Особенности когнитивного развития тревожных детей.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 60 60 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 20.06.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
1.2. Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Особенности когнитивного развития и тревожности у детей младшего школьного возраста
1.4. Связь уровня когнитивного развития и тревожности у детей младшего школьного возраста
1.5. Выводы по теоретической части исследования
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ УРОВНЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования и анализ полученных результатов
2.3. Обработка результатов методом математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена)
2.4. Выводы по эмпирической части исследования
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Программа снижения тревожности и повышения уровня когнитивного развития детей младшего школьного возраста
3.2. Рекомендации учителям и родителям тревожных детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Методика «Шкала явной тревожности CMAS» (модифицирована А.М. Прихожан)
Приложение 2. Методика «Найди и вычеркни»
Приложение 3. Методика «Пиктограмма»
Приложение 4. Методика «Простые аналогии»

Фрагмент для ознакомления

И только у двух школьников был выявлен страх в ситуации проверки знаний, интенсивность переживания которого не носит деструктивный характер и не препятствует продуктивному развитию учебной деятельности. Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого. Так ,у 71,4% испытуемых (15 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее (у 19% испытуемых, то есть у 4 человек). 9,5% испытуемых (2 человека) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями. Эти данные, в общем, отражают тенденцию, которая была выявлена при рассмотрении распределения испытуемых в зависимости от уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.Графическое представление полученных результатов дано в диаграмме1. Диаграмма 1.Результаты школьной тревожности по восьми факторам методики Филипса (%)Давая обобщенную характеристику уровня тревожности в данной экспериментальной группе без детального анализа каждого фактора, проявления школьной тревожности, мы можем сказать, что только два ребенка из всех обследованных мной детей имеют нормальный уровень тревожности. Говорить о полном отсутствии тревожности у этих школьников не приходится, так как ее наличие необходимо для мобилизации деятельности, для создания мотивационного потенциала, но вместе с тем не выступает как фактор, препятствующий ходу продуктивного овладения учебной деятельностью во всем многообразии ее содержательных и формальных характеристик. И, следовательно, 19 детей из 21 имею либо высокий, либо повышенный уровень тревожности. Эти данные представлены в таблице 2.Таблица 2.Распределение испытуемых с различным уровнем тревожности (%)ИспытуемыеУровни тревожностиНормальныйПовышенныйВысокийДевочки4,828,628,6Мальчики4,814,319Итого9,542,847,6Как видно из данных, приведенных в таблице, наибольшее число школьников обоего пола имеют явно повышенный уровень тревожности, которая, скорее всего, носит генерализованный характер, то есть может быть расценена как личностное качество учащихся, а не только как их реакция на ситуацию школьного обучения. У несколько меньшего числа школьников был выявлен повышенный уровень тревожности. Этим детям необходимо уделить особе внимание, так как согласно полученным показателям уровня тревожности они попадают в «группу риска», то есть если не будут созданы условия для снижения тревожности, то высока вероятность того, что ситуативное повышение уровня тревожности может перерасти черты явной тревожности, способной оказывать серьезное деструктивное влияние на весь ход развития таких детей.Исследование когнитивного уровня развития младших школьников проходило ходе индивидуального обследования каждого ребенка. Для выявления особенностей внимания, его продуктивности и устойчивости, применялась методика «Кольца Ландольта».В результате оценки полученных данных были получены следующие показатели продуктивности и устойчивости внимания в данной группе испытуемых.Таблица 3.Распределение испытуемых в зависимости от уровня устойчивости и продуктивности их внимания (%)Испытуе-мыеУровень продуктивности и устойчивости вниманияОчень низкийНизкийСреднийВысокий Очень высокийДевочки 18,254,618,29,19,1Мальчики010403020Итого9,528,628,61914,3Из приведенных в таблице данных видно, что уровень устойчивости и продуктивности девочек в целом выше, чем у мальчиков. Так, 70% обследованных девочек имеют средний и высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, в то время, как только у 27,3% мальчиков имеют высокие и средние показатели исследуемых аспектов внимания. У 18,2% мальчиков очень низкий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания, среди девочек таких учащихся не оказалось. Больше половины всех мальчиков (54,6%) из числа обследованных имеют низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания. Таким образом, можно сказать, что высокий уровень тревожности девочек негативно не сказывается на продуктивности и устойчивости внимания. Высокий уровень развития внимания можно интерпретировать как компенсацию негативного влияния тревожности на учебную деятельность ребенка.Для исследования уровня интеллектуального развития и особенностей мышления детей младшего школьного возраста нами были применена цветной вариант методики «Прогрессивные матрицы» Равенна, который состоит из трех серий, различающихся по уровню сложности. В результате проведенного исследования уровня интеллектуального развития и особенностей мышления детей младшего школьного возраста, были получены следующие результаты по методике «Прогрессивные матрицы Равенна», представленные в таблице 4.Таблица 4.Распределение испытуемых в зависимости от уровня интеллектуального развития (%)Испытуе-мыеУровень продуктивности и устойчивости вниманияОчень низкийНизкийСреднийВысокий Очень высокийДевочки 045,545,59,10Мальчики05030200Итого 047,638,114,30Как следует из представленной таблицы, показатели интеллектуального развития соответствует уровню ниже среднего (47,6%). Достаточно высок процент учащихся, чей уровень развития интеллекта может быть охарактеризован как средний (38,1%). И только 14,3% (3 человека) школьников, вошедших в состав данной экспериментальной группы, продемонстрировали незаурядные интеллектуальные способности. Месте с тем, нужно заметить, большинство детей испытывали затруднения при решении заданий теста с первой попытки. Часто они обращались за помощью к экспериментатору или пытались решать методом «проб и ошибок», случайным образом перебирая различные варианты ответов. Такие результаты могут являться свидетельством несформированности приемов мыслительной деятельности. У принявших участие в нашем исследовании детей преобладает наглядно-образное мышление, хотя с началом школьного обучения возникают предпосылки для становления нового типа мышления - словесно-логического мышления. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. В связи с повышенным уровнем тревожности испытуемых учебная деятельность не выступает в качестве той деятельности, в рамках которой развитие познавательных процессов выходит на качественно новый уровень. Скорее наоборот, и мы об этом говорили выше, обучение в школе и связанные с ним новые требования и система социальных ожиданий создают условия для возникновения тревожности или повышения ее уровня.Для обоснования полученных выводов была применена обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики. Для обоснования взаимовлияния уровня тревожности и когнитивного развития младших школьников нами применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.2.3. Обработка результатов методом математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьника: Учет и коррекция. М.: Академия, 2008. – 160 с.
2.Аркелов Г.Г. и др. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал, 1997. – Т.18, № 2. – С.102-114.
3.Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
4.Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968.
5.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: Пер. с англ. М., 2009. - 237 с.
6.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер.с нем. - М.: Педагогика. 1991. - 144 с.
7.Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 159 с.
8.Возрастные особенности психического развития детей. / Ред. Дубровина И.В., Лисина М.И. М., 2008. - 254 с.
9.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина . – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
10.Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1998.
11.Гуськова, Т.В., Елагина, М.Г. Личностные образования, возникающие в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. – 1987.. – № 5. – С. 78–85.
12.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. – 544 с.
13.Давыдов В.В., Слободчиков В.И. , Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопрсы психологии, 1992, №1, с.3-4
14.Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. СПб.: Речь, 2002. - 52 с.
15.Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности М.: дом педагогики,1996 - 208 с.
16.Елагина М.Г. Кризис 7-ми лет и подходы к его изучению// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1979, №1, с.37-42,
17.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986.
18.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: «Лениздат», 2008. - 336 с.
19.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 562 c.
20.Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 2008.
21.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Академия, 2009. - 284 с.
22.Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2009. 416 с.
23.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2009. — 320 с.
24.Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 181 с.
25.Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2009. - 198 с.
26.Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988. – 234 с.
27.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 160 с.
28.Лютова Е.К., Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2008 – 192 с.
29.Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
30.Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2009. 425 с.
31.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
32.Мэй Р. Проблема тревоги. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.
33.Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева. – М., 1995.
34.Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» - понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сборник научных трудов/ под. ред. И.В. Дубровниной. – М.: Изд-во АПН СССР, 1991, с.50-61.
35.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – Речь, 2000. – 507 с.
36.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 240 с.
37.Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
38.Патопсихологическая диагностика / Блейхер В. М., Крук И. В.- К.: 3доров'я, 1986 - 280 с.
39.Практикум во возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, - СПб.: Речь, 2002. – С.323-327
40.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. 304 c.
41.Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
42.Рогов Е. И. Эмоции и воля. – Владос, 1999. – 240 с.
43.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 2009.
44.Роджерс К.. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994 - 347 с.
45.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
46.Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии - М., 1999.- 156 с.
47.Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная жизнедеятельность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурно-историческая психология, 2007, №1, с. 56-61,
48.Сидоренко Е.В. Название: Методы математической обработки в психологии. СПб, ООО «Речь» - 2003. – 350 с.
49.Слепичева О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников // Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб, Речь, 2002. – С. 156-160.
50.Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопрсы психологии, 1992, №1, с.3-4
51.Смирнова Е.О., Лагутина Л.Е. Осознание детьми своего опыта в детском доме // Вопросы психологии, 1991, №4, с.30-37.
52.Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. – 467 с.
53.Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974. – 478 с.
54.Фрейд А. Эго и механизмы защиты. – М.: ЭКСМО, 2003. – 256 с.
55.Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Азбука, 1990. – 376 с.
56.Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. — М.: АСТ: АСТ Москва, 2006.— 576 с.
57.Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения – 2003. – СПб, 2003. – С. 301-302]
58.Ханин Ю. Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга. – Л.: ЛНИИФК, 1976. – 18 с.
59.Ханин Ю.Л. Исследования тревожности в спорте // Вопросы психологии, 1978, № 6 – С. 94-106.
60.Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь, 2003. – 120 с.
61.Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Издателский центр «Академия», 2002. – 272 с.
62.Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб.: Лань, 1997.- 240 с.
63.Шибаева Л.В. Психолого-акмеологические проблемы образовательного творчества: – Орел : ОРАГС, 2000. – 158 с.
64.Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.
65.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 390.
66.Эриксон Э. Детство и общество. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное/Пер. Алексеева А.А. - СПб.: Речь, 2002. – 413 с.
67.Юматова И.И., Репина Н.В., Воронцов Д.В. Основы клинической психологии: Учебник - 480 с. Ростов: Феникс 2003. – 457 с.


