Психологические подходы к изучению сплоченности малой группы
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 09.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к определению сплочённости 5
1.1. Общее определение сплочённости, история изучения 5
1.2. Теория Фестингера 6
1.3. Четырёхфакторная модель 7
1.4. Другие подходы в зарубежной психологии 8
1.5. Подходы в отечественной психологии 10
1.5.1. Ценностно-ориентированный подход 11
1.5.2. Теория микрогрупп 13
1.6. Общие показатели сплочённости, эффективность 14
1.7. Выводы теоретической части 15
Глава 2. Эмпирическое исследование групповой сплочённости 18
2.1 Организация исследования 18
2.2. Методы изучения 18
2.3. Методы обработки данных 19
Глава 3. Результаты исследования 21
3.1. Результаты исследования групповой сплочённости методикой определения степени ценностно-ориентационного единства группы 21
3.1.1. Описательная статистика 21
3.1.2. Вычисление групповой по методике определения степени ценностно-ориентационного единства группы 24
3.2. Изучение групповой сплочённости методом социометрия 28
3.3. Сравнение результатов по разным методикам 29
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34
Приложение 1. Сырые данные по методике определения степени ценностно-ориентационного единства группы 34
В первой группе наибольшей значимостью обладают навыки общения, связанные скорее с активным достижением своей цели, а во второй группе с приспособлением и способностью договариваться.
3.1.2. Вычисление групповой по методике определения степени ценностно-ориентационного единства группы
Следующий этап обработки данных связан с вычислением отношения результатов каждого участника с общегрупповыми результатами.
Для этого был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для каждого испытуемого отдельно вычислялся уровень корреляций его системы ценностей с общегрупповой.
В результате все установленные корреляции оказались значимыми.
Результаты для разных групп представлены в таблицах 5 и 7.
Табл. 5
Коэффициенты корреляций между каждым испытуемым и общими показателями в первой группе
№ испытуемого Коэффициент корреляции Уровень значимости 1 0,771 0,001 2 0,864 0,000 3 0,821 0,000 4 0,746 0,001 5 0,807 0,000 6 0,886 0,000 7 0,961 0,000 8 0,821 0,000 9 0,850 0,000 10 0,836 0,000 11 0,929 0,000 12 0,879 0,000 13 0,761 0,001 14 0,632 0,011 15 0,857 0,000 16 0,811 0,000 17 0,843 0,000 18 0,839 0,000 19 0,846 0,000 20 0,746 0,001 21 0,846 0,000 22 0,968 0,000 23 0,718 0,003 24 0,761 0,001 25 0,911 0,000 26 0,814 0,000
Таким образом, в 25 из 26 случаях обнаружена сильная корреляция. В одном случае (3,8 %) обнаружена средняя корреляция. Наглядно результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2
Уровень корреляции в первой группе
Табл. 6
Коэффициенты корреляций между каждым испытуемым и общими показателями во второй группе
№ испытуемого Коэффициент корреляции Уровень значимости 1 0,682 0,005 2 0,700 0,004 3 0,732 0,002 4 0,661 0,007 5 0,818 0,000 6 0,921 0,000 7 0,600 0,018 8 0,886 0,000 9 0,882 0,000 10 0,821 0,000 11 0,793 0,000 12 0,829 0,000 13 0,896 0,000 14 0,832 0,000 15 0,796 0,000 16 0,496 0,060 17 0,937 0,000 18 0,836 0,000 19 0,786 0,001 20 0,882 0,000 21 0,839 0,000 22 0,968 0,000 23 0,764 0,001 24 0,696 0,004 25 0,718 0,003 26 0,682 0,005
Таким образом, по второй группе в 1 (4 %) случае корреляции слабые, в 4 (16 %) случаях средние и в 20 (80 %) сильные. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3
Уровень корреляции во второй группе
На последнем этапе обработки данных были вычислены средние показатели корреляций по каждой группе.
Результаты представлены в таблице 7
Табл. 7
Средняя корреляция по группам
Группа 1 Группа 2 Средняя корреляция 0,803 0,791
Как видно из таблицы, в обеих группах сильная корреляция, то есть общая сплочённость достаточно высокая. Разница между группами небольшая
Результаты наглядно представлены на рисунке 4.
