Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и развития коммуникативных навыков дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 03.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5
1.2 СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.2 КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ 20
2.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.2.1 Методика изучения социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста (адаптированный вариант) 20
2.2.2 Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). 24
2.2.3 Методика Рене Жиля. 24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ 26
3.1 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3.1.1 Диагностика особенностей социально-психологической адаптации у детей данной выборки 26
3.1.2 Диагностика родительского отношения 27
3.1.3Диагностика сферы межличностных отношений ребенка 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Наиболее типичные формы поведения учитывались при подсчете интегрального показателя, значения которого выводились для всех детей по прошествии каждой второй недели первых двух месяцев.
В основу схемы исследования процесса адаптации детей дошкольного возраста в детскому саду положены критерии, разработанные Александровской Э.М. Схема содержит 5 шкал, отражающих различные стороны приспособления. Количественная оценка производится на основе балльных показателей отдельных поведенческих реакций. В каждой шкале представлено 6 позиций от 0 до 5 баллов. Формы поведения, имеющие 5, 4 и 3 балла отражают различный уровень адаптации. Формы поведения, оцениваемые в 2, 1 и 0 баллов свидетельствуют об отсутствии адаптации. Первые два критерия базируются на двух шкалах. «Усвоение норм поведения» оценивается по следующим двум шкалам: I – «поведение на занятии» и II – «поведение на прогулке, в играх». «Успешность социальных контактов» определяется III шкалой – «взаимоотношения со сверстниками» и IV шкалой – «отношение к воспитателю». И последний, третий критерий – «эмоциональное благополучие» оценивается V шкалой – «эмоции». Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием по всем перечисленным шкалам, и размах его значений находится в пределах от 0 до 25 баллов. Интервал от 15 до 25 баллов представляет зону адаптации, от 10 до 14 – зона неполной адаптации (то есть по какому-то критерию имеется нарушение адаптации) и зона дезадаптации или отсутствие адаптации – от 0 до 9 баллов.
1 КРИТЕРИЙ. УСВОЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ.
I шкала. Поведение на занятии.
5 - Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования воспитателя.
4 - Выполняет требования воспитателя, но иногда, на короткое время, отвлекается от занятия.
3 - Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищем.
2 - Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.
1 - Выполняет требования воспитателя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.
0 - Не выполняет требований воспитателя: большую часть занятия занимается посторонними делами.
II шкала. Поведение на прогулке, в играх.
5 - Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
4 - Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия с кем-нибудь из ребят, спокойные игры.
3 - Активность ребенка ограничена.
2 - Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой.
1 - Пассивный, движения скованные, избегает других.
0 - Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой).
2 КРИТЕРИЙ. УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.
III шкала. Взаимоотношения со сверстниками.
5 - Общительный, легко контактирует с детьми.
4 - Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
3 - Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами.
2 - Предпочитает находится рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 - Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему).
0 - Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят).
IV шкала. Отношение к воспитателю.
5 - Проявляет дружелюбие по отношению к воспитателю, стремится понравиться ему, часто подходит, общается с ним.
4 - Дорожит хорошим мнением воспитателя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.
3 - Старательно выполняет требования воспитателя, но за помощью чаще обращается к свертникам.
2 - Выполняет требования воспитателя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
1 - Избегает контакта с воспитателем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.
0 - Общение с воспитателем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании.
3 КРИТЕРИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ.
V шкала. Эмоции.
5 - Хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
4 - Спокойное эмоциональное состояние.
3 - Эпизодически проявление сниженного настроения.
2 - Отрицательные эмоции: а) тревожность, огорчение, иногда страх; б) обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос.
1 - Депрессивное настроение, плач без всяких на то причин.
0 - Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать, затеять драку), и в отношениях с воспитателем.
Представленная методика не только позволяет оценивать уровень приспособления детей к детскому саду, но и помогает определить сферу наибольших затруднений у ребенка в детском саду, что может служить ориентиром для проведения направленных психокоррекционных мероприятий.
2.2.2 Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
2.2.3 Методика Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Глава 3. Анализ экспериментальных данных
3.1 Статистический анализ результатов исследования
3.1.1 Диагностика особенностей социально-психологической адаптации у детей данной выборки
Таблица № 1. Показатели социально-психологической адаптации у детей данной выборки
  среднее Minimum Maximum стандартное отклонение поведение на занятии 5,95 5,00 7,00 0,83 поведение на прогулке 4,85 1,00 6,00 1,23 отношения со сверстниками 5,80 4,00 7,00 1,01 отношение к воспитателю 5,75 4,00 7,00 0,97 эмоции 3,90 3,00 5,00 0,79
Данные таблицы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Показатели социально-психологической адаптации у дошкольников данной выборки.
Как видно на рисунке 1 показатели социально-психологической адаптации у детей данной выборки отражают различный уровень адаптации. Формы поведения, оцениваемые в 2, 1 и 0 баллов, которые свидетельствуют об отсутствии адаптации, отсутствуют. Первые два критерия базируются на двух шкалах. «Усвоение норм поведения» оценивается по следующим двум шкалам: I – «поведение на занятии» и II – «поведение на прогулке, в играх» и имеют соответственно следующие значения 5,9 и 4,8, что свидетельствует о высоком уровне интеграции. «Успешность социальных контактов» определяется III шкалой – «взаимоотношения со сверстниками» и IV шкалой – «отношение к воспитателю», имеет соответственно следующие значения 5,8 и 5,7, то есть дети данной выборки, как нам кажется имеют высокий уровень интеграции и по этим шкалам. И последний, третий критерий – «эмоциональное благополучие» оценивается V шкалой – «эмоции» имеет значение 3,9, то есть дети по данному критерию имеют достаточный уровень интеграции-адаптации.
3.1.2 Диагностика родительского отношения
Таблица 2. Показатели родительского отношения
  среднее Minimum Maximum стандартное отклонение принятие 4,95 4,00 6,00 0,83 кооперация 4,00 3,00 7,00 1,34 симбиоз 4,10 3,00 7,00 1,25 авторитарность 3,95 1,00 7,00 1,99 маленький неудачник 4,80 1,00 6,00 1,28

