Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних 5
2. Предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних 10
3.Судебные разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних 15
Заключение 24
Литература 25
Нормами гл.14 Уголовного кодекса РФ выражены специальные нормы, регламентирующие особенность освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. Перед общими нормами уголовного законоадтельства данные положения имеют приоритет, так как устанавливают режим ответственности, по мысли законодателя, адекватный возрастной незрелости несовершеннолетних.Стоит отметить также и то, что освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего является правом, а отнюдь не обязанностью суда.Вместе с тем, в постановлении Пленума ВС № 1 от 01.02.2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в п. 31 указано, что суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 Уголовного кодекса РФ.Законодатель предусматривает два критерия применения мер воспитательного воздействия:Во-первых, совершение таким несовершеннолетним преступления впервые;Во-вторых, возможность исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности, в также наказания.Предполагается, что вывод суда о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия должен основываться на основе как объективных, так и субъективных данных, которыми характеризуются не только общественно опасное деяние, но и личность самого подростка, как то: положительная характеристика, отсутствие глубоких дефектов правосознания, возмещение причиненного ущерба, активное способствование раскрытию преступления. Важным также является установление того, что несовершеннолетний не вышел из – под контроля родителей (усыновителей) и не страдает алкогольной или наркотической зависимостью.Законодатель в Уголовном кодексе установил, что суд, несовершеннолетнему, освобожденному от уголовной ответственности может назначить одно из следующих принудительных мер воспитательного воздействия:а) предупреждение;б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;в) возложение обязанности загладить причиненный вред;г) ограничение доступа и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.Суду предоставлено право избрание любой из мер, перечисленных выше. В то же время, в силу ч.3 ст.90 Уголовного кодекса РФ судом виновному несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия (предупреждение, возложение обязанности загладить причиненный вред и передача под надзор родителей). Ученые считают, что данное обстоятельство позволяет воспитательное воздействие индивидуализировать на несовершеннолетнего, а сам воспитательный эффект усиливается. В ст.91 Уголовного кодекса РФ законодатель раскрывает содержание принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних.Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру воспитательного воздействия.Как правило, предупреждение применяется к несовершеннолетним, при совершении ими преступления небольшой тяжести, а также в случае, если несовершеннолетнийн полностью осознал содеянное, раскаялся, а вред причиненный им минимальный.Передача несовершеннолетнего под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов) или на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на него и контролю за его поведением. Данная мера может применяться к несовершеннолетнему как по инициативе указанных выше лиц или представителя специализированного государственного органа, так и по инициативе суда, при наличии их согласия. Вместе с тем, стоит отметить, что закон такого согласия не требует.В действующем Укоголовном кодексе впервые в уголовном кодексе предусмотрена передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного. Законодатель к данным органам относит: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в структуре органов местного самоуправления, а также инспекции по делам несовершеннолетних системы органов внутренних дел. Возложение обязанности загладить причиненный вред означает, что несовершеннолетний должен возместить причиненный совершенным им преступлением ущерб, поэтому может применяться к несовершеннолетнему, имеющему собственный заработок, иные выплаты, стипендию либо трудовые навыки, т.е. способен загладить вред своим трудом. Данную меру воспитательного воздействия целесообразно применять к подросткам в возрасте 16 лет, с которого допускается согласно ст. 63 Трудового кодекса заключение трудового договора. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью подростка, трудовой договор может быть заключен при наличии условий, указанных в ч. 2 ст. 63 Трудового кодекса, с лицами, достигшими 15 лет. Предусматривается, что заглаживание вреда возможно в различных формах: в форме выплаты денежной суммы; устранение вреда в натуральной форме. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее серьезной мерой воспитательного воздействия которая может быть назначена судом несовершеннолетниму. Данная мера связана с ограничением свободы в выборе форм и места проведения досуга, выезда в другие местности, выбора места учебы или работы. Эта мера на практике, как правило, применяется в случаях, когда преступление совершено в условиях досуга, связано с его окружением, условиями жизни: с учебой, характером трудовой деятельности, материальной, служебной или иной зависимостью подростка от других лиц, взаимоотношения лиц с потерпевшим и другими конкретными обстоятельствами, предусмотренные п. «г» ч. 2 ст. 90 Уголовного кодекса РФ ограничения и установление особых требований к поведению несовершеннолетнему имеют целью оградить его от вредных влияний микросреды и направить в русло нормального, правомерного поведения.Руководствуясь стремлением повысить эффективность воспитательного воздействия на несовершеннолетних суд может назначить несколько мер из указанных, в части 4 ст. 91 Уголовного кодекса РФ.ЗаключениеИтак, подведем итог настоящего исследования.Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что в современной России существует определенная система правил, которая применяется при расследовании преступлений несовершеннолетних. Свое закрепление она получила в нормах отечественного законодательства, а также и в международных актах. Особые процессуальные нормы, применяемые к несовершеннолетним закреплены в гл. 50 Уголовно-процессуального кодекса.Так, в ходе производства в отношении несовершеннолетнего подлежит выяснению ряд обстоятельств (возраст, уровень психического развития, условия воспитания, влияние старших лиц). Данное обстоятельство необходимо для выяснения личностных качеств несовершеннолетнего правонарушителя, для более полного и всестороннего расследования и назначения соизмеримого наказания. Важным условием является разделение дела несовершеннолетнего и его соучастника – взрослого обвиняемого, что позволяет масимально индивидуализировать процесс и более полно изучить личность, условия жизни и воспитания подростка, имеющиеся доказательства по делу. В ходе уголовного производство по делу несовершеннолетнего ему на всех стадиях предоставляется как защитник, так и законный представитель.К числу важных правил уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетнего является по возможности неприменение к несовершеннолетним уголовного наказания с заменой его мерами принудительного воздействия.Само применение в отношении несовершеннолетнего уголовно – процессуальных норм является целью его воспитания и предупреждения последующих возможных преступлений. ЛитератураНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. //Российская газета. – № 7. – 21.01.2009.Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации. Норма – М. М., 2014. Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г., в дейст. редакции) – М.: Эксмо, 2014.Специальная литература:Долгина Л.В. Пределы допустимости психологического воздействия на допрашиваемого // Российское законодательство: современное состояние и перспективы развития: материалы двенадцатой межрегтональной научной студенческой конференции (Вологда, 11-12 апреля, 2010 г.). Вологда. 2010. С. 88-90.Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. - Москва: «Проспект», 2011. С. 146.Квициния К.А. Особенности прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетних. - Хабаровск, 2009.Лебедев В.М. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2014.Лебедев В.М. Уголовно-процессуальное право. Комплект в 2-х томах. Учебник и практикум. Юрайт. 2014. С. 1406.Мануковская М.Ю. Развитие уголовно-процессуального законодательства, определяющего производство предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №6-2014 г.Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: кр. курс. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.Смушкин А.Б., Савельева М.В. Следственные действия. Учебник для магистров - 2 изд. Гарант, Юрайт, 2013. С. 293.Тетбев С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный и криминалистический аспекты) / под ред. проф. А.В. Кудрявцевой. М.: Юрлитинформ, 2010.Хомиченко Ю.В. Субъекты предупреждения групповых преступлений несовершеннолетних, формы и методы их работы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №2-4 - 2011 г.Шестакова Л.А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения. Основы экономики, управления и права. 2012. №4 (4). С.101-107.http://www.mvd.ru/.http://www.supcourt.ru/.Судебная практика:О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. // Бюл. Верховного Суда РФ. 2011. - № 3.О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 (ред. от 6 февраля 2007 г.) // Бюл. Верховного Суда РФ. 2000. - № 4.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. //Российская газета. – № 7. – 21.01.2009.
2. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации. Норма – М. М., 2014.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г., в дейст. редакции) – М.: Эксмо, 2014.
Специальная литература:
1. Долгина Л.В. Пределы допустимости психологического воздействия на допрашиваемого // Российское законодательство: современное состояние и перспективы развития: материалы двенадцатой межрегтональной научной студенческой конференции (Вологда, 11-12 апреля, 2010 г.). Вологда. 2010. С. 88-90.
2. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. - Москва: «Проспект», 2011. С. 146.