Рис. 4
Общие показатели групповой сплочённости по двум группам
3.2. Изучение групповой сплочённости методом социометрия
Для обработки социометрической методики были подсчитаны все взаимные выборы. Далее обработка производилась по следующей формуле:
( (А+)
Сгр= –––––––––
1/2 ( (А)
где Сгр – групповая сплоченность, ( (А+) – сумма всех взаимных положительных выборов в группе, ( (А) – количество всех сделанных выборов в группе.
Всего испытуемым предлагалось сделать 10 выборов. Вместе с тем, трое испытуемых во второй группе сделали меньше выборов (4, 4 и 3 выбора), таким образом, в первой группе было, в общем, сделано 130 выборов, во второй группе 123 выбора.
Результаты групповой сплочённости по обеим группам представлены в таблице 8.
Табл. 8
Индекс групповой сплочённости
Индекс сплочённости Группа 1 0, 745 Группа 2 0,713
Таким образом, в обеих группах наблюдается высокий уровень групповой сплочённости.
Наглядно результаты представлены на рисунке 5.
Рис.5
Индекс групповой сплочнности
3.3. Сравнение результатов по разным методикам
Таким образом, было установлено, что в обеих группах высокий уровень групповой сплочённости. Хотя по методике социометрии результаты групповой сплочённости по обеим группам несколько ниже, чем по методике определения степени ценностно-ориентационного единства группы.
Кроме этого, обе методики показали различия между группами – в первой группе групповая сплочённость выше, хотя и незначительно.
Таким образом, обе методики показали схожие результаты. Можно предположить, что они обе измеряют один психологический конструкт, не смотря на разность теоретического обоснования.
Заключение
Таким образом, нами были проанализированы теоретические подходы к определению групповой сплочённости. Было установлено, что в современной психологии нет единого понимания данного феномена.
В западной психологии групповая сплочённость активно изучается. Выделены различные причины и следствия групповой сплочённости. Данный процесс представлен как сложный, многомерный феномен.
Вместе с тем, нельзя не отметить эмпирическую направленность исследований, отсутствие единой теоретической базы, а также малую теоретическую представленность большинства подходов, а также низкий уровень осмысления полученных результатов.
В отечественной психологии активно разрабатывается стратометрическая концепция групповой сплочённости. Кроме этого нами была рассмотрена теория микрогрупп.
Для проверки предположения о соотносимости результатов, проведённых в русле разных теорий, нами было проведено эмпирическое исследование сплочённости на примере двух студенческих групп.
В результате было установлено, что по результатам методики в русле ценностно-ориентированного подхода и методики социометрии в обеих группах высокий уровень групповой сплочённости.
Также по обеим методикам в первой группе сплочённость выше.
Хотя есть различия – по результатам социометрии сплочённость несколько ниже, разница несущественная.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Андреева Г. М. Социальная психология. – М. : Аспект Пресс, 2001.
Гавреева Г. С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы //М.: ГУУ. – 2008.
Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология //учеб. пособие/АА Журавлев, ВА Соснин, МА Красников.-М.: ФОРУМ: ИНФРА. – 2006.
Иванова Е. Н. 3.4. Групповая сплоченность и совместимость //Практикум по социальной психологии. – 2013. – С. 111.
Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 335 с.
Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2010. – №. 128.
Марковская И. М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие //Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – 1999.
Мондрус А. Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: Автореф //Дисс…. канд. психол. наук. – Т. 19. – №. 05.
Некрасова Е. В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2008. – №. 2.
ПОПОВА М. Б. НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ МАЛЫМИ ГРУППАМИ //ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ. – 2013. – Т. 7. – №. 4.
Прокофьева Т. А., Капцов А. В. Роль личностных ценностей в социометрических предпочтениях студентов //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2007. – №. 2.
Сидоренков А. В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория //Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. – 2010.
Сидоренкова И. И. Особенности проявления доверия в малой группе //Дисс.… канд. психол. наук/ИИ Сидоренкова. Ростов-на-Дону. – 2007.
Сысоева А. И. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПЛОЧЕННОСТИ МАЛЫХ ГРУПП//Вестник Томского университета. - 2007
Филиндаш П. В., Сергиенко С. К. Социально-психологические детерминанты командообразования: монография //М.: Издательство «АВК-групп. – 2009. – Т. 7. – №. 6.
Хотулева М. С. Влияние психотехнических упражнений на социально-психологический климат и сплоченность спортивной команды //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна. – 2009. – Т. 1.
Шериф С. Детерминанты групповой сплоченности в футбольной команде //Физическое воспитание студентов. – 2011. – Т. 5. – С. 91-93.
