Краткая характеристика историко-культурных традиций Черниговской области

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 67 67 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 17.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Краткая характеристика историко-культурных традиций Черниговской области 9
1.1. История заселения края 9
1.2. Культурно-бытовые традиции Черниговщины 17
Глава 2. Развитие и современное состояние исследований историко-культурных традиций Черниговской области 32
2.1. Собиратели и исследователи традиционной культуры региона 32
2.2. Выдающиеся исполнители украинских народных песен 46
Заключение 61
Список литературы 62
Фрагмент для ознакомления

В то же время теряются некоторые архаичные черты, в частности, диатонические лады наполняются хроматизмами, расширяется мелодический рисунок, усложняется ритмическая строение. На смену первоначальному звукоряду приходят новые, так называемые церковные лады, сформировавшиеся в средневековой церковной музыке на основе переосмысления древнегреческих. Украинское церковное пение первых веков влиял также на народные песни.С принятием христианства обрядовые языческие песни постепенно фольклоризуются и теряют свое первоначальное, собственно культовое назначение. Магически обрядовые остатки и мифологические элементы в обрядовых песнях переплелись с христианскими верованиями и историческими реминисценциями из княжества.Христианские мотивы отчетливо проявляются в зимнем цикле, где языческая образность колядок и щедривок переплелась с темой Рождества Христова. Такой симбиоз заметен и в других жанрах: веснянок - с Пасхой, купальских песен - с Рождеством Иоанна Крестителя. Немало песен посвящены любимым святым - Богородице, Николаю, Варваре, Алексею - человеку Божию,Дмитрию, Михаилу. Христианская обрядность обусловила появление колядок космологического содержания, в которых воспевается христианская история сотворения мира.Носителями музыкальных идей были прежде путешествующие музыки-скоморохи, которые постепенно оседали на постоянное местожительства. Закономерной стало появление украинских музыкантов на службе в капеллах польских королей и магнатов.С XV в. в Украине, а также соседних Польше и Литве появляются сербские путешествующие музыки, которые приносят с собой новые музыкальные инструменты и инструментальные жанры.Письменные источники, иконографические памятники и археологические материалы дают основания утверждать, что в этот период значительно расширяется сфера инструментального музицирования. Игра на музыкальных инструментах была распространена при княжеских дворах, армии, в городской среде. Трубы, барабаны, трубы, литавры были главными инструментами в войсках княжеских дружин.В XIII - XIV вв. еще живой оставалась традиция странствующих музыкантов, что, в конце концов, было свойственно и всей Европе. Скоморохи, шпильманы, майстерзингеры, ваганты странствовали по всем европейском континенте и были основными носителями международного песенно-танцевального репертуара. В этот процесс включились и украинские музыканты, в частности кобзари и бандуристы, которых часто можно было видеть при дворах польских и венгерских королей, шляхты и магнатов и городского патрициата.Основным жанром профессиональной музыки этого периода остается сакральная монодия или гимнографии, то есть церковное пение в единогласном нотной записи. Гимнографии была важным компонентом богослужения и вносила яркую эмоциональную краску в обрядовые христианские формы. На русско-украинской почве византийские церковные песнопения тесно переплелись с местными песенно-прославнимы жанрами (колядками, песнями-хвалами, былинами) и уже в княжескую эпоху возникает собственный музыкально-поэтический стиль, который стал первым этапом формирования национальной профессиональной музыки письменной фиксации.Если в предыдущие столетия сакральное пение развивалось прежде всего в крупных городских центрах и центрах церковной жизни, то теперь он начинает проникать во все приходов, включая широкие слои украинского населения. Церковное пение развивалось в двух основных руслах. С одной стороны, функционирование церквей с небольшим количеством прихожан приводило уменьшение числа служб и сужения круга активного фонда церковно-песенного репертуара, поэтому широкие певческие слои скорее реагировали на местную напевность и вносили ее элементы в церковные жанры.Главными очагами церковного пения продолжают оставаться епископские кафедры Киева, Чернигова, Владимира, Луцка, Холма, Перемышля (здесь под 1241 упомянутый певец Митуса) и др., а также крупные монастыри. Постепенно церковное пение охватывает значительно шире ячейки, в том числе небольшие города, городки и села, которые быстро множатся и развиваются в настоящее время. Осваивая необходим церковно-песенный репертуар, небольшие приходы упрощают и сокращают его, наполняют местными мелодическими чертами. А это способствовало демократизации церковного пения, приближало его к более широким потребностям и возможностям, ускорило национальный стилеобразующей процесс.В этот период зарождаются исторические думы и песни, которые в следующую эпоху перерастают в одно из самых ярких явлений национальной культуры. Их генезис тесно связан с давними стенаниями и причитаниями, былинной эпикой княжества, историческими песнями. Термин дума в научный оборот впервые ввел М. Максимович, имея в виду исторические свидетельства современников - Станислава Сарницкого (1587), Адама Чагровського (конец XVI в.), ИеронимаМорштына (1606) и др.