Место и роль физической культуры и метода кинезопсихокоррекции в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами, артрозами и в системе профилактической артрологии у (условно) здоровых людей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 91 91 страница
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 05.07.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1 Особенности остеохондроза у лиц пожилого возраста. Современные подходы к терапии. 8
1.1. Возрастные аспекты эмоционального состояния лиц в периоде поздней взрослости, страдающих остеохондрозом 8
1.2. Возможности терапии и реабилитации больных остеохондрозом с использованием немедикаментозных средств 15
1.3. Кинезопсихокоррекция как новый терапевтический и реабилитационный метод. 20
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности использования метода кинезопсихокоррекции у больных с остеохондрозом в поздней зрелости. 34
2.1. Материалы и методы исследования 34
2.1.1. Объект и дизайн исследования 34
2.1.2. Особенности проведения метода кинезопсихокоррекции 36
2.1.3. Оценка эффективности коррекционной программы 39
2.2. Результаты собственных исследований 45
Заключение 66
Выводы: 67
Список литературы 69
Приложение 74

Фрагмент для ознакомления

Оценка его использования показала несомненную эффективность результатов, которые выражались в коррекции уровня ситуативной и личностной тревожности, депрессии, снижении влияния суставно-мышечного болевого синдрома на позиции жизнедеятельности.3. Показатели эффективности метода КПК по многим параметрам превышали эффективность стандартной методики ЛФК, что обусловлено комплексным воздействием, прорабатыванием упражнений на ментальном уровне.4. При исследовании динамикиизменений болевого синдрома, выявлено, что у пациентов в периоде поздней взрослости уменьшение уровня боли и психофизического напряжения в процессе применения кинезопсихокоррекции отмечается после 4-5-го занятия.Оценкапсихоэмоционального состояния в процессе применения метода кинезопсихокоррекции показала, что положительная динамика фиксируется уже со 2-го занятия.5.Созданная диагностическая программа для оценки динамики эмоционального состояния и самооценки здоровья у больных с остеохондрозом в поздней взрослости показала себя хорошим оценочным инструментом, являющимся аналогом сразу нескольких общеизвестных опросников. Соответственно, она может быть рекомендована для широкого внедрения в практику.Список литературыАбрамова Г.С., Юдина, Ю.А. Психология в медицине. - М.: Кафедра – М, 1998.-124 с.Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М.: Геррус, 2003.- 350с.Альперович М.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. – М., 1998Анализ патогенетических механизмов хронической боли у больных ревматоидным артритом и остеоартрозом коленных суставов/ Е.С. Филатова [и др.]//Научно-практическая ревматология .-2014.-№6.-С. 631-635.Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: «Медицина», 1988- 270с.Бицоев В.Д., Борисова О.Н. Немедикаментозныеспособы восстановительного лечения дегенеративно-дистрофических процессов позвоночника, тазобедренных иколенных суставов // Вестник новых медицинских технологий. – 2012 – Т. ХIХ. №3 – С.149-151.Бочкарёва А.В., Холмогорова А.Б. Гендерные факторы депрессивных расстройств // Материалы XIV съезда психиатров России. 2005. С. 389.Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.- М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.- 376 с.Ващенко Ю. Эго-идентичность как этиологический фактор психосоматических расстройств/ клиническая психология и психотерапия.-1999.-№1.-С. 3-11.Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта /Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 94 с.Гнездилов А.В., Загорулько О.И., Сыровегин А.В.,Медведева Л.А. Этапная терапия боли и электрофизиологический контроль ее эффективности у больных с патологиейшейного отдела позвоночника // Российский журнал боли. –2011. – №2-31 – С.58-59.Ермолаева М. Психология зрелого и позднего возрастов.- М., 2004.- 208 с.Иваничев Г.А. Мануальная медицина: учеб. пособие. –М.: МЕДпресс-информ, 2005. – С.132-133.Иванова Г.Е., Омочев О.Г. Особенности воздействиямагнитолазерной терапии и механической тракции при грыжах межпозвонковых дисков пояснично-крестцового отделапозвоночника // Физиотерапевт. – М., 2012. – №9 – С.38-42.Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 2004Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001Киргизова О.Ю., Машанская А.В., Моторина И.Г.Восстановительное лечение больных остеохондрозом: метод.рек. – Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012 – 23 с.Кишун А.А. биологический возраст и старение. – СПб., 2008Клейман Н.В. Влияние кинезопсихокоррекционной программы (кпк) на изменение сознания личности старших возрастных групп с психофизическими, эмоциональными расстройствами и заболеваниями опорно – двигательного аппарата. – Кафедра физической реабилитации и оздоровительной физической культуры. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития" 2013. С. 203-211. КокуркинГ.В. Эффективность интегративновосстановительной терапии у больных с синдромом «гусиной лапки» // Российский журнал боли. – 2011. - №31 – С.59-60.Кочюнас Р., Гуобис Г. Психологические аспекты ревматоидного артрита/ Ревматология.-1983.-31.-С. 60-67.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004Красильников И.А. Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация личности и стратеги разрешения внутренних конфликтов//Известия самарского научного центра Российской академии.- 2009.- № 11.Краснова О.