Развитие науки в Античности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Естествознание
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 05.04.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Развитие науки в Античности 5
Заключение 13
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Несмотря на то, что мысленный эксперимент осуществляется в воображении познающего человека и в этом смысле он является субъективным процессом, он имеет и некоторое объективное содержание, поскольку в нем находит отражение структура реального процесса.
Реальному эксперименту предшествует его мысленное « проигрывание» – планировка и расчет. Но это предварительное обдумывание, представляющее зародыш мысленного эксперимента. Подлинный, развитый мысленный эксперимент выступает как продолжение реального, призванное преодолеть его неизбежную ограниченность [7].
Первым этапом реального опыта является подготовка объектов исследования и различных приборов. Первый этап мысленного эксперимента состоит в построении мысленной модели. В этом проявляется одна из сторон аналогии мысленного эксперимента реальному.
Аналогия проявляется и на втором этапе. Реальный эксперимент требует создания определенных условий, чтобы изучаемый эффект проявился достаточно ярко. Для этого необходимы некоторые искусственные условия, которые изолируют, ослабляют, устраняют всякого рода посторонние факторы, затемняющие изучаемое явление. Соответствующие операции проделываются и при постановке мысленного эксперимента: на мысленную модель следует наложить условия идеализации, определить, какие именно стороны явления и какие свойства объекта идеализируются и указать в чем именно состоит идеализация.
Третий этап реального эксперимента состоит в целенаправленном изменении условий, в которых находится объект, что дает возможность выделить и зафиксировать скрытые ранее связи и отношения между различными свойствами. В процессе мысленного эксперимента также осуществляются переходы от одной воображаемой ситуации к другой. Чувственные элементы представлений дают возможность ввести в теорию то, что не зафиксировано в ее исходных понятиях и поэтому не может быть получено логическим путем, благодаря же логическим элементам мысленного эксперимента, его результаты приобретают значение необходимости и всеобщности. Как реальный, так мысленный эксперименты завершаются формулировкой и интерпретацией результатов [7].
При всем этом необходимо иметь в виду различия между реальным и мысленным экспериментом. Главное заключается в том, что первый проверяет теорию с учетом действительных эмпирических фактов. В то же время мысленный эксперимент проверяет теорию с точки зрения возможных практических (эмпирических) следствий. Мысленный эксперимент является соединительным звеном, посредством которого наука переходит от системы, которая менее совершенно выражает реальность, к системе, которая отражает более совершенно.
Ситуации, при которых эксперименты находят применение в учебных целях, достаточно разнообразны: они могут составлять часть объяснения, их можно использовать при повторении, им найдется место при решении задач, они применимы в качестве связующего звена между реальным опытом и теоретическим построением.
Эксперимент как метод познания выполняет следующие познавательные функции: служит средством наглядности при изложении сложного материала, а также своеобразным способом доказательства выдвинутых положений еще до выполнения реального эксперимента. На основе экспериментов могут быть введены понятия и определения, выведены первоначальные принципы и законы, исследованы частные вопросы теории, высказаны предположения о ходе подготавливаемого реального опыта. Совершенно незаменимы мысленные эксперименты при изучении или выяснении физического содержания основных выводов фундаментальных теорий современной науки.
Заключение
Одним из условий становления античной науки являлся поиск аргументации той или иной точки зрения перед народом, что диктовалось развитием в Греции права и демократии. Для этого использовались простейшие приемы логической аргументации, которые затем стали использоваться в качестве средства объяснения природы. Создаются простейшие натурфилософские концептуальные модели, в которых на основе противоположностей получается новый результат. Метод полярных противоположностей создавал структурно-упорядоченную картину мира природы.
Составление мысленно плана выполнения реального эксперимента нацеливает внимание обучаемых на его существенные стороны, заставляет глубже вникать в его суть. Воображаемая постановка эксперимента выявляет последовательность операций, источники ошибок и правила безопасности. Здесь мысленные эксперименты выступают в качестве способа развития умения студента применять свои знания на практике.
Некоторые задачи одни люди способны решать только мысленно, другим же оказывается необходимым прибегать к использованию материальных объектов и конструированию при их помощи моделей, способствующих успешному решению.
В некоторых задачах можно найти проявление закономерностей протекания процессов, зависимостей между величинами, описывающими процесс (или явление). Некоторые задачи позволят студенту мысленно составить последовательность действий при выполнении эксперимента, уточнить источники неточностей, ошибок измерений, проработать теорию данного метода или способа эксперимента, а иногда дать расчетную формулу, используемую в работе.
Тем самым мысленный эксперимент является связующим звеном между задачей и реальным экспериментом, выполняемым на занятии.
В любом случае постановка мысленных экспериментов предполагает активное участие в их выполнении, и это дает основание для вывода, что систематическое применение мысленных экспериментов повышает уровень сознательности обучения, уровень прочности научных знаний.
Список литературы
Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия. - М. Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - 691 с.
Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство: пер. с англ. 2-е изд., испр. - М: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 248 с.
Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация: пер. с англ. / под ред. и с послесл. И.В. Кузнецова. 3-е изд. - М: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 272 с.
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. 2-е изд., испр. - М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -376 с.
Горелов А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014. - 352 с.
Балдин К., Джеффаль В., Рукосуев А. Концепции современного естествознания. – М.: КноРус, 2013. - 232 с.
Горелов А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. – М.: КноРус, 2013. - 208 с.