Исторические песни как отдельный жанр формируются в XIV - XV вв., развив исторические тенденции древних колядок, прославних песен, баллад и других жанров. Древнейшие слои изображают трудный период в истории украинского народа - его борьбу с татарами, страшные опустошения и насилия.Формировались исторические песни в основном в среде казаков. Их высокая образованность и грамотность обусловили постоянный приток из стороны письменной литературы различных тем, образов, формально-стилистических структур и средств выразительности. Параллельно усваивался стиль светских и духовных песен. Исторические песни в основном бытовали в мужской, казачьей среде и для них характерным было многоголосное пение. Именно в этом жанре народное многоголосое пение достигло своего наивысшего развития.Во второй половине XV – первой половине XVI в. Украинский гимнографии еще крепко держится древних византийских традиций и даже в некоторой степени развивает их, удовлетворяя религиозные чувства и эстетические потребности широкого демократического общественности. В практику церковного пения вливаются новые балканословянские и греческие напевы.Одновременно церковное певческое искусство заметно демократизируется, на что влиял рост нового городского сознания, реформаторские движения, толерантность к западной культуре. Музыкальное искусство приобретает новые черты и стремится удовлетворить религиозную и эстетическое сознание нового времени. Сдержанный и даже строгий тонус предыдущей эпохи наполняется праздничной радостью, что стремительным потоком хлынул в Украину во время так называемого второго южнославянского влияния.«Киевское пиние» – это вокально-хоровое а капелльное творчество и исполнительский стиль, что сформировались в середине XVII в. Древнейшим трактатом, в котором зафиксированы особенности "киевского" пения как он использовался в 50-х гг. XVII в., является "Повесть о пинии мусикийськом" неизвестного автора. Современную профессиональную хоровую музыку Украины – "киевское пиние" – он характеризует как "многоголосну композицию", "мусикийское согласие", "пиние по мере", то есть как многоголосое, аккордово-гармоничное, метрически организованное пение, которое формировалось в противопоставлении к "визгу органов "в римских костелах и на их "посрамление".Манеру пения в церкви простого люда, прихожан описал в 50-х гг. Павел Алеппский: "Пение казаков радует душу и исцеляет от печали ..., он идет от сердца и выполняется будто из одних уст. Они страстно любят нотное пение, нижние и сладкие мелодии". Эта практика пения была настолько удомашнена, что описание подобного народного пения в церкви через четверть века Гербиния, по сути, совпадает с вышеприведенными впечатлениями:"Псальмы и другие гимны там поют разнообразным способом, сохраняя истинно народный язык, в музыкальном стиле: двумя высокими голосами при участии тенора и баса в сладкой и звучащей гармонии. Простой народ в них понимает, что поет клир ..., поэтому, сочетая свои голоса, поет с такой слаженностью, что чувствуешь себя будто в Иерусалиме, видишь образ и дух первичной христианской церкви".Правила концертной, имитационной техники впервые методично обобщил Николай Дилецкий. в "Грамматике музыкальной", которая была написана в 70-х гг., и обобщала практику творчества композиторов первой половины и середины века. Он называет имена видных мастеров концертного многоголосия, произведения которых приводит в своей работе и рекомендует молодым композиторам внимательно их изучать. Первым среди "беглых", то есть умелых авторов называет "старого автора Зюзку", далее Ивана Коленду, Елисея законника и Замаревича – авторов, которые писали музыку для восточного, греческого обряда.Уже к середине XVII в. новая школа украинского вокально-хорового пения получила высокую оценку иностранцев. Украинских певцов именовали чаще всего "киевскими певцами" в узком смысле, когда речь шла о воспитанниках "киевских школ", и в широком – для обозначения нового общеукраинского вокального стиля. Называли также "малороссийцами", когда речь шла соответственно об уроженцах Левобережья. Основу для массового распространения вокально-хорового исполнительства и расцвета золотых голосов Украины заложила регулярная система музыкального образования в братских школах и киевской коллегии, которые были доступны для молодежи всех слоев общества.Переселение отдельных певцов и целых хоров из Украины в Россию началось с 30-х гг. Так, в 1638 г. пятьдесят монахинь и пятнадцать служителей и певиц из монастыря в Прилуках во главе с настоятельницей Елизаветой Литинский перешли к российскому женскому монастырю в Алатаре.Современники отмечали особую ансамблевую слаженность украинских хоров (звучавшие "как бы из одних уст") и необычно богатую и выразительную темброво-динамическую гамму самых голосов (от "нежного", "сладкого", что "разрывает сердце и вызывает слезы", к "звучащему", "громко", "подобного грому"). Сама практика возведения хоров военных (казаков) и церковных певчих, хоров мальчиков и мужчин, старших девушек с маленькими была возможна благодаря высокому уровню интонационной культуры, которую культивировали еще в школе.