В. Психология старения и старости. – М., 2008Краснова О.В. Социально – психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. – 1997. - № 3. Кремлева О.В. Психотерапия в системе лечения больных ревматоидным артритом (с позиций биопсихосоциального подхода): Автореф. дисс. … докт. мед.наук. — СПб, 2004. — С. 48.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. -М.: Медицина, 1984.- 272с.Левченко И.Е. Феномен социальной смерти.//СОЦИС.- М., 2001, № 6. с. 22-30.Лихачев С.А., Борисенко А.В. Патофизиологическиемеханизмы болевых синдромов при неврологических проявлениях поясничного остеохондроза и современные подходык лечению // Российский журнал боли. – 2011. – №2. – С.68-69.Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача.- СПб.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1994- 245с.Мазнев Н. Лечение болезней опорно-двигательного аппарата – М.: Мартин, 2004 – 287с.Матвеев Э.Н., Злобин А.Н. Потребности пожилых в стационарной медико-социальной помощи// Материалы консульт. международного семинара.-М.: МЗМП.-1995.-С.101.Менделевич В.Д. Клиническая психология. – М.: Мед-пресс, 1998 - 84с.Мищенко А.Г., Власова Т.А. Сочетание рефлексотерапии и вытяжения в комплексном лечении неврологическихпроявлений остеохондроза позвоночника // Физиотерапевт.– 2012. - №6. – С.30-34.Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд.ЛГУ, 1983.- 168 с.Николаев С.Г., Бегун П.А. Анализ эффективностилечения больных с шейным и поясничным остеохондрозом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Биология. – 2001. – №2. – С.106-110Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой – М.: Академия, 2002 – 480с.Петухов В.В. Затяжные депрессии (структура, терапевтическая динамика, прогноз): Автореф. дисс. … канд. мед.наук. М., 2005.Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб: Питер, 2006 – 403с.Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002Психофизиология / Под ред. Ю.И. Александрова – СПб: Питер, 2007 – 464с.Секач М.Ф. Психология здоровья – М.: Академический проект, 2003 – 192 с.Сидоров П.И., Пориянов К.П. Клиническая психология – М.: ГОТАР, 2002 – 864 с.Симаненков В.И., Немировский В.С., Соловьева О.И. Психосоматические особенности ревматоидного артрита // Психосоматическая медицина — 2008: Сборник материалов. Ш международный конгресс. — СПб.:Человек. — 2008. — С. 78.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине. — М.: Медицинское информационное агентство, 2001. — 256 с.Справочник – путеводитель практикующего врача: 2000 болезней от А до Я / Под ред. И.Н. Денисова, Э.Г. Улумбекова – М.: ГЭОТАР, Медицина, 1998 – 1296с.Ужегов Г.Н. Остеохондроз и болезни опорно-двигательного аппарата – М.: Вече, 2005 – 142с.Хана Т. Искусство не стареть. – СПб., 1996Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология. – М., 2005Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. – 1999. - № 6Шахматов Н.В. Психическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996Эриксон Э. Психология возрастных кризисов – М.: Просвещение, 1998 – 225с.Ястребов Д.Н., Шпагин М.В., Чичаев А.В., НазаровВ.М. Регионарнаяозонотерапиядорсалгий у лиц опасныхпрофессий //Российский журнал боли. – 2011 – №2. – С.82-83.Branney P., White A. Big boys don’t cry: Depression and men // Psychiatr. Treatment. 2008. N 14. P. 256–262.www.minzdrav-rf.ru.СправкакколлегииминистерстваздравоохраненияРоссиийскойФедерации «ОсостояниииразвитиинаучныхисследованийвобластигеронтологиивРоссийскойФедерации».Peseschkian N. Positive psychotherapy in medical practice. A new model in the treatment of psychiatric and psychosomatic disorders// ZFA (Stuttgart).- 1981.-Vol. 1(20).-P.795-805.ПриложениеАнкета качества жизниОсвестриОсвестри - широко применяемая шкала для оценки степени нарушения жизнедеятельности (качество жизни и боль), обусловленного патологией позвоночника. Опросник OswestryDisabilitIndex (ODI) разработан в 1980 г.Jeremy C. T. Fairbank, в период работы в AgnesHuntOrthopaedicHospital в городе Освестри, Великобритания. В настоящее время анкета русскоязычного опросника Освестри доступна в версии 2.1а и состоит из 10 разделов. Является валидным и надежным инструментом и рекомендуется для использования в практической и научной работе для оценки нарушений жизнедеятельности у пациентов с болями. Исследование определение надежности одобрено автором опросника Освестри проф. J. Fairbank. Для каждого раздела максимальный бал равен 5. Если отмечен первый пункт - это 0 баллов, если последний - 5. В случае, когда заполнены все 10 разделов, индекс Освестри высчитывается так: 16 (сумма набранных баллов) / 50 (максимально возможное количество баллов) х 100 = 32. Если один из разделов не заполнен или не поддается оценке, то индекс высчитывается так, например:16 (сумма набранных баллов) / 45(максимально возможно количество баллов) х 100 = 35,5.ОПРОСНИК ОСВЕСТРИ 2.1аФИО_____________________________________________________________Год рождения ________________ Дата заполнения ______________________Инструкция. Пожалуйста, заполните эту анкету. Она предназначена для того, чтобы мы могли понять, каким образом Ваши проблемы со спиной (или ногой) нарушают способность выполнять обычные в жизни действия.Пожалуйста, в каждом разделе отметьте только один квадрат, который соответствует утверждению, наиболее близкому Вашему состоянию сегодня.РАЗДЕЛ 1. Интенсивность болиРАЗДЕЛ 6. Положение стояВ настоящее время у меня нет боли.Я могу стоять столько, сколько захочу, без особой боли.В настоящее время боль очень легкая.Я могу стоять столько, сколько захочу, но при этом боль усиливается.В настоящее время боль умеренная.