Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в образовательном учреждении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 31 31 страница
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.07.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В АСПЕКТЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Сущность девиантного поведения 6
1.2 Основные направления социально-педагогической работы с детьми и подростками в аспекте девиантного поведения 10
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В МБОУ СОШ 149 ГОРОДА ОМСКА В АСПЕКТЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 21
2.1 Анализ агрессивности учащихся МБОУ СОШ 149 города Омска 21
2.2 Обосновать направления дифференциации работы по профилактике девиантного поведения подростков и молодежи в МБОУ СОШ 149 города Омска 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31


Фрагмент для ознакомления

Это связано, прежде всего, с переходом школьников из начальной школы в старшую: меняется статусное положение в учебном коллективе, что влечет за собой изменение в межличностных отношениях в процессе общения. Остальные показатели находятся на среднем уровне, что соответствует норме.

Рисунок 3 - Показатели агрессивности и тревожности пятиклассников (методика Басса-Дарки)

Уровень агрессивности складывался из показателей физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии. Нормой агрессивности является величина, равная 21 ± 4.
Уровень тревожности складывался из показателей обиды и подозрительности. Нормой тревожности служит величина – 6,5-7 ± 3.
Полученные результаты исследования свидетельствуют, что уровень агрессивности и уровень тревожности у учащихся пятого класса находится в норме, не превышает границы допустимости. В подростковой среде низкий уровень наблюдается по трем показателям: негативизм (у 24 детей), подозрительность (у 19 человек), косвенная агрессия (у 15 школьников). Высокий уровень форм агрессии наблюдается по следующим показателям: физической агрессии – у 26 детей, вербальной агрессии – у 19 школьников-подростков; косвенной агрессии – у 10 человек.

Таблица 2 - Уровень сформированности негативных чувств (форм агрессии)
Показатели агрессивности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Физическая агрессия 3 – 12% 6 – 24% 16 – 64% Вербальная агрессия 2 – 8% 12 – 60% 11 – 44% Раздражительность 0 3 – 12% 22 – 88% Косвенная агрессия 5 – 20% 10 – 40% 10 – 40% Негативизм 14 – 56% 11 – 44% 0 Подозрительность 9 – 36% 14 – 56% 2 – 8% Обида 0 5 – 20% 20 – 80% Чувство вины 2 – 8% 13 – 52% 10 – 40%
Отразим графически:

Рисунок 4 - Уровень сформированности форм агрессии (методика Басса-Дарки)

2.2 Обосновать направления дифференциации работы по профилактике девиантного поведения подростков и молодежи в МБОУ СОШ №149 города Омска

