Государственная служба. Понятие, система, принципы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 33 33 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 28.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственной службы 5
1.1 Понятие государственной службы 5
1.2 Система государственной службы в РФ 11
Глава 2. Принципы государственной службы 25
2.1 Основные принципы государственной службы 25
2.2 Организационные принципы государственной службы 27
Заключение 29
Список литературы 31









Фрагмент для ознакомления

Весьма распространенный в наши дни в России политический подход также рассматривает государственную службу, прежде всего как политический инструмент, используемый политической властью для исполнения полномочий государственных органов.
Однако отношение к государственной службе как к процессу обеспечения политики на практике нередко низводит ее до уровня «служанки» носителей государственной власти, что не отражает объективной реальности и потому особенно опасно в странах с нестабильным политическим режимом и/или сильными авторитарными традициями, к числу которых относится Россия.
Государственная служба представляет собой систему административных органов, гарантирующих реализацию политического курса развития страны и активно взаимодействующая как с государственно-политическими институтами, так и с обществом.
Безусловно, исторически первичное предназначение государственной службы быть механизмом реализации государственной политики, т.е. воздействовать на общество «сверху вниз», в интересах носителя государственной власти. Действительно, во всех государствах создание института государственной службы диктуется необходимостью субъектов политической власти реализовывать свои решения.
Вместе с тем в процессе управленческой деятельности служащие регулярно и непосредственно взаимодействуют с самыми широкими слоями общественности, таким образом, аккумулируя импульсы со стороны общественности и сообщая их власти «снизу вверх». Тем самым проявляется еще один аспект миссии института государственной службы: доносить до государственной власти потребности и интересы общественности, выступать «проводником» общественных интересов к власти, тем самым содействуя демократизации общества.
Однако указанное социально-политическое предназначение институт государственной службы может реализовать эффективно только в государстве с публичной политической властью и высоким уровнем государственно-управленческой культуры. С одной стороны, административно-служебный аппарат должен создаваться и функционировать под руководством демократически учрежденной, в интересах общества мыслящей и действующей элиты.
Ретроспектива развития государственности всех стран обнаруживает диалектику административно-управленческого и социально-политического аспектов миссии государственной службы.
Таким образом, государственная служба— это институт ведения публичных дел, институт реализации законов и функций государства. Он устанавливается и формируется как система административных органов, обеспечивающих, гарантирующих реализацию государственно-политических задач.

По своей сути государственная служба — это механизм осуществления государственной власти, т.е. проводник решений и действий субъектов государственно-политического управления. Практически же это — система публичных служб (организаций), ответственная за реализацию государственной политики, за обеспечение текущего функционирования всех ветвей государственной власти.
Весьма распространенный в наши дни в России политический подход также рассматривает государственную службу, прежде всего как политический инструмент, используемый политической властью для исполнения полномочий государственных органов.
Однако отношение к государственной службе как к процессу обеспечения политики на практике нередко низводит ее до уровня «служанки» носителей государственной власти, что не отражает объективной реальности и потому особенно опасно в странах с нестабильным политическим режимом и/или сильными авторитарными традициями, к числу которых относится Россия.
Государственная служба представляет собой систему административных органов, гарантирующих реализацию политического курса развития страны и активно взаимодействующая как с государственно-политическими институтами, так и с обществом.
Безусловно, исторически первичное предназначение государственной службы быть механизмом реализации государственной политики, т.е. воздействовать на общество «сверху вниз», в интересах носителя государственной власти. Действительно, во всех государствах создание института государственной службы диктуется необходимостью субъектов политической власти реализовывать свои решения.
Вместе с тем в процессе управленческой деятельности служащие регулярно и непосредственно взаимодействуют с самыми широкими слоями общественности, таким образом, аккумулируя импульсы со стороны общественности и сообщая их власти «снизу вверх». Тем самым проявляется еще один аспект миссии института государственной службы: доносить до государственной власти потребности и интересы общественности, выступать «проводником» общественных интересов к власти, тем самым содействуя демократизации общества.
Однако указанное социально-политическое предназначение институт государственной службы может реализовать эффективно только в государстве с публичной политической властью и высоким уровнем государственно-управленческой культуры. С одной стороны, административно-служебный аппарат должен создаваться и функционировать под руководством демократически учрежденной, в интересах общества мыслящей и действующей элиты.
Ретроспектива развития государственности всех стран обнаруживает диалектику административно-управленческого и социально-политического аспектов миссии государственной службы.
Таким образом, государственная служба— это институт ведения публичных дел, институт реализации законов и функций государства. Он устанавливается и формируется как система административных органов, обеспечивающих, гарантирующих реализацию государственно-политических задач.