Боль не позволяет мне стоять более 1 часа.В настоящее время боль весьма сильная.Боль не позволяет мне стоять более 1/2 часа.В настоящее время боль очень сильная.Боль не позволяет мне стоять более 10 минут.В настоящее время боль настолько сильна, что трудно себе представить. Боль совсем лишает меня возможности стоятьРАЗДЕЛ 2. Самообслуживание (например, умывание, одевание)РАЗДЕЛ 7. СонЯ могу нормально о себе заботиться, и это не вызывает особой боли.Мой сон никогда не прерывается из-за боли.Я могу нормально о себе заботиться, но это весьма болезненно.Мой сон редко прерывается из-за боли.Чтобы заботиться о себе, я вынужден из-за боли быть медлительным и осторожным.Из-за боли я сплю менее 6 часов.Чтобы заботиться о себе, я вынужден обращаться за некоторой посторонней помощью, хотя большую часть действий могу выполнять самостоятельноИз-за боли я сплю менее 4 часов.Чтобы заботиться о себе, я вынужден обращаться за посторонней помощью при выполнении большей части действий.Из-за боли я сплю менее 2 часов.Я не могу одеться, с трудом умываюсь и остаюсь в постелиБоль совсем лишает меня возможности спатьРАЗДЕЛ 3. Поднятие предметовРАЗДЕЛ 8. Сексуальная жизнь (если возможна)Я могу поднимать тяжелые предметы без особой боли.Моя сексуальная жизнь нормальна и не вызывает особой боли.Я могу поднимать тяжелые предметы, но это вызывает усиление боли.Моя сексуальная жизнь нормальна, но немного усиливает боль.Боль не дает мне поднимать тяжелые предметы с пола, но я могу с ними обращаться, если они удобно расположены (например, на столе).Моя сексуальная жизнь почти нормальна, но значительно усиливает боль.Боль не дает мне поднимать тяжелые предметы, но я могу обращаться с легкими или средними по весу предметами, если они удобно расположены (например, на столе).Моя сексуальная жизнь существенно ограничена из-за боли.Я могу поднимать только очень легкие предметы.У меня почти нет сексуальной жизни из-за боли.Я вообще не могу поднимать или носить что-либо.Боль полностью лишает меня сексуальных отношенийРАЗДЕЛ 4. ХодьбаРАЗДЕЛ 9. ДосугБоль не мешает мне ходить на любые расстояния.Я могу нормально проводить досуг и не испытываю при этом особой боли.Боль не позволяет мне пройти более 1 километра.Я могу нормально проводить досуг, но испытываю усиление боли.Боль не позволяет мне пройти более 500 метров.Боль не оказывает значительного влияния на мой досуг, за исключением интересов, требующих наибольшей активности, таких, как спорт, танцы и т.д.Боль не позволяет мне пройти более 100 метров.Боль ограничивает мой досуг, я часто не выхожу из дома.Я могу ходить только при помощи трости или костылей.Боль ограничивает мой досуг пределами моего дома.Я большую часть времени нахожусь в постели и вынужден ползком добираться  до туалета.Боль лишает меня досуга.РАЗДЕЛ 5. Положение сидяРАЗДЕЛ 10. ПоездкиЯ могу сидеть на любом стуле столько, сколько захочу.Я могу ездить куда угодно без боли.Я могу сидеть столько, сколько захочу, только на моем любимом стуле.Я могу ездить куда угодно, но это вызывает усиление боли.Боль не позволяет мне сидеть более 1 часа.Несмотря на сильную боль, я выдерживаю поездки в пределах 2 часов.Боль не позволяет мне сидеть более чем 1/2 часа.Боль сокращает мои поездки менее чем до 1 часа.Боль не позволяет мне сидеть более чем 10 минут.Боль сокращает самые необходимые поездки до 30 минут.Боль совсем лишает меня возможности сидеть.Боль совсем не дает мне совершать поездки, я могу отправиться только за медицинской помощью.Тест-опросник (Шкала)депрессии Бека(BeckDepressionInventory)Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии.Тест-опросник депрессии (BeckDepressionInventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии. После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб. Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.Инструкция. В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.№Утверждение10 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.1 Я расстроен.2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.20 Я не тревожусь о своем будущем.1 Я чувствую, что озадачен будущим.2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.30 Я не чувствую себя неудачником.1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.3 Я чувствую, что как личность я - полный неудачник.40 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.3 Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело.50 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.3 Я постоянно испытываю чувство вины.60 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.1 Я чувствую, что могу быть наказан.2 Я ожидаю, что могу быть наказан.3 Я чувствую себя уже наказанным.70 Я не разочаровался в себе.1 Я разочаровался в себе.2 Я себе противен.3 Я себя ненавижу.80 Я знаю, что я не хуже других.1 Я критикую себя за ошибки и слабости.2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.90 Я никогда не думал покончить с собой.1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.2 Я хотел бы покончить с собой.3 Я бы убил себя, если бы представился случай.100 Я плачу не больше, чем обычно.1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.2 Теперь я все время плачу.3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.110 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.120 Я не утратил интереса к другим людям.1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.2 Я почти потерял интерес к другим людям.3 Я полностью утратил интерес к другим людям.130 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.3 Я больше не могу принимать решения.140 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.3 Я знаю, что выгляжу безобразно.150 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.3 Я знаю, что выгляжу безобразно.160 Я сплю так же хорошо, как и раньше.1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.170 Я устаю не больше, чем обычно.1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.2 Я устаю почти от всего, что я делаю.3 Я не могу ничего делать из-за усталости.180 Мой аппетит не хуже, чем обычно.1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.2 Мой аппетит теперь значительно хуже.3 У меня вообще нет аппетита.190 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.1 За последнее время я потерял более 2 кг.2 Я потерял более 5 кг.3 Я потерял более 7 кr.Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком).Да_________ Нет_________200 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.210 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости.1 Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше.2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше.3 Я полностью утратил либидо интерес.Обработка результатов.Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома.Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.Интерпретация (ключ) теста Бека.Результаты теста интерпретируются следующим образом:0-9 — отсутствие депрессивных симптомов10-15 — легкая депрессия (субдепрессия)16-19 — умеренная депрессия20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести)30-63 — тяжёлая депрессияТакже в методике выделяются две субшкалы:Пункты 1-13 - когнитивно-аффективная субшкала (C-A)Пункты 14-21 - субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.ХанинаДанный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным (Россия). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-4) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = Z – G + 35, где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; G — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20). ЛТ= Z – G + 35, где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; G — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность, 31–45 — умеренная тревожность, 46 и более — высокая тревожность. Значительные отклонения от умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете». Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности. Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет. Для оценки динамики состояния тревожности (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1-20) и сокращенный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 сек. Показатель РТ высчитывается по формуле: РТ = Z – G + 15, где Z — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5; G — сумма по пунктам 1, 3, 4. Величина показателя меняется от 5 до 20.БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВФИО ____________________________________________________________Год рождения __________________ Дата заполнения _____________________Инструкция.Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.1 — нет, это не так3 — верно2 — пожалуй, это так4 — совершенно верно№234561Я спокоен12342Мне ничто не угрожает12343Я нахожусь в напряжении12344Я испытываю сожаление12345Я чувствую себя спокойно12346Я расстроен12347Меня волнуют возможные неудачи12348Я чувствую себя отдохнувшим12349Я встревожен123410Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411Я уверен в себе123412Я нервничаю123413Я не нахожу себе места123414Я взвинчен123415Я не чувствую скованности, напряженности123416Я доволен123417Я озабочен123418Я слишком возбужден и мне не по себе123419Мне радостно123420Мне приятно123421Я испытываю удовольствие123422Я очень быстро устаю123423Я легко могу заплакать123424Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие123425Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение123426Обычно я чувствую себя бодрым123427Я спокоен, хладнокровен и собран123428Ожидаемые трудности обычно тревожат меня123429Я слишком переживаю из–за пустяков123430Я вполне счастлив123431Я принимаю все слишком близко к сердцу123432Мне не хватает уверенности в себе123433Обычно я чувствую себя в безопасности123434Я стараюсь избегать критических состояний и трудностей123435У меня бывает хандра123436Я доволен123437Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня123438Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу их забыть123439Я уравновешенный человек123440Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234«Самооценка психоэмоционального, психофизического состояния и соматического здоровья старших возрастных групп с синдромами заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани»(Опросник Н.В. Клеймана)Довольно простым опросником для самооценки психоэмоционального, психофизического (психосоматического) состояния и соматического здоровья старших возрастных групп с синдромами заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани является методика, разработанная психологом, инструкторам-методистам ЛФК Н.В. Клейманом. Методика применяется для самооценкипсихоэмоционального, психофизического (психосоматического) состояния и соматического здоровья старших возрастных групп с синдромами заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение психоэмоционального, психофизического (психосоматического) и соматического состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. Сбор подробного анамнеза развития боли, психоэмоционального ипсихофизического состояния пациента, помогут врачу для постановкиточного диагноза и контроля боли, психоэмоционального ипсихофизического состояния пациента, в процессе лечения и оценки егоэффективности.