Приложение
Приложение 1. Сырые данные по методике определения степени ценностно-ориентационного единства группы
Группа 1
Справедливость 10 10 10 2 5 2 5 2 1 6 6 8 9 6 2 2 1 3 6 9 8 6 11 7 8 1 Целеустремлённость 7 5 11 5 10 7 9 6 6 5 7 7 8 8 7 9 9 7 8 4 7 7 6 8 9 2 Уверенность 11 9 3 6 11 4 4 3 5 2 3 6 6 2 3 1 5 5 2 6 2 2 4 2 5 3 Ответственность 3 4 4 9 4 6 3 1 3 8 4 2 2 5 5 7 8 2 1 1 1 1 1 5 1 4 Общительность 2 2 5 3 1 1 2 4 2 1 2 3 4 3 6 5 4 1 5 7 3 3 5 4 3 5 Инициативность 1 3 2 4 2 5 1 5 4 3 5 4 3 10 4 4 2 4 4 2 9 4 2 1 4 6 Смелость 8 7 7 13 3 8 7 8 8 12 9 5 5 7 8 8 7 9 9 8 5 8 12 3 7 7 Харизма 6 1 1 1 6 3 6 9 10 4 1 1 1 1 1 3 3 8 3 5 4 5 7 6 2 8 Чувство юмора 5 6 8 8 7 12 8 11 9 9 8 10 13 13 10 6 6 13 11 10 6 9 10 15 6 9 Ум 4 12 6 11 12 13 12 10 7 11 14 11 12 15 14 14 12 10 14 3 11 11 3 12 13 10 Способность признать свои ошибки 9 8 9 7 8 10 10 12 11 7 10 13 14 9 9 10 10 12 12 13 12 10 9 11 11 11 Настойчивость 12 13 14 14 13 9 11 7 12 14 11 14 7 12 11 12 11 6 7 11 10 12 8 10 10 12 Покладистость 14 11 13 15 15 14 15 13 13 15 15 15 11 11 12 11 14 15 15 12 13 13 15 9 14 13 Честность 13 14 12 10 9 11 13 15 14 10 12 9 15 4 13 13 13 11 10 15 15 14 14 14 15 14 Умение слышать 15 15 15 12 14 15 14 14 15 13 13 12 10 14 15 15 15 14 13 14 14 15 13 13 12 15
Группа 2
Ответственность 7 11 8 5 5 2 2 1 1 2 1 5 2 4 5 3 3 5 9 3 4 4 10 1 2 Готовность прийти на помощь 1 4 1 1 1 1 1 3 4 4 4 3 5 2 1 4 2 2 1 4 1 2 1 3 3 Скромность 13 5 12 7 8 11 5 6 9 10 12 11 6 9 13 15 5 13 15 14 12 12 7 14 1 Работоспособность 6 2 2 4 2 4 3 2 2 6 3 2 3 3 2 7 2 3 4 2 8 1 8 4 4 Умение договариваться 2 3 4 9 4 3 10 4 3 1 2 4 4 5 4 2 5 4 5 5 6 5 2 5 8 Уверенность 8 14 9 13 14 8 9 11 6 9 11 10 8 6 6 14 5 14 7 9 9 8 6 9 9 Ум 4 1 3 3 3 6 12 5 7 3 9 1 1 1 3 11 3 1 3 1 2 3 3 8 5 Осторожность 11 6 5 8 13 5 4 9 10 11 6 6 9 15 7 1 11 9 2 8 5 7 9 2 6 Широта взглядов 12 7 6 6 7 10 13 8 8 5 7 14 11 8 8 5 6 7 8 10 7 9 5 11 11 Общительность 5 8 13 12 6 7 6 7 5 7 5 7 7 7 11 8 3 6 6 7 3 6 4 7 7 Доброта 9 10 7 10 12 9 11 15 13 12 14 15 12 13 14 6 13 10 14 11 11 13 11 6 14 Способность признавать свои ошибки 3 15 14 2 9 12 7 12 12 13 10 9 10 10 15 12 13 12 12 6 13 11 14 15 15 Покладистость 15 13 11 15 15 13 8 13 15 14 8 12 14 11 12 9 14 8 10 12 14 14 15 10 10 Справедливость 14 9 15 14 11 14 14 10 11 8 13 8 13 12 10 10 14 11 13 13 15 10 12 13 12 Чувство юмора 10 12 10 11 10 15 15 14 14 15 15 13 15 14 9 13 14 15 11 15 10 15 13 12 13
4
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М. : Аспект Пресс, 2001.
