ГЕЙМЕРСТВО КАК АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 34 34 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 03.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущность игровой зависимости 6
1.1. Геймерство как тип зависимости 6
1.2. Проявление геймерства как девиантного поведения 12
1.3. Развитие зависимости от онлайн-игр 17
Глава 2. Исследование компьютерной зависимости 21
2.1. Методы и организация исследования 21
2.2. Результаты исследования 22
Заключение 28
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Им свойственна раздражительность, у них не всегда получается контролировать количество времени, проводимое за игрой, но, в то же время, способны спланировать окончание сеанса игры. Они также скрывают от окружающих, сколько на самом деле проводят времени за игрой в компьютерные игры. Подростки отмечают у себя снижение остроты зрения, боль и сухость в глазах, нарушение сна, боли в правой руке, спине из-за статичной позы (сидение возле компьютера).Для подростков, не имеющих компьютерную зависимость, характерен высокий уровень владения социальными навыками, они не конфликтны, их эмоциональное состояние не зависит от количества времени, проведенного за игрой. Подростки данной группы не чувствуют необходимости играть в компьютер тогда, когда у них плохое настроение. Игра не мешает отношениям с людьми или учебе, так как они планируют окончание сеанса игры, легко переключаются на другие виды деятельности.Таким образом, довольно высокие показатели распространенности компьютерной зависимости и склонности к компьютерной зависимости, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют о том, что подростковый возраст является фактором возникновения компьютерной зависимости. Это еще раз подтверждает необходимость проведения профилактики компьютерной зависимости среди подростков.Как показал анализ литературы, компьютерная зависимость как вид девиантного поведения существует не изолированно, а связана с другими видами отклонений. Поэтому изучение склонности к девиантному поведению подростков с разным отношением к компьютерным играм стало следующим этапом нашего исследования. Поставленную задачу мы решали с помощью диагностической методики «Склонность к отклоняющемуся поведению». Данная методика позволяет провести градацию показателей склонности к девиантному (отклоняющемуся) поведению по уровням: высокий, средний, низкий.Высокий уровень склонности к девиантному поведению подразумевает: открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам; равнодушие к общественному мнению; отсутствие способности к самоанализу и самокритике; проявление жестокости к товарищам, младшим, слабым, к животным; положительное отношение к нецензурным выражениям, курению, алкоголю, наркотикам.Средний уровень склонности к девиантному поведению характеризуется наличием ориентаций на антиобщественные нормы, ценности; внешне конформным поведением; отсутствием самоанализа, либо слабо выраженное критическое отношение к себе; черствости, невнимательности по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям; нейтральным отношением к курению, алкоголю, непониманием вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества; привычным сквернословием в кругу сверстников.Низкий уровень склонности к девиантному поведению предполагает: способность различать «плохое» и «хорошее», активное неприятие антиобщественных проявлений; развитое чувство справедливости, товарищества, взаимопомощи; самоанализ и самокритичность, хорошо выраженную волевую саморегуляцию; эмпатию, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам; осознанный отказ от курения, употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья; эпизодическое сквернословие.Показатели по данной методике распределились следующим образом таблица 1.Таблица 1. Процентные показатели девиантного поведения Группы подростковПодростки.Подростки,Подростки,имеющиеимеющиене имеющиекомпьютерсклонность ккомпьютеркую зависикомпьютеркую зависиПоказателимостьной зависимостьсклонности кмости девиантному поведениюШкала склонности к нан018.515,2рушению норм и правилс6363.782,8в3733,728Шкала склонности к ад-н2.433.841диктивному поведениюс5761.359в414.80Шкала склонности кн2734.669саморазрушающему ис3565.331самоповреждающем }в4300поведениюШкала склонности к агн4020,229.6рессии и насилиюс517570.4в454.80Шкала волевого конн74,70.83.8тролл эмоциональныхс25.38874,2реакшшв011.322Шкала склонности к де-н2820,821линквентномуповедес55.468,579кгасв16.611.30Шкала принятия женн24,58.5ской социальной ролис16.775.578.7в0012,8Таким образом, становится очевидно, что для подростков, находящихся в зависимости от компьютерных игр, характерно негативное поведение. Подростки с компьютерной зависимостью по сравнению с подростками без компьютерной зависимости, имеют более высокие показатели склонности к нарушению норм и правил; аддиктивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению и низкие показатели волевого контроля эмоциональных реакций.ЗаключениеАнализ исследований показывает, что в качестве причин зависимого поведения выступают биологические и социально-психологические факторы. К биологическим факторам аддиктивного поведения А.Е. Личко, B.C. Битенский относят степень изначальной толерантности (высокая устойчивость) организма к объектам аддикции, отягощение наследственности, органические поражения мозга, хронические болезни.Как правило, в качестве ведущих социальных факторов аддиктивного поведения рассматривается семья. В ходе многочисленных исследований была прослежена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Внешне социальными факторами формирования зависимого поведения, как указывают Е.В. Змановская, Я. Гилинский, Ю.А. Клейберг, может являться и технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической индустрии, компьютерных технологий, «выбрасывающих» на рынок все новые и новые товары - потенциальные объекты, способствующие формированию аддиктивного поведения. Социальным фактором может выступать субкультура: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания.А.Ю. Акопов выдвигает следующие условия для формирования аддиктивного (зависимого) поведения:сдвиг (перенос) мотива и цели деятельности на средства достижения удовольствия, манипулирования;приведение себя в измененное (вместо обычной нормы), приятное психическое состояние при манипулировании с нейтральными средствами или непосредственно со своей психикой;фиксация связи (она тоже положительная) средств и внутренне приятных состояний, сопровождаемых положительными эмоциями в виде эйфории, наслаждения, удовольствия.