Обработка результатов и интерпретацияОценка показателей уровня боли: 0 = отсутствует боль, 1-3 = слабая,характеристика боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая), 4-6 = средняя, характеристика боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая), 7-9 = сильная, не в состоянии выполнять движения, характеристика боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая), 10 = невозможная боль, характеристика  (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая). Оценка психоэмоционального состояния производится следующим образом: 0-1 = отсутствие психо-эмоционального напряжения, 2-3 = низкий уровень психоэмоционального напряжения, 4 – 5 = средний уровень с тенденцией к низкой психоэмоциональной напряженности, 6 – 7 = средний уровень с тенденцией к высокой психоэмоциональной напряженности, 8 - 9 = высокий уровень психоэмоционального напряжения, 10 = очень высокий уровень психоэмоционального напряжения. Оценка психофизического состояния: 0-1 = отсутствие психофизического напряжения, 2-3 = низкий уровень психофизического напряжения, 4 - 5 = средний уровень с тенденцией к низкой психофизической напряженности, 6 - 7 = средний уровень с тенденцией к высокой психофизической напряженности, 8 - 9 = высокий уровень психофизического напряжения, 10 = очень высокий уровень психофизического напряжения.При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом.Инструкция.В каждой из предложенных шкал: «Шкала боли» оцените интенсивность боли, их болевых ощущений по 10-бальной шкале от 0 до 10 в данный момент и обведите одну цифру и подчеркните одну из характеристик боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая), которая соответствует Вашему состоянию.Психоэмоциональное состояние трактуется как функция физиологически возбуждающей ситуации и реакции на нее психики субъекта. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они реагируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижет активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциональных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение – условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.Отсутствие психоэмоционального напряжения свидетельствует о дефиците эмоций, возможной апатии и снижении активности центральной нервной системы. Высокий уровень психоэмоционального напряжения – риск развития стресса и ассоциированных с ним патологических состояний. Наличие низкого и среднего уровня психоэмоционального напряжения – является оптимальным, при нём повышается активность коры больших полушарий мозга, что ведет к улучшению работоспособности, к более позднему развитию утомления«Шкала психоэмоционального состояния»оценить свое общее психоэмоциональное состояние по 10 - бальной шкале от 0 до 10 в данный момент и обведите одну цифру, которая соответствует Вашему состоянию.Психофизические состояния – целостная реакция человека на внешнее и внутреннее воздействие (на физиологическом, энергетическом и на психологическом уровне — системой психологических фильтров), возникающие при жизнедеятельности человека обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. «Шкала психофизического состояния» оцените свое общее комплексное психическое и физическое состояниепо 10 - бальной шкале от 0 до 10 в данный момент и обведите одну цифру, которая соответствует Вашему состоянию.Контроль и оценка результатов функционального состояниясердечно-сосудистой системы. Исходный пульс: ____________________________________________ уд/мин.__________________________________________________________________(норма частоты сердечных сокращений ЧСС у женщин 70-80 уд/мин, у мужчин 60-80 уд/мин)Нагрузочный пульс: _________________________________________ уд/мин.__________________________________________________________________ (увеличение, ед., ЧСС, отлично до 6; хорошо 7–13; удовлетворительно 13–18; плохо 18–25; очень плохо больше 25)Прирост пульса %: ____________________________________________________________________________________________________________________(отлично до 50; хорошо 50–75; удовлетворительно 75–100; плохо 100–125; очень плохо больше 125)Учитывая возрастные особенности лиц данных возрастных групп, наличие у них различных хронических заболеваний, для обеспечения оздоровительного и тренирующего эффекта для них необходимы определённые ориентировочные объемы и интенсивность физических упражнений, которые определяются по частоте сердечных сокращений до и после физической нагрузки. Для этого подсчитывают прирост пульса, равный разнице измерений величины пульса на высоте процедуры лечебной гимнастики в покое. Затем вычисляют резерв частоты пульса, равный разнице между частотой пульса при максимальной нагрузке (стандартный показатель) и частотой пульса в покое. Частота пульса при максимальной нагрузке для лиц 40— 60 лет равна 170 ударам в минуту, а для лиц старше 60 лет — 160 ударов в минуту. Затем определяют степень использования резерва частоты пульса при данной нагрузке в процентах, т.е. соотношение между приростом пульса и его резервом.Установлено, что общеукрепляющий и лечебный эффект от тренировок физическими упражнениями будет оптимальным, если интенсивность нагрузки соответствует 30-40% от предельно переносимого (порогового) уровня в начале и 80-90% - в завершении курса лечения. Учащение пульса больше, чем на 20 ударов в минуту, может указывать на сниженную работоспособность сердца или на неудовлетворительное состояние регуляции сердечно-сосудистой системы со стороны ЦНС. Такое учащение может быть одним из признаков переутомления, перетренированности, а также состояния «предболезни». ОПРОСНИК Н.