2.2 Организационные принципы государственной службы
Важнейшим условием построения эффективной госслужбы являются принципы, по которым она формируется и функционирует. Сложившиеся принципы государственной службы представляют собой важнейшие нормативно-правовые положения, которые отражают связи и закономерности ее организации, а также ведущие тенденции эволюции данного института. Практически все принципы государственной службы закреплены в соответствующих правовых актах, которые регулируют ее осуществление. В теоретических источниках, как правило, приводятся различные основания, по которым классифицируются принципы госслужбы. Рассмотрим те из них, которые закреплены конкретно в законодательстве РФ. 1. Принцип верховенства права предполагает, что все имеющиеся законы РФ доминируют по своей юридической силе над разного рода ведомственными инструкциями и распорядительными актами. 2. Принцип приоритетности прав человека выдвигает требование, чтобы все госслужащие в своей деятельности руководствовались интересами граждан и соблюдали основополагающие права человека, которые признаются доминирующими над интересами самого государства.
3. Принципы государственной службы, обеспечивающие системную целостность института государственной власти на всей территории страны. Этот принцип объективно вытекает из федеративной формы государственно-территориального устройства России. 4. Принцип разделения ветвей власти, позиционирующий правовой статус государства, предполагает самоограничение власти и уравновешивание одной ветви другой путем четкого распределения полномочий между ними. 5. Принцип равнодоступности для граждан профессиональных вакансий в институтах и органах госслужбы. 6. принципы государственной службы, обеспечивающие иерархичную систему построения ее органов, при которой решения вышестоящих органов являются обязательными к исполнению нижестоящими. 7. Принцип единства выдвигает требование унифицированности для всех ее видов и форм, независимо от регионального и уровневого осуществления. 8. Принцип профессионализма устанавливает, что государственная служба является высокопрофессиональным видом деятельности, а потому возможно комплектование аппарата на конкурсно-компетентностной основе. 9. Принцип гласности заключается в открытости и доступности каждому гражданину любых сведений, касающихся его личной деятельности. 10. Принцип ответственности субъектов исполняющих обязанности по государственной службе за ненадлежащее выполнение ее предписаний и правил. 11. Принцип стабильности кадров предполагает проведение в практику политики преемственности и закрепления кадров. Все рассмотренные принципы органично взаимосвязаны между собой в целостную систему, которая, в свою очередь, способствует выработке качественной кадровой политики государства.
Несомненно, закон о МЗП в ряде ситуаций эффективен. Однако он же «блокирует» рынок для трудоспособного населения, производительность которого, по понятию работодателя, ниже минимальной заработной платы. В итоге рабочие с «низким коэффициентом производительности», большинство которых готово работать за зарплату ниже МЗП, остаются в прямом смысле за обочиной рынка труда- т.е. переходят в разряд «безработных».
Однако рациональней было бы отменить закон о МЗП и оказывать специализированную поддержку тем, кто способен работать и  работает, но получает слишком низкий доход, нежели способствовать увеличению количества иждивенцев. Для населения с низким доходом  можно было бы ввести закон о прямых субсидиях или налоговых льготах. Не исключено, конечно, «злоупотребление» данными субсидиями (некоторые предпочтут зарабатывать мало, особо не напрягаясь и не стремясь повысить свой уровень производительности), однако, как известно, идеальных решений не бывает.
Что касается совместного урегулирования, то оно играет важную роль во всех государствах Западной Европы, несмотря на разницу цифр (в Скандинавских странах и Германии большой процент рабочих состоит в профсоюзах, в то время как в других странах членство в профсоюзах характерно только для определенных секторов экономики).
Основная сила профсоюзов заключается в возможности созвать забастовку. В тех отраслях, где сильны профсоюзы, забастовки, как правило, носят массовый характер, что делает невозможным применение принципа «кнута и пряника»- здесь уже не накажешь «одного рабочего», если все рабочие одновременно откажутся работать. А увольнение всех рабочих одновременно невозможно, особенно для больших компаний. Более того, ввиду капиталоемкости сегодняшних предприятий, всего несколько дней забастовки могут привести к банкротству компании. Однако забастовки, так болезненные для компаний, очень дешево обходятся самим профсоюзам. В итоге работодателю проще повысить заработную плату, нежели вступить в борьбу с профсоюзами и тем самым подвергнуть существование своего бизнес огромной опасности.
Конечно, для фирм очевидны и преимущества в работе с профсоюзами - намного дешевле и проще заключить коллективный договор о заработной плате для всех рабочих сразу, чем с каждым индивидуально. Однако сегодня часто работодателям приходится заключать как коллективный договор, так и отдельный договор с каждым рабочим. Т.е. быстро изменяющиеся условия рынка способствуют установлению более гибкой и индивидуализированной  системы удовлетворения рабочих, так и работодателей.
Ни для кого не секрет, что высокие налоги являются препятствием для расширения компаний  и создания новых рабочих мест. Это словно порочный круг - чем больше правительство увеличивает налоги, тем более массовый характер приобретает безработица. Что касается заработной платы – то это далеко не единственные издержки работодателя, связанные с рабочей силой. Имеется также налог на различные отчисления на социальное страхование (отпуск по болезни, пенсия, отставка). В итоге реальные издержки работодателя на каждого рабочего гораздо выше самой ЗП, и часто, чтобы удержаться на плаву, ему не остается другого выхода, кроме снижения ставки заработной платы. В итоге располагаемый доход самого рабочего порой становится настолько низким, что ему уже  выгоднее не работать, а жить на социальное пособие по безработице. Получается, что система государственного распределения вместо того, чтобы способствовать эффективному распределению ресурсов и, как следствие, увеличению занятости, напротив, стимулирует безработицу.
Несомненно, рыночная экономика должна в определенной степени быть и регулируемой экономикой. Правовые нормы необходимы для возможности ведения бизнеса и охраны права частной собственности. Такие общепринятые нормы могут быть не удобны индивидуальным предпринимателям, однако существенны для общества в целом. К ним относятся: соблюдение безопасности и охрана здоровья;  охрана окружающей среды; регуляторы налогообложения; ограничения монополий; регуляторы рынка труда; смешанные правовые требования.
Главный недостаток институциональных регуляторов заключается в том, что каждое предписание рассматривается в изоляции от других. Суммарный эффект всех правовых норм редко анализируется, в то время, как именно он косвенно влияет  на способность экономики создавать новые рабочие места.
Инвестиции в человеческий капитал необходимы для дальнейшего развития страны, причем стратегическим приоритетом должно быть увеличение технологических и научных знаний, как того требует быстрый темп экономического прогресса. Однако западноевропейские страны не правильно распределяют приоритеты. Слишком много средств затрачивается на образование и исследования в сферах, которые не являются «стратегическими» и не способствуют экономическому развитию страны. В настоящее время также существуют сильные лоббистские группы, заинтересованные в сохранении существующих систем образования и распределения средств. Но если большинство молодежи не получает высшего образования, а другая часть получает дорогое образование, но не в приоритетных для развития государства сферах, такое положение только обостряет  «безработицу», но никак не способствует увеличению занятости. 