2. Гавреева Г. С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы //М.: ГУУ. – 2008.
3. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология //учеб. пособие/АА Журавлев, ВА Соснин, МА Красников.-М.: ФОРУМ: ИНФРА. – 2006.
4. Иванова Е. Н. 3.4. Групповая сплоченность и совместимость //Практикум по социальной психологии. – 2013. – С. 111.
5. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 335 с.
6. Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2010. – №. 128.
7. Марковская И. М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие //Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – 1999.
8. Мондрус А. Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: Автореф //Дисс…. канд. психол. наук. – Т. 19. – №. 05.
9. Некрасова Е. В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2008. – №. 2.
10. ПОПОВА М. Б. НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ МАЛЫМИ ГРУППАМИ //ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ. – 2013. – Т. 7. – №. 4.
11. Прокофьева Т. А., Капцов А. В. Роль личностных ценностей в социометрических предпочтениях студентов //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2007. – №. 2.
12. Сидоренков А. В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория //Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. – 2010.
13. Сидоренкова И. И. Особенности проявления доверия в малой группе //Дисс.… канд. психол. наук/ИИ Сидоренкова. Ростов-на-Дону. – 2007.
14. Сысоева А. И. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПЛОЧЕННОСТИ МАЛЫХ ГРУПП//Вестник Томского университета. - 2007
15. Филиндаш П. В., Сергиенко С. К. Социально-психологические детерминанты командообразования: монография //М.: Издательство «АВК-групп. – 2009. – Т. 7. – №. 6.
16. Хотулева М. С. Влияние психотехнических упражнений на социально-психологический климат и сплоченность спортивной команды //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна. – 2009. – Т. 1.
17. Шериф С. Детерминанты групповой сплоченности в футбольной команде //Физическое воспитание студентов. – 2011. – Т. 5. – С. 91-93.
Вопрос-ответ:
Как определяется понятие "сплоченность малой группы"?
Сплоченность малой группы определяется как мера единства, связи и взаимодействия между ее членами.
Какую историю изучения сплоченности можно выделить?
История изучения сплоченности включает исследования, проведенные в разных психологических подходах на протяжении многих лет.
Что предлагает теория Фестингера по поводу сплоченности малых групп?
Теория Фестингера предлагает, что сплоченность малой группы зависит от уровня взаимодействия, внутренней гармонии и доверия между членами группы.
Какие еще подходы к изучению сплоченности существуют в зарубежной психологии?
В зарубежной психологии существуют и другие подходы, такие как теории групповой кохезии, социальной идентичности и теории социальных сетей.
Какие показатели можно использовать для измерения сплоченности малой группы?
Для измерения сплоченности малой группы можно использовать показатели, такие как степень доверия и взаимного понимания между ее членами, наличие общих целей и объединяющих идей, а также эффективность и результативность работы группы.
Что такое сплоченность малой группы?
Сплоченность малой группы - это степень единства, согласованности и взаимодействия внутри группы, которая влияет на ее эффективность и результативность.
Каковы основные теоретические подходы к изучению сплоченности малой группы?
Основные теоретические подходы включают общее определение сплоченности, теорию Фестингера, четырехфакторную модель, другие подходы в зарубежной психологии и подходы в отечественной психологии.
Какие факторы влияют на сплоченность малой группы?
Факторы, влияющие на сплоченность малой группы, включают ценности и цели группы, взаимодействие между участниками, уровень коммуникации и взаимопонимания, а также степень поддержки и кооперации внутри группы.
Как можно измерить сплоченность малой группы?
Один из подходов к измерению сплоченности малой группы - это использование общих показателей, таких как эффективность группы, достижение целей, степень удовлетворенности участников группы и уровень конфликтов.
Какие выводы можно сделать из теоретического изучения сплоченности малой группы?
Из теоретического изучения сплоченности малой группы можно сделать вывод, что сплоченность играет важную роль в эффективном функционировании группы и достижении ее целей. Понимание факторов, влияющих на сплоченность, может помочь улучшить работу и взаимодействие внутри группы.
Какое определение сплоченности группы предлагает статья?
Статья предлагает несколько определений сплоченности группы, включая общее определение, определение по теории Фестингера, четырехфакторную модель.