Культурная традиция неодинакова на всей территории Украинского Полесья, в разных местностях она имеет определенные региональные особенности. Происходят они, очевидно, от принадлежности разных частей Полесья после древнерусского времени к различным государственно-политическим образованиям (Великого Княжества Литовского, Польши, России), переориентаций и изменений хозяйственно-экономических отношений, особенностей межэтнических контактов, определенной природной изолированности этого края.И все-таки в совокупности региональных разновидностей и местных своеобразий традиционно-бытовая народная культура Черниговщины - определенный феномен, что комплексом характерных черт отличается от других этнографических районов Украины.Уже в XIV - XVII и XVIIIв. украинские музыканты прославились за пределами Украины. Их имена можно найти в хрониках тех времен среди придворных музыкантов, в частности при дворе польских королей или российских императоров: выдающиеся древние кобзари - Тимофей Белоградского (известный лютнист, 18 в.), Андрей Шут (19 в.), Остап Вересай (19 в.) и др..С целью защитить свое искусство они объединялись в братства певцам цеха, которые имели свои уставы, защищали их художественный. Особое развитие эти братства достигают в XVII - XVIIIст., продолжая существовать даже в начале XXв. В XX веке к украинскому фольклору обращались многочисленные профессиональные и любительские коллективы Украины, создавались ансамбли также и в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.В советской Украине в течение века было создано немало коллективов, которые специализировались на исполнениях обработок украинских народных песен и танцев, а также произведений украинских композиторов в подобной стилистике - это украинские оркестры народных инструментов , ансамбли песни и танца, народные хоры и др. Так, 1922 года был организован Первый оркестр украинских народных инструментов , 1939- Гуцульский ансамбль песни и танца 1943- народный хор Веревки , 1951- Ансамбль танца Украины.Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Самые известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы - Ф.Колесса и К.Квитка.С 1980-х годов наблюдается рост интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная 1979 года группа «Древо» , возглавляемая профессором Киевской консерватории Е.Ефремовим. В 2000-е годы в Украине возникают такие фестивали этнической музыки Страна мечтаний и Шешоры , где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в различных обработках в рок или поп-направлений . Среди современных групп аутентичного пения «Божичи» , «Володар» , «Бытие» , этнические мотивы используют группы «Тартак» , «Вопли Видоплясова» , «Мандри» , «Гайдамаки» , «Камышовый кот», оригинальное наслоение этнических элементов предлагает группа «ДахаБраха» .Чрезвычайно важное значение в украинской музыкальной культуре XVIII века сыграла созданная по инициативе гетмана Даниила Апостола 1730 Глуховская певческая школа , воспитанниками которой стали Дмитрий Бортнянский , Максим Березовский и АртемийВедель . После окончания Глуховского школы Бортнянский и Березовский продолжали свое обучение в итальянских музыкальных школах, которые были центрами тогдашней европейской музыки.Сочетание традиций партесного пения и современных техник европейского письма обусловило уникальность творчества этих композиторов. Став придворным капельмейстером в Петерзбурге , а с 1796 года - руководителем придворной капеллы, составленной почти исключительно из воспитанников Глуховской певческой школы, Бортнянский значительно повлиял и на развитие российской музыкальной культуры. Он был также первым композитором в Российской империимузыкальные произведения которого начали выходить в свет.XIX век в истории музыки определяется выходом на мировую арену многих национальных школ, что связано с ростом национального сознания европейских народов, находившихся под властью империй. Вслед за польской и русской появляется и украинская национальная композиторская школа.Вслед за украинскими писателями и поэтами, профессиональные музыканты XIX в. стали обращаться к народной тематике, обрабатывать народные песни, которые исполнялись талантливыми любителями в сопровождении народных инструментов - кобзы, бандуры, цимбалы, скрипки, лиры и др. В начале 19 века в украинской музыке появляются первые симфонические произведения и камерно-инструментальные произведения, среди их авторов - И. М. Витковский, А. И. Галенковский, Илья и Александр Лизогубы.Деятельность любительских и открытие первых профессиональных театров (Киев - 1803, Одесса - 1810), в которых ставились музыкально-сценические произведения на национальные сюжеты, сыграли важную роль в становлении украинской оперы, первой из которых считается «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского (1863). Важнойразвития национальной профессиональной музыки стала разносторонняя деятельность М. В. Лысенко, который создал классические образцы произведений в разных жанрах (в том числе 9 опер, фортепианная и инструментальная музыка, хоровая и вокальная музыка, преимущественно на слова украинских поэтов). Он же стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904, с 1918 - Музыкально-драматический институт им. Лысенко).Последователями творческих принципов Лысенко стали М. Н. Аркас , Б. В. Подгорецкий , М. М. Колачевский , В. И. Сокальский , П. И. Сеница , И. И. Рачинский , К. Г. Стеценко , Я. С. Степной , М. Д. Леонтович , Д. В. Сочинский , Я. А. Лопатинский , С. Ф. Людкевич , А. И. Нижанкивский и другие композиторы.