внимания и мышления, некоторые из них включают себя модели визуального поиска, модели пространственного внимания, модели выбора и модели уровня внимания. В отношении мышления существуют такие теории, как двойной процессный подход, теория принятия решений, теория фреймов и множество других.
Какие принципы работы внимания и мышления различаются в интуитивном и логическом мышлении?
В интуитивном мышлении принципы работы внимания и мышления основаны на интуиции, эмоциях и быстрой оценке информации. В логическом мышлении принципы работы внимания и мышления связаны с логическими рассуждениями, анализом информации и построением последовательных аргументаций.
Какие подходы к изучению мышления существуют в зарубежной и отечественной психологии?
В зарубежной и отечественной психологии существует множество подходов к изучению мышления, таких как экспериментальные исследования, нейрофизиологические методы, наблюдения, моделирование и концептуальные анализы. Каждый подход имеет свои преимущества и помогает раскрыть разные аспекты мыслительной деятельности.
Какие эксперименты были проведены в рамках бихевиоризма и какие результаты они показали?
В рамках бихевиоризма были проведены эксперименты, которые показали, что во время внутренней мыслительной деятельности включается та же двигательная активность, которая задействуется во время речи. Эти эксперименты свидетельствуют о взаимосвязи между мышлением и речевой активностью, а также подтверждают физиологическую основу мыслительных процессов.