Растения
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 20.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Растения как объект изучения 4
1.1. Исторические предпосылки зарождения ботаники 5
1.2 Растения в смежных науках 8
2. Эволюционное развитие растений 13
3. Анатомия и физиология растений 16
4. Классификация растений 18
Заключение 21
Литератара 22
Совместно с развитием позвоночных эволюционировали и беспозвоночные животные. Переход от водной среды обитания к наземной осуществился у паукообразных и насекомых посредством формирования нервной системы, твердого наружного скелета, органов выделения, членистых конечностей, органов чувств и поведенческих реакций, появления трахейного и легочного дыхания. Среди моллюсков выход на сушу наблюдался значительно реже и не приводил к такому разнообразию видов, какое было характерно для насекомых.[5]3. Анатомия и физиология растенийАнатомия растений изучает внутреннее строение растений и их органов. Она содержит цитологию (науку о клетке) и гистологию (науку о растительных тканях).Физиология растений изучает процессы жизнедеятельности растения и непрерывно взаимодействует с биохимией и генетикой. Методы физиологии растений имеют значимые отличия от ботанических, поэтому иногда этот раздел рассматривают отдельно от ботаники.Физиология растений это наука, которая исследует процессы жизнедеятельности и функции растительного организма. Физиология растений в 19 в. выделилась в самостоятельную науку и представляет собой наиболее развитую отрасль экспериментальной ботаники. Она сопряжена с физикой, химией, биохимией, микробиологией, биофизикой, молекулярной биологией.Задачами при изучении физиологии растений является: - изучить фотосинтез, обмен веществ и энергии в органах растений, хемосинтез, биологическую фиксацию азота из атмосферы и корневое питание растений; - разработать методы более интенсивного усвоения растениями солнечной энергии и питательных веществ из почвы, обогащения почвы азотом; - сформировать новые, более эффективные формы удобрений и разработать методы их использования; - изучитьвоздействие биологически активных веществ с целью применения их в растениеводстве; - разработать методы более эффективного использования воды растением. Изучение этих вопросов дает возможность для решения ряда других проблем земледелия и растениеводства.в процессе исследования физико-химической сущности функций, процессов в физиологии растений широко применяют методы: вегетационный, лабораторно-аналитический, меченых атомов, полевой, электрофореза, электронной микроскопии, хроматографического анализа, ультрафиолетовой и люминесцентной микроскопии, спектрофотометрии и др. На современном этапе в биологических исследованиях широко применяются электронные микроскопы просвечивающего типа с высокой разрешающей способностью 0,15—0,5 нм.Изучение структуры хлоропластов, рибосом, митохондрий, мембранных структурпозволило раскрыть сущность процесса фотосинтеза и дыхания, которые определяют возможность самой жизни на нашей планете. Открытие структуры ДНК и РНК стали основой раскрытия генетической роли ядра и проблем наследственности. [6]4. Классификация растенийСистематика является одним из основных разделов ботаники. Она занимается классификацией растений и определяет родственные (эволюционные) связи между ними (филогения). На начальных этапахв основе систематикилежали внешние морфологические признаки растений и их географическое распространение. В современной науке широко используются признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и их экологические особенности.[1]Систематика сформировала систему понятий и терминов, свой язык, предназначающийся для классификации организмов. Эта система иерархическая, и состоит из ряда соподчиненных единиц.Все категории рангом выше вида представляют собой собирательные таксономические категории, предположительно связанными родственными связями (предположительно естественные, монофилитические группы). Таблица 1. Уровни иерархии (жирным шрифтом выделены главные ранги таксонов)RegnumЦарствоSubregnumПодцарствоDivisio (Phyllum)Отдел или ФилумClassisКлассSuperordoНадпорядокOrdoПорядокFamilia (Fam.)СемействоTribus (Trib.)Триба или коленоGenus (Gen.)РодSectio (sect.)СекцияSeries (ser.)Серия или рядSpecies (sp.)ВидSubspecies (subsp.)ПодвидVarietas (var.)РазновидностьSubvarietas (subvar.)ПодразновидностьForma (f.)ФормаSubforma (subf.)ПодформаСамая высшая категория – царство - Plantae, то есть растения. Царство растенийвключает живые организмы, имеющие характерные признаки. Все они являются автотрофами, то есть способны осуществлять фотосинтез. Также все представители царства растений имеют плотные клеточные оболочки, основой которых является такое органическое вещество, как целлюлоза. Крахмал у растений –является запасным веществом. Имеются и другие особенности у представителей царства растений. Это обусловленные циклы жизнедеятельности, специфика закладки органов, неподвижный образ жизни, т.д. Хотя вышеуказанные признаки не являются общими для всех групп растений, но их сочетание позволяет выделить растения, в особенности высокоорганизованные, из всех живых организмов других царств. На низшем уровне развития растения легко можно перепутать с простейшими животными. Главная отличительнаяособенность растений на этом уровне – наличие хлоропластов и особенности структуры клеток.Рис.1. Классификация растенийЧем выше уровень организации растений, тем отчетливее заметны отличия между ними и остальными живыми организмами. Большинство высокоорганизованных представителей растительного мираобладаютрасчлененным телом, что определяет увеличение его поверхности, а следовательно и лучшее усвоение газов и жидкости с целью их дальнейшего преобразования в питательные вещества в процессе фотосинтеза. Наличие специализированных органов у высших растений стало вероятным, благодаря расчленению и дифференцированию тела. Большинство существенных признаков структуры растений определены особенностями их размножения, формирования и типом расселения.