Инновационная деятельность по технологиям социальной работы с семьями и детьми МБОУ СОШ №149 города Омска хорошо известна в Омской области, а также в ряде регионов России, в которых специалисты центра проводили обучающие семинары и обменивались передовым опытом.
 Значительно улучшилась материально-техническая база центра: из областного бюджета профинансированы текущие ремонты, мероприятия по комплексной безопасности, обеспечению основными средствами.
Нами предлагается к внедрению следующих инновационных технологий работы по профилактике девиантного поведения подростков и молодежи в МБОУ СОШ №149 города Омска.
Психолого-педагогическая работа с семьей:
- Психологическая поддержка (беседа с целью успокоить, вывести из депрессии, поднять настроение, психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений и потребности ребенка)
- Обучение родителей навыкам ухода за ребенком
- Вовлечение родителей в группы взаимопомощи
- Посредничество в конфликте (внутри семьи или с окружением)
Социально-правовая помощь:
- Посредничество при трудоустройстве родителей
- Помощь в оформлении отсутствующих документов
- Содействие в оформлении государственных пособий, пенсий, субсидий
Содействие обучению и развитию ребенка:
- Устройство ребенка в детский сад
- Устройство ребенка на профессиональное обучение
- Устройство ребенка на реабилитационные мероприятия
- Устройство ребенка в клуб, секцию, дополнительное обучение
Содействие защите здоровья и оздоровление ребенка:
- Устройство ребенка на оздоровление
- Организация для ребенка медицинского обследования или ухода
- Помощь в покупке специального оборудования для ухода за ребенком с особыми потребностями
- Покупка лекарств для ребенка
Сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребенка:
- Представление интересов ребенка перед администрацией школы, контроль за посещаемостью занятий ребенком
- Представление интересов ребенка перед органами государственной и местной власти
- Привлечение участкового инспектора милиции с целью прекращения пьянства и насилия в семье
- Представление интересов ребенка перед органами опеки и попечительства (переписка сними, информирование о состоянии ребенка, участие в совещаниях)
- Организация юридических консультация по защите имущественных прав ребенка
- Привлечение религиозных организаций к помощи семье
- Содействие восстановлению контактов между родителями и детьми, которые находятся в интернатных учреждениях
Вовлечение родственников и других лиц в заботу о ребенке:
- Помощь в оформлении опеки родственнику ребенка
- Вовлечение других родственников (кроме родителей)
- Содействие устройству на воспитание в приемную семью
Охарактеризуем инновационные технологии социальной работы с детьми и подростками Новосибирского СРЦ «Виктория».
Программа «Работа с сетью социальных контактов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Главные цели Программы
- развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми;
- укрепление гражданского общества путем оказания поддержки семье, находящейся в  трудной жизненной ситуации;
- формирование единого реабилитационного пространства для несовершеннолетних  «группы риска»;
- обеспечение непрерывности единого подхода к проведению профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми;
- обеспечение индивидуальной системы социального психолого-педагогического сопровождения семьи и детей;
- эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в разрешении трудной жизненной ситуации
Ожидаемые конечные результаты программы:
- предупреждение распада семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- восстановление детско-родительских отношений;
- эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка;
- снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии, снижение количества эмоциональных и психических срывов в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В основе метода лежит разработанный за рубежом (в частности, в Швеции) метод работы с социально неблагополучными детьми и их семьями через содействие дальнейшему контакту с семьей и сетью социального окружения ребенка.
Выводы по второй главе:
Для исследования форм агрессии была использована методика А.Басса и А.Дарки ««Диагностика состояния агрессии». Исследование проводилось в группе подростков МБОУ СОШ №149 города Омска. Эта комплексная методика способствовала выявлению негативных чувств через словесные и физические формы общения подростков.
Исследование по методике Басса-Дарки отражает, что у подростков наблюдается высокий уровень двух негативных качеств: раздражительность и обида. Это связано, прежде всего, с переходом школьников из начальной школы в старшую: меняется статусное положение в учебном коллективе, что влечет за собой изменение в межличностных отношениях в процессе общения. Остальные показатели находятся на среднем уровне, что соответствует норме.