Рисунок 2. Показатели родительского отношения
Как видно на рисунке 2 самые высокие показатели по диагностике родительского отношения получены по переменной «принятие» и «маленький неудачник», что свидетельствует, как нам кажется, о том, что части родителей нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другая часть родителей стремится инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
3.1.3Диагностика сферы межличностных отношений ребенка
Таблица 3. Показатели межличностного отношений у детей данной выборки
  среднее Minimum Maximum стандартное отклонение мать 0,80 0,00 1,00 0,41 отец 0,65 0,00 1,00 0,49 родители 0,40 0,00 1,00 0,50 брат, сестра 0,45 0,00 1,00 0,51 бабаушка, дедеушка 0,40 0,00 1,00 0,50 друг 0,65 0,00 1,00 0,49 воспитатель 0,50 0,00 1,00 0,51 любознательность 0,60 0,00 1,00 0,50 общительность 0,35 0,00 1,00 0,49 доминирование 0,45 0,00 1,00 0,51 агрессивность, конфликтность 0,45 0,00 1,00 0,51 реакция на фрустрацию 0,60 0,00 1,00 0,50 отгороженность 0,40 0,00 1,00 0,50

Рисунок 3. Показатели межличностных отношений у детей данной выборки.
Как видно на рисунке 3 самые высокие показатели по переменным межличностных отношений ребенка получены по шкалам: отношения с матерью, бабушкой-дедушкой, другом. Можно выделить следующие особенности детей данной выборки в межличностном взаимодействии: любознательность, реакция на фрустрацию, доминирование, агрессивность, конфликтность.

Заключение

Цели и задачи, поставленные в данной работе, были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что «авторитарный» и «маленький неудачник» типы семейного воспитания оказывают влияние на уровень агрессивности и конфликтности у детей дошкольного возраста, подтвердилась.
Семья является первой и важнейшей средой социализации ребенка. Значимость общения с родителями в первые годы жизни трудно переоценить. При этом родительское отношение, как сложный психологический фактор, является основополагающим в развитии ребенка как личности и включает в себя: родительские установки (каким родители хотят видеть своего ребенка), родительский авторитет (способность влиять на своего ребенка), личный пример, стиль воспитания (сформированный на основе собственного опыта и представлений). Кроме того оно содержит в себя установку на оценку проявлений ребенка (внутреннее определение того, хорошо или плохо он поступает и эмоциональный отклик на это).
Статистический анализ результатов исследования позволяет констатировать наличие взаимосвязей между переменными типа семейного воспитания и такими особенностями межличностного взаимодействия ребенка как агрессивность и конфликтность. Чем более выражены стили воспитания «авторитарный» и «маленький неудачник», тем более характерны для дошкольников данной выборки в межличностных отношениях проявлять конфликтность и агрессивность.
Список литературы
Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. 2004г. – 310 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с
Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. – М.: Знание, 2001
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь,2007
Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2001. – 378 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер». - 2002. – 320 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., 2002.
Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2002. 40 с.
Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 2006. – 374 с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2000.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2004. – 248 с..
Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания: В 4 ч. /Под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев, 2005. – Ч. 1.
Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001.
Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб., 2001.
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.