В. КЛЕЙМАНАФИО _____________________________________________________________Год рождения: __________________ Дата заполнения: ___________________Диагноз основной:__________________________________________________Диагноз сопутствующий: ____________________________________________Места локализации боли: ____________________________________________Время появления: днём, ночью, в покое, при движении, подъеме, спуске, переворачивании(подчеркнуть в соответствии Вашему состоянию)Факторы, вызывающие боль: состояние тревоги, внушение, убеждения, индивидуальные особенности человека, свет, шум, напряжение, неудобство (подчеркнуть в соответствии Вашему состоянию)Отношение пациента к боли: _________________________________________Жалобы пациента:____________________________________________________________________________________________________________________Цель пациента: _____________________________________________________Этапы и действия достижения цели:_____________________________________________________________________________________________________Исходный пульс: ____________________________________________ уд/мин.__________________________________________________________________(норма частоты сердечных сокращений ЧСС у женщин 70-80 уд/мин, у мужчин 60-80 уд/мин)Нагрузочный пульс: _________________________________________ уд/мин.__________________________________________________________________(увеличение, ед., ЧСС, отлично до 6; хорошо 7–13; удовлетворительно 13–18; плохо 18–25; очень плохо больше 25)Прирост пульса %: ____________________________________________________________________________________________________________________(отлично до 50; хорошо 50–75; удовлетворительно 75–100; плохо 100–125; очень плохо больше 125)Пожалуйста, оцените интенсивность боли (боль отсутствует, слабая боль, средняя боль, сильная боль, невозможная боль), их болевых ощущений по 10-бальной шкале от 0 до 10 в данный момент. Пожалуйста, обведите одну цифру и подчеркните характеристику боли, которая соответствует наиболее близкому Вашему состоянию:Сеанс - №0 (консультативно - диагностический)0 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 = отсутствует боль, 1-3 = слабая, характеристика боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая), 4-6= средняя, характеристика боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая), 7-9= сильная, не в состоянии выполнять движения, характеристика боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая), 10 = невозможная боль, характеристика боли (ноющая, колющая, режущая, давящая, пульсирующая, жгучая).ОценитеВаше психоэмоциональное напряжение, т.е. имеющийся у Вас психологический дискомфорт, склонность к стрессовым реакциям. Обратите внимание, что отсутствие психоэмоционального напряжения свидетельствует о дефиците эмоций, возможной апатии и снижении активности центральной нервной системы. Высокий уровень психоэмоционального напряжения – риск развития стресса и ассоциированных с ним патологических состояний.Постарайтесь, оценить свое общее психоэмоциональное состояние по 10 - бальной шкале от 0 до 10 в данный момент. Пожалуйста, обведите одну цифру, которая соответствует наиболее близкому Вашему состоянию:0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0-1 = отсутствие психоэмоционального напряжения, 2-3 = низкий уровень психоэмоционального напряжения, 4 – 5 = средний уровень с тенденцией к низкой психоэмоциональной напряженности, 6 – 7 = средний уровень с тенденцией к высокой психоэмоциональной напряженности, 8 -9 = высокий уровень психоэмоционального напряжения, 10 = очень высокий уровень психоэмоционального напряжения. Психофизические состояния – представляет собой комплексную реакцию человека на внешнее и внутреннее воздействие (сумма физического и психического).Постарайтесь аналогично психоэмоциональному состоянию, оценить свое общее психофизическое состояние по 10 - бальной шкале от 0 до 10 в данный момент. Пожалуйста, обведите одну цифру, которая соответствует наиболее близкому Вашему состоянию: 0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0-1 = отсутствие психофизического напряжения, 2-3 = низкий уровень психофизического напряжения, 4 - 5 = средний уровень с тенденцией к низкой психофизической напряженности, 6 - 7 = средний уровень с тенденцией к высокой психофизической напряженности, 8 - 9 = высокий уровень психофизического напряжения , 10 = очень высокий уровень психофизического напряжения. Сеанс - №10 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №20 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №30 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №30 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №50 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №60 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №70 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №80 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910«шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №90 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910 «шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Сеанс - №100 1 2345678 9 10 (Нет боли) « шкала боли» (Невозможнаяболь)0 1 2 345678910 «шкала психоэмоционального состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)0 1 2 345678910 «шкала психофизического состояния»(Нормальный уровень) (Очень высокий уровень)Дипломная работа выполнена студентом самостоятельно. На все использованные в работе материалы из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки.«_____»__________2015 г._________________________________________подпись(Фамилия, имя, отчество)