Вопрос-ответ:

Что такое младший школьный возраст?

Младший школьный возраст - это период развития детей от 7 до 10 лет, когда они посещают начальную школу. На этом этапе развития дети активно учатся, развивают навыки чтения, письма, математики и социального взаимодействия.

Какая проблема с тревожностью у детей младшего школьного возраста обсуждается в отечественной и зарубежной психологии?

В отечественной и зарубежной психологии активно обсуждается проблема тревожности у детей младшего школьного возраста. Исследования показывают, что многие дети сталкиваются с тревожностью и предпринимают различные стратегии для справления с ней. Они могут проявлять беспокойство, переживать нереалистические страхи и иметь проблемы социальной адаптации.

Каковы особенности когнитивного развития у тревожных детей младшего школьного возраста?

У тревожных детей младшего школьного возраста наблюдаются определенные особенности когнитивного развития. Они могут иметь трудности с концентрацией внимания, испытывать затруднения в запоминании информации и принятии решений. Также у них может быть повышенная чувствительность к негативным стимулам и слабая способность к регуляции эмоций.

Есть ли связь между уровнем когнитивного развития и тревожностью у детей младшего школьного возраста?

Да, есть связь между уровнем когнитивного развития и тревожностью у детей младшего школьного возраста. Исследования показывают, что дети с низким уровнем когнитивного развития чаще испытывают тревожность. Недостаточные навыки поиска решений, запоминания информации и анализа ситуаций могут приводить к повышенной тревожности и беспокойству.

Какие особенности когнитивного развития младшего школьного возраста?

Младший школьный возраст характеризуется резким развитием когнитивных процессов, таких как мышление, внимание, память, речь. Дети в этом возрасте активно усваивают новые знания, развивают навыки анализа и синтеза информации, улучшают свою саморегуляцию и способность к планированию.

Что известно о проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста?

В отечественной и зарубежной психологии уделено большое внимание проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста. Исследования показывают, что тревожность является распространенным психологическим состоянием у детей этого возраста и может оказывать негативное влияние на их развитие и благополучие.

Какие особенности когнитивного развития связаны с тревожностью у детей младшего школьного возраста?

У детей, страдающих от тревожности, часто наблюдаются определенные особенности в их когнитивном развитии. Например, такие дети могут иметь проблемы с концентрацией внимания, нарушения речи и памяти. Также у них часто наблюдается трудность в переключении внимания с одного объекта на другой.

Как связан уровень когнитивного развития с тревожностью у детей младшего школьного возраста?

Исследования показывают, что уровень когнитивного развития может оказывать влияние на тревожность у детей младшего школьного возраста. Например, низкий уровень когнитивного развития может быть связан с повышенной тревожностью, а высокий уровень развития когнитивных способностей может снижать уровень тревожности.