В подростковой среде низкий уровень наблюдается по трем показателям: негативизм (у 24 детей), подозрительность (у 19 человек), косвенная агрессия (у 15 школьников). Высокий уровень форм агрессии наблюдается по следующим показателям: физической агрессии – у 26 детей, вербальной агрессии – у 19 школьников-подростков; косвенной агрессии – у 10 человек.
В работе предлагаются инновационные технологии работы по профилактике девиантного поведения подростков и молодежи в МБОУ СОШ №149 города Омска.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем детства в современной России показало остроту, масштабность, многогранность детского неблагополучия, причем не только на современном этапе, но и во всей истории социального развития государства. Проблемы детства затрагивают все сферы жизнедеятельности детей: здоровье, образование, духовно-нравственную сторону жизни, социальную и материальную.
Как уже отмечалось, чтобы решить проблему необходимо знать её истоки, раскрыть все её грани, устранить причины её возникновения.
Анализ причин детского неблагополучия указывает на зависимость положения детей от уровня социально-экономического развития страны. Так, низкое материальное положение семей порождает не одну, а несколько проблем детей. Это - сиротство, беспризорность и безнадзорность, девиантное поведение, невозможность получить услуги досуговой и образовательной сферы, качественные медицинские услуги, психопатические состояния детей и подростков и многие другие.
Исследование методов и технологий социальной работы с детьми показало многообразие и необходимость профессионального, научно обоснованного их применения, потому что одна проблема ребёнка может содержать несколько аспектов. Так, беспризорность может быть причиной таких проблем как: физическое или психическое насилие, подростковый нигилизм, невозможность удовлетворить какую-либо потребность и др. Из этого вытекают задачи социального работника: дать правильную оценку ситуации, установить контакт с ребёнком и его окружением, спрогнозировать и произвести оптимальный выбор технологий решения детской проблемы.
Для исследования форм агрессии была использована методика А.Басса и А.Дарки ««Диагностика состояния агрессии». Исследование проводилось в группе подростков МБОУ СОШ №149 города Омска. Эта комплексная методика способствовала выявлению негативных чувств через словесные и физические формы общения подростков.
Исследование по методике Басса-Дарки отражает, что у подростков наблюдается высокий уровень двух негативных качеств: раздражительность и обида. Это связано, прежде всего, с переходом школьников из начальной школы в старшую: меняется статусное положение в учебном коллективе, что влечет за собой изменение в межличностных отношениях в процессе общения. Остальные показатели находятся на среднем уровне, что соответствует норме.
В подростковой среде низкий уровень наблюдается по трем показателям: негативизм (у 24 детей), подозрительность (у 19 человек), косвенная агрессия (у 15 школьников). Высокий уровень форм агрессии наблюдается по следующим показателям: физической агрессии – у 26 детей, вербальной агрессии – у 19 школьников-подростков; косвенной агрессии – у 10 человек.
В работе предлагаются инновационные технологии работы по профилактике девиантного поведения подростков и молодежи в МБОУ СОШ №149 города Омска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание : [пособие] / В.Г. Бочарова. – М. : Изд-во Ин-та социал.-пед. проблем сельской шк., 2007. - 222 с.
Василькова Ю.В. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы / Ю. В. Василькова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2010. - 201 с.
Жукова М. Предупреждение зависимости от компьютерных игр у младших школьников / М. Жукова, Е. Фролова, К. Шишкина // General and Professional Education. – 2012. - № 1. – С. 61–70 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_061-070.pdf(16.01.2015).
Жукова М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Соврем. высш. шк. : инновационный аспект. – 2011. - № 1. – С. 69–75.
Кузнецова А.В. Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1, № 2. – С.181-187.
Кузьмина А.М. Социальный педагог и проблемы воспитания школьников : метод. пособие / А.М. Кузьмина. – Уфа : БГПУ, 2004. - 43 с.
Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе : [учеб. пособие] / Л.Е. Никитина. - [2-е изд.]. - М. : Академ. проект : Гаудеамус, 2003. – 111 с.
Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание : [пособие] / В.Г. Бочарова. – М. : Изд-во Ин-та социал.-пед. проблем сельской шк., 2007. - 222 с.
Василькова Ю.В. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы / Ю. В. Василькова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2010. - 201 с.