3. Квициния К.А. Особенности прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетних. - Хабаровск, 2009.
4. Лебедев В.М. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2014.
5. Лебедев В.М. Уголовно-процессуальное право. Комплект в 2-х томах. Учебник и практикум. Юрайт. 2014. С. 1406.
6. Мануковская М.Ю. Развитие уголовно-процессуального законодательства, определяющего производство предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №6-2014 г.
7. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: кр. курс. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
8. Смушкин А.Б., Савельева М.В. Следственные действия. Учебник для магистров - 2 изд. Гарант, Юрайт, 2013. С. 293.
9. Тетбев С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный и криминалистический аспекты) / под ред. проф. А.В. Кудрявцевой. М.: Юрлитинформ, 2010.
10. Хомиченко Ю.В. Субъекты предупреждения групповых преступлений несовершеннолетних, формы и методы их работы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №2-4 - 2011 г.
11. Шестакова Л.А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения. Основы экономики, управления и права. 2012. №4 (4). С.101-107.
12. http://www.mvd.ru/.
13. http://www.supcourt.ru/.
Судебная практика:
1. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. // Бюл. Верховного Суда РФ. 2011. - № 3.
2. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 (ред. от 6 февраля 2007 г.) // Бюл. Верховного Суда РФ. 2000. - № 4.
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть в предварительном расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
В предварительном расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних есть несколько особенностей. Во-первых, расследование проводится с участием органов опеки и попечительства, которые должны обеспечить интересы и права несовершеннолетних. Во-вторых, несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый должен быть представлен в суд в сопровождении представителя органов опеки и попечительства. Также, в случае ареста несовершеннолетнего, должно быть обеспечено его размещение в специализированном учреждении для несовершеннолетних.
Что является предметом доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних?
Предметом доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних являются все обстоятельства, связанные с совершением преступления, в том числе личность несовершеннолетнего, его состояние психического и физического развития, а также его социальные условия жизни. Также важными являются доказательства, свидетельствующие о возможности реабилитации и дальнейшего воспитания несовершеннолетнего.
Как проходят судебные разбирательства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних?
Судебные разбирательства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних проходят с учетом их особенностей. Во-первых, судебное заседание проводится в закрытом режиме, чтобы обеспечить конфиденциальность личных данных несовершеннолетнего. Во-вторых, прокурор или представитель органов опеки и попечительства обязательно присутствуют в суде и выступают в качестве участников процесса. Также, судебные решения по делам о преступлениях несовершеннолетних должны быть справедливыми и направленными на реабилитацию и социализацию несовершеннолетнего.
В каких случаях применяются особенные нормы при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних?
Особенные нормы применяются в случаях, когда несовершеннолетний совершил преступление и возникла необходимость провести процедуру предварительного расследования, доказывания или судебных разбирательств. Это связано с тем, что несовершеннолетние имеют более ограниченные права и требуют особого подхода в процессе уголовного преследования.
Какие особенности предусмотрены при проведении предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
При предварительном расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних учитывается их возраст, психофизиологические особенности и специализированное образование и опыт сотрудников, занимающихся расследованием таких дел. Важно учитывать интересы и защиту прав несовершеннолетних, а также возможность их социальной адаптации и реабилитации.
Какой предмет доказывания устанавливается при уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних?
Предмет доказывания при уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних включает все обстоятельства, которые могут быть важными для предъявления обвинения или опровержения него. При этом особое внимание уделяется доказательствам, касающимся возрастных особенностей, психического состояния и социальной ситуации несовершеннолетнего, а также мотивам его деяния и возможностям его реабилитации.
Какие особенности имеются при судебных разбирательствах уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
При судебных разбирательствах уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних суд учитывает их возраст, специфические потребности и интересы, а также осуществляет контроль за соблюдением их прав и гарантий. При этом суд принимает меры для социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетнего, направленные на предупреждение совершения новых преступлений.
Какие есть особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних?
Особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних могут включать осуществление процессуальных действий с учетом возрастных особенностей подозреваемого или обвиняемого, а также участие педагога-психолога или педагога-психолога-дефектолога в расследовании.