15

Список литературы
1. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия. - М. Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - 691 с.
2. Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство: пер. с англ. 2-е изд., испр. - М: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 248 с.
3. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация: пер. с англ. / под ред. и с послесл. И.В. Кузнецова. 3-е изд. - М: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 272 с.
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. 2-е изд., испр. - М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -376 с.
5. Горелов А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014. - 352 с.
6. Балдин К., Джеффаль В., Рукосуев А. Концепции современного естествознания. – М.: КноРус, 2013. - 232 с.
7. Горелов А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. – М.: КноРус, 2013. - 208 с.

Вопрос-ответ:

Как развивалась наука в Античности?

Наука в Античности развивалась путем накопления знаний и опыта, а также благодаря философским и научным исследованиям. Античные ученые и философы, такие как Аристотель и Птолемей, сделали значительные открытия и разработали системы знаний, которые впоследствии влияли на развитие науки в других эпохах.

Какие ученые сделали важные открытия в Античности?

В Античности было множество ученых, которые сделали важные открытия. Например, Аристотель внес значительный вклад в области философии, биологии, физики и многих других дисциплин. Его работы в области логики и метафизики стали основой для дальнейших исследований.

Какие научные методы использовались в Античности?

В Античности использовались различные научные методы, включая наблюдение, эксперимент, логический анализ и рассуждение. Ученым приходилось основываться на доступных им данных и знаниях, чтобы сделать выводы и формулировать законы и принципы. Некоторые из этих методов остались актуальными и используются и сегодня.

Какова роль мысленного эксперимента в развитии науки в Античности?

Мысленный эксперимент играл важную роль в развитии науки в Античности. Он позволял ученым изучать и анализировать различные сценарии и возможные исходы, не требуя физического эксперимента. Мысленные эксперименты помогали ученым предвидеть результаты своих исследований и разрабатывать новые гипотезы и теории.

Какими были ключевые достижения науки в Античности?

Ключевые достижения науки в Античности включали разработку философских систем, открытия в области математики, астрономии, физики и медицины, а также развитие логики и этики. Некоторые из этих достижений продолжают оказывать влияние на современную науку и философию.

Какие соотношения между мысленным и реальным экспериментом существуют в развитии науки в Античности?

Мысленный эксперимент осуществлялся в воображении познающего человека и, хотя был субъективным процессом, имел и некоторое объективное содержание, так как отражал структуру реального процесса. Реальному эксперименту предшествовало его мысленное обдумывание, планировка и расчет.

Что представляло собой предварительное обдумывание перед реальным экспериментом в Античности?

Предварительное обдумывание включало в себя зарождение мысленного эксперимента, планировку и расчет. Это был процесс, в котором познающий человек представлял себе, какой именно эксперимент он хочет провести и какие результаты он ожидает получить.

Какие примеры мысленных экспериментов можно привести в развитии науки в Античности?

В развитии науки в Античности было проведено множество мысленных экспериментов. Например, древнегреческие ученые мысленно проигрывали различные ситуации, чтобы изучить поведение объектов, исследуемых ими. Они также осуществляли мысленные эксперименты для проверки гипотез и развития новых теорий.

Какое значение имело проведение мысленных экспериментов в развитии науки в Античности?

Проведение мысленных экспериментов имело большое значение, так как позволяло исследователям сформулировать гипотезы, проверить их на правдивость и разработать новые научные теории. Мысленные эксперименты также помогали ученым лучше понять природу и поведение исследуемых объектов, что в свою очередь способствовало развитию науки в Античности.