Жукова М. Предупреждение зависимости от компьютерных игр у младших школьников / М. Жукова, Е. Фролова, К. Шишкина // General and Professional Education. – 2012. - № 1. – С. 61–70 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_061-070.pdf(16.01.2015).
Жукова М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Соврем. высш. шк. : инновационный аспект. – 2011. - № 1. – С. 69–75.
Кузнецова А.В. Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1, № 2. – С.181-187.
Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе : [учеб. пособие] / Л.Е. Никитина. - [2-е изд.]. - М. : Академ. проект : Гаудеамус, 2003. – 111 с.
Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание : [пособие] / В.Г. Бочарова. – М. : Изд-во Ин-та социал.-пед. проблем сельской шк., 2007. - 222 с.












2

1. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание : [пособие] / В.Г. Бочарова. – М. : Изд-во Ин-та социал.-пед. проблем сельской шк., 2007. - 222 с.
2. Василькова Ю.В. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы / Ю. В. Василькова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2010. - 201 с.
3. Жукова М. Предупреждение зависимости от компьютерных игр у младших школьников / М. Жукова, Е. Фролова, К. Шишкина // General and Professional Education. – 2012. - № 1. – С. 61–70 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_061-070.pdf(16.01.2015).
4. Жукова М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Соврем. высш. шк. : инновационный аспект. – 2011. - № 1. – С. 69–75.
5. Кузнецова А.В. Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1, № 2. – С.181-187.
6. Кузьмина А.М. Социальный педагог и проблемы воспитания школьников : метод. пособие / А.М. Кузьмина. – Уфа : БГПУ, 2004. - 43 с.
7. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе : [учеб. пособие] / Л.Е. Никитина. - [2-е изд.]. - М. : Академ. проект : Гаудеамус, 2003. – 111 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы и технологии использует социальный педагог для профилактики девиантного поведения подростков?

Социальный педагог использует различные методы и технологии, такие как индивидуальные и групповые занятия, тренинги, игры, проектные деятельности и другие, чтобы предотвращать девиантное поведение подростков.

Что подразумевается под девиантным поведением?

Девиантное поведение означает поведение, которое отличается от норм и ценностей общества. Это может быть агрессия, нарушение правил, употребление наркотиков, проблемы социализации и т.д.

Какие основные направления социально педагогической работы с подростками в аспекте девиантного поведения?

Основные направления работы социального педагога включают профилактику девиантного поведения, помощь в личностно-психологическом развитии, формирование социальных навыков, создание условий для успешного обучения и адаптации в обществе.

Какие особенности социальных инновационных технологий используются в работе с детьми и подростками в школе?

Социальные инновационные технологии включают использование информационных технологий, различные методики и программы, психологическую поддержку, создание специальных групп и проектов для детей с девиантным поведением.

Какими результатами может сопровождаться работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков?

Работа социального педагога может привести к снижению проявлений девиантного поведения, улучшению социальной адаптации подростков, развитию их личностного потенциала, формированию навыков самостоятельной жизни и успешной учебной деятельности.

Какова суть девиантного поведения?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и правил, нарушает ожидания и требования общества.

Какие методы и технологии применяются социальным педагогом для профилактики девиантного поведения?

Социальный педагог использует разнообразные методы и технологии, такие как индивидуальные и групповые беседы, тренинги, игры, творческие занятия, консультации и сопровождение, социально-педагогический диагноз и др.

Какие основные направления социально-педагогической работы с детьми и подростками в аспекте девиантного поведения?

Основные направления включают в себя развитие социально-личностных компетенций, формирование положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня мотивации к обучению, профилактику насилия и агрессии, сокращение числа пропусков и прогулов.

Какие особенности существуют у социальных инновационных технологий в работе с детьми и подростками в образовательных учреждениях?

Социальные инновационные технологии включают в себя использование информационно-коммуникационных средств, адаптивные программы и методики, интерактивные и игровые формы обучения, сетевые проекты и др. Они направлены на активное взаимодействие с детьми и подростками, развитие их творческого потенциала и коммуникативных навыков.

Какая работает МБОУ СОШ 149 г. Омска?

МБОУ СОШ 149 г. Омска активно применяет социальные инновационные технологии в работе с детьми и подростками. Возможно, в школе используется адаптивные программы, интерактивные методики и игровые формы обучения для профилактики девиантного поведения и развития социально-личностных компетенций у учащихся.

Какие методы и технологии социально-педагогической работы используются для профилактики девиантного поведения подростков?

Одним из методов является применение инновационных технологий, таких как арт-терапия, игровая терапия, тренинги социальных навыков и т.д. Также используются групповая и индивидуальная работа с подростками, семейное консультирование, а также сотрудничество со специалистами других областей.