Широкое распространение получает хоровое движение, возникают хоровые общества «Торбан» (1870) и «Боян» (1891). Открываются высшие оперные театры в Киеве (1867) и Львове (1900), Высший музыкальный институт во Львове , музыкальные школы при Русском музыкальном обществе в Киеве (1868), Харькове (1883), Одессе (1897) и других городах.Интерес к украинской тематике и фольклору проявили и композиторы, работавшие за пределами Украины. Особо следует отметить творчество Петра Чайковского. Украинские мелодии использованы композитором в ряде произведений, в частности в Второй симфонии и Концерте для фортепиано с оркестром № 1 , ряд произведений написано на украинские сюжеты, в частности оперы «Мазепа» и «Черевички» .Украинская тематика присутствует также в творчестве Ференца Листа, который путешествовал Украиной в конце 1840-х - это пьесы для фортепиано «Украинская баллада» и «Мысль», а также симфоническая поэма «Мазепа». Украинские корни имеет также Игорь Стравинский, значительная часть его ранних произведений была написана в Устилуге на Волыни.В начале XX века всемирную славу получили плеяда украинских исполнителей. Это - певица Соломия Крушельницкая , О. Петрусенко , З. Гайдай , М. Литвиненко-Вольгемут , певцы М. Е. Менцинский , А. П. Мишуга , И. Паторжинский , Б. Гмыря, пианист Владимир Горовиц , хоровой дирижер А. А. Кошиц , за пределами Украины стали известны хоровые обработки Н. Д. Леонтовича .В советское время отличился выдающийся украинский композитор Анатолий Кос-Анатольский , в творчестве которого: два фортепианных концерта, концерт для арфы, рапсодия для скрипки с оркестром «На вершине», опера «Навстречу солнцу» , балеты, эстрадные песни и много романсов. Музыка Кос-Анатольского воплощала украинские мотивы.В то же время советской властью было открыто ряд музыкальных учреждений в разных городах Украины. В частности, это театры оперы и балета в Харькове ( 1925 ), Полтаве ( 1928 ), Виннице ( 1929 ), Днепропетровске ( 1931 ), Донецке ( 1941 ), организованы хоровые, симфонические коллективы.Начиная со второй половины 1930-х годов музыкальное искусство советской Украины развивалось преимущественно в русле соцреализма , который стал единственным официально разрешенным в СССР «творческим методом» литературы и искусства, в то время как художники, которые отходили от этого метода подвергались жесткой критике и преследованиям. В частности беспощадной критике на пленумах Союза композиторов подвергались произведения Б. Лятошинского и Л. Ревуцкого , причем последний после 1934 практически прекратил творческую деятельность, ограничившись преподавательской и редакторской работой.В то же время в Украине возникает массовая советская песня, одним из первых создателей которой стал К. Е. Богуславский . В 1930-е годы появляются первые оперы советской тематики, в том числе «Щорс» Б. Лятошинского (1930), «Перекоп» Ю.Мейтуса (1937). Песни, посвященные коммунистической партии и ее вождям закрепляются в репертуарах профессиональных и любительских коллективов.Весомый вклад в развитие украинского музыкального искусства сделал композитор и педагог Николай Вилинский (ученик Витольда Малышевского), который работал сначала в Одесский, а затем в Киевской консерватории.В послевоенные времена среди украинских композиторов - Григорий Веревка , братья Георгия и Платона Майбороды , Константин Данькевич , А. Я. Штогаренко и другие. Среди выдающихся исполнителей - украинский тенор Иван Козловский , широко известной благодаря выполнению фронтовых песен стала уроженка Харьковщины Клавдия Шульженко .В 1960-е годы мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Яркие имена украинской оперной сцены - А. Соловьяненко , Д. Гнатюк , Б. Руденко, Е. Мирошниченко . Знаменательным событием музыкальной жизни стала постановка оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» в Киеве 1965 года.Параллельно с формированием поп-музыки в Западных странах, в Украине, как и других советских республиках достигает своего расцвета советская эстрада. Особенно выделяется творчество Владимира Ивасюка , автора более 100 песен, чья жизнь трагически оборвалась в 1979 году.Среди композиторов-песенников этих лет также А. И. Билаш , И. Карабиц . Популярность завоевали эстрадные исполнители - София Ротару , Назарий Яремчук , Василий Зинкевич , Игорь Билозир , Тарас Петриненко , Алла Кудлай и другие. Когда мы говорим об украинском народном сольном пении, сразу вспоминаются наиболее выдающиеся исполнители - Нина Матвиенко, Раиса Кириченко, Мария Миколайчук, Валентина Ковальская, Николай Савчук которые «заняли соответствующее высокое место в художественной сфере современной культурной жизни. Их творческие достижения высоко оценены и весьма признаны в Украине и диаспоре, так и на европейском уровне». Это артисты профессиональных хоровых коллективов, солисты филармонии или других культурных учреждений, финансируемых государством. Все они внесли большой вклад в популяризацию и сохранение украинской певческой традиции, используя различные средства и формы сценического воплощения песенного фольклора). Образ Нины Матвиенко , кажется, вобрал в себя все черты украинского национального, недаром его сопоставляют с фигурами Леси Украинский, Екатерины Билокур, Маруси Чурай. Родилась Нина Митрофановна 14 октября 1947 в с. Неделище Житомирской области. В 1966г. поступила в вокальной студии при Государственном заслуженном украинском народном академическом хоре имени Г. Веревки; с тех пор до 1991 года - его солистка. С 1999-го - преподает в Киевском Национальном университете культуры и искусств, где реализует себя как педагог народного сольного пения.