По своей сути государственная служба — это механизм осуществления государственной власти, т.е. проводник решений и действий субъектов государственно-политического управления. Практически же это — система публичных служб (организаций), ответственная за реализацию государственной политики, за обеспечение текущего функционирования всех ветвей государственной власти.
Весьма распространенный в наши дни в России политический подход также рассматривает государственную службу, прежде всего как политический инструмент, используемый политической властью для исполнения полномочий государственных органов.
Однако отношение к государственной службе как к процессу обеспечения политики на практике нередко низводит ее до уровня «служанки» носителей государственной власти, что не отражает объективной реальности и потому особенно опасно в странах с нестабильным политическим режимом и/или сильными авторитарными традициями, к числу которых относится Россия.
Государственная служба представляет собой систему административных органов, гарантирующих реализацию политического курса развития страны и активно взаимодействующая как с государственно-политическими институтами, так и с обществом.
Безусловно, исторически первичное предназначение государственной службы быть механизмом реализации государственной политики, т.е. воздействовать на общество «сверху вниз», в интересах носителя государственной власти. Действительно, во всех государствах создание института государственной службы диктуется необходимостью субъектов политической власти реализовывать свои решения.
Вместе с тем в процессе управленческой деятельности служащие регулярно и непосредственно взаимодействуют с самыми широкими слоями общественности, таким образом, аккумулируя импульсы со стороны общественности и сообщая их власти «снизу вверх». Тем самым проявляется еще один аспект миссии института государственной службы: доносить до государственной власти потребности и интересы общественности, выступать «проводником» общественных интересов к власти, тем самым содействуя демократизации общества.
Однако указанное социально-политическое предназначение институт государственной службы может реализовать эффективно только в государстве с публичной политической властью и высоким уровнем государственно-управленческой культуры. С одной стороны, административно-служебный аппарат должен создаваться и функционировать под руководством демократически учрежденной, в интересах общества мыслящей и действующей элиты.
Ретроспектива развития государственности всех стран обнаруживает диалектику административно-управленческого и социально-политического аспектов миссии государственной службы.
Таким образом, государственная служба— это институт ведения публичных дел, институт реализации законов и функций государства. Он устанавливается и формируется как система административных органов, обеспечивающих, гарантирующих реализацию государственно-политических задач.