Причины компьютерной зависимости изучал и П. Мунтян. Одной из причин компьютерной зависимости в подростковом возрасте он видит в. эффекте «вживания» в реалистичную компьютерную игру. «Люди подросткового периода настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им «там» становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры».Как отмечает Н.Ю. Максимова, предрасположенность к аддиктивному поведению в подростковом возрасте — это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психоактивных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает: 1) преобладание избегающей мотивации; 2) несформированность функций прогноза; 3) низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии; 4) низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «Я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку; 5) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями; 6) противоречивость самооценки и уровня притязаний, проявляющаяся в алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий; 7) тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации.Таким образом, перечисленные личностные особенности и стрессовые ситуации в подростковом возрасте могут детерминировать психологическую предрасположенность к игровой зависимости. Вопрос о причинах компьютерной зависимости до конца еще не изучен и в качестве причин не рассматривается совладеющее поведение. В результате исследования становится очевидно, что для подростков, находящихся в зависимости от компьютерных игр, характерно негативное поведение. Подростки с компьютерной зависимостью по сравнению с подростками без компьютерной зависимости, имеют более высокие показатели склонности к нарушению норм и правил; аддиктивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению и низкие показатели волевого контроля эмоциональных реакций.Список литературыАкопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности / А.Ю. Акопов. - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. — 340 с.Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994 г. - Т.15.-№ 1.-С. 3-18.Арестова, О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О.Н. Арестова // В.М.У. Серия 14, Психология - 2000. - № 1. - С. 20 - 28.Арестова, О.Н., Бабанин, Л.H., Войскунский, А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера / О.Н. Арестова. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 110 с.Арестова, О.Н., Бабанин, Л.H., Войскунский, А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4, с. 14 - 20.Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева // Психологический журнал. - № 1 -С.89-100.Бабаева, Ю.Д., Войскунский А.Е. Новые информационные технологии и проблемы одаренности / Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете. - Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000.-С.367-420.Бабаева, Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев, В.В., Тихомиров, O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты / Ю.Д. Бабаева // Вопросы психологии. - № 2. - 1983. - с.25 - 34.Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. - М., «Можайск-Терра», 2000, с. 11 - 40.Васильева, И.А., Осипова, Е.М., Петрова, H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева и др. // Вопросы психологи. - № 3. - 2003. - С. 80 - 88.Виртуальное счастье или виртуальная зависимость (опыт психологического анализа) / А.В.Россохин // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. - М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта - С.247-255.Данилова А.Г. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях / А.Г. Данилова, Л.В. Матвеева // Психол. журн. – 2000. – Т.21. - №4. – С.98-106Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XXвв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание. - СПб.: Але-тейя, 2000.-384 с.Деларю, В.В. Психология отклоняющегося поведения. Учеб.метод, пособие / В.В. Деларю. - Волгоград. — 2004. - 60 с.Демина, Л.Д., Ральникова, И.А. Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» / Л.Д. Демина // Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. — 123 с.Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха. М., 1991 – 416 с.Змановская, E.B. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 288 с.Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения: структурно- динамический подход: автореферат на соискание ученой степени доктора психол. наук . - СПб., 2006. - 50 с.Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы: [Нарушение социальных норм] / В.Н. Иванов // Социально-политический ж.- с.- 1995.- №2.-с. 47-57.Иванов, М.С., Авилов, Г.М.Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности М.С. Иванов, Г.М. Авилов // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 41 - 55.Иванов, М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции / М.С. Иванов // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 368 - 374.Иванов, М.С. Направленность на развитие как особенность системы ценностей увлекающихся компьютерными играми / М.С. Иванов // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (2021 февраля 2003 г.): В 4 ч. -Белово: Беловский полиграфист, 2003. - С. 264 -269.Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: Дисс. канд. психологических наук / М.С. Иванов. - М.: РГБ, 2005. - 155с.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — 160 с.Кон, И.С.Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб.пособ для студентов пед. вузов. / Ред. С.Д. Крекова. - М.: Просвещение, 1979. - 386 с.Коломиец В. П. Реклама в социологическом видении / В.П. Коломиец // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2001. - №1. С.165-170Макалатия, А.Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы / А.Г. Макалатия. - М.: Психологический институт РАО, 2003.-с. 358-361Максимова, Н.Ю. Психологический аспект профилактики алкоголизма и наркомании подростков / Н.Ю. Максимова. - Киев, 1995. -324 c.Медкова М.В. Имидж семьи в рекламе на телевидении / М.В. Медкова, И.В. Проневская // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2000. - №4. С.83-67Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб: пособ. / В.Д. Менделевич. - М.: МЕД - пресс, 2001. - 432 с.

1. Акопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности / А.Ю. Акопов. - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. — 340 с.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994 г. - Т.15.-№ 1.-С. 3-18.
4. Арестова, О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О.Н. Арестова // В.М.У. Серия 14, Психология - 2000. - № 1. - С. 20 - 28.
5. Арестова, О.Н., Бабанин, Л.H., Войскунский, А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера / О.Н. Арестова. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 110 с.
6. Арестова, О.Н., Бабанин, Л.H., Войскунский, А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4, с. 14 - 20.
7. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева // Психологический журнал. - № 1 -С.89-100.
8. Бабаева, Ю.Д., Войскунский А.Е. Новые информационные технологии и проблемы одаренности / Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете. - Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000.-С.367-420.
9. Бабаева, Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев, В.В., Тихомиров, O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты / Ю.Д. Бабаева // Вопросы психологии. - № 2. - 1983. - с.25 - 34.
10. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Ин¬тернете / Под ред. А.Е.Войскунского. - М., «Можайск-Терра», 2000, с. 11 - 40.
11. Васильева, И.А., Осипова, Е.М., Петрова, H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева и др. // Вопросы психологи. - № 3. - 2003. - С. 80 - 88.
12. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость (опыт психологического анализа) / А.В.Россохин // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. - М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта - С.247-255.
13. Данилова А.Г. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях / А.Г. Данилова, Л.В. Матвеева // Психол. журн. – 2000. – Т.21. - №4. – С.98-106
14. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XXвв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание. - СПб.: Але-тейя, 2000.-384 с.
15. Деларю, В.В. Психология отклоняющегося поведения. Учеб.метод, пособие / В.В. Деларю. - Волгоград. — 2004. - 60 с.
16. Демина, Л.Д., Ральникова, И.А. Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» / Л.Д. Демина // Изд-во Ал¬тайского государственного университета, 2000. — 123 с.
17. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
18. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха. М., 1991 – 416 с.
19. Змановская, E.B. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 288 с.
20. Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения: структурно- динамический подход: автореферат на соискание ученой степени доктора психол. наук . - СПб., 2006. - 50 с.
21. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы: [Нарушение социальных норм] / В.Н. Иванов // Социально-политический ж.- с.- 1995.- №2.-с. 47-57.
22. Иванов, М.С., Авилов, Г.М.Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности М.С. Иванов, Г.М. Авилов // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 41 - 55.
23. Иванов, М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции / М.С. Иванов // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 368 - 374.
24. Иванов, М.С. Направленность на развитие как особенность системы ценностей увлекающихся компьютерными играми / М.С. Иванов // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (20¬21 февраля 2003 г.): В 4 ч. -Белово: Беловский полиграфист, 2003. - С. 264 -269.
25. Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: Дисс. канд. психологических наук / М.С. Иванов. - М.: РГБ, 2005. - 155с.
26. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — 160 с.
27. Кон, И.С.Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб.пособ для студентов пед. вузов. / Ред. С.Д. Крекова. - М.: Просвещение, 1979. - 386 с.
28. Коломиец В. П. Реклама в социологическом видении / В.П. Коломиец // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2001. - №1. С.165-170
29. Макалатия, А.Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы / А.Г. Макалатия. - М.: Психологический институт РАО, 2003.-с. 358-361
30. Максимова, Н.Ю. Психологический аспект профилактики алкоголизма и наркомании подростков / Н.Ю. Максимова. - Киев, 1995. -324 c.
31. Медкова М.В. Имидж семьи в рекламе на телевидении / М.В. Медкова, И.В. Проневская // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2000. - №4. С.83-67
32. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб: пособ. / В.Д. Менделевич. - М.: МЕД - пресс, 2001. - 432 с.