В репертуаре Нины Матвиенко преобладают украинские народные песни: календарно-обрядовые, бытовые, лирические и т.д., а также произведения украинских композиторов - Е. Станковича, Л.Дичко, О.Кивы, И.Поклада, И.Кирилинои, В.Шумейка, В. Смогителя и других. Исполнительская манера певицы уникальна и тем, что в ней сочетается тонкое ощущение и понимание особенностей народной песни с вокальной импровизацией. При этом сохраняется аутентичность текста песни, стилистика жанра (выполнение а capella), идентичность народного произведения (тот вариант, который бытует в определенном селе) со всеми его специфическими признаками.Сегодня исторические традиции продолжают современные оперные певцы Украины - Виктория Лукьянец , Владимир Гришко , Валентин Пивоваров , Роман Майборода , Тарас Штонда , Михаил Дидык , Мария Стефюк.Популярность многих украинских поп-исполнителей - Софии Ротару , Ирины Билык , Александра Пономарева , ВИА Гра , Верки Сердючки- давно пересекла границы Украины и утвердилась в странах СНГ. Развивается украинская рок-музыка. Среди самых известных групп - «Океан Эльзы» , «Вопли Видоплясова». Среди музыкальных групп приобретают популярность вокальные ансамбли, такие как «Пиккардийская терция» и «МенСаунд». Тенденция к использованию фольклора современными украинскими музыкантами становится все более отчетливой. Одним из первых начал использовать народные мотивы в рок-музыке во второй половине 1980-х гг. Легендарная группа «Вопли Видоплясова». ЗаключениеКультурная традиция не одинакова на всей территории Украинского Полесья, в разных местностях она имеет определенные региональные особенности. Происходят они, очевидно, от принадлежности разных частей Полесья после древнерусского времени к различным государственно-политическим образованиям (Великого Княжества Литовского, Польши, России), переориентаций и изменений хозяйственно-экономических отношений, особенностей межэтнических контактов, определенной природной изолированности этого края.И все-таки в совокупности региональных разновидностей и местных своеобразий традиционно-бытовая народная культура Черниговщины - определенный феномен, что комплексом характерных черт отличается от других этнографических районов Украины.Население края отмечалось чрезвычайной певучестью. Храмовые и семейные праздники, любые другие торжества сопровождало пение. Песни были жанрово разнообразные (лирические, календарно-обрядовые, свадебные и т.п.) - как общие для всех, так и отдельно девичьи и тому подобное. Люди, имевшие хороший голос и умели хорошо петь, были особо почитаемыми.Список литературыБантыш-Камепский Д.И. История Малой России / Д.Н. Бантыш-Каменский. - СПб.,1903;Барвинский В. Крестьяне на Левобережной Украине в XVII-XVIH веках. / В. Барвинский // Запис. Харьковского университета. - Харьков, 1909. Кн. 1. С. 1 - 116; Кн. 2. С. 117 - 211; Т.П. Кн. 3. С. 211- 296;Богуславский Ф. Село Юриновка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии в историческом и этнографическом отношениях // Черниговские губернские ведомости. - 1855. - №19.Борисенко В.И. Социально-экономическое развитие городов левобережной Украины во второй половине XVII в. / В.И. Борисенко. - Киев, 1986; Брюсов А.Я. Очерки по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху. - Москва, 1952. - С.192Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. — Джорданвилл (NY), 1978. — Т. 1. — С. 430Герцман Е. Византийское музыкознание. — Ленинград, 1988. — С. 142 — 148.Горленко В. К проблеме изучения этнографической группы украинские "литвины" // Полесье: язык, культура, история. - К., 1996. - С.194-200Горленко В.Ф. Очерки по истории украинской этнографии. - К., 1964. - С.85-90.Гринченко М. История украинской музыки. - К., 1922; Нью-Йорк, 1961Грица С.И. Фольклор в пространстве и времени. Избранные статьи. - Тернополь: Астон, 2000. 228сГрушевский Л/.С.Иллюстрированная история Украины / М.С. Грушевский. - Киев, 1913. 4.5;Домбровский В.Ф. Очерк города Чернигова и его области. Древнее и новое время /В.Ф.Домбровский - Киев.,1846.;Домонтович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Черниговская губерния. Исторический очерк / М. Домонтович. - СПб., 1865;Дорошенко Д.І. НарисісторіїУкраїни / Д.І. Дорошенко. - Львів, 1991;Дубровский А.М., Михальченко С.И., Брянцев М.В. Российская средневековая цивилизация / А.М. Дубровский, С.И. Михальченко, М.В. Брянцев. - Брянск, 2009.Загайкевич М. Берегиня песни // Музика.-1998.-№ 5-6.- с.14-15Зеленин Д. К.. Избранные труды: статьи по духовной культуре 1901 — 1913 гг. М. “Индрик”. 1994. 400 стр.Иваницкий А. Украинское народное творчество. - Киев, 1990. - С. 83Иванова ILAЖелтова В.П. Сословное общество в Российской империи (XVIII -начало ХХ-го века). / H.A. Иванова, В.П. Желтова. - М., 2009.Исторические песни малорусского народа с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова. - К., 1874, Т. 1, 1875, Т. 2. малорусские народные предания и рассказы. - К., 1876История украинской музыки. - Киев, 1989. - Т. 1. - С. 48 - 49Кизимова С.П. Мглин; Историко-экономический очерк / С.П. Кизимова. Брянск, 1964; Конисский Г. История Русов или Малой России / Г.