Классификация и систематические категории царства растений изменялись с середины 20-го века. До этого времени все растения были классифицированы на низшие и высшие. К 1 группе относились бактерии, водоросли, грибы,лишайники и слизевики, а ко 2 – моховидные, плауновидные,риниевые, псилотовые, голосеменные,хвощевидные, папоротниковидные и покрытосеменные. На сегодняшний день в систематике растений существует царство бактерий и царство грибов независимо друг от друга. Все растения разделены по основным отделам царства растений. Это плауны, мхи, папоротники, хвощи,голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения. Представители отдела покрытосеменных (цветковых) растений, в свою очередь, классифицированы на два класса – двудольные и однодольные. Различные типы размножения растений определяют их разделение на семенные растения и размножающиеся спорами. С учетом требований растений к условиям произрастания отделяют теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые. Растения, средой обитания которых выступает вода, называют водными.[7]ЗаключениеВ данной работе рассмотрены основные методологические подходы для комплексного исследования растений на всех уровнях организации.Более подробно рассмотрена систематизация растений, а так же приведены различные классификационные критерии, используемые в экологии, географии растений.В классическом понимании растения как объект изучения рассматриваются в ботанике. Однако, многогранность объекта обусловила дифференцированный подход к решению задач по его изучению. Зачастую растительные сообщества, а точнее особенности из распространения являются объектом изучения пограничных наук, например, экологии и географии. таким образом, выделяют экологию растений и географию растений. Литератара1. Физиология растений. Интернет ресурс. Режим доступа: http://biofile.ru/bio/3825.html. 17.03.2015. г.2. Агроэкология. Интернет ресурс. Режим доступа: http://neznaniya.net/agrojekologija/jekologija-rastenij/3. ГорышинаТ. К. Экология растений: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа 1979.— 368 с4. Ботаника. Интернет ресурс. Режим доступа: http://shkafus.ru/dlya-shkolnika/lektciia-9-geografiia-rastenii/5. Эволюция растительного мира. Электронный ресурс: http://www.librero.ru/mythology/evolucia_ractitelnogo_mira. 07.01.2015 г.6. Анатомия и физиология растений. Интернет ресурс. Режим доступа: http://biofile.ru/bio/19208.html7. Классификация растений. Интернет ресурс. Режим доступа: http://beaplanet.ru/klassifikaciya_rasteniy.html8. Березина Н.А. Экология растений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А.Березина, Н.Б. Афанасьева. — М. : Изда- тельский центр «Академия», 2009. — 400 с.
2. Агроэкология. Интернет ресурс. Режим доступа: http://neznaniya.net/agrojekologija/jekologija-rastenij/
3. Горышина Т. К. Экология растений: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа 1979.— 368 с
4. Ботаника. Интернет ресурс. Режим доступа: http://shkafus.ru/dlya-shkolnika/lektciia-9-geografiia-rastenii/
5. Эволюция растительного мира. Электронный ресурс: http://www.librero.ru/mythology/evolucia_ractitelnogo_mira. 07.01.2015 г.
6. Анатомия и физиология растений. Интернет ресурс. Режим доступа: http://biofile.ru/bio/19208.html
7. Классификация растений. Интернет ресурс. Режим доступа: http://beaplanet.ru/klassifikaciya_rasteniy.html
8. Березина Н.А. Экология растений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А.Березина, Н.Б. Афанасьева. — М. : Изда- тельский центр «Академия», 2009. — 400 с.
Вопрос-ответ:
Когда началось изучение растений?
Изучение растений началось с появления первых организмов на Земле. Первые упоминания о растениях встречаются в древних текстах, таких как Еврести (первые учебники по ботанике), написанные греческим философом Аристотелем.
Какие науки связаны с изучением растений?
Изучение растений тесно связано с такими науками, как биология, генетика, экология, физиология, микология и другие. Растения изучаются в контексте различных аспектов исследования живых организмов.
Как менялись растения на протяжении истории эволюции?
Растения прошли через длительный процесс эволюции, начиная с простейших форм жизни в водных средах и заканчивая разнообразием видов, населяющих наземную среду. Они приобрели сложную анатомическую структуру и адаптивные характеристики, чтобы выживать в разных условиях.
Какие функции выполняют анатомия и физиология растений?
Анатомия растений изучает строение и внутренние органы растений. Физиология растений, в свою очередь, изучает их функциональную деятельность, такую как фотосинтез, дыхание, перенос воды и питательных веществ и другие процессы.
Как классифицируются растения?
Растения классифицируются на основе различных признаков, таких как структура органов, размножение, адаптивные характеристики и другие. Существует несколько систем классификации растений, включая традиционную систему, основанную на морфологических особенностях, и современные системы, основанные на генетических и филогенетических данных.
Какие исторические предпосылки привели к зарождению ботаники?
Зарождение ботаники было связано с появлением земледелия и необходимостью изучения растений для повышения урожайности. Также важную роль сыграло развитие медицины и нужда в изучении лекарственных растений.
Как растения связаны с другими науками?
Растения имеют взаимосвязь с различными науками, такими как физика (изучение фотосинтеза), химия (изучение состава растений), геология (изучение истории земли через анализ растительных остатков) и многими другими.
В чем состоит эволюционное развитие растений?
Растения эволюционно развивались от водных организмов к наземным. Они приобрели специализированные органы для адаптации к жизни на суше, такие как корни и листья. Также произошло развитие цветковых растений, что позволило им размножаться с помощью семян и фруктов.