2

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 2004г. – 310 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с
4. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. – М.: Знание, 2001
5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь,2007
6. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2001. – 378 с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер». - 2002. – 320 с.
8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
9. Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., 2002.
10. Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2002. 40 с.
11. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 2006. – 374 с.
13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2000.
15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2004. – 248 с..
16. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
18. Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания: В 4 ч. /Под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев, 2005. – Ч. 1.
19. Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001.
20. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб., 2001.
21. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы существуют к проблеме влияния семьи на развитие ребенка?

Существуют различные теоретические подходы к проблеме влияния семьи на развитие ребенка. Например, семейный подход, который рассматривает семью как основную среду воспитания и развития ребенка, или социокультурный подход, который считает, что развитие коммуникативных навыков ребенка зависит от социокультурного контекста, в котором он вырастает.

Что такое стили семейного воспитания?

Стили семейного воспитания – это специфические способы взаимодействия родителей и детей, которые определяют отношения в семье. Например, авторитарный стиль воспитания характеризуется жесткими правилами и контролем со стороны родителей, в то время как демократический стиль воспитания включает уважение к мнению и автономии ребенка.

Что такое коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста?

Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста – это процесс общения и взаимодействия с окружающими, включающий использование языка, жестов, мимики и других невербальных средств. В рамках коммуникативной деятельности дети учатся выражать свои мысли, понимать и интерпретировать речь других людей, развивают навыки слушания и вежливого общения.

Какими методами проводилось эмпирическое исследование?

В ходе эмпирического исследования были использованы различные методы. Во-первых, были проведены наблюдения за семьями, чтобы выявить их особенности в воспитании и обучении коммуникативным навыкам детей. Во-вторых, были проведены опросы с родителями, чтобы получить информацию о методах воспитания, которые они используют. Также были проведены психологические тесты, чтобы оценить уровень развития коммуникативных навыков детей.

Какие особенности семейного воспитания связаны с развитием коммуникативных навыков дошкольников?

Особенности семейного воспитания, такие как качество коммуникации между родителями и ребенком, стиль воспитания, уровень вовлеченности родителей в развитие коммуникативных навыков, могут оказывать влияние на развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Каковы теоретические подходы к проблеме влияния семьи на развитие ребенка?

Существуют различные теоретические подходы, такие как теория социализации, теория взаимодействия, теория семейных систем, которые объясняют взаимосвязь семейного воспитания и развития ребенка.

Какие стили семейного воспитания могут быть связаны с развитием коммуникативных навыков дошкольников?

Семейный стиль воспитания, такой как авторитарный стиль, демократический стиль, пермиссивный стиль, может оказывать влияние на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Какая коммуникативная деятельность характерна для детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста обычно активно участвуют в коммуникативной деятельности, такой как игры, разговоры, рисование, музыкальные занятия. Эти виды деятельности способствуют развитию их коммуникативных навыков.

Какая цель исследования и какие гипотезы были поставлены?

Целью исследования было выявить взаимосвязь между особенностями семейного воспитания и развитием коммуникативных навыков дошкольников. Гипотезы исследования могут быть направлены, например, на проверку влияния стиля семейного воспитания на развитие коммуникативных навыков детей.

Какие теоретические подходы используются в исследовании взаимосвязи особенностей семейного воспитания и развития коммуникативных навыков дошкольников?

В исследовании используются различные теоретические подходы, такие как системно-деятельностный подход, социально-психологический подход, психологический подход к изучению влияния семьи на развитие ребенка. Такие подходы позволяют рассмотреть различные аспекты взаимосвязи между семейным воспитанием и коммуникативными навыками дошкольников.

Какими стилями семейного воспитания могут обладать родители?

Существуют различные стили семейного воспитания, такие как авторитарный, демократический и пермиссивный стиль. Авторитарный стиль характеризуется строгими правилами и дисциплиной, демократический стиль предполагает участие ребенка в принятии решений и обсуждение правил, а пермиссивный стиль характеризуется отсутствием жестких правил и контроля со стороны родителей.