Конисский - М., 1846.;Косич М. Литвины-белорусы Черниговской губернии: Их быт и песни // Живая старина. - 1901. - №2, 3 - 4Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. — М., 2005; Круглова Т.А. Генеральная опись Левобережной Украины 1765-1769 гг. как источник по истории городов. (На примере городов Стародубского полка) / Т.А. Круглова. - М., 1982; Круглова Т.А. Экономическая структура городских хозяйств Левобережной Украины в XVIII в. (По материалам Генеральной описи 1765-1769) / Т.А. Круглова. - М., Изд.-во Московского Университета, 1989.Культура и быт населения Украины. - К., 1993. - С.28Максимович М.А. Об употреблении названия Россия и Малороссия в Западной Руси // Собрание сочинений. — К., 1877. — Т. 2. — С. 307-309Маркевич Н.А. История Малороссии / H.A. Маркевич - М., 1842, Т.2.5.Маркович Я.М. Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях. — СПб., 1798 — 98 с.Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - XX - го века / Б.Н. Миронов. — М., 2010Митрофанов А. Ходаковский новый и старый // Аргументы Недели. — 29 октября 2008.Модзалевский ВЛ. Малороссийский родословник / B.J1. Модзалевский. - Киев, 1908-1914;Мякотин В. Очерки социальной истории Украины XV1I-XVIII вв. / В. Мякотин. - Прага, 1924. Вып. 1-3;Мяло И.И. Стародуб. Историко- экономический очерк о г. Стародубе и Стародубском районе / И.И. Мяло. Брянск, 1951;Никольский Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. - М., 1985.Политические песни украинского народа XVIII-XIX вв. Женева, 1883. - Т. 1, 1885. - Т. 2, Новые украинские песни об общественных дела (1754-1880). - Женева 1881Полонска-Василенко Н.Д. История Украины / Н.Д. Полонска-Василенко. - Киев, 1992. Т. 1-2.Поляков Г,П. Русско-украинское-бслорусское пограничье ХVII-ХХ веков в этнотерриториальной истории Восточной Европы / Г.П. Поляков // Деснинские древности. Материалы межгосударственной научно-практической конференции «История и археология Подесепья». - Брянск, 2004. С.284-289.Расторгуев П.А. Северско-Белорусский говор / П.А. Расторгуев . - Ленинград, 1927.Розенфельд И.Б. Присоединение Малороссии к России (1654 - 17930). Историко-юридический очерк / И.Б. Розенфельд. - Петроград,1915; Пархоменко В.А. Конец Старой Малороссии (1732 - 1788) / В.А. Пархоменко. - Киев. 1906.Румянцева В.В. Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины / В.В. Румянцева. - Киев, 1986; Путро А.И. Левобережная Украина в составе Российского государства во второй половине XVIII в. / А.И. Путро. - Киев, 1986.Святский Д. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний // Живая старина. - 1910. - №1-2Семенов В.П. Полное географическое описание нашего Отечества / В.П. Семенов. - СПб., 1903. Т. 7, Малороссия.Соловьев С.М. Сочинения. Книга XIV. История России с древнейших времен /СМ Соловьев. - М., 1991.Т. 27.Токмаков И.Ф. Историко-статичтическос описание города Мглина Черниговской губернии, в связи с церковно-археологическим обзором священныхдостопамятностей этого края со времени первоначального его заселения: с приложением ист. очерка местечка Почепа / И.Ф. Токмаков. — Киев, 1888.Украинцы: Историко-этнографическая монография. В 2 т. - М., 1960. - Т.И. - Ч.1: [Макет]. - С.82Украинцы: Историко-этнографическая монография: В 2 кн. - Опошня, 1999. - Кн.1. - С.140 - 142Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. — Москва, 1971. — С. 44Филарет (Гумилевский Д.Г.) Историко-статистическое описание Черниговской Епархии / Филарет (Д.Г. Гумилевский). - Чернигов, 1873-1884. Кн.7.;Ханенко А.И. Город Погар / А.И.Ханенко. - Чернигов, 1871; Он же. Описание местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка / А.И.Ханенко. — Чернигов, 1980;Цапенко М.П. Архитектура Левобережной Украины XVII - XVIII веков / М.П. Цапенко - М., 1972; Он же. Земля Брянская / М.П. Цапенко. - М., 1972.Чекан А. Извечная женственность // Журнал "Арт-лайн". - 1998. - №4. - С.28Чеплянская Е.А. Изменение социальной структуры сел на территории Стародубского уезда с середины 17 по середину 18 в. / Е.А. Чеплянская. Деснинские древности. Вып. III. - Брянск, 2004 С. 298-301.Чеплянская Е.А. Суражский уезд. Краткий исторический обзор / Е.А. Чеплянская // Деснинские древности. Вып. V. — Брянск, 2008. С.355-361;Черниговщина. Энциклопедический справочник. Киев: УкраинскаРадянска Энциклопедия, 1990.ЧернігівіПівнічнеЛівобережжя / М. Петровский. - К., 1928. - 303 с.Шафонский А.Ф. Черниговского наместничества топографическое описание. - К., 1851Швидько А.К. Значение воссоединения Украины с Россией для экономического развития городов Левобережной Украины / А.К. Швидько. Днепропетровск, 1985;Швидько А.К. Источники по социально-экономической истории городов Левобережной Украины второй половины XVII — середине XVIII вв. Автореферат / А.К. Швидько. - Киев, 1987;Швидько А.К. Население Стародубщины по переписной книге 1721 г. /А.К. Швидько // Тезисы докладов межвузовской историко-краеведческой конференции. - Брянск, 1988. С. 48-49.Швидько А.К. Социально-экономическое развитие городов Украины в XVI-XVIII вв.: Учебное пособие / А.К. Швидько. - Днепропетровск, 1979;Шреер-Ткаченко А. Я. История украинской музыки. - Киев, 1980. - Ч. 1. - С. 23.Якушкин П.И. Путевые письма / П.И. Якушкин // Сочинения.- М., 1986. С.264-278.Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київськеобласнекнижково-газетневидавництво, 1961 г. (укр.) 147 с