Вопрос-ответ:

Что такое игровая зависимость?

Игровая зависимость - это патологическое пристрастие к игровому процессу, которое выражается в невозможности контролировать время, проводимое за игрой, и отрицательном влиянии на другие сферы жизни.

Как проявляется геймерство как девиантное поведение?

Геймерство как девиантное поведение проявляется в раздражительности, невозможности контролировать время, проводимое за игрой, и отрицательном влиянии на другие аспекты жизни, такие как работа, учеба, личные отношения.

Как развивается зависимость от онлайн игр?

Зависимость от онлайн игр развивается постепенно. Вначале игрок просто наслаждается игрой, но со временем ему становится все труднее контролировать время, проведенное за игрой, и он начинает испытывать сильное желание играть все больше и больше. Это может привести к отсутствию интереса к другим занятиям и проблемам в личной жизни.

Какие методы используются для исследования компьютерной зависимости?

Для исследования компьютерной зависимости используются различные методы, включая опросники, интервью, наблюдение и анализ социальных и психологических данных игроков. Также проводятся эксперименты, чтобы выявить патологические паттерны поведения.

Какие результаты были получены в исследовании компьютерной зависимости?

В исследовании компьютерной зависимости были получены различные результаты. Одним из них является выявление связи между длительностью игры и уровнем зависимости. Также было установлено, что игровая зависимость может привести к психологическим и социальным проблемам.

Что такое геймерство?

Геймерство - это тип зависимости, связанный с игровой активностью. Геймеры проводят большую часть времени за компьютерными играми и испытывают сильное влечение к игровому процессу.

Как проявляется геймерство как девиантное поведение?

Геймерство как девиантное поведение проявляется в негативном влиянии на жизнь человека. Геймер становится изолированным от окружающего мира, играя в компьютерные игры вместо общения с реальными людьми. Это может привести к проблемам социализации и ухудшению психического и физического здоровья.

Как развивается зависимость от онлайн игр?

Зависимость от онлайн игр развивается постепенно. Сначала игрок испытывает сильное влечение к игре и проводит все больше времени за игровым процессом. Затем он начинает испытывать затруднения в контроле количества времени, проводимого за игрой, и может играть до потери сознания. Развитие зависимости от онлайн игр может привести к социальной изоляции и проблемам в личной и профессиональной жизни.

Как проводилось исследование компьютерной зависимости?

Исследование компьютерной зависимости проводилось с помощью различных методов и организаций. Ученые проводили опросы и интервью с геймерами, а также анализировали данные об использовании компьютерных игр. Они изучали психологические и социальные аспекты зависимости от игр и делали выводы на основе полученных результатов.

Какие были результаты исследования компьютерной зависимости?

Результаты исследования компьютерной зависимости показали, что геймерство может быть рассмотрено как тип зависимости, имеющий негативное влияние на жизнь человека. Геймеры часто испытывают раздражительность и не могут контролировать количество времени, проводимое за игрой. Это может привести к проблемам социализации и ухудшению психического и физического здоровья.

Что такое геймерство?

Геймерство - это активное участие в компьютерных играх, сильное увлечение игровой деятельностью.