1. Абрамова Г.С., Юдина, Ю.А. Психология в медицине. - М.: Кафедра – М, 1998.-124 с.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М.: Геррус, 2003.- 350с.
3. Альперович М.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. – М., 1998
4. Анализ патогенетических механизмов хронической боли у больных ревматоидным артритом и остеоартрозом коленных суставов/ Е.С. Филатова [и др.]//Научно-практическая ревматология .-2014.-№6.-С. 631-635.
5. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: «Медицина», 1988- 270с.
6. Бицоев В.Д., Борисова О.Н. Немедикаментозные способы восстановительного лечения дегенеративно-дистрофических процессов позвоночника, тазобедренных и коленных суставов // Вестник новых медицинских технологий. – 2012 – Т. ХIХ. №3 – С.149-151.
7. Бочкарёва А.В., Холмогорова А.Б. Гендерные факторы депрессивных расстройств // Материалы XIV съезда психиатров России. 2005. С. 389.
8. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.- М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.- 376 с.
9. Ващенко Ю. Эго-идентичность как этиологический фактор психосоматических расстройств/ клиническая психология и психотерапия.-1999.-№1.-С. 3-11.
10. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта /Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 94 с.
11. Гнездилов А.В., Загорулько О.И., Сыровегин А.В., Медведева Л.А. Этапная терапия боли и электрофизиологический контроль ее эффективности у больных с патологией шейного отдела позвоночника // Российский журнал боли. –2011. – №2-31 – С.58-59.
12. Ермолаева М. Психология зрелого и позднего возрастов.- М., 2004.- 208 с.
13. Иваничев Г.А. Мануальная медицина: учеб. пособие. –М.: МЕДпресс-информ, 2005. – С.132-133.
14. Иванова Г.Е., Омочев О.Г. Особенности воздействия магнитолазерной терапии и механической тракции при грыжах межпозвонковых дисков пояснично-крестцового отдела позвоночника // Физиотерапевт. – М., 2012. – №9 – С.38-42.
15. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 2004
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
17. Киргизова О.Ю., Машанская А.В., Моторина И.Г. Восстановительное лечение больных остеохондрозом: метод.рек. – Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012 – 23 с.
18. Кишун А.А. биологический возраст и старение. – СПб., 2008
19. Клейман Н.В. Влияние кинезопсихокоррекционной программы (кпк) на изменение сознания личности старших возрастных групп с психофизическими, эмоциональными расстройствами и заболеваниями опорно – двигательного аппарата. – Кафедра физической реабилитации и оздоровительной физической культуры. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития" 2013. С. 203-211.
20. Кокуркин Г.В. Эффективность интегративновосстановительной терапии у больных с синдромом «гусиной лапки» // Российский журнал боли. – 2011. - №31 – С.59-60.
21. Кочюнас Р., Гуобис Г. Психологические аспекты ревматоидного артрита/ Ревматология.-1983.-31.-С. 60-67.
22. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004
23. Красильников И.А. Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация личности и стратеги разрешения внутренних конфликтов//Известия самарского научного центра Российской академии.- 2009.- № 11.
24. Краснова О.В. Психология старения и старости. – М., 2008
25. Краснова О.В. Социально – психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. – 1997. - № 3.
26. Кремлева О.В. Психотерапия в системе лечения больных ревматоидным артритом (с позиций биопсихосоциального подхода): Автореф. дисс. … докт. мед. наук. — СПб, 2004. — С. 48.
27. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. -М.: Медицина, 1984.- 272с.
28. Левченко И.Е. Феномен социальной смерти.//СОЦИС.- М., 2001, № 6. с. 22-30.
29. Лихачев С.А., Борисенко А.В. Патофизиологические механизмы болевых синдромов при неврологических проявлениях поясничного остеохондроза и современные подходы к лечению // Российский журнал боли. – 2011. – №2. – С.68-69.
30. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача.- СПб.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1994- 245с.
31. Мазнев Н. Лечение болезней опорно-двигательного аппарата – М.: Мартин, 2004 – 287с.
32. Матвеев Э.Н., Злобин А.Н. Потребности пожилых в стационарной медико-социальной помощи// Материалы консульт. международного семинара.-М.: МЗМП.-1995.-С.101.
33. Менделевич В.Д. Клиническая психология. – М.: Мед-пресс, 1998 - 84с.
34. Мищенко А.Г., Власова Т.А. Сочетание рефлексотерапии и вытяжения в комплексном лечении неврологических проявлений остеохондроза позвоночника // Физиотерапевт.– 2012. - №6. – С.30-34.
35. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд.ЛГУ, 1983.- 168 с.
36. Николаев С.Г., Бегун П.А. Анализ эффективности лечения больных с шейным и поясничным остеохондрозом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Биология. – 2001. – №2. – С.106-110
37. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой – М.: Академия, 2002 – 480с.
38. Петухов В.В. Затяжные депрессии (структура, терапевтическая динамика, прогноз): Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 2005.
39. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб: Питер, 2006 – 403с.
40. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
41. Психофизиология / Под ред. Ю.И. Александрова – СПб: Питер, 2007 – 464с.
42. Секач М.Ф. Психология здоровья – М.: Академический проект, 2003 – 192 с.
43. Сидоров П.И., Пориянов К.П. Клиническая психология – М.: ГОТАР, 2002 – 864 с.
44. Симаненков В.И., Немировский В.С., Соловьева О.И. Психосоматические особенности ревматоидного артрита // Психосоматическая медицина — 2008: Сборник материалов. Ш международный конгресс. — СПб.:Человек. — 2008. — С. 78.
45. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
46. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине. — М.: Медицинское информационное агентство, 2001. — 256 с.
47. Справочник – путеводитель практикующего врача: 2000 болезней от А до Я / Под ред. И.Н. Денисова, Э.Г. Улумбекова – М.: ГЭОТАР, Медицина, 1998 – 1296с.
48. Ужегов Г.Н. Остеохондроз и болезни опорно-двигательного аппарата – М.: Вече, 2005 – 142с.
49. Хана Т. Искусство не стареть. – СПб., 1996
50. Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология. – М., 2005
51. Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. – 1999. - № 6
52. Шахматов Н.В. Психическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996
53. Эриксон Э. Психология возрастных кризисов – М.: Просвещение, 1998 – 225с.
54. Ястребов Д.Н., Шпагин М.В., Чичаев А.В., Назаров В.М. Регионарная озонотерапия дорсалгий у лиц опасных профессий //Российский журнал боли. – 2011 – №2. – С.82-83.
55. Branney P., White A. Big boys don’t cry: Depression and men // Psychiatr. Treatment. 2008. N 14. P. 256–262.
56. www.minzdrav-rf.ru. Справка к коллегии министерства здравоохранения Россиийской Федерации «О состоянии и развитии научных исследований в области геронтологии в Российской Федерации».
57. Peseschkian N. Positive psychotherapy in medical practice. A new model in the treatment of psychiatric and psychosomatic disorders// ZFA (Stuttgart).- 1981.-Vol. 1(20).-P.795-805.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет физическая культура в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами?