Список литературы

1. Бантыш-Камепский Д.И. История Малой России / Д.Н. Бантыш-Каменский. - СПб.,1903;
2. Барвинский В. Крестьяне на Левобережной Украине в XVII-XVIH веках. / В. Барвинский // Запис. Харьковского университета. - Харьков, 1909. Кн. 1. С. 1 - 116; Кн. 2. С. 117 - 211; Т.П. Кн. 3. С. 211- 296;
3. Богуславский Ф. Село Юриновка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии в историческом и этнографическом отношениях // Черниговские губернские ведомости. - 1855. - №19.
4. Борисенко В.И. Социально-экономическое развитие городов левобережной Украины во второй половине XVII в. / В.И. Борисенко. - Киев, 1986;
5. Брюсов А.Я. Очерки по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху. - Москва, 1952. - С.192
6. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. — Джорданвилл (NY), 1978. — Т. 1. — С. 430
7. Герцман Е. Византийское музыкознание. — Ленинград, 1988. — С. 142 — 148.
8. Горленко В. К проблеме изучения этнографической группы украинские "литвины" // Полесье: язык, культура, история. - К., 1996. - С.194-200
9. Горленко В.Ф. Очерки по истории украинской этнографии. - К., 1964. - С.85-90.
10. Гринченко М. История украинской музыки. - К., 1922; Нью-Йорк, 1961
11. Грица С.И. Фольклор в пространстве и времени. Избранные статьи. - Тернополь: Астон, 2000. 228с
12. Грушевский Л/.С.Иллюстрированная история Украины / М.С. Грушевский. - Киев, 1913. 4.5;
13. Домбровский В.Ф. Очерк города Чернигова и его области. Древнее и новое время /В.Ф.Домбровский - Киев.,1846.;
14. Домонтович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Черниговская губерния. Исторический очерк / М. Домонтович. - СПб., 1865;
15. Дорошенко Д.І. Нарис історії України / Д.І. Дорошенко. - Львів, 1991;
16. Дубровский А.М., Михальченко С.И., Брянцев М.В. Российская средневековая цивилизация / А.М. Дубровский, С.И. Михальченко, М.В. Брянцев. - Брянск, 2009.
17. Загайкевич М. Берегиня песни // Музика.-1998.-№ 5-6.- с.14-15
18. Зеленин Д. К.. Избранные труды: статьи по духовной культуре 1901 — 1913 гг. М. “Индрик”. 1994. 400 стр.
19. Иваницкий А. Украинское народное творчество. - Киев, 1990. - С. 83
20. Иванова ILAЖелтова В.П. Сословное общество в Российской империи (XVIII -начало ХХ-го века). / H.A. Иванова, В.П. Желтова. - М., 2009.
21. Исторические песни малорусского народа с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова. - К., 1874, Т. 1, 1875, Т. 2. малорусские народные предания и рассказы. - К., 1876
22. История украинской музыки. - Киев, 1989. - Т. 1. - С. 48 - 49
23. Кизимова С.П. Мглин; Историко-экономический очерк / С.П. Кизимова. Брянск, 1964;
24. Конисский Г. История Русов или Малой России / Г.Конисский - М., 1846.;
25. Косич М. Литвины-белорусы Черниговской губернии: Их быт и песни // Живая старина. - 1901. - №2, 3 - 4
26. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. — М., 2005;
27. Круглова Т.А. Генеральная опись Левобережной Украины 1765-1769 гг. как источник по истории городов. (На примере городов Стародубского полка) / Т.А. Круглова. - М., 1982;
28. Круглова Т.А. Экономическая структура городских хозяйств Левобережной Украины в XVIII в. (По материалам Генеральной описи 1765-1769) / Т.А. Круглова. - М., Изд.-во Московского Университета, 1989.
29. Культура и быт населения Украины. - К., 1993. - С.28
30. Максимович М.А. Об употреблении названия Россия и Малороссия в Западной Руси // Собрание сочинений. — К., 1877. — Т. 2. — С. 307-309
31. Маркевич Н.А. История Малороссии / H.A. Маркевич - М., 1842, Т.2.5.
32. Маркович Я.М. Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях. — СПб., 1798 — 98 с.
33. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - XX - го века / Б.Н. Миронов. — М., 2010
34. Митрофанов А. Ходаковский новый и старый // Аргументы Недели. — 29 октября 2008.
35. Модзалевский ВЛ. Малороссийский родословник / B.J1. Модзалевский. - Киев, 1908-1914;
36. Мякотин В. Очерки социальной истории Украины XV1I-XVIII вв. / В. Мякотин. - Прага, 1924. Вып. 1-3;
37. Мяло И.И. Стародуб. Историко- экономический очерк о г. Стародубе и Стародубском районе / И.И. Мяло. Брянск, 1951;
38. Никольский Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. - М., 1985.
39. Политические песни украинского народа XVIII-XIX вв. Женева, 1883. - Т. 1, 1885. - Т. 2, Новые украинские песни об общественных дела (1754-1880). - Женева 1881
40. Полонска-Василенко Н.Д. История Украины / Н.Д. Полонска-Василенко. - Киев, 1992. Т. 1-2.
41. Поляков Г,П. Русско-украинское-бслорусское пограничье ХVII-ХХ веков в этнотерриториальной истории Восточной Европы / Г.П. Поляков // Деснинские древности. Материалы межгосударственной научно-практической конференции «История и археология Подесепья». - Брянск, 2004. С.284-289.
42. Расторгуев П.А. Северско-Белорусский говор / П.А. Расторгуев . - Ленинград, 1927.
43. Розенфельд И.Б. Присоединение Малороссии к России (1654 - 17930). Историко-юридический очерк / И.Б. Розенфельд. - Петроград,1915; Пархоменко В.А. Конец Старой Малороссии (1732 - 1788) / В.А. Пархоменко. - Киев. 1906.
44. Румянцева В.В. Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины / В.В. Румянцева. - Киев, 1986; Путро А.И. Левобережная Украина в составе Российского государства во второй половине XVIII в. / А.И. Путро. - Киев, 1986.
45. Святский Д. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний // Живая старина. - 1910. - №1-2
46. Семенов В.П. Полное географическое описание нашего Отечества / В.П. Семенов. - СПб., 1903. Т. 7, Малороссия.
47. Соловьев С.М. Сочинения. Книга XIV. История России с древнейших времен /СМ Соловьев. - М., 1991.Т. 27.
48. Токмаков И.Ф. Историко-статичтическос описание города Мглина Черниговской губернии, в связи с церковно-археологическим обзором священных достопамятностей этого края со времени первоначального его заселения: с приложением ист. очерка местечка Почепа / И.Ф. Токмаков. — Киев, 1888.
49. Украинцы: Историко-этнографическая монография. В 2 т. - М., 1960. - Т.И. - Ч.1: [Макет]. - С.82
50. Украинцы: Историко-этнографическая монография: В 2 кн. - Опошня, 1999. - Кн.1. - С.140 - 142
51. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. — Москва, 1971. — С. 44
52. Филарет (Гумилевский Д.Г.) Историко-статистическое описание Черниговской Епархии / Филарет (Д.Г. Гумилевский). - Чернигов, 1873-1884. Кн.7.;
53. Ханенко А.И. Город Погар / А.И.Ханенко. - Чернигов, 1871; Он же. Описание местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка / А.И.Ханенко. — Чернигов, 1980;
54. Цапенко М.П. Архитектура Левобережной Украины XVII - XVIII веков / М.П. Цапенко - М., 1972; Он же. Земля Брянская / М.П. Цапенко. - М., 1972.
55. Чекан А. Извечная женственность // Журнал "Арт-лайн". - 1998. - №4. - С.28
56. Чеплянская Е.А. Изменение социальной структуры сел на территории Стародубского уезда с середины 17 по середину 18 в. / Е.А. Чеплянская. Деснинские древности. Вып. III. - Брянск, 2004 С. 298-301.
57. Чеплянская Е.А. Суражский уезд. Краткий исторический обзор / Е.А. Чеплянская // Деснинские древности. Вып. V. — Брянск, 2008. С.355-361;
58. Черниговщина. Энциклопедический справочник. Киев: Украинска Радянска Энциклопедия, 1990.
59. Чернігів і Північне Лівобережжя / М. Петровский. - К., 1928. - 303 с.
60. Шафонский А.Ф. Черниговского наместничества топографическое описание. - К., 1851
61. Швидько А.К. Значение воссоединения Украины с Россией для экономического развития городов Левобережной Украины / А.К. Швидько. Днепропетровск, 1985;
62. Швидько А.К. Источники по социально-экономической истории городов Левобережной Украины второй половины XVII — середине XVIII вв. Автореферат / А.К. Швидько. - Киев, 1987;
63. Швидько А.К. Население Стародубщины по переписной книге 1721 г. /А.К. Швидько // Тезисы докладов межвузовской историко-краеведческой конференции. - Брянск, 1988. С. 48-49.
64. Швидько А.К. Социально-экономическое развитие городов Украины в XVI-XVIII вв.: Учебное пособие / А.К. Швидько. - Днепропетровск, 1979;
65. Шреер-Ткаченко А. Я. История украинской музыки. - Киев, 1980. - Ч. 1. - С. 23.
66. Якушкин П.И. Путевые письма / П.И. Якушкин // Сочинения.- М., 1986. С.264-278.
67. Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г. (укр.) 147 с