Заключение

По своей сути государственная служба — это механизм осуществления государственной власти, т.е. проводник решений и действий субъектов государственно-политического управления. Практически же это — система публичных служб (организаций), ответственная за реализацию государственной политики, за обеспечение текущего функционирования всех ветвей государственной власти.
Деятельностный подход к осмыслению государственной службы приобрел особенную популярность в конце XX века. Период относительной политической стабильности западных демократий позволил высшему руководству этих государств вплотную заняться проблематикой совершенствования административного аппарата, вследствие чего прорыв в управлении делами государства был сделан прежде на «технологическом» уровне государственной службы.
Весьма распространенный в наши дни в России политический подход также рассматривает государственную службу прежде всего как политический инструмент, используемый политической властью для исполнения полномочий государственных органов.
Однако отношение к государственной службе как к процессу обеспечения политики на практике нередко низводит ее до уровня «служанки» носителей государственной власти, что не отражает объективной реальности и потому особенно опасно в странах с нестабильным политическим режимом и/или сильными авторитарными традициями, к числу которых относится Россия.
Совершенно иначе государственная служба рассматривается в рамках институционального подхода, в соответствии с которым она трактуется как институтведения публичных дел, реализации законов и функций государства.
Государственная служба представляет собой систему административных органов, гарантирующих реализацию политического курса развития страны и активно взаимодействующая как с государственно-политическими институтами, так и с обществом.
Безусловно, исторически первичное предназначение государственной службы быть механизмом реализации государственной политики, т.е. воздействовать на общество «сверху вниз», в интересах носителя государственной власти. Действительно, во всех государствах создание института государственной службы диктуется необходимостью субъектов политической власти реализовывать свои решения.
Вместе с тем в процессе управленческой деятельности служащие регулярно и непосредственно взаимодействуют с самыми широкими слоями общественности, таким образом, аккумулируя импульсы со стороны общественности и сообщая их власти «снизу вверх». Тем самым проявляется еще один аспект миссии института государственной службы: доносить до государственной власти потребности и интересы общественности, выступать «проводником» общественных интересов к власти, тем самым содействуя демократизации общества.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993 г. – № 237.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997 г. - № 1. - ст. 1.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004 г. – № 31. – ст. 3215.
Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003 г. – № 22. – ст. 2063.
Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003 г. – № 40. – ст. 3822.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784 с.
Барциц И.Н. Мысли об административной реформе в год десятилетия Конституции РФ / И.Н. Барциц // Федерализм. – 2013, № 3. - С. 25 – 37.
Бахрах Д.Н. Государственная служба России / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2013. – 180 с.
Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. - № 10. – С. 11 – 16.
Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти / А.В. Безруков // Журнал российского права. – 2011. - № 1. - С. 108 – 115.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / А.Н. Борисов – М.: Новая правовая культура, 2012. – 229 с.
Бородин С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2012. — 432 с.
Волкова В.В. Государственная служба / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. – М.: Юни-Дата, 2013. – 208 с.
Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха пере мен уже наступила / М.В. Глигич-Золотарева // Государство и право. - 2012, № 10. - С. 10 – 18.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784 с.
Барциц И.Н. Мысли об административной реформе в год десятилетия Конституции РФ / И.Н. Барциц // Федерализм. – 2013, № 3. - С. 25 – 37.
Бахрах Д.Н. Государственная служба России / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2013. – 180 с.
Бахрах Д.Н. Государственная служба России / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2013. – 180 с.
Бородин С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2012. — 432 с.
Бахрах Д.Н. Государственная служба России / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2013. – 180 с.