Физическая культура играет важную роль в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами. Она помогает улучшить подвижность и гибкость суставов, снизить болевые ощущения и укрепить мышцы вокруг пораженных суставов. Правильные физические упражнения способствуют улучшению кровообращения и обеспечивают достаточное питание суставных тканей.

Какой метод используется в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами?

В восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами применяется метод кинезопсихокоррекции. Этот метод включает в себя комплекс упражнений, направленных на восстановление функций суставов и улучшение психического состояния пациентов. Он основан на сочетании физических упражнений, дыхательных практик и психической саморегуляции.

Какую роль играет физическая культура в профилактической артрологии у условно здоровых людей?

Физическая культура играет важную роль в профилактической артрологии у условно здоровых людей. Она помогает предотвратить развитие артрозов и других заболеваний суставов. Регулярные физические упражнения помогают укрепить мышцы и связки, улучшить подвижность суставов и обеспечить нормальное функционирование опорно-двигательной системы.

Какие возможности предлагает терапия и реабилитация больных остеохондрозом с использованием немедикаментозных методов?

Терапия и реабилитация больных остеохондрозом с использованием немедикаментозных методов предлагает широкий спектр возможностей. Например, они включают физическую культуру, массаж, физиотерапию, расслабляющие практики и т.д. Эти методы направлены на улучшение питания и кровообращения в позвоночнике, снижение воспаления и боли, а также на укрепление мышц и связок, что способствует восстановлению функции позвоночника и снижению симптомов остеохондроза.

Какую роль играет физическая культура в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами?

Физическая культура играет важную роль в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами. Она помогает укрепить мышцы, улучшить общую физическую форму, повысить подвижность суставов и снизить болевые ощущения. Умеренные физические упражнения способствуют укреплению суставов, улучшению их подвижности и могут замедлить прогрессию заболевания.

Какой метод используется в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами?

В восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами часто используется метод кинезопсихокоррекции. Этот метод основан на комплексном воздействии на организм пациента с помощью физических упражнений, психокоррекции и кинезитерапии. Он помогает улучшить подвижность суставов, укрепить мышцы и снять эмоциональное напряжение.

Какую роль играет физическая культура в системе профилактической артрологии у условно здоровых людей?

Физическая культура играет важную роль в системе профилактической артрологии у условно здоровых людей. Регулярные физические упражнения помогают укрепить мышцы и связки, улучшить подвижность суставов и поддерживать общую физическую форму. Они также способствуют профилактике различных заболеваний суставов и позвоночника.

Какие возможности предоставляет терапия и реабилитация больных остеохондрозом с использованием немедикаментозных методов?

Терапия и реабилитация больных остеохондрозом с использованием немедикаментозных методов предоставляют множество возможностей. Это включает в себя физическую культуру, физиотерапию, массаж, аккупунктуру, ЛФК, методы кинезопсихокоррекции и др. Эти методы позволяют укрепить мышцы, улучшить подвижность суставов, снять болевые ощущения, восстановить функциональные возможности позвоночника и улучшить общее состояние пациента.

Какую роль играет физическая культура в восстановительных мероприятиях у пациентов с артритами и артрозами?

Физическая культура является одним из основных компонентов восстановительного лечения у пациентов с артритами и артрозами. Упражнения и физическая активность помогают улучшить суставную подвижность, укрепить мышцы и суставы, снизить болевые ощущения и восстановить общую функциональность организма.