Вопрос-ответ:

Какие исторические факты связаны с заселением Черниговской области?

В Черниговской области существует древняя история заселения. Здесь находились славянские племена, а в X-XII веках эти земли входили в состав Киевской Руси.

Что известно о культурно-бытовых традициях Черниговщины?

На Черниговщине существует обширное наследие культурно-бытовых традиций. Здесь развивались ремесла, такие как гончарное дело, резьба по дереву и ткачество. Также здесь сохранились народные песни и танцы, аутентичные костюмы и обряды.

Кто занимался сбором и изучением традиционной культуры Черниговской области?

Известно о множестве собирателей и исследователей традиционной культуры Черниговской области. Они собирали народные песни, записывали фольклорные сказки и предания, изучали обряды и традиции, чтобы сохранить и передать их потомкам.

Кто является выдающимся исполнителем украинских народных песен в Черниговской области?

В Черниговской области есть много выдающихся исполнителей украинских народных песен. Один из известных исполнителей – Анатолий Бабенко, который прославился своим мастерством в исполнении народной песни "Чернігівська кобзарівна". Его талант и голос впечатляют слушателей со всего мира.

Где можно найти больше информации об историко-культурных традициях Черниговской области?

Для получения большей информации об историко-культурных традициях Черниговской области можно обратиться к литературе по этому вопросу. В списке литературы, приложенном к статье, указаны источники и научные работы, которые рассказывают о истории и культуре этого региона.

Какова история заселения Черниговской области?

История заселения Черниговской области насчитывает множество веков. Регион был населен различными этническими группами, включая славян, викингов и печенегов. С течением времени здесь формировались уникальные историко-культурные традиции, которые с тех пор остаются важной частью национального наследия.

Какие культурно-бытовые традиции характерны для Черниговщины?

В Черниговской области существуют разнообразные культурно-бытовые традиции. Одной из наиболее известных является народное песенное творчество, в особенности исполнение украинских народных песен. Также значимыми традициями являются национальные танцы, ремесла, народные обряды и праздники.

Кто занимался исследованием и сохранением традиционной культуры Черниговской области?

Существует множество людей, собирателей и исследователей традиционной культуры Черниговской области. Они проводили экспедиции, записывали народные песни, собирали народные ремесла и предметы быта, а также изучали национальные обряды и традиции. Благодаря их усилиям, многие культурные традиции были сохранены и переданы следующим поколениям.

Кто считается выдающимся исполнителем украинских народных песен в Черниговской области?

Среди выдающихся исполнителей украинских народных песен в Черниговской области можно отметить таких артистов как Иван Семенович Журавель, Нина Миколаївна Матвієнко, Людмила Михайлівна Костюченко и многих других. Их творчество внесло значительный вклад в сохранение и популяризацию украинской культуры.

Какая история заселения Черниговской области?

История заселения Черниговской области начинается с древних времен. В этом регионе на протяжении веков смешались разные этнические группы, включая славян, племена восточных славян, монголов, татар, литовцев и других народов. Каждое племя и народ оставил свой след в культуре и традициях Черниговской области.

Кто из известных исполнителей народных песен происходит из Черниговской области?

В Черниговской области есть много выдающихся исполнителей украинских народных песен. Одним из таких исполнителей является Василий Луканин, народный артист Украины, родом из села Лесково-Грабовского. Он известен своим искусством передачи настроения и эмоций через исполнение украинских народных песен.