2

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993 г. – № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997 г. - № 1. - ст. 1.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004 г. – № 31. – ст. 3215.
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003 г. – № 22. – ст. 2063.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003 г. – № 40. – ст. 3822.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784 с.
7. Барциц И.Н. Мысли об административной реформе в год десятилетия Конституции РФ / И.Н. Барциц // Федерализм. – 2013, № 3. - С. 25 – 37.
8. Бахрах Д.Н. Государственная служба России / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2013. – 180 с.
9. Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. - № 10. – С. 11 – 16.
10. Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти / А.В. Безруков // Журнал российского права. – 2011. - № 1. - С. 108 – 115.
11. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / А.Н. Борисов – М.: Новая правовая культура, 2012. – 229 с.
12. Бородин С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2012. — 432 с.
13. Волкова В.В. Государственная служба / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. – М.: Юни-Дата, 2013. – 208 с.
14. Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха пере мен уже наступила / М.В. Глигич-Золотарева // Государство и право. - 2012, № 10. - С. 10 – 18.

Вопрос-ответ:

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это сфера деятельности, связанная с исполнением государственных функций и обязанностей, осуществляемая государственными служащими. Она включает в себя все органы государственной власти, учреждения и организации, которые выполняют функции государства.

Какова система государственной службы в РФ?

Система государственной службы в РФ основана на принципах верховенства конституции и закона, единоначалия, профессионализма и равноправия. Государственная служба состоит из федеральной, региональной и муниципальной службы, каждая из которых имеет свои особенности и специфику работы.

Какие принципы лежат в основе государственной службы?

Основными принципами государственной службы являются законность, равноправие и гласность. Законность означает, что государственная служба должна осуществляться в соответствии с законами и нормативными актами. Равноправие предполагает равные возможности для всех граждан в доступе к государственной службе. Гласность подразумевает открытость и прозрачность деятельности государственных служащих перед обществом.

Какие организационные принципы характерны для государственной службы?

Организационные принципы государственной службы включают эффективность, кадровую политику и социальную защищенность. Эффективность подразумевает достижение результатов работы государственных служащих в установленные сроки. Кадровая политика предполагает отбор и подготовку квалифицированных кадров на государственную службу. Социальная защищенность обеспечивает социальные гарантии и льготы для государственных служащих.

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это сфера деятельности, связанная с исполнением государственных функций и обязанностей в интересах государства и общества.

Каковы основные принципы государственной службы в России?

Основными принципами государственной службы в России являются: принцип законности, принцип политической нейтральности, принцип профессионализма, принцип государственной и социальной ответственности.

Какие организационные принципы характерны для государственной службы?

Организационные принципы государственной службы включают: принцип четкой иерархии, принцип компетентности и квалификации, принцип эффективности и рациональности, принцип открытости и прозрачности, принцип ответственности и дисциплины.

Какое значение имеет государственная служба для общества?

Государственная служба имеет важное значение для общества, так как она обеспечивает исполнение государственных функций, защиту прав и свобод граждан, поддержку экономического и социального развития страны, обеспечение государственной безопасности и другие важные задачи.

Какие принципы государственной службы влияют на политическую сферу?

Принципы государственной службы, такие как принцип политической нейтральности и принцип профессионализма, оказывают влияние на политическую сферу, поскольку государственные служащие должны быть независимыми от политических партий и обеспечивать эффективную работу государственных органов независимо от политических изменений.

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это система организации и работы государственных органов, включающая в себя должностных лиц, занимающихся управлением государственными делами.