Обучение и воспитание детей с тяжелыми интелектуальными и множественными нарушениями
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности психического развития детей с комплексными нарушениями 5
1.1 Сущность понятие комплексных нарушений 5
1.2 Психологические особенности детей, имеющих комплесные нарушения 6
2. Основные направления педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные и множественные нарушения 9
3. Стили воспитания в семье, имеющих детей с множественными нарушениями 15
Заключение 19
Список литературы 20
Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и в сильные его стороны, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи.Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его индивидуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющим стратегию и тактику его воспитания, можно выделить следующие модели семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка - инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.[9; 198 стр.]Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанные на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести особого ребенка к глубокой психической травме. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:Полученные результаты проведенного исследования позволили раскрыть своеобразие социального, психического, речевого развития детей с комплексными нарушениями, что в свою очередь является отправной точкой в разработке индивидуального маршрута развития, который может реапизовыватьсяна основе специально разработанных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.В качестве основных направлений обучения и воспитания используются следующее:формирование представлений ребенка о себе;формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;познание предметного мира, участие в созидательной деятельности.Анализируя модели воспитания, используемые родителями детей с отклонениями в развитии, следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, формы контакта с ребенком и определяют модель его воспитания. Однако не стоит забывать, что формирование межличностных отношений осуществляется под воздействием различных причин. К факторам, влияющим на формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии, можно отнести: характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные особенности и ценностные ориентации родителей, социальную среду и условия, в которых родителями реализуются воспитательные задачи.Список литературыАкатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход к психокоррекционной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. 2005. №3.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб.пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 2001.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Москва, Педагогика, 2008.Технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии в современных условиях. Программа повышения квалификации. Сочи. 2002.Теория социальной работы: Учебник / Под.ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 2001. 334 с.ВыготскийЛ.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 2009.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход к психокоррекционной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. 2005. №3.
3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 2001.
4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Москва, Педагогика, 2008.
5. Технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии в современных условиях. Программа повышения квалификации. Сочи. 2002.
6. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 2001. 334 с.
7. ВыготскийЛ.С. Проблемы дефектоло¬гии. М., 1995.
8. Лубовский В.И. Психологические проб¬лемы диагностики аномального развития детей. М., 2009.
Вопрос-ответ:
Какие особенности психического развития у детей с комплексными нарушениями?
У детей с комплексными нарушениями обычно наблюдаются отклонения в интеллекте и психическом развитии. Они могут иметь задержку в развитии речи, нарушения в обучении и проблемы с самостоятельностью. Также возможны поведенческие и эмоциональные проблемы.
Чем отличаются комплексные нарушения от других видов нарушений?
Комплексные нарушения включают несколько видов нарушений одновременно. Это могут быть интеллектуальные нарушения, нарушения речи, нарушения двигательной активности и другие. Такая комбинация нарушений делает обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями особенно сложными.
Какие психологические особенности у детей с комплексными нарушениями?
У детей с комплексными нарушениями часто наблюдаются проблемы в развитии самооценки и самоидентичности. Они могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и установлении отношений. Также возможны повышенная чувствительность к стрессу, тревожность и проблемы с адаптацией в новых ситуациях.
Какая педагогическая работа проводится с детьми с тяжелыми интеллектуальными и множественными нарушениями?
Педагогическая работа с детьми с тяжелыми интеллектуальными и множественными нарушениями основывается на индивидуальном подходе и использует специальные методики обучения и развития. Важными направлениями работы являются развитие коммуникативных навыков, социализация, развитие моторики и самообслуживания.
Есть ли различия в стилях воспитания детей с множественными нарушениями в семье?
Да, стили воспитания в семье детей с множественными нарушениями могут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его потребностей. Однако важно создавать поддерживающую и стимулирующую среду, в которой ребенок может развиваться и достигать успехов.
Какие особенности психического развития у детей с комплексными нарушениями?
Особенности психического развития у детей с комплексными нарушениями включают снижение уровня интеллекта, задержку речевого и двигательного развития, а также нарушения в социальной адаптации.
Какие психологические особенности характерны для детей с комплексными нарушениями?
Дети с комплексными нарушениями часто испытывают трудности в общении, имеют ограниченные возможности самостоятельного функционирования, а также могут проявлять агрессивное или автоматическое поведение.
Какие основные направления педагогической работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными и множественными нарушениями?
Основные направления педагогической работы с такими детьми включают создание специальных образовательных программ, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование коммуникативных и развивающих методик, а также сотрудничество с родителями и специалистами.